Письмо МНС РФ от 21 июня 1999 г. N 18-1-04/920
Правовой департамент Министерства Российской Федерации по налогам и сборам рассмотрел запрос Госналогинспекции по Санкт-Петербургу по вопросу применения института представительства в налоговых правоотношениях и сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, то есть статья 45 указывает на обязанность самостоятельного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Аналогичное требование, в части самостоятельности исполнения налогоплательщиком возложенной на его обязанности, содержит статья 52 Кодекса.
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 26 названного Кодекса предусмотрено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.
При этом, согласно пункту 2 упомянутой статьи Кодекса, личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
Таким образом, исходя из буквального содержания нормы вышеперечисленных статей следует, что налогоплательщик вправе исполнять свои обязанности через уполномоченного представителя, в том числе обязанность по уплате налога и по его исчислению, поскольку в статьях 45 и 52 не устанавливается обязанности налогоплательщика уплатить либо исчислить налог лично, то есть указанные нормы не устанавливают обязанности личного участия налогоплательщика в отношениях по уплате и исчислению налога.
Соответственно, налогоплательщик вправе исполнять свои обязанности через уполномоченного представителя в тех случаях, когда законодательством о налогах и сборах не установлено требования исполнения этих обязанностей налогоплательщиком лично.
Кроме того, также следует учитывать, что налогоплательщики - организации не могут участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иначе как через своих законных представителей, в связи с чем, обязанности, исполнение которых в соответствии с Кодексом возможно только лично, должны рассматриваться, как исполняемые указанными налогоплательщиками лично во всех случаях их участия в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через своих законных представителей.
Вместе с тем, из содержания статьи 8, пункта 3 статьи 44, а также пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что самостоятельность исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога заключается в исполнении налогоплательщиком своей обязанности за счет собственных денежных средств, поскольку уплата налога уполномоченным представителем за представляемого за счет денежных средств принадлежащих уполномоченному представителю не является основанием, с которым законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате налога у представляемого.
Что касается правомерности заключения налогоплательщиком договора поручения на представление его интересов, в том числе на исчисление и уплату налогов, то упомянутый договор регулирует отношения между сторонами его заключившими и, соответственно, создает права и обязанности сторонами их заключившим, не создавая при этом непосредственно прав и обязанностей третьим лицам.
Таким образом, условия, содержащиеся в договоре поручения, не создают никаких обязанностей налоговому органу. Налоговые органы, вступая в отношения с уполномоченными представителями, руководствуются нормами действующего законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Налогового кодекса Российской Федерации полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 29 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченные представители налогоплательщика осуществляют свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Поэтому юридическим подтверждением полномочий уполномоченного представителя может являться только представляемая им соответствующему налоговому органу доверенность.
Руководитель Правового департамента
государственный советник налоговой
службы II ранга |
В.И.Черемискин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо МНС РФ от 21 июня 1999 г. N 18-1-04/920
Текст письма официально опубликован не был