Письмо ГТК РФ от 12 мая 1999 г. N 01-15/13658
"О начислении и взимании пени"
Приказом Федеральной таможенной службы от 22 ноября 2004 г. N 308 настоящее письмо признано недействующим
В целях упорядочения начисления и взимания пени за неуплату таможенных платежей, а также в связи с введением в действие с 1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса Российской Федерации ГТК России доводит Методические рекомендации по начислению и взиманию пени.
Суммы пеней, начисленные до 1 января 1999 г., и не поступившие на счета таможенных органов, подлежат пересчету в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями. Пересчет и возврат сумм пеней, начисленных до 1 января 1999 г., и поступивших на счета таможенных органов, не производится.
Прошу довести до сведения личного состава таможенных органов, что положения пункта 3 Методических рекомендаций по применению части первой Налогового кодекса Российской Федерации таможенными органами, доведенных письмом ГТК России от 5 января 1999 г. N 01-15/32, применяются в части, не противоречащей настоящим Методическим рекомендациям по начислению и взиманию пени.
Приложение: на 6 л.
Заместитель Председателя
ГТК России |
А.А.Каульбарс |
Методические рекомендации по начислению и взиманию пени
1. Общие положения
В соответствии со статьей 57 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом.
Статья 75 Налогового кодекса определяет, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога или сбора в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
2. Сроки уплаты таможенных платежей
На основании статьи 57 Налогового кодекса сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс).
В соответствии со статьей 119 Таможенного кодекса сроком уплаты таможенных платежей является день принятия таможенной декларации. Если таможенная декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации. Предельный срок подачи таможенной декларации определен статьей 171 Таможенного кодекса. В случае продления срока подачи ГТК в порядке и на условиях, установленных статьей 171 Таможенного кодекса, срок уплаты таможенных платежей исчисляется со дня истечения этого срока.
Поскольку в случаях обнаружения таможенными органами фактов недоставки перевозчиком товаров до таможенного органа назначения, ГТД отсутствует, то срок уплаты таможенных платежей для направления требования об уплате таможенных платежей указанному лицу рекомендуется определять исходя из срока доставки товаров, установленного пограничным таможенным органом, к которому прибавляется 15 дней (предельный срок подачи ГТД).
В случае утраты товаров и транспортных средств, помещенных на склад временного хранения, их выдачи без разрешения таможенного органа и в других подобных случаях до момента фактической передачи лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, для направления требования об уплате таможенных платежей владельцу склада временного хранения срок уплаты таможенных платежей рекомендуется определять со дня помещения товаров на склад временного хранения, к которому прибавляется 15 дней. При этом день помещения товаров на склад временного хранения не должен быть позднее предельного срока доставки товаров, установленного пограничным таможенным органом. При превышении такого срока, а также при невозможности определения дня помещения товаров на склад временного хранения, срок уплаты таможенных платежей рекомендуется определять исходя из срока доставки товаров, установленного пограничным таможенным органом, к которому прибавляется 15 дней.
На основании статьи 29 Таможенного кодекса в случае, если с разрешения таможенного органа использование или распоряжение условно выпущенными товарами, включая товары, помещенные под таможенные режимы, предусматривающие полное или частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, происходило в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы, сроком уплаты таможенных платежей считается день совершения действий по использованию или распоряжению условно выпущенными товарами в иных целях с разрешения таможенного органа (например, день реализации товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями с разрешения таможенного органа). Если такое использование или распоряжение производилось без разрешения таможенного органа, то сроком уплаты таможенных платежей следует считать день принятия таможенной декларации, на основании которой условно выпущенные товары помещались под тот или иной таможенный режим с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.
Согласно статьям 61, 63, 64 Налогового кодекса и статье 121 Таможенного кодекса срок уплаты таможенных платежей может быть изменен в форме отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в порядке и на условиях, определяемых таможенным законодательством.
Руководствуясь пунктом 11 статьи 64 Налогового кодекса, следует исходить из того, что проценты, взимаемые за предоставление отсрочки или рассрочки платы таможенных платежей (далее - проценты) уплачиваются в срок, установленный таможенным органом для уплаты таможенных платежей, на которые предоставлялась отсрочка или рассрочка.
Таким образом, в соответствии с таможенным законодательством таможенные платежи подлежат уплате в один из следующих сроков:
- в день принятия таможенной декларации;
- в день истечения срока подачи таможенной декларации при нарушении срока подачи таможенной декларации;
- в день, установленный таможенным органом при изменении срока уплаты таможенных платежей, в порядке, определенном таможенным законодательством (например, при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей, уплате периодических таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров);
- в день совершения действия по использованию или распоряжению условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены льготы, если такое использование или распоряжение производилось с разрешения таможенного органа.
3. Порядок начисления пени
На основании статьи 124 Таможенного кодекса и статьи 57 Налогового кодекса при нарушении указанных в разделе 2 настоящих Методических рекомендаций сроков уплаты таможенных платежей уплачивается пеня.
При этом следует иметь ввиду, что для целей определения порядка начисления пени и обеспечения контроля за уплатой таможенных платежей следует различать понятия недоимка и задолженность. Согласно пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса неуплаченные (недоплаченные) в установленный таможенным законодательством срок суммы таможенных платежей являются недоимкой. Сумма денежных средств, включающая в себя недоимку, проценты, пени и штрафы, неуплаченная (недоплаченная) плательщиком либо невзысканная (недовзысканная) таможенными органами является задолженностью.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса пеня начисляется на сумму недоимки. Пеня на суммы процентов, пеней и штрафов не начисляется.
Пеня начисляется за каждый день просрочки уплаты таможенных платежей, начиная со дня, следующего за днем истечения срока уплаты таможенных платежей по день исполнения плательщиком обязанности по уплате таможенных платежей (далее - день уплаты таможенных платежей) или день взыскания в бесспорном порядке включительно с учетом особенностей, изложенных в настоящих Методических рекомендациях. День уплаты таможенных платежей определяется в соответствии с разделом 4 настоящих Методических рекомендаций.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса при выставлении требования об уплате (либо доплате) таможенных платежей (далее - требование) размер пени исчисляется со дня, следующего за днем истечения срока уплаты таможенных платежей, до даты требования.
Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм недоимки или после уплаты таких сумм в полном объеме.
На основании статьи 124 Таможенного кодекса в случае, если сумма недоимки не будет уплачена в срок, установленный в требовании, размер пени исчисляется со дня, следующего за днем истечения срока уплаты таможенных платежей, по день бесспорного взыскания включительно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса начисление пени прекращается в случае, если сумма недоимки сравняется с суммой пеней.
На основании пункта 4 статьи 5 и пункта 4 статьи 75 Налогового кодекса с 1 января 1999 года пеня начисляется в размере 0,1 процента от суммы недоимки независимо от времени ее возникновения или обнаружения. При этом сумма пеней не может превышать сумму недоимки.
Суммы пеней, начисленных до 1 января 1999 г., но еще не уплаченных на счета таможенных органов, могут быть пересчитаны в следующем порядке.
В случае, если начисление пени производилось до 1 января 1999 г. и сумма пеней еще не стала равной сумме недоимки, то до 1 января 1999 г. начисление пени производится в размере 0,3 процента от суммы недоимки, а с 1 января 1999 г. - в размере 0,1 процента от суммы недоимки до тех пор, пока сумма пеней не сравняется с суммой недоимки или сумма недоимки не будет уплачена.
В случае если начисление пени производилось до 1 января 1999 г. и сумма пеней превысила сумму недоимки до указанной даты, то сумма пеней при расчете по ставке 0,3 процента не должна превышать суммы недоимки.
На основании пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса сумма недоимки, возникшая или обнаруженная после 1 января 1999 г., определяется в валюте Российской Федерации. Начисление пени также производится в валюте Российской Федерации. С учетом положений статьи 123 Таможенного кодекса суммы недоимки, процентов, пени и штрафов могут быть уплачены в иностранной валюте, курсы которых котируются Центральным банком Российской Федерации. При этом пересчет сумм пеней, начисленных в валюте Российской Федерации, в иностранную валюту производится по курсу, действующему на день истечения срока уплаты таможенных платежей (то есть день, предшествующий дню, с которого начинает начисляться пеня).
4. День уплаты таможенных платежей
В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса днем уплаты таможенных платежей является день предъявления плательщиком в банк поручения на уплату таможенных платежей. При этом руководствуясь частью 2 статьи 2 Налогового кодекса и положениями статей 126, 174, 182 Таможенного Кодекса таможенные органы в целях обеспечения контроля за уплатой таможенных платежей вправе требовать указания в платежном поручении на уплату таможенных платежей суммы подлежащих уплате таможенных платежей по конкретной товарной партии с разбивкой по видам таможенных платежей, номера и даты договора (контракта), а также требовать выписку банка или другой кредитной организации об осуществленных операциях по расчетным счетам плательщика. При этом предусмотренная в пункте 2 статьи 45 Налогового кодекса сумма денежного остатка на счете может быть подтверждена выпиской банка или другой кредитной организации об осуществленных операциях по расчетному счету плательщика.
Поскольку авансовые платежи не являются таможенными платежами до тех пор, пока плательщик не распорядится этими денежными средствами путем подачи таможенной декларации или заявления об использовании сумм денежных средств, внесенных в качестве аванса, на уплату начисленных по таможенной декларации сумм таможенных платежей, пени, процентов, в соответствии с п.2 статьи 45 Налогового кодекса, статьей 119 Таможенного кодекса днем уплаты таможенных платежей (при наличии на счете таможенного органа достаточного остатка авансового платежа) является:
- день принятия таможенной декларации по товарной партии, выпуск которой еще не произведен;
- день принятия решения таможенным органом о зачете авансовых платежей в счет погашения сумм задолженности по товарной партии, в отношении которой таможенное оформление завершено. Указанное решение принимается на основании письменного заявления плательщика, в котором, в том числе, должны быть указаны номер таможенной декларации, сумма таможенных платежей с разбивкой по их видам, а также сумма процентов, пени.
На основании статьи 119 Таможенного кодекса таможенный орган может принять решение о зачете авансовых платежей в счет уплаты таможенных платежей по конкретной товарной партии, в отношении которой проведены предварительные операции по таможенному оформлению, но таможенная декларация еще не была подана в таможенный орган. В этом случае днем уплаты таможенных платежей является день принятия решения таможенным органом о зачете авансовых платежей в счет уплаты сумм таможенных платежей. Указанное решение принимается на основании письменного заявления плательщика, в котором, в том числе, должны быть указаны номер договора (контракта), номера транспортных документов, номера ДКД или МДП, кратких деклараций, предполагаемый к заявлению таможенный режим, а также сумма таможенных платежей с разбивкой по их видам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приводятся Методические рекомендации по начислению и взиманию пени, соответствующие части первой Налогового кодекса РФ. Сообщается, что суммы пеней, начисленные до 01.01.99, и не поступившие на счета таможенных органов, подлежат пересчету в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями. Пересчет и возврат сумм пеней, начисленных до 01.01.99, и поступивших на счета таможенных органов, не производится.
Письмо ГТК РФ от 12 мая 1999 г. N 01-15/13658 "О начислении и взимании пени"
Текст письма опубликован в газете "Финансовая Россия" от 10 - 16 июня 1999 г., N 22, в "Ведомственном приложении к Российской газете" от 3 июля 1999 г., в региональном выпуске "Финансовой газеты", июль 1999 г., N 29, в Бюллетене "Таможенные ведомости", 1999 г., N 9, в журнале "Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету", 1999 г., N 7
Приказом Федеральной таможенной службы от 22 ноября 2004 г. N 308 настоящее письмо признано недействующим