Постановление Госкомстата РФ от 21 мая 1999 г. N 33
"Об утверждении Методологических положений по наблюдению за ценами производителей промышленной продукции и расчету индексов цен производителей"
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 11 марта 2008 г. N 55 настоящее постановление признано утратившим силу
Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:
Утвердить прилагаемые Методологические положения по наблюдению за ценами производителей промышленной продукции и расчету индексов цен производителей.
Исполняющий обязанности председателя |
В.Л.Соколин |
Методологические положения
по наблюдению за ценами производителей промышленной продукции и расчету индексов цен производителей
(утв. постановлением Госкомстата РФ от 21 мая 1999 г. N 33)
См. также Методологические положения по формированию выборочной совокупности базовых организаций для наблюдения за ценами производителей продукции, утвержденные постановлением Федеральной службы государственной статистики от 28 сентября 2004 г. N 42
Настоящие методологические положения разработаны в целях обеспечения статистического наблюдения за уровнем и изменением цен производителей промышленной продукции.
Система показателей статистики цен производителей промышленной продукции характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей:
- индексы цен производителей промышленной продукции (ИЦП) характеризуют изменение цен во времени при неизменной структуре производства;
- средние цены производителей помимо непосредственно ценового фактора складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, изменения доли производства товаров в различных промышленных организациях и с различным уровнем цен, сезонных их колебаний и т.д.
1. Назначение индекса цен производителей
Индекс цен производителей промышленной продукции рассчитывается на основе зарегистрированных цен на товары-представители в базовых промышленных организациях. Он используется для изучения и характеристики ценовых процессов в экономике, сравнительного анализа изменения цен на продукцию отдельных отраслей промышленности, при переоценке основных фондов, проведении приватизации, пересмотре ставок арендной платы, индексации задолженности между промышленными организациями. ИЦП применяется при выполнении различных экономических расчетов и прогнозировании на макроуровне, для оценки в неизменных ценах объемов промышленного производства и валового внутреннего продукта и т.д.
2. Основные этапы формирования индексов цен производителей промышленной продукции
Построение ИЦП состоит из следующих этапов:
- отбор товаров-представителей, участвующих в построении ИЦП;
- отбор базовых промышленных организаций, на которых проводится наблюдение за ценами производителей;
- определение порядка регистрации и сбора ценовой информации;
- выбор системы взвешивания показателей для исчисления сводных индексов цен различных уровней агрегации;
- выбор формулы расчета ИЦП.
2.1. Отбор товаров-представителей
Под товаром-представителем понимается вся совокупность определенных видов товаров в товарной группе, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, и однородны по своему потребительскому назначению.
Вид товара - конкретизированная минимальная единица товара, обладающая определенными признаками, свойствами, спецификациями и атрибутами.
Товарная группа представляет собой совокупность однородных видов товара.
Отбор товаров-представителей для регистрации цен производится для двух целей:
- определения средних цен производителей на отдельные виды товаров-представителей;
- расчета индексов цен производителей на отобранные виды товаров и исчисления сводных индексов цен по товарным группам, отраслям и подотраслям промышленности, экономическим классам (широким экономическим категориям) и по промышленной продукции в целом.
Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является представительность отобранных их видов для характеристики динамики цен по товарным группам, отраслям и подотраслям промышленности региона и России в целом.
От правильного и репрезентативного отбора товаров для наблюдения зависит достоверность рассчитываемых сводных индексов цен всех уровней агрегирования. В основу методологии расчета индекса цен производителей положено предположение, что изменение цен на отобранные для наблюдения виды товаров и на товары, не попавшие в выборку, но являющиеся продукцией той же конкретной товарной группы, идентично, как на этом предприятии, так и на других, не отобранных для обследования.
В качестве критерия репрезентативности отобранных для регистрации товаров служит показатель их удельного веса в общем выпуске (стоимость отобранных видов продукции должна составлять не менее 50% в общем выпуске той товарной группы, которую они представляют). При этом следует иметь в виду, что отобранные для наблюдения товары должны охватывать все отрасли и подотрасли промышленности, производство продукции которых осуществляется в регионе.
Для обеспечения репрезентативности рассчитываемых сводных индексов цен по подотраслям и отраслям промышленности сумма стоимостей отобранных товарных групп должна составлять не менее половины общей стоимости товарной продукции подотрасли (отрасли).
Отбор товаров для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки.
1. Централизованно формируется перечень товаров-представителей и товарных групп, необходимых для расчета ИЦП на федеральном уровне и являющихся наиболее значимыми для характеристики отраслей промышленности России. В этом перечне приведена общая характеристика товаров-представителей. Перечень доводится до территориальных органов Госкомстата России, которые в обязательном порядке организуют наблюдение за ценами на товары-представители, включенные в вышеуказанный перечень.
2. Территориальные органы Госкомстата России, исходя из исчерпывающего анализа всех вырабатываемых в регионе товаров, могут дополнять централизованно сформированный перечень товарами, наиболее характерными для промышленности региона, отражающими специфику его промышленного производства, и устанавливать наблюдение за ценами на эти товары. Информация по дополнительно включенным в наблюдение видам товаров используется при расчете индексов цен на региональном уровне и на федеральный уровень не представляется.
На региональном уровне по каждому из участвующих в наблюдении товаров-представителей отбираются 3-5 наиболее представительных конкретных видов изделий (марок, артикулов и т.п.) с подробными спецификациями, по которым будут регистрироваться цены. Необходимость регистрации цен по нескольким видам товаров, относящимся к наблюдаемому товару-представителю, позволит избежать искажений в расчетах индексов цен, которые могут возникнуть вследствие нестабильности производства, частой смены ассортимента выпускаемых видов продукции.
Формирование набора товаров для регистрации цен производится сотрудниками территориальных органов Госкомстата России совместно со специалистами промышленных организаций, участвующих в наблюдении. На каждый вид отобранного товара целесообразно завести на магнитных носителях, принятых для комплекса электронной обработки данных (ЭОД) "Средние цены и индексы цен производителей промышленной продукции", или на бумажных носителях специальную карточку или сформировать специальный каталог. В них следует указать код и наименование организации, код и наименование вида товара с подробными спецификациями (марка, модель, технические параметры - размер, вес, объем, мощность, основной материал для изготовления), а также тип потребителя товара.
В состав отобранных для наблюдения товаров должны входить не только те виды, в отношении которых доступна сопоставимая ценовая информация (например, нефть, цемент, кирпич и т.д.), но и товары, сопоставимые цены на которые достаточно трудно отследить ввиду частого обновления ассортимента или качественных изменений (в основном это продукция машиностроения), однако, имеющие значительный объем в промышленном производстве региона. Отбор для регистрации только "простых" для наблюдения товаров может привести к искажению сводного индекса цен по промышленности в целом.
Вопрос о включении в наблюдение отдельных видов продукции должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из сведений, которыми располагают сотрудники территориальных органов Госкомстата России, совместно со специалистами обследуемых промышленных организаций. При отборе конкретных видов товаров (марок, артикулов и т.п.) для регистрации цен следует учитывать следующее:
- изделие (марка, артикул и т.п.) должно быть освоено в производстве, и производитель предполагает постоянно выпускать его в течение относительно длительного периода времени;
- изделие (марка, артикул и т.п.) должно преобладать в общем выпуске данной товарной группы, характеризоваться относительной стабильностью свойств и отражать динамику цен той товарной группы, которую оно представляет. Если организация выпускает несколько видов (марок, артикулов и т.п.) данного изделия, каждый из которых не преобладает в общем выпуске, то следует регистрировать цены на несколько видов (марок, артикулов и т.п.) изделий, входящих в товарную группу.
В отраслях с высокой степенью обновления продукции либо с большим разнообразием ассортиментных групп (легкая, обувная, кондитерская и т.д.) необходимо также регистрировать цены на несколько видов (марок, артикулов и т.п.) изделий, входящих в товарную группу, с целью своевременной замены обновляемого ассортимента товаров. В исключительных случаях, допускается включение в набор товаров-представителей не конкретных изделий (марок, артикулов, названий и т.п.), а малых однородных товарных подгрупп с примерно одинаковым уровнем цен. При разагрегации товарных групп на малые однородные товарные подгруппы необходимо стремиться к тому, чтобы вариация цен на конкретные марки, артикулы и т.п., включенные в эти подгруппы, была минимальной и структурные сдвиги в выпуске отдельных видов, входящих в малую товарную подгруппу, не повлияли на динамику цен по подгруппе.
2.2. Отбор базовых промышленных организаций
Наблюдение за уровнем и изменением цен производителей промышленной продукции осуществляется по выборочной сети базовых промышленных организаций. В наблюдении участвуют, как правило, крупные и средние предприятия промышленности. Отбор базовых организаций производится следующим образом:
1. Из общего перечня крупных и средних промышленных организаций в наблюдение должны быть включены промышленные организации, характеризующие промышленное производство в целом по России.
2. Региональные статистические органы дополнительно вносят в этот перечень промышленные организации, отражающие и характеризующие полноту и специфику всех отраслей промышленности региона.
3. В список базовых организаций легкой, пищевой, лесозаготовительной промышленности, промышленности строительных материалов в отдельных случаях могут быть включены малые предприятия, если выпускаемые ими товары являются основой формирования экономических показателей в целом по отрасли.
При отборе производителей для включения их в список базовых организаций рекомендуется руководствоваться следующим:
- в перечень базовых организаций, в обязательном порядке, должны быть включены производители, вырабатывающие виды продукции, входящие в список товаров и товарных групп, представляемых на федеральный уровень и характерных для данного региона;
- в список рекомендуется включать организации, наиболее типичные для данной отрасли промышленности (по технологическому процессу, используемому виду сырья и т.д.);
- в составе базовых организаций наряду с крупными производителями, играющими важную роль в промышленности региона, должны быть представлены также и небольшие организации. Это связано с тем, что динамика цен на предприятиях с различным масштабом производства может существенно различаться;
- в составе базовых организаций должны быть представлены предприятия различных форм собственности и организационно-правовых форм (федеральные, муниципальные, акционерные, кооперативные и т.д.). Наряду с государственными организациями в обследование должны быть включены также и частные организации.
В список базовых не включаются организации, для которых выпуск данной группы товаров не является постоянным, носит случайный или разовый характер, так как в соответствии с действующей методологией расчета ИЦП смена наблюдаемых видов товаров и организаций вызывает необходимость пересчета индексных рядов с начала года.
3. Порядок регистрации цен и сбора ценовой информации
3.1. Основные принципы регистрации цен
Сведения о ценах на наблюдаемые виды товаров представляются промышленными организациями один раз в месяц в срок, установленный территориальным органом Госкомстата России. Регистрацию цен в организациях рекомендуется проводить по состоянию на 20 число отчетного месяца. В отдельных случаях регистрация цен производителей может быть перенесена на 1-2 дня ранее. При этом день регистрации цен для каждого вида продукции должен оставаться постоянным для всех месяцев текущего года и интервал между предыдущей и последующей регистрациями цен на эти виды продукции должен быть равен календарному месяцу.
Первоначально контактная связь со специалистами промышленных организаций может быть установлена с помощью письма, в котором должна содержаться просьба о предоставлении информации о ценах. В письме должна быть четко и обоснованно изложена необходимость получения данных, подробно разъяснены цели и задачи использования и важности представляемой информации.
Специалисты органов государственной статистики должны обеспечить конфиденциальность ценовой информации по отдельным промышленным организациям и использование ее только для формирования сводных индексов цен без предоставления кому-либо данных по конкретным производителям. При этом желательно, чтобы в регистрации цен участвовали сотрудники отделов сбыта и других отделов, осуществляющих отгрузку товаров и оформляющих платежные документы.
Информация о ценах представляется промышленными организациями на форме федерального государственного статистического наблюдения (форма N 1-цены производителей "Сведения о ценах производителей, на промышленную продукцию"), подписанной руководителем организации. В отдельных случаях регистрация цен может осуществляться путем непосредственного посещения организаций сотрудниками территориальных органов Госкомстата России. При включении новых промышленных организаций в наблюдение рекомендуется заполнение первых бланков производить специалистами статистических органов непосредственно на предприятии с участием его сотрудников. Необходимо проследить, чтобы отчитывающаяся организация оставляла у себя копию представляемых в органы статистики данных о ценах.
Для проверки достоверности данных специалисты территориальных органов Госкомстата России должны периодически уточнять у сотрудников промышленных организаций сведения о представленной ими информации о ценах за несколько последних месяцев. В связи с тем, что форма для заполнения цен является унифицированной для всех отраслей промышленности, особенности состава цены каждого товара должны быть отражены на карточках, составленных на каждый регистрируемый вид продукции.
При значительных изменениях цен специалисты предприятия одновременно с отчетом представляют подробные, обоснованные пояснения причин.
Основанием для заполнения формы служат сведения о ценах, сложившихся за отчетный период, содержащиеся в платежных документах на отгруженную продукцию. Если на момент регистрации отгрузка продукции не производилась, то в форме приводятся цены, по которым отгружалась или будет отгружаться продукция в ближайший ко дню регистрации день (период) в течение отчетного месяца.
Регистрации подлежат, как правило, фактические цены на произведенную и отгружаемую в текущем месяце продукцию на внутрироссийский рынок (без налога на добавленную стоимость, акциза и других налогов, не входящих в себестоимость).
По продукции с длительным циклом производства, отгрузка которой с начала отчетного года еще не производилась, регистрации подлежат цены, указанные в заключенных договорах на поставку с учетом условий, оговоренных в договоре. Договорные, контрактные, долгосрочные цены могут быть зарегистрированы также в тех случаях, когда между организациями действует система предоплаты или в договоре оговорены конкретные условия, по которым окончательные цены определяются после поставки всей партии товаров.
Специалисты территориальных органов Госкомстата России должны в каждом конкретном случае выяснить, какой вид цены могут представлять организации по каждому виду продукции, какому потребителю, и на основании полученной информации выбрать ту, которая наиболее правильно отражала бы производство и реализацию продукции в текущем периоде.
В случае замены промышленными организациями договорных или других "предварительных" цен на фактические цены отгрузки, статистические органы должны учесть необходимые изменения в расчете индексов цен отчетного периода.
При регистрации цен важно обратить внимание на то, чтобы в состав регистрируемой цены не включались дополнительные затраты производителей сверх цены производства, которые приводятся в платежных документах. Так, например, не должны включаться приводимые в платежных документах затраты на транспортировку продукции и другие расходы, не предусмотренные ценой производителя и оплачиваемые заказчиком отдельно, сверх цены производства (например, изменение дальности перевозки или условий транспортировки).
Исключение составляют некоторые виды продукции, по которым, в связи с особенностями в формировании себестоимости, транспортировка сырья для производства готовой продукции не включается в цену производства, и затраты по транспортировке готовой продукции и сырья оплачиваются покупателем отдельно. В этих случаях стоимость транспортировки сырья для единообразия состава регистрируемых цен добавляется к отпускной цене.
Замена одних видов (марок, артикулов и т.п.) на другие, однородные по потребительским свойствам, допускается при регистрации цен только в тех случаях, когда выпуск наблюдаемого вида изделия (марки, артикула и т.п.) прекращен. При этом для обеспечения сопоставимости индексных рядов цены на изделие (марку артикул и т.п.), вновь включенное в перечень взамен исключенного, должны быть получены за возможно более длительный предыдущий период.
В том случае, если в отчетном месяце по сравнению с базисным изменилась комплектация изделия, для обеспечения сопоставимости цен следует исключить (или добавить) из цены изделия стоимость изменения комплектации (например, были произведены изменения в упаковке изделия; его комплектация была дополнена вспомогательными приборами или запасными частями, стоимость которых должна быть учтена в цене, или, наоборот, недоукомплектование (недовложение) изделия отдельными комплектующими либо запасными частями по просьбе потребителя, не повлекшие за собой изменения потребительских свойств этого изделия).
3.2. Особенности регистрации цен при качественных изменениях наблюдаемых видов товаров
Обеспечение сопоставимости цен в условиях качественных изменений наблюдаемых видов продукции является одной из наиболее актуальных проблем при регистрации цен производителей промышленной продукции. В первую очередь это относится к продукции легкой промышленности, машиностроения, химической и нефтехимической промышленности.
Наблюдение за ценами на товары с конкретным подробным описанием определенных технических его характеристик позволяет исключить влияние качественных изменений и отражать только ценовое изменение. Однако в условиях нестабильности промышленного производства отслеживание цен на один и тот же вид продукции с определенными техническими параметрами в течение продолжительного периода затруднительно. В связи с этим в течение текущего года может возникнуть необходимость использования для индексных исчислений расчетных (условных) цен, исключающих влияние качественных изменений при смене ассортимента (моделей, видов) выпускаемой продукции.
В соответствии с действующей международной практикой регистрации цен, промышленные организации должны в отчетах приводить те цены, по которым в текущем месяце отгружались наблюдаемые виды продукции, и в случае повышения или понижения текущей цены по сравнению с ценой, приведенной в предыдущем отчете, должны указать конкретную причину изменения. Приведение цен к сопоставимости для индексных расчетов является обязанностью специалистов территориальных органов Госкомстата России, которым необходимо разделить изменение цены на два фактора - инфляционный и качественный. При расчете ИЦП должен быть учтен только один фактор - инфляционный.
Наиболее простым методом в этой ситуации является возможность зарегистрировать в одном месяце цену "старого" и "нового" товара и разницу в ценах рассматривать как качественное удорожание (удешевление) и далее при расчете индексов корректировать цену "нового" товара на эту разницу. При этом в карточке регистрации цен на данный товар следует сделать сноску "оценка".
Если имеется возможность зарегистрировать цену "старого" и "нового" товара одновременно в двух смежных месяцах и месячные индексы по этим товарам практически не отличаются, возможен плавный переход регистрации цен с одного на другой вид товара.
В случае, если "старый" и "новый" товары не производились (не отгружались) в одном и том же месяце и возможность определения увеличения (или уменьшения) цены за счет качественных изменений отсутствует, рекомендуется на основании данных, полученных от производителей, составить структуру цены "старого" и "нового" товаров и расчет индексов производить, исходя из цены на новый товар за вычетом дополнительных издержек, связанных с более высоким качеством продукции. Это можно сделать единовременно при расчете цен в переходный месяц, а затем расчет индексов производить по "новому" товару.
Аналогичные рекомендации по расчету индексов цен и обеспечению сопоставимости ценовых рядов следует использовать при замене в связи с прекращением выпуска одного наблюдаемого вида (марки, артикула) товара на другой, внутри товарной группы.
При замене наблюдаемого вида товара на другой в течение текущего года не следует изменять удельный вес изделия, снятого с производства, в структуре весов базисного периода, поскольку предполагается, что новое изделие заменяет старое.
3.3. Регистрация цен на основную и непрофильную продукцию
Регистрация цен производителей в базовых промышленных организациях, как правило, производится на основные виды продукции, т.е. на те виды продукции, по которым определяется принадлежность предприятия к какой-либо отрасли промышленности. Регистрация цен производителей в промышленной организации, участвующей в наблюдении, производится также и на не основную продукцию, т.е. относящуюся к другой отрасли, но представляющую экономический интерес региона.
По мере перехода на использование классификации продукции по видам экономической деятельности, а также в условиях нестабильного характера производства, когда промышленные организации часто меняют профиль и ассортимент продукции, регистрация цен производителей должна производиться на те виды продукции, которые занимают значительный удельный вес в общем выпуске предприятия и представляют интерес для экономики региона независимо от отраслевой принадлежности промышленной организации.
Расчет сводных индексов цен по отраслям и подотраслям промышленности необходимо производить на основании индексов цен, исчисленных по отдельным товарам-представителям и товарным группам, относящимся к соответствующим отраслям, а не по принадлежности организации, в которой зарегистрированы цены на эти виды продукции, к той или иной отрасли. Если в организации регистрируются цены на товары, относящиеся к различным отраслям (подотраслям) промышленности, независимо от принадлежности организации к определенной отрасли, отдельные товары-представители этого предприятия могут участвовать в формировании сводных индексов цен различных отраслей.
3.4. Регистрация цен в условиях временного исчезновения товаров
Наибольшие трудности при регистрации цен производителей и расчете индексов цен связаны с временным прекращением производства и сбыта продукции. Наиболее распространенным способом учета недостающих показателей по ценам является использование их расчетных (оценочных) значений до тех пор, пока не будут получены данные о фактических ценах.
Существует несколько основных методов исчисления расчетных цен, позволяющих обеспечить непрерывность индексных рядов.
1. Использование относительного изменения цен на аналогичные товары.
2. Использование среднего изменения цен по товарной группе, в которую входит временно исчезнувший товар-представитель.
3. Использование среднего изменения цен по подотрасли, отрасли в регионе.
В условиях высоких темпов инфляции не рекомендуется, в случаях не предоставления промышленными организациями фактических цен, использовать для индексных расчетов цены предыдущих периодов, не изменяя их в течение продолжительного времени. Этот метод можно использовать только в условиях стабилизации динамики цен и лишь за один-два месяца по согласованию со специалистами промышленной организации, участвующей в наблюдении, в тех случаях, если затраты на производство продукции за этот период остались неизменными.
При полном прекращении производства наблюдаемых видов товаров, а также закрытии или перепрофилировании организации рекомендуется руководствоваться следующим.
Если закрытие организации или полное прекращение производства произошло в начале года, то необходимо проверить, есть ли в регионе другая организация, выпускающая аналогичную продукцию, но не попавшая в обследование. В этом случае следует произвести замену обследуемой организации и наблюдаемого вида продукции на аналогичные. Если такой вид продукции в регионе не выпускается, то он исключается из наблюдения и, соответственно, пересчитываются сводные индексные ряды за предшествующие месяцы. Однако следует иметь в виду, что пересчет индексных рядов следует производить только в экстремальных случаях. Для оптимального осуществления процедуры замены исчезнувшего вида продукции рекомендуется помимо участвующего в расчетах товара дополнительно осуществлять наблюдение за аналогичными видами продукции со сходными спецификациями.
Если закрытие организации или прекращение производства какого-либо товара-представителя произошло в конце года, то необходимо по исчезнувшему товару до конца отчетного года осуществлять исчисление расчетных (условных) цен на этот товар.
3.5 Регистрация цен по типам потребителей продукции
Одним из основных принципов расчета ИЦП является необходимость наблюдения за изменением цен на продукцию, которая реализуется одному и тому же типу потребителей при постоянных условиях продажи. Это позволяет при расчете индексов цен исключить влияние на их уровень факторов, связанных с изменениями условий продажи продукции или типов покупателей.
В ряде случаев промышленные организации осуществляют реализацию одного и того же вида продукции разным потребителям по различным ценам, и проследить на протяжении длительного периода динамику цен по одному и тому же типу потребителей достаточно сложно. При этом типы внутрироссийских потребителей могут быть разными: промышленные организации, посреднические (коммерческие) организации, предприятия розничной или оптовой торговли и т.п. Кроме того, в некоторых отраслях (например, в пищевой промышленности) уровень и динамика цен могут различаться при реализации продукции внутри региона и за его пределами. Исходя из этого, рекомендуется отслеживать цены на наблюдаемые виды продукции по одному основному типу потребителей. Случаи смены потребителей, повлекшие скачок цен, должны рассматриваться, как изменение товара-представителя, которое не позволяет напрямую сравнивать цену отчетного и предыдущего периодов регистрации.
Если в организации периодически меняются типы потребителей и отследить изменение цен на продукцию, поставляемую одному и тому же типу потребителей, не представляется возможным, регистрацию цен рекомендуется вести по нескольким их типам. Для расчета индекса цен в этом случае необходимо использовать среднеарифметическую взвешенную цену, сложившуюся по нескольким типам потребителей (в условиях незначительных расхождений в уровнях цен), или рассчитывать сводный индекс по всем потребителям аналогично индексу цен по товарной группе.
Такой же расчет можно вести при разных условиях реализации продукции, если уровень цены значительно отличается (продажа с предварительной оплатой, частичной оплатой, бартерные поставки, мелкими или крупными партиями и т.д.). В качестве весов в течение отчетного года принимается количество продукции, отгруженной каждому потребителю в базисном периоде. При регистрации цен следует исключить "случайных" потребителей с очень низким или очень высоким уровнем цены, как не отражающих реальную динамику цен.
Наиболее часто встречающиеся искажения индексных расчетов связаны со сменой внутрироссийских потребителей на потребителей в других странах. Несмотря на то, что в настоящее время расчеты индексов цен производителей, как правило, проводятся на продукцию, выпускаемую для внутреннего рынка, и не учитывают экспортные операции, на практике регистрировать цены только внутрироссийского рынка бывает сложно (отсутствие отгрузки). В некоторых случаях промышленные организации приводят в отчетах цены экспортных операций в иностранной валюте, пересчитанные в рубли по условиям оговоренным в контракте. Переход от регистрации цен внутрироссийского рынка на регистрацию цен экспортных операций, и наоборот, в течение текущего года недопустим и приводит к ценовой несопоставимости. Специалисты органов статистики, получая от организации данные о ценах, значительно отличающиеся от данных предыдущего периода, должны обязательно выяснить причину и, в случаях изменения потребителей, осуществить соответствующие расчеты для обеспечения сопоставимости данных.
4. Выбор системы взвешивания и порядок формирования структуры базисных весов
В качестве базисной цены для расчета индексов цен на наблюдаемые виды продукции в течение текущего года в соответствии с действующей методологией принимается цена продукции предыдущего месяца. Поскольку базисной ценой для расчета индекса цен в январе отчетного года является цена декабря предыдущего года, необходимо при расчете индексов цен за январь обеспечить полное заполнение ценовой информации за декабрь во всех промышленных организациях по всем видам товаров, по которым будет осуществляться наблюдение в отчетном году. В том случае, если отобранный для наблюдения товар в предыдущем году не производился, базисную цену следует рассчитать, используя приведенные выше рекомендации по исчислению отсутствующих цен.
Для расчета индивидуальных индексов цен на отдельные товары и сводных индексов цен товарных групп, подотраслей и отраслей промышленности необходимо сформировать структуру базисных весов.
При построении индивидуальных индексов цен на отдельные виды товаров в качестве базисных весов используется информация о количестве произведенной продукции за базисный год.
При формировании индексов цен производителей на товары-представители используются данные о соотношении стоимостей этих товаров, рассчитанных путем сложения произведений товарного выпуска конкретных видов товаров, относящихся к этому товару-представителю, в натуральном выражении за базисный год на цены отчетного и базисного периодов.
Индексы цен по товарным группам и подотраслям промышленности определяются как частное от деления суммарных стоимостей соответственно отдельных товаров-представителей, входящих в эти товарные группы, и товарных групп, входящих в эти подотрасли, в отчетных и базисных ценах.
При исчислении сводных индексов цен по отраслям промышленности и в целом по промышленности в качестве базисных весов используются стоимостные объемы продукции (работ, услуг) в действующих ценах из отчета по форме СО "Основные показатели работы промышленности" за год, принятый за базисный.
В связи с существенными ежегодными изменениями в структуре промышленного производства, для индексных расчетов следует использовать самую последнюю структуру весов или же производить ежегодные ее корректировки с учетом последних изменений.
При формировании базисной стоимости по отраслям и подотраслям промышленности на региональном уровне может возникнуть ситуация, при которой сумма базисных стоимостей товаров, входящих в отрасль (подотрасль), превысит стоимость продукции в целом по отрасли (подотрасли) из отчета по форме СО. Кроме того, в некоторых случаях в отчете по форме СО может не выделяться подотрасль, к которой относится наблюдаемый вид продукции. Такие случаи возникают, когда при формировании отраслей в отчете по форме СО организация, выпускающая продукцию различных отраслей, согласно классификации относится только к одной отрасли (по принадлежности товара, преобладающего в общем объеме производства). В то же время сводные индексы цен по отраслям промышленности формируются по товарам и товарным группам. В подобной ситуации для расчета индексов цен по отраслям допускается корректировка весов, сформированных на основании данных отчета по форме СО.
5. Расчет индивидуальных и сводных индексов цен производителей промышленной продукции
Расчет индексов цен может производиться двумя методами: базисным и цепным.
Базисный метод заключается в отнесении зарегистрированной цены текущего месяца к постоянной базисной цене. За базисную цену может быть принята цена этого вида товара за любой месяц, выбранный в качестве базисного (например, декабрь предыдущего или любого предшествующего года). Месячный индекс цен при базисном методе определяется путем деления базисного индекса текущего периода на базисный индекс предыдущего периода. Как правило, базисный метод определения индексов цен применяется при регистрации цен на постоянно производимые в течение нескольких лет виды продукции в условиях стабильной экономики.
При цепном методе расчета месячный индекс определяется путем отнесения цены товара в текущем месяце к цене товара в предыдущем месяце. Цепной индекс за длительный период времени определяется путем перемножения месячных индексов цен. Этот метод применяется, как правило, при нестабильном производстве, частой смене выпускаемых видов продукции, качественных изменениях наблюдаемых видов продукции.
Исходя из особенностей развития экономики в переходный период, быстрой сменяемости ассортимента выпускаемой продукции, в настоящее время при расчете индексов цен производителей целесообразно применять цепной метод расчета.
5.1. Расчет индивидуальных индексов цен
Расчет индивидуальных индексов цен производится на основании исчисленных цен на отобранные для наблюдения отдельные виды товаров по следующим формулам:
к предыдущему месяцу:
p
j,t
i = ---------
j,t/t-1 p
j,t-1
к декабрю предыдущего года:
i = i x i ,
j,t/d j,t-1/d j,t/t-1
где:
i - индекс цен вида товара в отчетном месяце по отношению к
j, t/t-1 предыдущему месяцу;
p - цена вида товара в отчетном месяце;
j,t
p - цена вида товара в предыдущем месяце;
j,t-1
i - индекс цен вида товара отчетного месяца по отношению к
j,t/d декабрю предыдущего года;
i - индекс цен вида товара предыдущего месяца по отношению
j,t-1/d к декабрю предыдущего года.
Индексы цен текущего месяца к предыдущему по отдельным видам товаров рассчитываются путем деления цены товара в отчетном месяце на его цену в предыдущем месяце. Индексы цен текущего месяца к декабрю исчисляются путем умножения индекса цен предыдущего месяца к декабрю на индекс цен текущего месяца к предыдущему, либо путем последовательного перемножения месячных индексов цен за период с начала года.
5.2. Расчет сводных индексов цен
На базе индивидуальных индексов цен, рассчитанных по конкретным видам товаров, определяются сводные индексы цен.
Сводные индексы цен производителей промышленной продукции исчисляются по группам различной степени агрегации:
- по товарам-представителям;
- по товарным группам;
- по подотраслям промышленности;
- по отраслям промышленности;
- по промышленной продукции в целом.
Для расчета сводных индексов цен производителей продукции используются два массива статистической информации:
- индексы цен на наблюдаемые виды товаров;
- структура весов базисного периода (количество произведенной продукции по отдельным видам товаров и объем продукции в стоимостном выражении по отраслям и подотраслям промышленности).
Сводные индексы цен производителей по товарам-представителям, товарным группам и подотраслям промышленности последовательно формируются на основании информации об индивидуальных индексах цен товаров-представителей и количестве произведенной продукции в базисном периоде.
Для расчета индексов цен по товарам-представителям, товарным группам и подотраслям промышленности применяется формула Ласпейреса:
к предыдущему месяцу:
n
сумма p q
j-1 j,t j,0
I = -----------------
t/t-1 n
сумма p q
j-1 j,t-1 j,0
к декабрю предыдущего года:
I = I x I ,
t/d t-1/d t/t-1
где:
I - сводный индекс цен производителей по товару-представителю
t/t-1 (товарной группе, подотрасли промышленности) отчетного
месяца к предыдущему месяцу;
p - цена вида товара в отчетном месяце;
j,t
p - цена вида товара в предыдущем месяце;
j,t-1
q - количество произведенной продукции в базисном периоде.
j,0
I - сводный индекс цен производителей по товару-представителю
t/d (товарной группе, подотрасли промышленности) отчетного
месяца к декабрю предыдущего года;
I - сводный индекс цен производителей по товару-представителю
t-1/d (товарной группе, подотрасли промышленности) предыдущего
месяца к декабрю предыдущего года.
Сводные месячные индексы цен по товарам-представителям, товарным группам и подотраслям промышленности рассчитываются на основании данных о суммарной стоимости наблюдаемых видов товаров, произведенных в базисном периоде, в ценах отчетного месяца и суммарной стоимости этих товаров в ценах предыдущего месяца.
Сводные индексы цен производителей по отраслям промышленности и в целом по промышленной продукции рассчитываются, исходя из исчисленных ранее индексов цен по подотраслям промышленности и стоимостной структуры весов по данным формы СО за базисный период.
В условиях резкого изменения структуры производства базисного и текущего периодов, а также, исходя из того, что в качестве весов при исчислении индексов цен по отраслям промышленности используется стоимостная структура весов, для формирования сводных индексов цен по отраслям промышленности и по промышленности в целом применяется модифицированная формула Ласпейреса с рекурсивной системой расчетов:
к предыдущему месяцу:
n
сумма p q x i
j-1 j,0 j,0 j,t/d
I = ----------------------------
t/t-1 n
сумма p q x i
j-1 j,0 j,0 j,t-1/d
к декабрю предыдущего года:
I = I x I ,
t/d t-1/d t/t-1
где:
I - сводный индекс цен производителей по отрасли
t/t-1 промышленности (по промышленности в целом) отчетного
месяца к предыдущему месяцу;
p q - стоимость продукции по подотрасли промышленности
j,0 j,0 (отрасли промышленности) в базисном периоде;
i - индекс цен по подотрасли промышленности (отрасли
j,t/d промышленности) отчетного месяца к декабрю;
i - индекс цен по подотрасли промышленности (отрасли
j,t-1/d промышленности) предыдущего месяца к декабрю;
I - сводный индекс цен производителей по отрасли
t/d промышленности (по промышленности в целом) отчетного
месяца к декабрю предыдущего года;
I - сводный индекс цен производителей по отрасли
t-1/d промышленности (по промышленности в целом) предыдущего
месяца к декабрю предыдущего года;
Рекурсивная система расчета заключается в том, что для исчисления сводных индексов цен отчетного месяца к предыдущему в качестве весов используются веса базисного периода в ценах предыдущего месяца (суммарная стоимость). Стоимость продукции (товаров) базисного периода в ценах отчетного месяца определяется на основании данных о стоимости продукции базисного периода в ценах предыдущего месяца и индекса цен отчетного месяца к предыдущему.
Сводные индексы цен по отраслям промышленности и по промышленности в целом исчисляются на основании данных о суммарной стоимости обследуемых подотраслей, входящих в отрасль, в ценах отчетного месяца и суммарной стоимости этих подотраслей в ценах предыдущего месяца.
Сводные индексы цен к декабрю предыдущего года по товарным группам, подотраслям и отраслям промышленности определяются путем умножения месячных индексов по соответствующим уровням агрегации.
Обновление системы весов, используемых при расчетах индексов цен производителей, рекомендуется производить ежегодно.
6. Расчет индексов цен к различным базисным периодам
Расчет индексов цен отчетного года к различным базисным периодам осуществляется на основе месячных индексов цен за весь исследуемый период, приведенных к единой базе и исчисленных по единой структуре весов. Так, для сопоставления индексов цен отчетного года по отношению к предыдущему необходимо иметь ряд месячных индексов цен за два смежных года, исчисленных к единой базе (например, к декабрю года предшествующего предыдущему, принятому за 100%) и пересчитанных по единой структуре весов (как правило, по используемой в отчетном году структуре). При этом следует иметь в виду, что вновь исчисленные индексы цен предыдущего года используются только как вспомогательные, а рассчитанные ранее индексы предыдущего года по структуре весов, используемой для него, остаются официальными.
6.1. Расчет индексов цен к соответствующему месяцу предыдущего года
Расчет индексов цен отчетного месяца к соответствующему месяцу предыдущего года по товарам-представителям, товарным группам, подотраслям и отраслям промышленности, а также промышленности в целом производится по следующей формуле:
I x I
dT-1/dT-2 tT/dT-1
I = -----------------------,
tT/tT-1 I
tT-1/dT-2
где:
I - индекс цен отчетного месяца текущего года (Т) к
tT/tT-1 соответствующему месяцу предыдущего года (Т-1);
I - индекс цен декабря предыдущего года (Т-1) к декабрю
dT-1/dT-2 года предшествующего предыдущему (Т-2);
I - индекс цен отчетного месяца текущего года (Т) к декабрю
tT/dT-1 предыдущего года (Т-1);
I - индекс цен соответствующего месяца предыдущего года
tT-1/dT-2 (Т-1) к декабрю года предшествующего предыдущему (Т-2).
Индексы цен отчетного месяца к соответствующему месяцу прошлого года могут быть также получены путем последовательного перемножения цепных месячных индексов цен за этот период, пересчитанных по единой структуре весов.
При расчете индексов цен отчетного месяца текущего года к соответствующему месяцу предыдущего года следует обратить внимание на следующее:
- на точность расчетов влияет качество рассчитываемых месячных индексов цен и равенство участвующего в расчетах индекса "декабрь отчетного года к декабрю предыдущего года" произведению, полученному путем перемножения месячных индексов (цепным методом);
- особые трудности возникают в связи с заменой наблюдаемых видов товаров. В тех случаях, если наблюдение ведется по виду товара, не вырабатывавшемуся в прошлом году, должна проставляться расчетная цена.
В ЭОД "Средние цены и индексы цен производителей промышленной продукции" не предусмотрен расчет индекса цен отчетного месяца к соответствующему месяцу предыдущего года по конкретным, наблюдаемым видам продукции (маркам, артикулам, моделям и т.д.), кодируемым не самостоятельным кодом, а кодом соответствующей товарной группы, куда входит наблюдаемый вид товара. Это вызвано тем, что в связи с нестабильностью производства, специалисты органов статистики вынуждены часто менять наблюдаемые виды товаров, замена которых может привести к ценовой несопоставимости и искажению индексных расчетов.
Важнейшим методом определения правильности агрегированных индексов цен по товарным группам, рассчитываемым цепным методом или по приведенному алгоритму, является прямое сопоставление цен отдельных видов товаров, входящих в эту товарную группу, за отчетный месяц к соответствующему месяцу предыдущего года.
6.2. Расчет квартальных, полугодовых и годовых индексов цен
Расчет квартальных, полугодовых и годовых индексов цен производится исходя из месячных индексов цен, рассчитанных к базисному периоду, принятому за 100%, по единой системе весов.
Расчет квартальных индексов цен в течение текущего года может производиться на основании месячных индексов, рассчитанных к декабрю предыдущего года.
Ниже приводится пример расчета темпов роста цен в среднем в отчетном квартале текущего года по сравнению с предыдущим кварталом текущего года. За базу принят декабрь предыдущего года.
Месячные данные текущего года в процентах к декабрю предыдущего года:
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | |
Индексы цен | 100,9 | 101,4 | 101,3 | 101,3 | 100,5 | 100,5 |
Изменение цен в отчетном квартале по отношению к предыдущему кварталу в среднем составило:
(101,3% + 100,5% + 100,5%):3
---------------------------- = 99,6%
(100,9% + 101,4% + 101,3%):3
Аналогичным образом производится расчет индексов цен за полугодие по сравнению с предыдущим полугодием.
Расчет квартальных индексов отчетного года к кварталам предыдущего года производится исходя из месячных индексов за эти два года, рассчитанных к единому базисному периоду - декабрю предшествовавшего предыдущему года, принятому за 100%, по единой структуре весов (как правило, используемой в отчетном году).
Предыдущий год | Отчетный год | |||
к предыдущему месяцу |
к декабрю года, предшествую- щего преды- дущему |
к предыдущему месяцу |
к декабрю года, предшествую- щего преды- дущему |
|
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь |
101,1 101,6 101,3 100,8 100,5 100,8 100,2 100,5 100,1 100,1 100,2 100,0 |
101,1 102,8 104,1 104,9 105,4 106,3 106,5 107,1 107,2 107,3 107,5 107,5 |
100,9 100,5 99,9 100,0 99,1 100,0 99,2 98,8 107,4 105,9 105,1 104,8 |
108,4 109,0 108,9 108,9 108,0 108,0 107,1 105,8 113,7 120,4 126,5 132,5 |
Месячные индексы текущего года к декабрю года предшествующего предыдущему рассчитываются путем последовательного перемножения приведенных к единой структуре весов индекса декабря предыдущего года к декабрю года, предшествующего предыдущему, на месячные индексы текущего года. Так, индекс цен отчетного месяца текущего года по отношению к декабрю года, предшествующего предыдущему, равен:
за январь - 107,5% х 100,9% : 100% = 108,4%,
за февраль - 108,4% х 100,5% : 100% = 109,0% и т.д.
Исходя из этих данных, производится расчет квартальных индексов цен текущего года к кварталам предыдущего года. Например, требуется определить изменение цен в III квартале текущего года по сравнению с I кварталом предыдущего года:
(107,1% + 105,8% + 113,7%) : 3*
--------------------------------- х 100% = 106,0%
(101,1% + 102,8% + 104,1%) : 3**
Аналогично квартальным рассчитываются индексы цен за полугодие, 9 месяцев, год, а также за любой период текущего года к соответствующему периоду предыдущего года (при этом число слагаемых числителя* и знаменателя** должно соответствовать числу месяцев сопоставляемых периодов).
Следует иметь в виду, что пересчитанные месячные индексы цен за предыдущий год для расчетов индексов к соответствующим периодам по структуре отчетного года используются только как вспомогательные. Рассчитанные ранее индексы цен за предыдущий год по структуре весов, используемой для этого года, остаются официальными и действуют в течение всего периода наблюдения.
В отдельных справочных материалах для характеристики роста цен за период (квартал, полугодие, год) используется индекс цен последнего месяца периода к последнему месяцу предыдущего периода. Так, например, рост цен за II квартал текущего года по сравнению с I кварталом может быть исчислен как отношение цен июня к ценам марта и определен цепным методом, т.е. умножением месячных индексов: апреля к марту, мая к апрелю, июня к маю. Исходя из этого, в обязательном порядке необходимо оговорить метод расчета, например: за год - декабрь к декабрю, за полугодие - июнь к декабрю и т.д.
7. Особенности регистрации цен производителей
7.1. Рекомендации по наблюдению за ценами на продукцию, выработанную из давальческого сырья
Одной из проблем, осложняющих процесс регистрации цен производителей промышленной продукции, является получившая в последнее время широкое распространение практика производства промышленными организациями продукции из давальческого сырья. Это, в первую очередь, относится к производителям продукции легкой и пищевой промышленности.
При выработке продукции из давальческого сырья перерабатывающие организации не приобретают сырье для выработки продукции, а оказывают владельцу сырья услуги по его переработке и, как правило, не занимаются реализацией выработанной продукции потребителям, а возвращают ее владельцу сырья или по договоренности с ним передают для дальнейшей реализации посреднику.
В связи с тем, что организации сами не реализуют выработанную ими готовую продукцию и располагают только сведениями о стоимости ее переработки, расчет индексов цен на продукцию, выработанную из давальческого сырья, может производиться следующими способами.
1. На основании отпускных цен реализации этой продукции, полученных у ее владельцев (или созданных ими снабженческо-сбытовых организаций), несмотря на то, что они не являются ее производителями. При этом необходимо обратить внимание, чтобы в отпускную цену не были включены налоги, наценки и надбавки, не входящие в цену производителей.
2. На основании определения расчетных цен этих видов продукции, если известна стоимость используемого сырья при их производстве.
3. На основании регистрации отпускных цен на часть продукции, выработанной из давальческого сырья, если в соответствии с договорами она остается в распоряжении организаций и реализуется ими по полным отпускным ценам.
4. Путем агрегации индексов, рассчитанных на основании данных о стоимости работ по выработке готовой продукции, полученных на перерабатывающем предприятии, и данных о стоимости сырья, переданного на переработку, полученных у производителей (или другой организации), являющихся владельцем сырья.
При этом необходимо обратить особое внимание на представляемые организациями цены в периоды выработки продукции из давальческого сырья. Они могут содержать лишь стоимость переработки и сырья и не включать других затрат на производство продукции, формирующих полную цену производителя. В этих случаях следует произвести соответствующие расчеты для определения полной цены производителя.
7.2. Рекомендации по наблюдению за ценами производителей на отдельные виды сезонной промышленной продукции
Производство некоторых наблюдаемых видов промышленной продукции носит сезонный характер и осуществляется только в определенные месяцы года. Это относится к производству сахара, плодоовощной продукции, продукции торфяной промышленности, отдельных видов обуви, одежды и ряда других товаров.
Промышленные организации, как правило, в период отсутствия производства этих товаров не отражают в отчетах данные о ценах на них. Однако в период временного прекращения производства этих видов продукции может продолжаться их отгрузка (реализация). В этих условиях в отчетах промышленных организаций должны быть представлены данные о ценах на отпускаемые виды продукции.
Если отгрузка сезонных товаров в отчетный период в организациях не производилась и фактические цены на них отсутствовали, для расчета индексов цен на эти товары рекомендуется применять следующие методы.
1. Расчет индексов цен на отсутствующие товары может быть осуществлен на основании "условных" (расчетных) цен (более подробно методы определения расчетных цен описаны в п.3.4.).
2. Сводные индексы цен по товарным группам, отраслям и подотраслям промышленности могут быть рассчитаны без учета сезонных товаров с применением перенормирования весов внутри товарной группы. Однако применение этого метода достаточно трудоемко и требует ручной корректировки действующей программы ЭОД.
3. В отдельных случаях, когда на протяжении длительного периода времени не отмечалось движение цен, можно использовать цены последнего месяца производства.
Применение второго и третьего методов в современных экономических условиях имеет ряд недостатков. В условиях высокой инфляции использование цен предыдущих периодов приводит к искажению индексов в сторону их уменьшения, а использование системы переменных весов приводит к изменению базовой стоимости, что затрудняет применение рекурсивного метода расчета сводных индексов цен и требует пересчета индексных рядов за период с начала года.
В настоящее время в период отсутствия производства сезонных товаров наиболее приемлемым вариантом для расчета индексов цен по этим товарам является использование "расчетных" цен, определяемых на основании индексов цен по вырабатываемым товарам, входящим в ту же товарную группу, что и исчезнувший товар.
Применение "расчетных" цен производится вплоть до начала выпуска и появления реальных цен. При этом может возникнуть ситуация, что реальные цены окажутся ниже, чем условные, и рассчитанный на их основе индекс в месяц появления фактической цены покажет ее снижение, что не соответствует действительности. В таком случае в месяц появления фактической цены необходимо произвести корректировку условных цен на основе данных о реальном росте цен, произошедшем в целом за период со времени исчезновения товара до его появления вновь.
Соответственно должны быть пересчитаны сводные индексы цен по товарной группе, подотрасли и отрасли промышленности.
Аналогичные корректировки могут быть внесены в случаях значительного занижения расчетных (условных) цен по сравнению с фактическими.
7.3. Регистрация цен на малые ассортиментные группы
В отраслях с большим разнообразием ассортимента выпускаемой продукции, в частности, это относится к отдельным отраслям пищевой, деревообрабатывающей и некоторых других отраслей промышленности, допускается регистрация цен не на конкретные марки, артикулы, наименования, а на малые ассортиментные группы, включающие в себя однородные товары с примерно одинаковыми потребительскими свойствами.
Использование малых ассортиментных групп для расчета индексов цен возможно только в тех случаях, если товары, входящие в эти группы, отличаются друг от друга в уровнях цен незначительно или средние цены по товарной группе рассчитываются при постоянных объемах производства, входящих в них видов товаров. Использование рассчитанных таким способом средних цен для исчисления индексов по малым товарным группам позволит избежать трудностей в связи с частой сменой ассортимента продукции.
Например, в пищевой промышленности при частой смене ассортимента регистрацию цен на вареную колбасу можно проводить не по ее наименованию (молочная, русская, любительская и т.д.), а по сортам: вареные колбасы первого, второго, высшего сорта, т.к. колбасы, относящиеся к одному сорту, незначительно отличаются друг от друга в цене. То же относится и к кондитерской промышленности. Ассортимент выпускаемого печенья, карамели, шоколадных конфет и другой продукции можно сгруппировать в малые ассортиментные группы с близкими потребительскими свойствами, по составу используемого сырья и т.д. Например, карамель леденцовая, галеты, печенье затяжное и т.п.
При этом следует иметь в виду, что применение этого метода наблюдения может быть использовано в исключительных случаях. Если в состав товарной группы, будут включены изделия с отличающимися уровнями цен, то определение средних цен по этой товарной группе и использование их в расчете индексов цен недопустимо. В этих случаях изменение средних цен зависит не только от размера их фактического повышения (снижения), но и от ассортиментных сдвигов внутри группы (увеличение производства более дорогих или, наоборот, более дешевых видов товаров).
7.4. Регистрация цен в отдельных отраслях промышленности
7.4.1. Электроэнергетика
Особенности наблюдения за тарифами на электро- и теплоэнергию обусловлены:
во-первых, принадлежностью этих товаров-представителей к продукции субъектов естественных монополий, регулируемых государством. Тарифы на электро- и теплоэнергию утверждаются федеральной (ФЭК) и региональными (РЭК) энергетическими комиссиями ежеквартально или единовременно при изменении цен на энергоносители;
во-вторых, понятие "цена производителей" предполагает регистрацию тарифов на электро- и теплоэнергию непосредственно у ее производителей, т.е. на электро-, гидро-, атомных и теплостанциях (производство электроэнергии - электроэнергия, отпущенная с шин; производство теплоэнергии - теплоэнергия, отпущенная с коллекторов). Однако понятие "товарной продукции" в применении к электро- и теплоэнергии относится только к энергосистеме, аккумулирующей произведенные всеми станциями объемы продукции. Поэтому по электро- и теплоэнергии регистрация фактически сложившихся тарифов производится в региональных энергосистемах, осуществляющих полезный отпуск этих видов продукции в организации различных сфер экономики.
В связи с этим специфика электроэнергии, как товара-представителя электроэнергетики, обуславливает необходимость двойной регистрации тарифов: утвержденного тарифа (для исчисления изменения его уровня) и фактически сложившегося тарифа на электроэнергию, отпущенную различным потребителям, без НДС, с учетом установленных льгот на ее потребление (для расчета среднего тарифа).
Регистрация тарифов на электроэнергию, отпущенную различным потребителям, должна производиться по конкретным потребителям согласно "Номенклатуры малых товарных групп и товаров-представителей для расчета средних цен и индексов цен производителей", предусмотренной для комплекса ЭОД "Средние цены и индексы цен производителей".
Параллельно ведется регистрация утвержденных и фактических тарифов на электроэнергию, произведенную электростанциями федерального уровня (25 станций федерального уровня, вырабатывающих 20% всей электроэнергии). Полученные уровни утвержденного и фактического тарифов и их изменение в динамике позволяют анализировать соотношение уровней тарифов и темпов их роста на произведенную и отпускаемую электроэнергию в организации различных сфер экономики. Исчисленные индексы тарифов на электроэнергию, произведенную электростанциями федерального уровня, не включаются в расчет сводного индекса тарифов по отрасли "Электроэнергетика" на региональном и федеральном уровнях наблюдения, однако, должны быть представлены в номенклатуре товаров-представителей отрасли "Электроэнергетика".
В связи со сложностью исчисления среднего утвержденного тарифа на теплоэнергию наблюдение за уровнем тарифов и их изменением проводится только на базе фактически сложившихся тарифов региональной энергосистемы.
Расчет сводных индексов тарифов по отрасли "Электроэнергетика" производится путем агрегирования индексов тарифов на "электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей" и "теплоэнергию" с использованием базисных весов - стоимости полезного отпуска, соответственно электро- и теплоэнергии, в базисном периоде.
7.4.2. Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения
В перечне отраслей промышленности из отрасли "машиностроение" выделены, как отдельная подотрасль, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения (в отчете по форме СО такой подотрасли нет). Эта группа создана для включения в сводный индекс цен данных по видам гражданской продукции, производимой в оборонном комплексе, а также товаров культурно-бытового назначения, являющихся непрофильными для производящих их организаций.
Формирование базисной стоимости и расчет сводного индекса цен по этой группе товаров производится, исходя из суммы стоимостей и индексов цен по отдельным видам товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода.
7.4.3. Легкая промышленность
Особую сложность представляет регистрация цен в организациях легкой промышленности (швейной, обувной, трикотажной и др.), где встречаются как типичные для всех отраслей проблемы, так и присущие, в основном, только легкой промышленности:
- часто обновляющийся ассортимент выпускаемой продукции;
- прерывность производства в связи с сезонностью;
- выработка продукции из давальческого сырья;
- смена используемого сырья.
Одним из подходов к регистрации цен, позволяющих избежать влияния структурных сдвигов при производстве различных моделей на индекс цен, является расчет цены на типичную модель. Под типичной моделью понимается условно рассчитанная модель изделия, цена на которую определяется расчетно специалистами промышленных организаций, исходя из цен и нормативов, действующих на предприятии в отчетном месяце. Так, например, в организациях швейной промышленности, выпускающих женские платья, в качестве модели по группе "женское платье хлопчатобумажное" может быть выбрана модель 48 размера III роста. Цена на нее может быть определена условно, как сумма статей издержек производства, обсчитанная по нормативам расхода ткани, фурнитуры, ниток, затрат времени на пошив единицы и рентабельности, фактически складывающейся по данному ассортиментному виду изделия.
Управление статистики цен и финансов
Госкомстата России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Госкомстата РФ от 21 мая 1999 г. N 33 "Об утверждении Методологических положений по наблюдению за ценами производителей промышленной продукции и расчету индексов цен производителей"
Текст постановления официально опубликован не был
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 11 марта 2008 г. N 55 настоящее постановление признано утратившим силу