Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 марта 1998 г. N 49-Г98-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Кнышева В.П., судей Горохова Б.А., Кебы Ю.Г.,
рассмотрела в судебном заседании от 27 марта 1998 г. по кассационной жалобе Валеева Ф.Ш. на решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 декабря 1997 г. дело по заявлению Валеева Фията Шаяховича о назначении даты выборов в органы местного самоуправления г. Нефтекамска.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителей заявителя Валеева Ф.Ш. адвоката Вронского Ю.А. и Хуснутдинова Э.Х. (доверенность от 17.03.98 г. N 1-822), заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Корягиной Л.Л., полагавшей решение суда отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Валеев обратился в суд с заявлением о назначении даты выборов в органы местного самоуправления г. Нефтекамска, ссылаясь на то, что Конституцией Республики Башкортостан и Законом Республики Башкортостан "О местном государственном управлении в Республике Башкортостан" не предусмотрено создание в этом городе органов местного самоуправления. В нарушение прав граждан на осуществление местного самоуправления в городе действует орган государственного управления, глава которого назначается Президентом Республики Башкортостан.
Решением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 17 декабря 1997 г. заявление Валеева было оставлено без удовлетворения по тем основаниям, что республиканским законодательством, имеющим приоритет перед федеральным законодательством, не предусмотрено осуществление гражданами права на местное самоуправление в районах, городах и в городских районах. В этих административно-территориальных образованиях осуществляется не местное самоуправление, а местное государственное управление.
В кассационной жалобе Валеева поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 15 Конституции Российской Федерации она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Доводы суда о том, что федеративное устройство Российской Федерации допускает установление в субъектах Российской Федерации верховенство местного законодательство над Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, являются ошибочными и противоречащими ст.ст. 15 и 76 Конституции Российской Федерации, в которых провозглашён принцип высшей юридической силы Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации и верховенства федеральных законов над законами субъектов Российской Федерации.
В тех случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации в силу прямого указания ч. 3 ст. 1 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. "н" ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предмету совместного ведения субъект Российской Федерации вправе принимать свои законы, но эти законы должны соответствовать федеральному законодательству по данному предмету совместного ведения (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст.ст. 12, 131 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на участие в осуществлении местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.
Эти положения Конституции Российской Федерации не могут пониматься иначе, как запрещающие исключать какие-либо территории или группы населения из сферы действия местного самоуправления. Государственная власть в субъектах Российской Федерации должна осуществляться на таком уровне и в таких формах, чтобы при этом было обеспечено право граждан Российской Федерации на местное самоуправление на всей территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" население любого городского и сельского поселения не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.
В связи с этим отказ суда в удовлетворении требований заявителя о назначении даты выборов в органы местного самоуправления г. Нефтекамска со ссылками на то, что законодательством Республики Башкортостан этот город исключён из разряда муниципальных образований, законным быть признан не может. Решение суда подлежит отмене в соответствии с п. 4 ст. 306 ГПК РСФСР.
При новом рассмотрении дела суду проверить доводы заявителя о том, что в соответствии с республиканским законодательством он не может реализовать своё конституционное право на участие в осуществлении местного самоуправления г. Нефтекамска, и разрешить вопрос о наличии правовых оснований для применения Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
Суду также следует уточнить, в какой именно орган местного самоуправления Валеева просит назначить выборы, имея при этом в виду то, что в соответствии со ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязательным является создание представительного органа местного самоуправления, а должность выборного главы муниципального образования должна быть предусмотрена в уставе муниципального образования.
На основании п. 2 ст. 305, п. 4 ст. 306 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение судебной коллегии по гражданским делам Республики Башкортостан от 17 декабря 1997 г. отменить; дело направить на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК Верховного Суда РФ от 27 марта 1998 г. N 49-Г98-2
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1999 г., N 6б стр. 2 (в извлечении)