О проведении налоговых проверок см. Налоговый Кодекс РФ
В соответствии с Законом РСФСР "О плате за землю" земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Ответственность за правильность исчисления и своевременной уплаты налога на земельные участки, предоставляемые юридическими лицами, возлагается на их руководителей.
Юридические лица ежегодно не позднее установленного названным Законом срока обязаны представлять в государственные налоговые инспекции (далее именуемые "налоговые органы") по месту нахождения облагаемых объектов расчеты причитающихся с них платежей земельного налога в текущем году по установленной форме, утвержденной инструкцией Минфина России, Роскомзема и Госналогслужбы России по применению Закона РСФСР "О плате за землю" от 17 апреля 1992 г. NN 21, 2-10-1/1020, 11.
Инструкция Минфина РФ, Роскомзема и Госналогслужбы РФ от 17 апреля 1992 г. NN 21, 2-10-1/1020, 11 утратила силу
См. Инструкцию МНС РФ от 21 февраля 2000 г. N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю", утвержденную приказом МНС РФ от 6 марта 2000 г. N АП-3-04/90
По вновь отведенным в течение года земельным участкам расчеты налога представляются юридическими лицами в течение месяца с момента их предоставления.
Платежи земельного налога исчисляются отдельно по каждому земельному участку, предоставленному юридическому лицу в собственность, владение или пользование, а за земли, занятые их жилищным фондом, отдельно по каждому домовладению.
Если объекты обложения (земельные участки) юридических лиц расположены на территории, обслуживаемой одним налоговым органом, допускается представление одного сводного расчета по всем объектам, но с приложением к нему разработочных таблиц, формы NN 1 - 4 с указанием в них площадей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому земельному участку и домовладению, так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с нахождением их в различных зонах градостроительной ценности территории городов и поселков городского типа, а также при обложении земель сельскохозяйственного назначения в связи с различными категориями земель, видами и подвидами сельскохозяйственных угодий.
Если объекты обложения одного юридического лица расположены на территории, обслуживаемой несколькими налоговыми органами, то в каждый налоговый орган ими представляется расчет налога за те объекты обложения, которые находятся на территории, обслуживаемой данным налоговым органом.
В соответствии со ст. 11 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" государственные налоговые инспекции несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков - предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей по мере возникновения необходимости, но не реже одного раза в два года.
Документальные проверки расчетов по земельному налогу осуществляются в соответствии с годовыми планами работ налогового органа и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы. В них включаются в первую очередь юридические лица, имеющие в собственности, владении или пользовании наибольшие размеры земельных участков и большой удельный вес поступлений в бюджеты земельного налога, а также юридические лица, перечисленные в пункте 32 указанной инструкции и обязанные централизованно представлять расчеты налоговым органам по каждому административному району в связи с нахождением в них их объектов обложения (отделения железных дорог, автомобильные дороги, объединения "Автодор", объединения и предприятия Минтопэнерго России, Минсвязи России и др.).
Документальной проверке расчетов предшествует проверка без выхода на предприятие, в учреждение и организацию, которая проводится должностными лицами налогового органа по каждому расчету в момент их получения. При этом в целях выявления возможных ошибок, допущенных при составлении расчетов, необходимо выяснить, правильно ли показана площадь земельных участков по сравнению с расчетом истекшего года, правильно ли применены ставки за земли в зависимости от их целевого назначения, исчислены платежи и распределены начисленные суммы по срокам уплаты, приложены ли к расчетам разработочные таблицы, формы NN 1 - 4, указанные в приложений к инструкции "По применению Закона РСФСР "О плате за землю" от 17 апреля 1992 г. Если при этом будут установлены факты неправильного учета площадей земельных участков или неправильного применения ставок налога, другие арифметические ошибки в подсчете платежей и распределении их по срокам уплаты, должностное лицо налогового органа оперативного уточнения этих данных вносит в расчет налога соответствующие исправления.
Все внесенные при этом в расчет исправления должны быть подписаны должностным лицом налогового органа и сообщены юридическому лицу, а расчет передается в установленном порядке работнику налогового органа, на которого возложен учет платежей, для открытия лицевого счета на этого плательщика.
Основная задача документальной проверки расчетов земельного налога с выходом на предприятие, в учреждение, организацию - установить по документам площади земельных участков, подлежащих налогообложению, правильность применения ставок налога в зависимости от целевого назначения предоставленных юридическому лицу земель и их местоположения, а в конечном итоге - правильность исчисления земельного налога, распределения его по срокам уплаты и своевременность уплаты исчисленных платежей налога.
При этой документальной проверке расчетов могут использоваться, в частности, следующие документы:
- государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, первый экземпляр которого выдается собственнику, владельцу, пользователю земли, второй хранится в соответствующем Совете народных депутатов. В этом документе содержатся данные о площади участков земли, предоставленной в собственность, владение или пользование, чертеж границ этих земель, их количественная характеристика, список земельных участков с особым режимом использования земель (санитарно-защитные зоны, земли природоохранного, водоохранного рекреационного, историко-культурного значения и т.д.) с указанием номера участка на чертежей;
- свидетельство о праве собственности на землю или свидетельство о бессрочном (постоянном) пользовании землей (временные документы, действующие до выдачи государственного акта установленной формы), в котором указывается площадь земли и целевое назначение использования этой земли.
Названные выше государственные акты и свидетельства подлежат регистрации в книге государственных актов на право пользования землей, ведущейся местным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, в котором указывается номер госакта, площадь земли, закрепленная 1 за землепользователем по госакту, дата вручения госакта;
- договор временного пользования землей, в котором указывается общая площадь земельных участков, предоставленных во временное пользование, план земельных участков, их экспликация, список земельных участков с особым режимом их использования;
- договор аренды земель, где арендодателями земельных участков являются соответствующие Советы народных депутатов и собственники земли (граждане, имеющие земельные участки в собственности, колхозы, сельскохозяйственные кооперативы, акционерные общества, совхозы, другие сельскохозяйственные предприятия, сдающие в аренду для сельскохозяйственного использования другим юридическим лицам или гражданам временно не используемые ими сельскохозяйственные угодья, находящиеся в их собственности, в соответствии со ст.13 Земельного кодекса РСФСР), в котором указывается общая площадь и план земель, переданных в аренду, их экспликация и список земельных участков с особым режимом их использования. За земли, переданные в аренду местными Советами народных депутатов, арендная плата взимается с арендатора, во всех других случаях - с арендодателя, если иное не предусмотрено в договоре аренды. Размер условия и срока внесения арендной платы устанавливается договором. При аренде земель сельскохозяйственного назначения ее величина не должна превышать суммы земельного налога с арендуемых участков.
При проверке расчетов юридических лиц, еще не получивших государственных актов или временных свидетельств на право собственности на землю, владения или пользования земельным участком, по согласованию с местными органами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право (чертежи, планы земельного участка, решения местных Советов народных депутатов об отводе земли и др.).
Во всех случаях при проверке полноты включения в расчет земельных участков, обслуживающих ведомственный жилищный фонд, других строений и сооружений, необходимо по документам первичного учета этих строений и сооружений (инвентаризационная опись, карточки, книги, оборотная ведомость к счету 01 "Основные средства") установить их наличие и местоположение (адрес), определить правильность применения ставок налога в зависимости от их целевого назначения и местоположения (в связи с нахождением этих объектов в различных зонах градостроительной ценности территории городов и поселков городского типа, вне границ этих городов и поселков, в сельских населенных пунктах или вне их, земли, обслуживающие жилищный фонд или другие строения и сооружения, подлежащие налогообложению по разным ставкам и т.п.).
Для указанных выше целей можно использовать также и статистический отчет "О наличии и движении основных средств", ежегодно представляемый юридическими лицами органам Госкомстата России по состоянию на 1 января, в III разделе которого отражаются в суммовом выражении непроизводственные основные средства, используемые для обслуживания социально-бытовой сферы деятельности предприятия (организации): жилищного хозяйства, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, организации образования, здравоохранения и т.п., учитываемые на субсчете 01-3 "Непроизводственные основные средства", и сопоставить их с данными инвентарных карточек на предмет установления, все ли объекты обложения в них учтены.
Как в ходе подготовки, так и в ходе проведения самих документальных проверок налоговые органы могут использовать в качестве контрольных материалов следующие данные:
- данные ежегодного статистического отчета формы N 22 "О наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам и собственникам", составляемого соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, в котором содержатся обобщенные данные о площади земель в гектарах как в целом по сельскохозяйственным угодьям, так и по их видам, лесного и водного фондов, земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения и другие* иные по "категориям землевладельцев, землепользователей и собственников в административных границах района, города, области, края, округа, республики (так называемые данные земельного баланса). Эти данные государственного учета земель должны содержаться и в годовых отчетах* колхозов, совхозов и других сельхозпредприятий, представляемых ими в налоговые органы (форма N 9 АПК), а также имеется и у других юридических лиц, обязанных представлять статистический отчет по форме N 221;
- землеотводные дела, которые ведутся управлениями (отделами) архитектуры и градостроительства районов, городов, в которых содержатся геодезические съемки земельного участка, предоставленного землепользователю, площадь территории и ее привязка, технико-экономические показатели, площадь застройки, решения местных Советов народных депутатов и местной администрации об отводе земельных участков, заключения соответствующих контролирующих служб и т.д.;
- инвентаризационные дела на жилые дома бюро технической инвентаризации;
Если объекты обложения проверяемого юридического лица расположены на территории, обслуживаемой разными налоговыми органами, необходимо проверить, представлялись ли им расчеты налога в налоговые органы по месту нахождения земельных участков, отразив это в акте проверки.
Результаты документальной проверки при отсутствии выявленных нарушений налогового законодательства могут оформляться справками, а при установлении каких-либо нарушений - актами.
Справки и акты составляются, как правило, в двух экземплярах и подписываются должностным лицом налогового органа, производившим проверку, руководителем и главным (старшим) бухгалтером проверяемого предприятия или другого юридического лица.
В справках и актах обязательно указывается полное наименование юридического лица, дата проверки, период, за который она проводилась, должность, фамилия, имя и отчество должностного лица налогового органа, производившего проверку, а также руководителя и главного (старшего) бухгалтера проверяемого предприятия или другого юридического лица, а также данные о соблюдении или нарушении налогового законодательства проверяемым юридическим лицом в части своевременности и полноты представления налоговым органом расчетов по земельному налогу, полноты включения в них всех объектов обложения (земельных участков) с указанием их площади, правильности применения ставок при их обложении в зависимости от целевого назначения и местоположения этих земельных участков и правильности исчисления сумм налога, распределения исчисленных платежей по срокам уплаты, полноты и своевременности перечисления их в соответствующие бюджеты местных Советов народных депутатов.
В актах указываются все выявленные при проверке нарушения, а также делается расчет дополнительно исчисленных или сложенных сумм налога с указанием сроков уплаты или по каким срокам слагаются суммы налога, пени, а также санкций, предусмотренных Законами Российской Федерации "О государственной налоговой службе Российской Федерации" и "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В изложении актов документальных проверок должна быть соблюдена объективность, ясность, лаконичность и точность описания выявленных фактов нарушения налогового законодательства. По каждому факту нарушения должно быть четко изложено его содержание (по какому конкретно земельному участку, например, неправильно применены ставки налога, какой объект не учтен в расчете (сокрыт от обложения) и т.п.).
В случаях несогласия с фактами, изложенными в акте, руководители, главные (старшие) бухгалтеры проверяемых предприятий и других юридических лиц обязаны подписать акт и имеют право произвести запись о возражениях, прилагая одновременно письменные объяснения, поясняющие мотивы этих возражений. Правильность фактов, изложенных в объяснениях, должна быть проверена, и по ним дано заключение проверяющего.
Все материалы (акты, справки) по документальной проверке по прибытии проверяющего в налоговый орган после их регистрации в специальном журнале передаются начальнику отдела, а в необходимых случаях - начальнику государственной налоговой инспекции или его заместителям, которые принимают письменные решения о применении предусмотренных законодательством санкций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания о порядке проведения документальной проверки расчетов юридических лиц по соблюдению ими налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет земельного налога (приложение к письму Госналогслужбы РФ от 13 июля 1993 г. N НП-6-02/228)
Текст Методических рекомендаций официально опубликован не был