Письмо Госналогслужбы РФ от 23 ноября 1998 г. N ВК-6-09/849@
Госналогслужба России сообщает, что в связи с выходом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.98 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" Минфином России, Госналогслужбой России и Центральным Банком России подготовлен проект Положения об исполнении кредитными организациями и учреждениями Банка России платежных документов юридических лиц на перечисление налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, который в настоящее время проходит процесс согласования.
Налоговым кодексом РФ установлено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Госкомсвязи РФ
Пунктом 4 названного проекта Положения предусмотрено, что налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту налогового учета полученный в банке дополнительный экземпляр платежного поручения с отметками "Принято" и "Проведено" и копию выписки лицевого счета налогоплательщика, которые остаются в налоговом органе и служат основанием для приостановления бесспорного взыскания не поступивших в бюджет платежей.
В соответствии с вышеперечисленными изменениями в налоговом законодательстве Управлением учета, прогнозирования и анализа налоговых поступлений поручено разработчикам внести следующие изменения в программное обеспечение по ведению карточек лицевых счетов налогоплательщиков и формированию налоговой отчетности:
1. По каждому налогу открываются отдельные карточки лицевых счетов по консолидированному бюджету, а также по федеральному, областному, городскому и районному бюджетам.
Поскольку обязанность налогоплательщика считается исполненной начиная с даты списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, проводка в карточки лицевого счета списанных с расчетного счета налогоплательщика и зачисленных в бюджеты средств осуществляется в следующем порядке.
На основании дополнительного платежного поручения и выписки лицевого счета, представленного в налоговые органы налогоплательщиком, в котором кредитной организацией проставлена отметка о дате списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, списанные суммы проводятся в лицевой счет по консолидированному бюджету по дате списания средств с расчетного счета. По уровням бюджетов поступившие суммы платежей проводятся после распределения их органами федерального казначейства. При этом в карточках лицевых счетов по уровням бюджетов проставляются две даты: дата списания средств с расчетного счета налогоплательщика и дата зачисления средств в бюджеты, внебюджетные фонды.
Для исчисления пеней и расчета неисполненной обязанности налогоплательщика по уплате налоговых платежей датой уплаты считается дата списания средств с расчетного счета налогоплательщика.
После зачисления средств в соответствующий бюджет, внебюджетный фонд производится сложение пеней исчисленных в карточках лицевых счетов по уровням бюджета.
Если уплата налога (платежа) производится одним платежным поручением с перечислением средств на балансовый счет 40101 "Налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней" и распределение по бюджетам поступивших сумм осуществляется органами федерального казначейства, то начисление пеней производится по сальдо расчетов налогоплательщика по консолидированному бюджету, и распределяется по уровням бюджетов.
При этом следует иметь в виду, что при определении сальдо недоимки по консолидированному бюджету, которое используется для расчета пеней и последующего распределения соответствующих сумм по уровням бюджетов производится исключение переплат, возникших в результате неденежных форм оплаты налогов (зачеты, соглашения, векселя, натуроплата и т.д.).
Указанный пересчет необходимо производить по юридическим лицам ежемесячно перед формированием налоговой отчетности, либо в случае необходимости по запросу пользователя.
Если налоги (платежи) уплачиваются в различные бюджеты отдельными платежными поручениями, то по консолидированному бюджету карточка не открывается, а ведутся только отдельные карточки по уровням бюджетов. При этом дополнительное платежное поручение с отметкой банка о дате списания средств с расчетного счета налогоплательщика проводится в соответствующей карточке с указанием даты списания, а после зачисления средств в бюджеты, внебюджетные фонды проставляется вторая дата - дата зачисления средств на соответствующие бюджетные счета.
2. Показатели форм налоговой отчетности о поступлении платежей в бюджеты, внебюджетные фонды формируются по дате зачисления средств на соответствующие бюджетные счета (дате списания средств с корреспондентского счета кредитных организаций).
Кроме того, доводим до вашего сведения, что в проекты форм налоговой отчетности на 1999 год NN 1-НМ, 1-НОМ, 4-НМ, 4-НОМ вводятся новые показатели и определен следующий порядок их формирования:
- В графе "Начислено по расчетам (декларациям) текущего года" по формам NN 1-НМ, 1-НОМ приводятся данные о начисленных к уплате суммах налогов и иных обязательных платежей по налоговым расчетам (декларациям) текущего года, уточненным расчетам "к доплате" и "к уменьшению" за предыдущие годы, а также доначисленным суммам платежей по актам документальных проверок.
- Графа "Исполнено налогоплательщиками обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей" форм NN 1-НМ, 1-НОМ заполняется по суммам платежей, проведенным в лицевом счете по консолидированному бюджету по дате списания средств со счетов плательщиков.
- Графы форм NN 1-НМ, 1-НОМ о поступлении налоговых платежей в соответствующие бюджеты заполняются по данным органов федерального казначейства, финансовых управлений и карточкам лицевых счетов по уровням бюджетов. При этом датой поступления средств в бюджеты считается дата их зачисления на соответствующие бюджетные счета.
- В форме N 4-НОМ графа "Неисполненные налогоплательщиками обязательства по уплате налоговых платежей" и аналогичные сроки в разделах формы N 4-НМ формируются по данным карточек лицевых счетов по консолидированному бюджету после проводки сумм списанных денежных средств со счетов налогоплательщика. Графы (строки) о задолженности перед бюджетами формируются по данным карточек лицевых счетов по соответствующим бюджетам после проводки данных, полученных от органов федерального казначейства и финансовых управлений, и рассчитываются по дате зачисления средств на соответствующие бюджетные счета.
3. В связи с изменением понятия задолженность налогоплательщика, которая сейчас считается погашенной начиная с даты списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, необходимо также внести изменения в программные средства для определения сальдо расчетов с бюджетом.
Приказом МНС РФ от 18 августа 2000 г. N БГ-3-18/297 определены меры по обеспечению принятия и реализации решений Комиссии МНС РФ по рассмотрению вопросов отражения в лицевых счетах налогоплательщиков денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков, но не зачисленных на счета по учету доходов бюджетов
Возникла необходимость в разделении понятий "неисполненная обязанность налогоплательщика" и "задолженность перед бюджетом".
При введении новых понятий следует при выведении ежемесячного сальдо расчетов с бюджетом налогоплательщика предусмотреть две строки:
- неисполненная обязанность налогоплательщика по уплате налогов, которая определяется как разница между начисленными и списанными с расчетного счета налогоплательщика суммами. По этому признаку формируются реестры недоимщиков, к которым налоговые органы применяют соответствующие меры взыскания. Кроме того, на основании дополнительных платежных документов с отметкой банка о списании средств со счетов налогоплательщика необходимо предусмотреть формирование реестров кредитных организаций, задерживающих исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых распоряжений налоговых органов;
- задолженность перед бюджетом, которая определяется как разница между начисленными суммами и зачисленными на соответствующие бюджетные счета средствами.
Настоящие изменения в порядок ведения карточек лицевых счетов и формирования налоговой отчетности вводятся с января 1999 года.
При переносе сальдо недоимки и переплаты на следующий год, помимо сальдо неисполненной обязанности по уплате налогов и сальдо недоимки перед бюджетом необходимо вынести в новый лицевой счет все списанные с расчетных счетов налогоплательщика суммы и не зачисленные в истекшем году на бюджетные счета, с указанием даты списания.
Для переноса в карточки лицевого счета 1999 года берутся суммы, списанные со счетов налогоплательщика после 12 октября 1998 года (дата вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.98 г. N 24-П) при условии незачисления их в 1998 году на соответствующие счета бюджетов.
После утверждения все нормативные документы по вышеперечисленным вопросам, а также доработанное программное обеспечение будут доведены до госналогинспекций по субъектам Российской Федерации.
Государственный советник
налоговой службы I ранга |
В.Г.Кораблев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ от 23 ноября 1998 г. N ВК-6-09/849@
Текст письма официально опубликован не был