Приказ МНС РФ от 31 марта 1999 г. N ГБ-3-16/66
"Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31 марта 1999 г. N 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов"
Приказом МНС РФ от 10 апреля 2000 г. N АП-3-16/138 настоящий приказ признан утратившим силу
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 и пунктом 3 статьи 100 части первой Налогового кодекса Российской Федерации приказываю:
Утвердить инструкцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31 марта 1999 г. N 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов" согласно приложению.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 апреля 1999 г.
Регистрационный N 1768
Инструкция МНС РФ от 31 марта 1999 г. N 52
"О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов"
О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах см. Инструкцию МНС РФ от 10 апреля 2000 г. N 60, утвержденную приказом МНС РФ от 10 апреля 2000 г. N АП-3-16/138
См. комментарий к настоящей инструкции
Инструкция издана на основании части первой Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824).
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единые требования к составлению и форме акта выездной налоговой проверки налогоплательщиков, налоговых агентов (далее - налогоплательщиков), проведенной органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговыми органами), а также к порядку вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки.
1.2. По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящей Инструкции, подписываемый этими лицами и руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем.
1.3. Акт выездной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.
2. Порядок составления акта выездной налоговой проверки
2.1. В акте выездной налоговой проверки подлежат отражению все выявленные в процессе налоговой проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки.
2.2. Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.
2.3. В акте выездной налоговой проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.
2.4. Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в акте выездной налоговой проверки с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю.
2.5. В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту.
2.6. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой передается руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю.
При выявлении налоговым органом обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, акт проверки составляется в трех экземплярах. В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 32 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
2.7. Содержащиеся в акте выездной налоговой проверки сведения, относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками, а также передаче в другие органы, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
2.8. Акт выездной налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
2.9. Вводная часть акта выездной налоговой проверки (общие положения).
2.9.1. Вводная часть акта выездной налоговой проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике.
2.9.2. Вводная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать:
номер акта проверки (присваивается акту при его регистрации в налоговом органе);
полное и сокращенное наименование проверяемой организации согласно учредительным документам или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
наименование места проведения проверки (населенного пункта, на территории которого проводилась проверка);
дату акта проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими проверку;
фамилии, имена, отчества, должности, классные чины (при их наличии) лиц, проводивших проверку с указанием наименования налогового органа, который они представляют. В случае привлечения к проведению налоговой проверки сотрудников органов налоговой полиции во вводной части акта указываются фамилии, имена, отчества, должности, специальные звания этих лиц, а также наименование органа налоговой полиции, который они представляют;
дату и номер постановления руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на проведение выездной налоговой проверки;
указание на вопросы проверки: "проверка по вопросам соблюдения
законодательства о налогах и сборах" (в случае, если проверка охватывает
вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и (или) перечисления
всех видов налогов, обязанность уплаты (удержания и перечисления) которых
возложена на проверяемого налогоплательщика) или "проверка по вопросам
правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления
_______________________________________________" (в случае, если проверка
(наименование налогов)
охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и (или)
перечисления отдельных видов налогов);
период деятельности организации (индивидуального предпринимателя), за который проведена проверка;
даты начала и окончания проверки. При этом датой начала проверки является дата предъявления руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю постановления руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на проведение выездной налоговой проверки, а датой окончания проверки - дата, определенная абзацем шестым настоящего подпункта;
фамилии, имена и отчества должностных лиц проверяемой организации- руководителя, главного бухгалтера либо лиц, исполняющих их обязанности в проверяемом периоде. В случае если в течение проверяемого периода происходили изменения в составе вышеназванных лиц, то перечень этих лиц приводится с одновременным указанием периода, в течение которого эти лица занимали соответствующие должности согласно приказам, распоряжениям, протоколам собраний учредителей или другим документам о назначении и увольнении с занимаемой должности;
адрес места нахождения организации (постоянного места жительства индивидуального предпринимателя), а также места осуществления ее (его) хозяйственной деятельности (указывается в случае осуществления организацией (индивидуальным предпринимателем) своей деятельности не по месту государственной регистрации организации (постоянного места жительства индивидуального предпринимателя);
сведения о наличии лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование органа, выдавшего лицензию, сроки начала и окончания действия лицензии);
сведения о фактически осуществляемых организацией (индивидуальным предпринимателем) видах финансово-хозяйственной деятельности, в том числе о видах деятельности, запрещенных действующим законодательством или осуществляемых без наличия необходимой лицензии;
сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие разделы документации были проверены сплошным, а какие - выборочным методом. В случае неполного представления налогоплательщиком необходимых для проверки документов по запросу должностного лица налогового органа, проводящего проверку, приводится перечень непредставленных документов;
сведения о встречных налоговых проверках, о производстве выемки (изъятия) документов и предметов, проведении экспертизы, инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотра его территорий и помещений и иных действиях, произведенных при осуществлении налоговой проверки;
иные необходимые сведения.
2.10. Описательная часть акта выездной налоговой проверки.
2.10.1. Описательная часть акта выездной налоговой проверки содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения (постановления) по результатам проверки.
В случае выявления в ходе проверки фактов нарушений действующего законодательства, не относящихся к налоговым правонарушениям (нарушения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, нарушения валютного законодательства и др.), указанные факты также подлежат отражению в описательной части акта выездной налоговой проверки применительно к порядку, установленному подпунктом 2.10.2 настоящей Инструкции.
2.10.2. Содержание описательной части акта выездной налоговой проверки должно соответствовать следующим требованиям:
а) Объективность и обоснованность. Отражаемые в акте факты должны являться результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных налогоплательщиком деяний (действий или бездействия).
По каждому отраженному в акте факту налогового правонарушения должны быть четко изложены:
вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому данное правонарушение относится;
оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях организацией (индивидуальным предпринимателем) данными, связанными с исчислением и уплатой налогов, и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты должны быть включены в акт выездной налоговой проверки или приведены в составе приложений к нему;
ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;
квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые нарушены налогоплательщиком;
ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), протоколы опроса свидетелей, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению налогового контроля.
Акт не должен содержать субъективных предположений проверяющего(щих), не основанных на достаточных доказательствах.
б) Полнота и комплексность отражения в акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам налоговых правонарушений.
Каждый установленный в ходе проверки факт налогового правонарушения должен быть проверен полно и всесторонне. Изложение в акте обстоятельств допущенного налогоплательщиком нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения всех иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.
В акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным правонарушениям, в том числе информации о непредставленных в налоговый орган налоговых декларациях; правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком правонарушения, а также обстоятельствах, смягчающих или отягчающих ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения и т.д.
В случае если до момента вручения акта налоговой проверки налогоплательщик внес в установленном порядке дополнения и изменения в налоговую декларацию, а также уплатил недостающую сумму налога и пени, то указанные дополнения и изменения должны быть учтены налоговым органом при подготовке акта выездной налоговой проверки. При этом в акте проверки следует указать дату представления в налоговый орган заявления о дополнении и изменении налоговой декларации, суть внесенных дополнений и изменений, период, к которому они относятся, а также данные об уплате причитающихся сумм налогов и пени.
в) Четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского учета.
г) Системность изложения. Выявленные в процессе проверки нарушения должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером нарушений и видами налогов, на неуплату (неполную уплату) которых данные нарушения повлияли, в разрезе соответствующих налоговых периодов.
Выявленные факты однородных массовых нарушений могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к акту (приложения). В данном случае в тексте акта приводится изложение существа этих нарушений, со ссылкой на конкретные нормы Налогового кодекса Российской Федерации или иных нормативных правовых актов, нарушенные налогоплательщиком, а также общее количественное (суммовое) выражение последствий указанных нарушений и делается ссылка на соответствующие приложения к акту. При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных налоговых правонарушений с указанием: отчетного (налогового) периода, к которому они относятся; наименования, даты и номера документа, по которому совершена соответствующая операция; сущность операции; размер последствий нарушения. Каждое из указанных приложений должно быть подписано проверяющими, а также руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) проверяемой организации (индивидуальным предпринимателем).
2.11. Итоговая часть акта выездной налоговой проверки (заключение) содержит:
сведения об общих суммах выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода и (или) исчисленных в завышенных размерах налогов с разбивкой по видам налогов и налоговым периодам, а также обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений;
предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений. Указанные предложения должны содержать перечень конкретных мер, направленных на пресечение выявленных в результате проверки нарушений и полное возмещение ущерба, понесенного государством в результате их совершения налогоплательщиком (взыскание недоимки по налогам, пени за несвоевременную уплату налогов (с приложением расчета пени), приведение налогоплательщиком учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствие с установленным законодательством порядком и т.д.);
выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика (его представителей) признаков налогового(ых) правонарушения(й) и предложения по привлечению налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Данные выводы и предложения должны содержать изложение состава совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений со ссылкой на соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации, а также предусмотренные этими нормами размеры штрафов.
При наличии обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, они также подлежат отражению в итоговой части акта с одновременным указанием окончательного размера штрафа, рассчитанного с учетом указанных обстоятельств.
2.12. Приложения к акту выездной налоговой проверки.
К акту выездной налоговой проверки должны быть приложены:
постановление руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на проведение выездной налоговой проверки (к акту, вручаемому налогоплательщику, прилагается копия указанного постановления);
уточненные расчеты по видам налогов, составленные проверяющими в связи с выявлением налоговых правонарушений (за исключением случаев, когда указанные расчеты приведены в тексте акта). Расчеты должны быть подписаны проверяющим(и), руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) организации или индивидуальным предпринимателем;
акты инвентаризации имущества организации (индивидуального предпринимателя) (данное приложение приводится, если при проверке была произведена инвентаризация);
материалы встречных проверок (в случае их проведения);
заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);
протоколы опроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., а также протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий).
К акту выездной налоговой проверки также могут прилагаться:
копии (в случаях производства выемки или изъятия у налогоплательщика документов - подлинники) документов, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах. При изложении фактов нарушений законодательства о налогах и сборах в описательной части акта производится запись о приложении изъятых подлинных документов или их копий, подтверждающих наличие соответствующих нарушений;
справка о наличии расчетных, текущих и иных счетов в банках (других кредитных учреждениях), подписанная проверяющим(и) и руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем;
справка о размере уставного капитала на момент образования (перерегистрации) организации и на дату начала проверки, а также о полноте его формирования; составе учредителей с указанием доли участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных юридических и физических лиц и т.д., подписанная проверяющим(и) и руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем;
справка о месте нахождения филиалов и иных обособленных подразделений, представительств (их адреса, ИНН), дислокации производственных и складских помещений, торговых точек, расположенных за пределами основной территории организации, наличии в собственности налогоплательщика земельных участков, подписанная проверяющим(и) и руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем;
иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов налоговых правонарушений и для принятия правильного решения (постановления) по результатам проверки.
3. Порядок подписания, вручения, регистрации акта выездной налоговой проверки и его рассмотрения руководителем (его заместителем) налогового органа
3.1. Акт выездной налоговой проверки должен быть подписан участвовавшими в проверке уполномоченными должностными лицами налогового органа, а также руководителем (лицом, исполняющим его обязанности) проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем.
3.2. Подписанный уполномоченными должностными лицами налогового органа акт выездной налоговой проверки вручается руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) организации-налогоплательщика (индивидуальному предпринимателю), о чем на последней странице экземпляра акта, остающегося на хранении в налоговом органе, делается запись: "Экземпляр акта с ... (указывается количество приложений) приложениями на листах получил" за подписью руководителя (лица, исполняющего его обязанности) организации или индивидуального предпринимателя, получившего акт, с указанием его фамилии и инициалов, а также даты вручения акта.
В случае, когда указанные выше лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, должностными лицами налогового органа составляется соответствующий акт, дата составления которого признается датой вручения акта налоговой проверки.
Акт налоговой проверки может быть направлен налогоплательщику по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В этом случае к экземпляру акта, остающемуся на хранении в налоговом органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или иного способа передачи акта налогоплательщику.
3.3. При отказе руководителя (лица, исполняющего его обязанности) организации-налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) от подписания акта должностным лицом налогового органа, возглавляющим проверяющую группу, на последней странице акта производится запись: "Налогоплательщик от подписи отказался", заверенная подписью указанного должностного лица.
3.4. По окончании выездной налоговой проверки акт проверки не позднее следующего дня после прибытия проверяющего(их) в налоговый орган подлежит регистрации в специальном журнале, страницы которого должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью налогового органа.
3.5. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения подписанного проверяющими акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом, или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок, не превышающий двух недель со дня получения акта проверки, передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
3.6. По истечении двухнедельного срока, установленного для представления налогоплательщиком в налоговый орган письменного объяснения мотивов отказа подписать акт или возражений по акту, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, документы, изъятые у налогоплательщика, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.
В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки должны рассматриваться в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган обязан известить налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
4. Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки
4.1. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение не более десяти дней со дня окончания рассмотрения указанных материалов выносит решение, оформленное в виде постановления:
1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Перед принятием руководителем (заместителем руководителя) налогового органа постановления по результатам рассмотрения материалов проверки его проект визируется юристом налогового органа.
По актам налоговых проверок, в которых указано на отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, постановление не выносится.
4.2. Постановление налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.
Вводная часть постановления должна содержать: номер постановления, дату его вынесения; наименование населенного пункта; наименование налогового органа, классный чин (при его наличии), фамилия, имя и отчество руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, от имени которого вынесено постановление; дату и номер акта выездной налоговой проверки, по материалам которой выносится постановление; полное наименование организации (фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого вынесено постановление.
В описательной части постановления излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, а также обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность; оценка представленных налогоплательщиком доказательств, опровергающих факты, выявленные проверкой или свидетельствующих о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность.
Резолютивная часть постановления должна содержать: ссылку на статьи 31 и 101 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предоставляющие право руководителю (заместителю руководителя) налогового органа выносить постановление о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет; суммы начисленных пени за несвоевременную уплату налогов; суммы исчисленных в завышенных размерах налогов; указания на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие меры ответственности за конкретные налоговые правонарушения и применяемые меры ответственности, а также предложения по устранению выявленных налоговых правонарушений.
Примерная форма указанного постановления приведена в приложении N 2 к настоящей Инструкции.
4.3. Постановление налогового органа об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно содержать:
во вводной части - данные, аналогичные указанным в абзаце втором пункта 4.2 настоящей Инструкции;
в описательной части: изложение выявленных в ходе проверки обстоятельств, которые содержали признаки налоговых правонарушений, а также установленных в процессе производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
в резолютивной части: постановление об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности со ссылкой на соответствующие положения статьи 109 части первой Налогового кодекса Российской Федерации; суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, суммы начисленных пени за несвоевременную уплату налогов, суммы исчисленных в завышенных размерах налогов, предложения по устранению выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (указанные реквизиты приводятся в случае выявления проверкой неуплаченных (не полностью уплаченных) сумм налогов в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода и (или) исчисленных в завышенных размерах сумм налогов).
Примерная форма указанного постановления приведена в приложении N 3 к настоящей Инструкции.
4.4. При наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного постановления о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит постановление о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Указанное постановление должно содержать:
во вводной части - данные, аналогичные указанным в абзаце втором пункта 4.2 настоящей Инструкции;
в описательной части - изложение обстоятельств, вызывающих необходимость проведения дополнительных мероприятий налогового контроля;
в резолютивной части - постановление о назначении конкретных дополнительных мероприятий налогового контроля.
Примерная форма указанного постановления приведена в приложении N 4 к настоящей Инструкции.
Приложение N 1
к инструкции МНС РФ
от 31 марта 1999 г. N 52
Акт N____
выездной налоговой проверки
_________________________________________________________________________
(полное и сокращенное наименование организации (Ф.И.О. индивидуального
_________________________________________________________________________
предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)
_______________________________________ ____________________________
(наименование населенного пункта) (дата акта)
Нами (мною), _________________________________________________________
(должности, классные чины,
________________________________________________________________________
Ф.И.О. лиц, проводивших налоговую проверку)
на основании постановления руководителя (заместителя руководителя)
_________________________________________________________________________
(наименование налогового органа)
от __________________________ N _____________ проведена проверка
(дата)
_________________________________________________________________________
(наименование организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)
по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (по вопросам
правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления
________________________________________________________________________)
(наименование налогов)
за период с ______________ по _______________.
Проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и сборах.
1. Общие положения
1.1. Проверка начата ______________ г., окончена ________________г.
1.2. Должностными лицами (руководитель, главный бухгалтер либо лица, исполняющие их обязанности) организации в проверяемом периоде являлись:
___________________________________ - ________________________________,
(наименование должности) (фамилия, И.О.)
___________________________________ - _________________________________
(наименование должности) (фамилия, И.О.)
1.3. Адрес места нахождения организации (адрес постоянного места
жительства индивидуального предпринимателя): ____________________________
_________________________________________________________________________
Место осуществления деятельности ___________________________________
_________________________________________________________________________
(указывается в случае осуществления организацией (индивидуальным предпринимателем) своей деятельности не по месту государственной регистрации организации (постоянного места жительства индивидуального предпринимателя)
1.4. __________________________ имеет лицензию N ______________
(наименование организации или
Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)
от "____"___________199 _ г., выданную __________________________________
(наименование органа, выдавшего лицензию)
на осуществление ________________________________________________________
(указывается лицензируемый вид деятельности и приводятся данные о наличии
всех лицензий на право осуществления отдельных видов деятельности, а
также сроки начала и окончания действия лицензии)
1.5. Фактически за проверяемый период организация (индивидуальный предприниматель) осуществляла:
_________________________________________________________________________
(указываются виды деятельности)
_________________________________________________________________________
Виды деятельности, запрещенные действующим законодательством:____________
_________________________________________________________________________
(при отсутствии таких видов деятельности указанная запись неприводится)
Виды деятельности без наличия необходимой лицензии: _____________________
_________________________________________________________________________
(при отсутствии таких видов деятельности указанная запись не приводится)
1.6. Настоящая налоговая проверка проведена ________________________
(метод проведения проверки)
методом проверки представленных первичных бухгалтерских документов,
журналов-ордеров, ведомостей аналитического и синтетического учета,
главной книги и т.п. (Приводится перечень видов проверенных документов. В
случае неполного представления налогоплательщиком документов, связанных с
исчислением и уплатой налогов приводится перечень непредставленных
документов).
1.7. В ходе настоящей налоговой проверки проведены:
инвентаризация имущества налогоплательщика. Материалы инвентаризации прилагаются (приложение N ___);
встречные проверки _________________________________________________
(наименование организаций, Ф.И.О.
индивидуальных предпринимателей, ИНН)
Акт(ы) встречной(ых) налоговой(ых) проверки(ок) прилагается(ются)
(приложение N _____);
осмотр (обследование) помещения (территории) налогоплательщика.
Акт(ы) осмотра (обследования) прилагается(ются) (приложение N _____);
_________________________________________________________________________
(наименование иных действий по осуществлению налогового контроля) Протокол(ы) прилагается(ются) (приложение N ___).
2. Настоящей проверкой установлено следующее:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Приводятся документально подтвержденные факты налоговых и иных
правонарушений в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 2.10
настоящей инструкции, или указание на отсутствие таких фактов.
3. Заключение
3.1. Всего по результатам настоящей проверки установлено:
3.1.1. Неуплата (неполная уплата) __________________________________
(наименование налога)
___________________________________ в сумме _________ тыс.руб.;
в том числе:
за ___________________________ в сумме _________ тыс.руб.;
(налоговый период)
за ___________________________ в сумме _________ тыс.руб.;
(налоговый период)
3.1.2. Неуплата (неполная уплата) __________________________________
(наименование налога)
___________________________________ в сумме _________ тыс.руб.;
в том числе:
за ___________________________ в сумме _________ тыс.руб.;
(налоговый период)
за ___________________________ в сумме _________ тыс.руб.;
(налоговый период)
.........................................................................
3.1.3. Итого неуплата (неполная уплата) налогов установлена в сумме ________ тыс.рублей.
3.1.4. _____________________________________________________________ _________________________________________________________________________ (приводятся обобщенные сведения о других установленных проверкой фактах налоговых и иных правонарушений)
3.2. По результатам проверки предлагается:
3.2.1. Взыскать с _________________________________________________:
(наименование организации (Ф.И.О. индивидуального
предпринимателя)
а) указанные в пункте 3.1 суммы неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов;
б) пени за несвоевременную уплату налогов в сумме ______ тыс.руб., в том числе:
по __________________________ - в сумме ______________ тыс.руб.;
(указывается вид налога)
по __________________________ - в сумме ______________ тыс.руб.;
(указывается вид налога)
(Расчеты пени прилагаются)
3.2.2. Уменьшить на исчисленные в завышенных размерах суммы:
__________________________ за __________________ - _______ тыс.руб.;
(указывается вид налога) (налоговый период)
3.2.3. Привлечь ____________________________________________________
(наименование организации
(Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)
к налоговой ответственности за совершение налоговых(ого)
правонарушений(ия):
а) За ______________________________________________________________
(указывается состав налогового правонарушения)
________________________________________________________________________,
на основании пункта ________ статьи ______ Налогового кодекса Российской
Федерации - в виде штрафа в размере ................ - ________ тыс.руб.;
б) За ______________________________________________________________
(указывается состав налогового правонарушения)
________________________________________________________________________,
на основании пункта ______ статьи ______ Налогового кодекса Российской
Федерации - в виде штрафа в размере ................ - ________ тыс.руб.;
в) _________________________________________________________________
3.2.4. _____________________________________________________________
(наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)
внести необходимые исправления в бухгалтерский учет, в частности:
а) отразить сумму заниженной прибыли в размере __________ тыс.руб. в бухгалтерской отчетности по состоянию на _________________________ г. как прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году;
б) _________________________________________________________________
3.2.5. _____________________________________________________________
(приводятся другие предложения проверяющих по устранению
выявленных налоговых правонарушений)
Приложения на _____ листах.
Подписи должностных лиц Руководитель (лицо,
налогового органа: исполняющее его обязанности)
_______________________________ _______________________________
_______________________________ _______________________________
(должность, чин, наименование (наименование организации)
налогового органа) (индивидуальный предприниматель)
____________ ___________ _____________ ____________
(подпись) (Ф.И.О.) (подпись) (Ф.И.О.)
Экземпляр акта с _____________________ приложениями получил:
(количество приложений)
Руководитель (лицо, исполняющее его обязанности):
___________________________________________ ____________ ______________
(полное наименование организации, (подпись) (Ф.И.О.)
индивидуальный предприниматель) __________
(дата)
Приложение N 2
к инструкции МНС РФ
от 31 марта 1999 г. N 52
Постановление N ___
о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового
правонарушения
_________________________________ _____________________ г.
(наименование населенного пункта) (дата)
Руководитель (заместитель руководителя) ___________________________
(наименование налогового органа,
________________________________________________________________________
классный чин, Ф.И.О.)
рассмотрев Акт выездной налоговой проверки от ________________________ г.
N ___________ _______________________________________________________
(полное наименование проверяемой организации
(Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), ИНН)
а также _________________________________________________________________
(указываются документы и материалы, представленные
________________________________________________________________________,
налогоплательщиком)
установил: ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового
правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и
иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства; оценка
представленных налогоплательщиком доказательств, опровергающих факты,
выявленные проверкой или свидетельствующих о наличии обстоятельств,
смягчающих или отягчающих ответственность)
Руководствуясь статьями 31, 101 части первой Налогового кодекса Российской Федерации
Постановил:
1. Привлечь _____________________________________________:
(полное наименование проверяемой организации)
(Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)
к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения,
предусмотренной:
1.1. пунктом _______ статьи _____ части первой Налогового кодекса
Российской Федерации ____________________________________________________
_________________________________________________________________________
(указывается состав налогового правонарушения)
в виде штрафа в размере ............................ - ________ тыс.руб.;
1.2. пунктом ________ статьи _______ части первой Налогового кодекса
Российской Федерации ____________________________________________________
_________________________________________________________________________
(указывается состав налогового правонарушения)
в виде штрафа в размере ............................ - ________ тыс.руб.;
2. Предложить ___________________________________________:
(полное наименование проверяемой организации
(Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)
2.1. Перечислить в срок, установленный в требовании об уплате недоимки по налогу, пени, сумм налоговых санкций, а также об устранении выявленных нарушений суммы:
а) налоговых санкций, указанных в пункте 1 настоящего Постановления;
б) неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов:
__________________________ - ______________ тыс.руб.;
(указывается вид налога)
__________________________ - ______________ тыс.руб.;
(указывается вид налога)
Всего: ________ тыс.руб.
в) пени за несвоевременную уплату налога:
__________________________ в сумме - ______ тыс.руб.;
(указывается вид налога)
__________________________ в сумме - ______ тыс.руб.;
(указывается вид налога)
Всего: ________ тыс.руб.
2.2. Уменьшить на исчисленные в завышенных размерах суммы:
______________________ за _______________ - _______ тыс.руб.;
(указывается вид налога) (налоговый период)
2.3. Внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Руководитель (заместитель
руководителя)
________________________________
(наименование налогового органа)
________________________________ ________________ ___________________
(классный чин) (подпись) (Ф.И.О.)
Копию Постановления по акту выездной налоговой проверки получил:
Руководитель (лицо, исполняющее его обязанности):
__________________________________ ________________ ________________
(полное наименование организации) (подпись) (Ф.И.О.)
(индивидуальный предприниматель)
________________
(дата)
Приложение N 3
к инструкции МНС РФ
от 31 марта 1999 г. N 52
Постановление N ________
об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового
правонарушения
____________________________________ ______________________
(наименование населенного пункта) (дата)
Руководитель (заместитель руководителя) ___________________________,
(наименование налогового органа
________________________________________________________________________,
классный чин, Ф.И.О.)
рассмотрев Акт выездной налоговой проверки от ________________________ г.
N ___________ _______________________________________________________,
(полное наименование проверяемой организации
(Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), ИНН)
а также _________________________________________________________________
(указываются документы и материалы, представленные
________________________________________________________________________,
налогоплательщиком)
установил: ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(излагаются выявленные в ходе проверки обстоятельства, содержащие
признаки налоговых правонарушений, а также установленные в процессе
производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельства,
исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового
правонарушения)
Руководствуясь статьями 31, 101 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации
Постановил:
1. На основании статьи 109 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации в привлечении к ответственности
_________________________________________________________________________
(полное наименование проверяемой организации
(Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)
за совершение налогового правонарушения отказать.
2.* Предложить _____________________________________________:
(полное наименование проверяемой организации
(Ф.И.О. индивидуального предпринимателя)
2.1. Перечислить в срок, установленный в требовании об уплате недоимки по налогу и пени суммы:
а) неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов:
___________________________________ - ___________ тыс.руб.;
(указывается вид налога)
___________________________________ - ___________ тыс.руб.;
(указывается вид налога)
Всего: _______________ тыс.руб.;
б) пени за несвоевременную уплату налога:
________________________________ в сумме - ______ тыс.руб.;
(указывается вид налога)
________________________________ в сумме - ______ тыс.руб.;
(указывается вид налога)
Всего: _______________ тыс.руб.
2.2. Уменьшить на исчисленные в завышенных размерах суммы:
___________________________ за __________________ - ______ тыс.руб.;
(указывается вид налога) (налоговый период)
2.3. Внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Руководитель (заместитель
руководителя)
________________________________
(наименование налогового органа)
________________________________ _________________ _______________
(классный чин) (подпись) (Ф.И.О.)
Копию Постановления по акту выездной налоговой проверки получил:
Руководитель (лицо, исполняющее его обязанности):
________________________________ _________________ _______________
(полное наименование организации) (подпись) (Ф.И.О.)
(индивидуальный предприниматель)
______________
(дата)
-------------------------------------------------------------------------
* Пункт 2 настоящего постановления приводится в случае выявления проверкой неуплаченных (не полностью уплаченных) сумм налогов в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода и (или) исчисленных в завышенных размерах сумм налогов.
Приложение N 4
к инструкции МНС РФ
от 31 марта 1999 г. N 52
Постановление N____
о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля
____________________________________ _______________________ г.
(наименование населенного пункта) (дата)
Руководитель (заместитель руководителя) ________________________________,
(наименование налогового органа,
________________________________________________________________________,
классный чин, Ф.И.О.)
рассмотрев Акт выездной налоговой проверки от ________________________ г.
N ___________ ________________________________________________________,
(полное наименование проверяемой организации
(Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), ИНН)
а также _________________________________________________________________
(указываются документы и материалы, представленные
________________________________________________________________________
налогоплательщиком)
установил: ______________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(излагаются обстоятельства, вызывающие необходимость проведения
дополнительных мероприятий налогового контроля)
Руководствуясь статьями 31, 101 части первой Налогового кодекса
Российской Федерации
Постановил:
1. _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(указываются дополнительные мероприятия налогового контроля)
Руководитель (заместитель
руководителя)
_________________________________
(наименование налогового органа)
_________________________________ __________________ ______________
(классный чин) (подпись) (Ф.И.О.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инструкция издана на основании части первой НК РФ. Устанавливает единые требования к составлению и форме акта выездной налоговой проверки налогоплательщиков, налоговых агентов, а также к порядку вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Требования носят детальный и традиционный для отечественного процессуального законодательства характер. Подчеркивается важность сохранения налоговой тайны.
Приказ МНС РФ от 31 марта 1999 г. N ГБ-3-16/66 "Об утверждении Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31 марта 1999 г. N 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 апреля 1999 г.
Регистрационный N 1768
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в газете "Финансовая Россия" от 20 - 26 мая 1999 г., N 19, в "Российской газете" от 20 мая 1999 г., в "Финансовой газете", май 1999 г., N 20, в газете "Экономика и жизнь", май 1999 г., N 21, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 мая 1999 г., N 20, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", от 20 мая 1999 г., N 11, в газете "Налоги", 1999 г., N 10, в журнале "Экспресс-Закон", июнь 1999 г., N 23, в журнале "Российский налоговый курьер", 1999 г., N 6, в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1999 г., N 6, в журнале "Налоговый вестник", 1999 г., N 7
Приказом МНС РФ от 10 апреля 2000 г. N АП-3-16/138 настоящий приказ признан утратившим силу