Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Э.М.Аметистова, Н.Т.Ведерникова, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой, В.И.Олейника, Н.В.Селезнева, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева, заслушав в пленарном заседании заключение судей Г.А.Гаджиева и В.Д.Зорькина, проводивших на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запросов, установил:
1. В Ленинский районный суд города Оренбурга и Центральный районный суд города Кемерово поступили заявления прокуроров и ряда акционерных обществ о признании недействительными постановлений Оренбургского городского Совета от 12 ноября 1996 года и от 11 декабря 1996 года, установивших местные сборы за реализацию газа и горюче-смазочных материалов, и решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26 июля 1996 года, установившего сбор на содержание медицинских учреждений города Кемерово с покупки валюты и налог на оказание платных услуг стоянками автотранспорта.
Районные суды обратились в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности статьи 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которая, по их мнению, как содержащая исчерпывающий перечень местных налогов, противоречит статье 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации, определяющей, что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
Заявители полагают, что данный Закон не распространяется на органы местного самоуправления, поскольку они являются самостоятельными и не входят в систему органов государственной власти, и что вопросы введения местных налогов и сборов регулируются Федеральным законом от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно пункту 2 статьи 6 которого местные финансы, установление местных налогов и сборов относятся к вопросам местного значения,
2. Согласно части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" основанием к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации оспариваемый нормативный акт. Для разрешения этого вопроса в данном случае имеет значение правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, выраженная им в постановлении от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Как отмечается в постановлении, в ряде статей Конституции Российской Федерации закреплен принцип единой финансовой политики, включая налоговую, и единства налоговой системы. Установление налогов и сборов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что следует из статей 71 (пункт "з"), 73 и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств. Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие "установление налогов и сборов" имеет иной юридический смысл.
Вопрос об определении правового содержания этого понятия применительно к местным налогам в постановлении от 21 марта 1997 года не рассматривался. Однако изложенная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации имеет общее значение и касается всех налогов, в том числе местных. В частности, положение о том, что определение смысла понятия "установление налогов и сборов" возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в статьях 34 и 35 Конституции Российской Федерации, а также конституционного принципа единства экономического пространства, распространяется и на установление налогов и сборов органами местного самоуправления. Отсюда следует, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом. Иное понимание смысла содержащегося в статье 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации понятия "установление местных налогов и сборов" противоречило бы действительному содержанию Конституции Российской Федерации.
Исчерпывающий характер перечня местных налогов, содержащегося в статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", вытекает и из Федерального закона от 25 сентября 1997 года "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно его статье 1 собственные доходы местного самоуправления - это налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить те местные налоги, которые перечислены в статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "и" части 1). В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 года указывается, что юридическое содержание конституционного института общих принципов налогообложения и сборов определяет Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями, внесенными в него в том числе и после вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации.
Таким образом, с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 21 марта 1997 года, положения статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", устанавливающие исчерпывающий по своему характеру перечень местных налогов и сборов в качестве одного из общих принципов налогообложения и сборов, не свидетельствуют о наличии неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемой в запросах судов нормы.
3. По смыслу статьи 102 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", запрос суда допустим в отношении той части закона и той правовой нормы, которая применена или подлежит применению в конкретном деле. Суд не вправе запрашивать мнение Конституционного Суда Российской Федерации о конституционности других норм этого закона.
Центральный районный суд города Кемерово просит проверить конституционность статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Между тем разрешение вопроса, поставленного перед судом прокурором города, о противоречии решения Кемеровского городского Совета народных депутатов от 26 июля 1996 года, которым введен сбор на содержание медицинских учреждений, указанному Закону связано с применением только содержащегося в подпункте "ж" пункта 1 статьи 21 положения, которым местным Советам предоставлено право вводить целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, при этом ставка сборов в год не может превышать для юридических лиц размера 3 процентов от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
Прокурор города усматривает нарушение Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в том, что уже введенный на территории города целевой сбор на содержание милиции в размере 3 процентов от фонда заработной платы исчерпал предусмотренный размер ставки сборов, который не может быть увеличен. Установление подобного нарушения не связано с проверкой конституционности статьи 21 данного Закона.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 41 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запросов Ленинского районного суда города Оренбурга и Центрального районного суда города Кемерово как не являющихся допустимыми в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным запросам окончательно и обжалованию не подлежит.
3. В соответствии со статьей 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации |
М.В.Баглай |
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации |
Т.Г.Морщакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 1998 г. N 22-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Ленинского районного суда города Оренбурга и Центрального районного суда города Кемерово о проверке конституционности статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
Текст Определения опубликован в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 1998 г., N 3