Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 15 сентября 1999 г. N 04-07-08/40
С 1 января 2004 г. осуществляется исчисление и уплата налога на имущество организаций в соответствии с главой 30 Налогового кодекса РФ
С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. См. справку
С 1 января 2001 года исчисление и уплата акцизов осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. См. справку
Департамент налоговой политики рассмотрел ваше письмо от 24.08.99 N РП-636 и сообщает следующее.
Предложение об отмене акциза на природный газ, поставляемый потребителям, финансируемым из бюджета, с одновременным сокращением бюджетных ассигнований представляет собой, по сути, одну из форм взаимозачета с бюджетом, которые Указом Президента Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. N 1173 запрещены.
Кроме того, сокращение бюджетных ассигнований на суммы, эквивалентные акцизу на газ, поставляемый конкретным бюджетным потребителям, сложно проконтролировать, что может создать основу для злоупотреблений в финансовой сфере. В связи с изложенным рассмотренное предложение не поддерживается.
В целях создания условий, ограничивающих рост цен на природный газ, и сдерживания инфляционных процессов в экономике Правительство Российской Федерации своим постановлением от 22 января 1999 г. N 81 "О ставках акциза на природный газ" снизило ставку акциза на природный газ, реализуемый на территории Российской Федерации, а также в Республику Белоруссия, с 30 до 15 процентов. Кроме того, указанным постановлением круг плательщиков был ограничен пятью крупнейшими добывающими организациями. Все это, по нашим оценкам, уменьшает сумму акциза в расчете на 1999 год до 44,2 млрд. руб. Дальнейшее снижение ставки акциза (вплоть до нулевой) при отсутствии каких-либо компенсационных источников приведет, по нашему мнению, к еще большему сокращению доходной части бюджета.
В связи с этим дальнейшее снижение ставок акциза на природный газ не может быть поддержано.
В соответствии с пунктом 3 Плана мероприятий по реализации Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации об экономической политике в 1999 году и Письма Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике развития для целей третьего займа на структурную перестройку экономики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.99 N 829 Минфин России по согласованию с МНС России 11 августа т.г. (N 01-02-01/04-3411) направил в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах", которым предполагается установить порядок взимания акцизов по природному газу по мере его отгрузки, как это установлено по другим подакцизным товарам, в том числе по нефти. В настоящее время указанный законопроект внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
По поводу отмены НДС на газ, поставляемый потребителям стран СНГ, сообщаем, что в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" порядок применения налога на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), вывозимых из Российской Федерации на территорию государств СНГ, устанавливается межгосударственными соглашениями о принципах взимания налога на добавленную стоимость при расчетах за товары (работы, услуги), реализуемые на территориях государств-сторон соглашения. В связи с тем, что в настоящее время между Российской Федерацией и государствами СНГ соглашения по поставкам товаров, в том числе газа, отсутствуют, при расчетах с хозяйствующими субъектами этих государств за такую продукцию применяются цены, увеличенные на сумму налога на добавленную стоимость по ставке в размере 20%.
Однако необходимо отметить, что пунктом 17 Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли, подписанного главами государств СНГ 2 апреля 1999 г., предусмотрено обложение налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке (освобождение от налогообложения) товаров (работ, услуг), экспортируемых с таможенной территории одной договаривающейся страны на таможенную территорию другой договаривающейся страны. После ратификации данного Протокола в установленном порядке товары, реализуемые из Российской Федерации в государства СНГ, налогом на добавленную стоимость на взаимной основе облагаться не будут.
Освобождение налогоплательщиков от уплаты штрафов и пеней за неплатежи в бюджет и внебюджетные фонды возможно только в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Во всех остальных случаях пени и штрафы за неплатежи в бюджет и внебюджетные фонды взимаются в общеустановленном порядке. Таким образом, действующим налоговым законодательством не предусмотрено освобождение организаций-поставщиков природного газа от уплаты пени и штрафов. Кроме того, любые формы зачетов в настоящее время запрещены.
Что касается уже начисленных пени организациям-поставщикам природного газа за просроченные платежи, подлежащие уплате в федеральный бюджет, то в настоящее время подписан порядок проведения в 1999 г. реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также по начисленным пеням, предоставляющий указанным организациям возможность поэтапного погашения задолженности.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" плательщиками данного налога являются юридические лица, а также их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.
Кроме того, согласно статье 7 указанного Закона предприятия, в состав которого входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, должны уплачивать налог на имущество предприятий в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения таких подразделений.
При применении данной нормы Закона, в качестве территориально обособленных подразделений юридического лица понимаются предусмотренные статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалы и представительства, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все его функции или их часть.
Что касается отдельных имущественных объектов организаций, то налог на имущество со стоимости указанных объектов уплачивается по месту нахождения организации или ее филиалов в зависимости от того, на чьем балансе это имущество учитывается.
Таким образом, действующее законодательство при соблюдении вышеназванных требований предусматривает возможность уплаты налога на имущество РАО "Газпром" в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Вместе с тем учитывая, что в процессе реорганизации РАО "Газпром" происходит сокращение поступлений данного налога в территориальные бюджеты территорий, по месту нахождения его отдельных имущественных объектов считаем, что данную проблему можно решить в рамках реорганизации РАО "Газпром" путем наделения указанных объектов статусом филиала и представительства, не внося изменений в действующее законодательство.
Заместитель руководителя
Департамента |
А.И.Салина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 15 сентября 1999 г. N 04-07-08/40
Текст письма официально опубликован не был