Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г.Морщаковой, судей Н.Т.Ведерникова, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой. В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии запроса Калининского федерального районного суда города Санкт-Петербурга требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
1. В производстве Калининского федерального районного суда города Санкт-Петербурга находится дело по жалобам нотариусов, занимающихся частной практикой, - граждан Л.А.Вороновой, О.Е.Однорал и Г.А.Осиповой на отказ государственной налоговой инспекции по Калининскому району города Санкт-Петербурга о внесении в расходную часть представленных ими деклараций о доходах сумм тарифов, не взысканных ими за совершение нотариальных действий с физических и юридических лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины в соответствии с частью четвертой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
Данная норма устанавливает, что льготы для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством о государственной пошлине, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий, составлении проектов документов, выдаче копий и выполнении технической работы как нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, так и нотариусами, занимающимися частной практикой.
Рассматривая обращение нотариусов, суд пришел к выводу о том, что часть четвертая статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, которая, по мнению суда, подлежит применению в данном деле, установив льготный порядок обслуживания определенной категории лиц и не предусмотрев для нотариусов, занимающихся частной практикой, компенсации за эту работу, ограничивает их право на вознаграждение за труд, установленное статьей 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, и противоречит статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей возможность ограничения федеральным законом прав и свобод граждан лишь в строго определенных случаях. В связи с этим Калининский федеральный районный суд города Санкт-Петербурга, приостановив производство по делу, направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке конституционности части четвертой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.
2. Статья 48 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно. Возможность установления государством льгот для социально незащищенных или недостаточно защищенных граждан вытекает прежде всего из статьи 7 Конституции Российской Федерации.
Часть четвертая статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, предоставляющая право на льготное юридическое обслуживание определенной категории лиц, как таковая не содержит признаков какого-либо нарушения прав или дискриминации в правах нотариусов, как работающих в государственных нотариальных конторах, так и занимающихся частной практикой, что фактически не отрицается и самим заявителем. Несоответствие оспариваемой нормы статьям 37 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации заявитель усматривает лишь в том, что ею не урегулирован вопрос о компенсации нотариусам, занимающимся частной практикой, расходов на льготное обслуживание отдельных категорий граждан.
Следовательно, фактически перед Конституционным Судом Российской Федерации ставится вопрос об изменении части четвертой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате путем внесения в нее положения, устанавливающего механизм возмещения нотариусам, занимающимся частной практикой, средств, затрачиваемых ими на обслуживание лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины. Разрешение этого вопроса относится к компетенции законодателя и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
3. Подпунктом "а" пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4463-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" Правительству Российской Федерации было поручено в трехмесячный срок привести свои решения в соответствие с Основами, и при этом предлагалось иметь в виду, "что при исчислении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивается на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий документов, выполнение технической работы в отношении лиц, предусмотренных частью четвертой статьи 22 Основ, а общая сумма тарифов за совершение указанных действий исчисляется исходя из ставок государственной пошлины за аналогичные действия в государственной нотариальной конторе".
Поручение законодателя Правительством Российской Федерации исполнено не было. Однако это не означает, что в случае нарушения прав граждан, в данном случае нотариусов, занимающихся частной практикой, не может действовать предписание, сформулированное в постановлении Верховного Совета Российской Федерации, ибо оно является актом большей юридической силы, чем решение органа исполнительной власти - Правительства Российской Федерации. В силу этого впредь до урегулирования вопроса о возмещении нотариусам, занимающимся частной практикой, затрат по обслуживанию граждан, имеющих право на льготы, судами общей юрисдикции не может не учитываться системная связь между касающимися данного вопроса актами, которые подлежат применению при рассмотрении жалоб нотариусов, занимающихся частной практикой, на действия органов налоговой инспекции, включающих названные затраты в налогооблагаемую базу.
Следовательно, статья 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате должна применяться с учетом постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате", чем может быть обеспечена и защита прав заинтересованных категорий граждан в судах общей юрисдикции.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Калининского федерального районного суда города Санкт-Петербурга ввиду неподведомственности поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Заместитель Председателя Конституционного Суда
Российской Федерации |
Т.Г.Морщакова |
Судья-секретарь Конституционного Суда
Российской Федерации |
Н.В.Селезнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 4 марта 1999 г. N 36-О "По запросу Калининского федерального районного суда города Санкт-Петербурга о проверке конституционности части четвертой статьи 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате"
Текст Определения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 мая 1999 г. N 18 ст. 2301, в Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации, 1999 г., N 3