Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV. Порядок работы Суда
Правило 19
Местопребывание Суда
1. Местопребыванием Суда является местопребывание Совета Европы - г. Страсбург. Однако Суд вправе выполнять свои функции, если сочтет целесообразным, в другом месте на территории государств - членов Совета Европы.
2. На любой стадии рассмотрения жалобы Суд вправе принять решение о необходимости проведения Судом или его членами, одним или несколькими, расследования или выполнения любой иной функции в другом месте.
Правило 20
Пленарные заседания Суда
1. Пленарные заседания Суда созываются Председателем Суда, когда того требует исполнение его обязанностей, предусмотренных Конвенцией и настоящим Регламентом. Председатель Суда созывает пленарное заседание по требованию, по крайней мере, одной трети членов Суда, но в любом случае один раз в году для рассмотрения административных вопросов.
2. Кворум пленарного заседания Суда составляет две трети от числа избранных судей, находящихся в должности.
3. При отсутствии кворума Председатель откладывает заседание.
Правило 21
Прочие заседания Суда
1. Большая Палата, Палаты и Комитеты работают в течение полного рабочего дня. Тем не менее по предложению Председателя Суда Суд ежегодно устанавливает сроки сессий.
2. Вне этих сроков Большая палата и Палаты созываются их Председателями в случаях срочной необходимости.
Правило 22
Совещание судей
1. Суд совещается за закрытыми дверями. Содержание совещания сохраняется в тайне.
2. В совещании принимают участие только судьи. Допускается присутствие Секретаря или лица, его замещающего, а также тех должностных лиц Секретариата и переводчиков, помощь которых считается необходимой. Ни одно другое лицо не может быть допущено на совещание, если только Суд не примет о том специальное решение.
3. Прежде чем в Суде будет проведено голосование по какому-либо вопросу, Председатель вправе предложить судьям изложить свои мнения по этому вопросу.
Правило 23
Голосование
1. Суд принимает решения большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну проводится повторное голосование и, если разделение голосов сохраняется, голос Председателя является решающим. Данный пункт применяется, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.
2. Решения и постановления Большой Палаты и Палат принимаются большинством голосов судей, участвующих в судебном заседании. Судьи не вправе воздерживаться от окончательного голосования по вопросу о приемлемости дела и по существу дела.
3. По общему правилу голосование осуществляется поднятием руки. Председатель вправе провести поименное голосование в порядке, обратном старшинству.
4. Любой вопрос, выносимый на голосование, должен быть сформулирован в точных выражениях.
Правило 23А*(17)
Решение по умолчанию
Если у Суда возникает необходимость разрешить процессуальный или иной вопрос вне рамок назначенного судебного заседания Суда, Председатель может дать указание о раздаче судьям проекта решения и об установлении срока представления судьями их комментариев по проекту решения. Если судья не высказал возражения по проекту решения, презюмируется, что решение принято по истечении срока, установленного для представления замечаний.
Правило 24*(18)
Состав Большой Палаты
1. Большая Палата состоит из семнадцати судей и, по крайней мере, трех запасных судей.
2. (a) В состав Большой Палаты входят Председатель суда, заместители Председателя суда и председатели Секций. Каждый заместитель Председателя суда или Председатель Секции, который не имеет возможности участвовать в заседании в качестве члена Большой Палаты, заменяется заместителем Председателя соответствующей секции.
(b) Судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, являющейся стороной в деле, или, когда это уместно, судья, назначенный в силу правил 29 и 30, заседает в качестве члена Большой Палаты ех officio в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 26 Конвенции.
(c) В тех случаях, когда дела передаются в Большую Палату на основании статьи 30 Конвенции, в качестве членов Большой палаты заседают также члены Палаты, уступившей юрисдикцию в пользу Большой палаты.
(d) В тех случаях, когда дела передаются в Большую Палату в соответствии с положениями статьи 43 Конвенции, в ее состав не должен входить какой-либо судья, заседавший в Палате, которая выносила постановление по делу, за исключением Председателя этой палаты и судьи, избранного от государства, являющегося стороной в деле, а также любого судьи, заседавшего в Палате или Палатах, решавшей или решавших вопрос о приемлемости жалобы для рассмотрения по существу.
(e) Судьи и запасные судьи, которые должны доукомплектовать состав Большой Палаты по каждому делу, переданному ей, назначаются из числа оставшихся судей Председателем Суда путем жребия в присутствии Секретаря-канцлера. Порядок такой жеребьевки определяется на пленарном заседании Суда с надлежащим учетом необходимости образовать географически сбалансированный состав Большой Палаты, отражающий различные правовые системы Высоких Договаривающихся Сторон.
(f) Для рассмотрения обращения о вынесении консультативного заключения согласно статье 47 Конвенции состав Большой Палаты формируется в соответствии с положениями подпунктов "а" и "е" пункта 2 настоящего правила.
(g) При рассмотрении запроса, поданного в соответствии с пунктом 4 статьи 46 Конвенции, Большая Палата в дополнение к судьям, указанным в подпунктах "a" и "b" пункта 2 настоящего правила, должна включать членов Палаты или Комитета, вынесших постановление по соответствующему делу. Если постановление было вынесено Большой Палатой, состав Большой Палаты должен быть таким же, каким был состав Большой Палаты, вынесшей постановление. Во всех случаях, включая случаи, когда невозможно реконструировать первоначальный состав Большой Палаты, судьи и запасные судьи, призванные дополнить состав Большой Палаты, назначаются в соответствии с положениями подпункта "e" пункта 2 настоящего правила.
3. В случае, если какие-либо судьи лишаются возможности участвовать в заседании, они заменяются запасными судьями в том порядке, в котором последние были избраны в соответствии с подпунктом "e" пункта 2 настоящего правила.
4. Судьи и запасные судьи, назначенные в соответствии с вышеуказанными положениями, продолжают заседать в Большой Палате при рассмотрении дела до завершения производства. Если они участвовали в рассмотрении дела по существу, то они продолжают рассматривать это дело и после истечения срока своих полномочий. Данная процедура применима также к производству по консультативным заключениям.
5. (a) Коллегия в составе пяти судей Большой палаты, призванная рассматривать обращения, которые поступили в соответствии с положениями статьи 43 Конвенции, состоит из:
- Председателя Суда. Если Председатель Суда лишен возможности участвовать в заседании, он заменяется заместителем Председателя Суда в порядке старшинства;
- двух Председателей секций в порядке ротации. Если Председатели Секций лишены возможности участвовать в заседании, они заменяются заместителями Председателей их Секций;
- двух судей, назначаемых в порядке ротации из числа судей, избираемых от остальных Секций, для участия в рассмотрении обращений на шестимесячный срок;
- как минимум двух запасных судей, назначаемых в порядке ротации из числа судей, избираемых от остальных Секций, для участия в работе по рассмотрению обращений на шестимесячный срок.
(b) Коллегия, рассматривающая обращение, не может включать в себя судей, принимавших участие в рассмотрении дела по вопросу приемлемости и по существу дела.
(с) Ни один судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, направившей обращение, или являющийся ее гражданином, не вправе быть членом коллегии, рассматривающей обращение. Судья, назначенный Высокой Договаривающейся Стороной в соответствии с правилами 29 и 30, также не вправе принимать участие в рассмотрении такого обращения.
(d) Каждый член коллегии, который не имеет возможности участвовать в заседании по причинам, указанным в подпункте "b" или "с", заменяется запасным судьей, назначаемым в порядке ротации из числа судей, избираемых от остальных Секций, для участия в работе по рассмотрению обращений на шестимесячный срок.
Правило 25
Создание Секций
1. Палаты, предусмотренные подпунктом "b" статьи 26 Конвенции (именуемые в настоящем Регламенте "Секции"), образуются на пленарных заседаниях Суда по предложению Председателя сроком на три года и действуют с момента избрания Председателей и их заместителей согласно правилу 8. Должны существовать по крайней мере четыре Секции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпунктом "b"статьи 25 Конвенции"
2. Каждый судья является членом какой-либо Секции. Состав Секций должен быть сбалансирован по географическому и половому признакам и отражать различные правовые системы Высоких Договаривающихся Сторон.
3. В случаях, когда судья перестает быть членом Суда до истечения срока, на который была образована Секция, его или ее место в Секции занимает преемник этого судьи в качестве члена Суда.
4. Председатель Суда вправе, в виде исключения, вносить изменения в состав Секций, если того требуют обстоятельства.
5. По предложению Председателя Суд на пленарном заседании вправе образовать дополнительную Секцию.
Правило 26*(19)
Образование Палат
1. Палаты в составе семи судей, предусмотренные пунктом 1 статьи 26 Конвенции для рассмотрения дел, которые переданы в Суд, образуются из числа судей Секций следующим образом.
(а) По каждому делу в состав Палаты входят Председатель Секции и судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, выступающей стороной в деле в соответствии с пунктом 2 настоящего правила и последним предложением пункта 4 правила 28. Если последний не является членом Секции, которой была передана жалоба согласно правилам 51 или 52, то этот судья заседает в качестве члена Палаты ех officio в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Конвенции. Если судья не имеет возможности или отказывается участвовать в заседании, применяется правило 29.
(b) Остальные члены Палаты назначаются Председателем Секции из числа членов соответствующей Секции в порядке ротации.
(с) Члены Секции, не назначенные в таком порядке, участвуют в заседании по делу в качестве запасных судей.
2. Судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, против которого подана жалоба, или, когда это применимо, другой избранный судья или судья ad hoc, назначенный в соответствии с правилами 29 и 30, может быть освобожден от участия в заседаниях, посвященных рассмотрению подготовительных или процедурных вопросов. Для участия в таких заседаниях привлекается первый запасной судья.
3. Судьи, приступившие к рассмотрению дела по существу, продолжают рассматривать его и по истечении срока своих полномочий.
Правило 27*(20)
Комитеты
1. Комитеты в составе трех судей из одной Секции образуются согласно пункту 1 статьи 26 Конвенции. Количество создаваемых Комитетов определяется Председателем Суда после проведения консультаций с Председателями Секций.
2. Комитеты образуются на срок двенадцать месяцев из числа членов Секции в порядке ротации, за исключением Председателя Секции.
3. Судьям Секции, включая Председателя Секции, которые не входят в состав какого-либо Комитета, может быть, при необходимости, поручено участие в их работе. Им также может быть поручено замещение тех его членов, которые не имеют возможности участвовать в заседании.
4. Председательствующим в каждом Комитете является тот из его членов, который имеет старшинство в соответствующей Секции.
Правило 27А*(21)
Формат единоличного судьи
1. Позиции единоличных судей учреждаются во исполнение пункта 1 статьи 26 Конвенции. После консультаций с Бюро Председатель Суда решает, сколько единоличных судей должно быть назначено, и назначает их. Председатель заранее составляет перечень Высоких Договаривающихся Сторон, жалобы против которых вправе рассматривать каждый судья в течение срока, на который такой судья назначен заседать в качестве единоличного судьи.
2. Также в качестве единоличного судьи могут выступать:
(а) Председатели Секций, когда они действуют в рамках компетенции, предоставленной им подпунктом "b" пункта 2 и пунктом 3 правила 54;
(b) заместители Председателей Секций, которым предоставлены полномочия рассматривать запросы о применении обеспечительных судебных мер в соответствии с пунктом 4 правила 39.
3. Единоличные судьи назначаются сроком на двенадцать месяцев в порядке ротации. Председатель Суда и Председатели Секций освобождаются от обязанности заседать в качестве единоличных судей. Единоличные судьи продолжают осуществлять иные обязанности в составе Секций, членами которых они являются в соответствии с пунктом 2 правила 25.
4. Согласно пункту 2 статьи 24 Конвенции каждый единоличный судья при разрешении дела пользуется услугами докладчика.
Правило 28*(22)
Невозможность участвовать в заседании, отказ и освобождение от участия в заседании
1. Судья, которому надлежит участвовать в заседании и который по каким-либо обстоятельствам не имеет возможности в нем участвовать, как можно раньше уведомляет об этом Председателя Палаты.
2. Судья не вправе принимать участие в рассмотрении какого-либо дела, если:
(а) он или она имеет личный интерес в деле, в том числе по причине состояния в браке, родственных или иных близких семейных, личных или профессиональных отношений или отношений подчиненности с одной из сторон;
(b) он или она ранее выступал(-а) по данному делу либо в качестве официального уполномоченного властей государства-ответчика, адвоката или советника какой-либо из сторон или лица, имеющего интерес в этом деле, либо в качестве члена иного внутригосударственного или международного судебного органа или комиссии по расследованию, либо в любом ином качестве;
(с) он или она, будучи судьей ad hoc или бывшим судьей, избранным от одной из Высоких Договаривающихся Сторон, продолжающим выполнять свои обязанности в силу пункта 3 правила 26, участвует в политической или административной или иной профессиональной деятельности, несовместимой с его или ее независимостью или беспристрастностью;
(d) он или она публично выражают мнения через средства массовой информации, в письменном виде, посредством его или ее публичных действий или иным образом, которые могут неблагоприятно сказаться на его или ее беспристрастности;
(е) по иным причинам его или ее независимость или беспристрастность могут быть поставлены под сомнение.
3. Если судья отказывается от участия в заседании по одной из указанных причин, то он или она должен(-на) уведомить об этом Председателя Палаты, который освобождает этого судью от участия в заседании.
4. Если у судьи или у Председателя имеются сомнения по вопросу наличия оснований, указанных в пункте 2 настоящего правила, этот вопрос передается на разрешение Палаты. После заслушивания мнения такого судьи Палата проводит совещание за закрытыми дверями и голосование без участия данного судьи. Для проведения совещания за закрытыми дверями и голосования по данному вопросу этот судья заменяется первым запасным судьей Палаты. Эта же процедура применяется в случае, если судья участвует в рассмотрении дела от Высокой Договаривающейся Стороны, против которой подана жалоба в соответствии с правилами 29 и 30.
5. Приведенные выше положения также применяются к участию судьи в рассмотрении дел в формате единоличного судьи или в Комитете, при этом уведомление в соответствии с пунктами 1 или 3 настоящего правила направляется Председателю Секции.
Правило 29*(23)
Судьи ad hoc
1. (а) Если судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, выступающей стороной в деле, не имеет возможности участвовать в заседании Палаты, отказывается или освобожден от участия, либо отсутствует, то Председатель Палаты выбирает судью из заранее представленного Высокой Договаривающейся Стороной списка, содержащего имена от трех до пяти человек, которых Высокая Договаривающаяся Сторона обозначила как имеющих право быть судьями ad hoc на протяжении возобновляемых двухлетних периодов и удовлетворяющих критериям, установленным подпунктом "с" пункта 1 настоящего правила.
В списке должны быть представлены лица разных полов, и он должен сопровождаться информацией биографического характера. Лица, поименованные в списке, не вправе представлять сторону или третью сторону в каком бы ни то было качестве в ходе разбирательства в Суде.
(b) Процедура, описанная в подпункте "а" пункта 1 настоящего правила, применяется также в случае, если лицо, назначенное в соответствии с ней, отказывается или не может принимать участие в заседаниях.
(с) Судья ad hoc должен соответствовать требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 21 Конвенции, и должен соответствовать требованию доступности и присутствовать на заседаниях в соответствии с пунктом 5 настоящего правила. Судьи ad hoc в течение срока, на который они назначены, не вправе представлять сторону или третью сторону в каком бы ни то было качестве в ходе разбирательств в Суде.
2. Председатель Суда назначает другого избранного судью для участия в разбирательстве в качестве судьи ad hoc, если:
(a) на момент подачи жалобы в соответствии с подпунктом "b" пункта 2 правила 54 соответствующая Высокая Договаривающаяся Сторона не передала Секретарю-канцлеру список, указанный в подпункте "а" пункта 1 настоящего правила, или
(b) Председатель Суда сочтет, что менее чем три лица, указанные в списке, соответствуют требованиям, предусмотренным в подпункте (с) пункта 1 настоящего правила.
3. Председатель Палаты может принять решение не назначать судью ad hoc в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 или пунктом 2 настоящего правила до направления уведомления о жалобе Высокой Договаривающейся Стороне в соответствии с подпунктом "b" пункта 2 правила 54. В период рассмотрения данного вопроса Председателем Суда первый по очереди запасной судья принимает участие в рассмотрении дела.
4. Судья ad hoc на открытии первого после его назначения заседания, на котором будет рассматриваться дело, принимает присягу или делает торжественное заявление, предусмотренное правилом 3. Об этом акте делается запись в протоколе.
5. Судьи ad hoc должны находиться в распоряжении Суда и в соответствии с пунктом 2 правила 26 должны присутствовать на заседаниях Палаты.
Правило 30*(24)
Общий интерес в деле
1. Если две или более Высокие Договаривающиеся Стороны, выступающие заявителями или ответчиками, имеют общий интерес в деле, Председатель Суда вправе предложить им договориться о назначении одного общего судьи, избранного от одной из этих Высоких Договаривающихся Сторон, или судьи ad hoc в качестве судьи общего интереса. Если эти Стороны не могут договориться, то Председатель путем жребия определяет судью общего интереса из числа судей, предложенных этими Сторонами.
2. Председатель Палаты вправе принять решение не предлагать таким Договаривающимся Сторонам назначить судью в порядке пункта 1 настоящего правила до тех пор, пока они не будут уведомлены о подобной жалобе в соответствии с пунктом 2 правила 52 настоящего Регламента.
3. В случае разногласий относительно наличия общего интереса или любого смежного вопроса Палата в случае необходимости принимает об этом решение после получения в письменном виде доводов от затронутых Высоких Договаривающихся Сторон.
<< Глава III. Секретариат (п.п. 15 - 18B) |
Раздел II. >> Порядок производства в Суде (п.п. 31 - 105) |
|
Содержание Регламент Европейского Суда по правам человека (по состоянию на 1 января 2020 г.) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.