Исполняющий обязанности |
В.Л.Соколин |
Временные методологические положения
по определению розничного оборота алкогольной продукции в 1999 году
(утв. постановлением Госкомстата РФ от 11 июня 1999 г. N 40)
Настоящие положения разработаны в соответствии с п.4 постановления коллегии Госкомстата России (протокол N 7 от 31 марта 1999 г.) и содержат описание порядка определения розничного оборота отдельных видов алкогольной продукции (в натуральном выражении) в 1999 г. Методологические положения предназначены для применения на федеральном уровне.
Общие положения
Данные текущего статистического наблюдения о производстве алкогольной продукции в 1999 году показывают его заметный рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В то же время, объем продажи алкогольной продукции населению возрастал в меньшей степени, о чем свидетельствуют приведенные ниже данные (в % к соответствующему месяцу 1998 г.):
Производство | Продажа | |
Январь | 158 | 107 |
Февраль | 163 | 110 |
Март | 167 | 115 |
Апрель | 186 | 115 |
Анализ официальных данных статистического наблюдения о производстве алкогольной продукции и их сопоставление с данными о продаже, в отношении которых осуществляется досчет на неформальный оборот, позволяет сделать вывод о том, что наращивание показателей производства алкогольной продукции происходит за счет "перетекания" производства из теневой в легальную сферу под влиянием принятых Правительством Российской Федерации решений об усилении контроля за оборотом алкогольной продукции.
В то же время, статистические данные о производственных мощностях предприятий ликеро-водочной промышленности, которые использовались для досчета производства алкогольной продукции на объемы неформальной деятельности, не отражают соответствующего росту показателей производства наращивания их использования, что обусловило необходимость актуализации методики (в части расчета продажи алкогольной продукции балансовым методом), утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.01.98 N 7 "Об утверждении основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату постановления Госкомстата РФ N 7 следует читать "31.01.98"
В отличие от ранее действовавшей методики настоящие методологические положения предусматривают расчет непосредственно объема продажи, при этом балансовым методом определяется величина производства алкогольной продукции, включающая объемы неформальной деятельности.
Расчет объема продажи алкогольных напитков и пива осуществляется по следующей формуле:
П1 = П0 х Т/100, где
П1 и П0 - продажа алкогольных напитков соответственно за отчетный месяц 1999 г. и соответствующий месяц 1998 г.,
Т - индекс физического объема продажи алкогольных напитков за отчетный месяц 1999 г. по сравнению с соответствующим месяцем 1998 г. по крупным и средним торгующим организациям.
Использование в качестве базы для расчета помесячных объемов продажи алкогольной продукции за 1998 г. обусловлено следующим:
- объемы продажи 1998 г. включают неформальный оборот алкогольной продукции;
- объемы продажи согласованы с территориальными статистическими комитетами;
- как на федеральном, так и на региональном уровнях проведена экспертиза данных о продаже алкогольных напитков и пива с использованием многолетней динамики показателя среднедушевого потребления алкогольной продукции и товарной структуры розничного товарооборота.
Использовать в методике индекс физического объема продажи алкогольной продукции по крупным и средним организациям позволяет относительно высокая доля последних в обороте розничной торговли алкогольной продукцией, которая в 1998 г. составила 46%.
Определение розничного оборота алкогольной продукции
Расчет продажи по отдельным видам алкогольной продукции в натуральном выражении на федеральном уровне осуществляется ежеквартально и ежемесячно путем составления баланса товарных ресурсов, схема которого и источники информации приведены ниже:
(млн.дал)
Наименование статей (показателей) |
N стр. | Источники информации и алгоритм рас- чета |
Запасы в промышленнос- ти, оптовой и розничной торговле на начало пе- риода |
01 |
Ф.N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", (ЭОД по ф.П-1, табл.5, отп-5, Р-9.1) |
Производство | 02 | Расчет=стр.06-01-03+04+05 |
Импорт | 03 | Данные таможенной статистики, с до- расчетом в соответствии с методологи- ческими положениями по оценке скрытой и неформальной деятельности |
Экспорт | 04 | Данные таможенной статистики |
Запасы в промышленнос- ти, оптовой и розничной торговле на конец пери- ода |
05 |
Ф.N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг" (ЭОД по ф.П-1, табл.5, опт-5, Р-9.1) |
Объем продажи алкоголь- ной продукции населению за период |
06 |
Объем продажи за месяц 1998 г. Х на индекс физического объема продажи ал- когольной продукции за отчетный месяц 1999 г. в % к соответствующему пери- оду 1998 г. по крупным и средним ор- ганизациям* : 100% (ЭОД по ф. N П-1, табл.Р-7) |
Расчет продажи в натуральном выражении осуществляется по следующим видам алкогольной продукции:
- водка и ликеро-водочные изделия, (включая винные напитки крепостью свыше 28%);
- вина виноградные и плодовые (включая винные напитки крепостью до 28%);
- коньяк, коньячные напитки и спирты коньячные;
- вина шампанские и игристые;
- пиво.
Пример расчета продажи водки и ликеро-водочных изделий за месяц по Российской Федерации приведен ниже (данные условные):
Наименование статей (показателей) |
N стр. | Млн.дкл |
Запасы в промышленности, оптовой и рознич- ной торговле на начало периода |
01 |
5,8 |
Производство* | 02 | 24,4 |
Импорт | 03 | 0,3 |
Экспорт | 04 | 0 |
Запасы в промышленности, оптовой и рознич- ной торговле на конец периода |
05 |
14,6 |
Объем продажи населению за месяц | 06 | 15,9 |
Индекс физического объема продажи населению водки и ликеро-водочных изделий отчетный месяц в % к соответствующему месяцу прошлого года по данным табл. Р-7 "Продажа отдельных товаров" ЭОД по ф.П-1 равен 106,9%.
Объем продажи населению водки и ликеро-водочных изделий за соответствующий месяц предыдущего года (по данным федерального баланса продажи водки и ликеро-водочных изделий за соответствующий месяц) равен 14,9 млн.дал.
Объем продажи населению водки и ликеро-водочных изделий за отчетный
месяц (стр.06) составит: 14,9 х 106,9% / 100% = 15,9 млн.дал.
Управление статистики
внутренней и внешней торговли
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждены временные методологические положения по определению розничного оборота алкогольной продукции. Положения введены в действие с отчета за май 1999 г.
Постановление Госкомстата РФ от 11 июня 1999 г. N 40 "Об утверждении временных методологических положений по определению розничного оборота алкогольной продукции в 1999 г."
Текст постановления опубликован в Еженедельнике официальной информации "Курьер" от 30 июня 1999 г. N 21 - 24, в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, июль 1994 г. N 7