См. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", вступающий в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам проведен анализ информаций (докладов и отчетов) управлений (госналогинспекций) Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации, материалов комплексных проверок, проведенных Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, материалов Счетной палаты Российской Федерации о проверках работы налоговых органов в ряде регионов России по контролю за применением контрольно-кассовых машин (ККМ) при осуществлении денежных расчетов с населением.
Законом РФ от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" предусмотрено обязательное применение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. В этих целях сформирована нормативно-правовая основа, материально-техническая база и необходимые организационные структуры. По состоянию на 1 июля 1999 г. 821070 юридических и физических лиц применяют 1.563709 ККМ, в т.ч. 1147355 - с фискальной памятью (73,4%). Однако, по данным Счетной Палаты Российской Федерации до 35-40% розничного товарооборота и платных услуг еще остается вне сферы контроля посредством применения ККМ. (в Российской Федерации за 1998 г. объем розничного товарооборота и платных услуг составил 1379,9 млрд. руб., в т.ч. розничный товарооборот - 1065,2 млрд. руб., платные услуги - 314,7 млрд. руб.).
Налоговыми органами по вопросам применения ККМ при расчетах с населением ежегодно подвергается проверке около 150 тыс. владельцев ККМ. В 1998 г. было проведено 628956 проверок соблюдения законодательства о применении ККМ, в первом полугодии 1999 г. - 316688 проверок.
При осуществлении контроля за применением ККМ работники госналогинспекций встречаются со 180 моделями ККМ, разрешенными к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (ГМЭК). Из них 114 моделей имеют фискальную память, 28 моделей относятся к активным системным ККМ и представляют из себя разнообразные типы компьютерной техники, которые работают с именными пакетами прикладных программ. При этом приходится учитывать отсутствие единого алгоритма их фискализации, обращения к фискальной памяти ККМ и снятия показаний денежных счетчиков.
Все это предъявляет высокие требования к знаниям и навыкам работников налоговых органов, которые должны сочетать как профессиональные знания в области законодательства о применении ККМ, налогового и финансового законодательства, так и технических знаний и навыков работы с компьютерной техникой.
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам проводится целенаправленная работа по повышению профессиональной и технической квалификации специалистов налоговых органов, осуществляющих контроль за исполнением Закона Российской Федерации от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
При учебных центрах в г.г.Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде повышение профессионального уровня специалистов осуществляется в рамках специальных программ. Учебно-тематическими планами предусматривается изучение вопросов технического устройства, функциональных особенностей ККМ, порядка снятия фискальных отчетов, изучение вопросов нормативно-правовой базы, методик осуществления контроля законодательства о применении ККМ и контроля учета выручки, полученной с применением ККМ, другие вопросы.
Исходя из указаний Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (МНС РФ) об организации обучения специалистов, осуществляющих контроль за применением ККМ, абсолютное большинство управлений и госналогинспекций Министерства по субъектам Российской Федерации практикует ежегодное обучение работников на семинарах, краткосрочных курсах и на специальных занятиях. В ходе проводимых занятий рассматриваются вопросы правильности оформления материалов проверок и порядок их реализации, практические вопросы снятия фискальных данных на конкретных моделях ККМ, порядок проведения проверок по контролю за оприходованием денежных средств на предприятиях и другие вопросы.
В целях повышения профессионального уровня специалистов налоговых органов в ряде управлений (госналогинспекций) Министерства по субъектам Российской Федерации (Липецкая, Читинская, Омская обл.) с привлечением специалистов центров технического обслуживания ККМ (ЦТО) были разработаны методические рекомендации для подведомственных инспекций о порядке проведения адаптации ККМ к измененному масштабу цен, оформлены подборки технической документации по тем моделям машин, которые зарегистрированы в налоговой инспекции, в том числе эксплуатационная документация с приложением специального "руководства налогового инспектора". Все эти документы находятся в комплекте подборки на каждую модель ККМ. Подборка подобных материалов не требует каких-либо затрат. Кроме этого, на базе ЦТО проводится техническое обучение сотрудников инспекций по правилам эксплуатации и порядку снятия отчетов с различных, в т.ч. портативных моделей ККМ, предназначенных для выездной торговли. Результаты семинаров оформляются зачетными ведомостями. В ряде регионов обращается внимание на подбор литературы, издаваемой по этому вопросу, материалов арбитражной практики по вопросам применения ККМ.
Во многих госналогинспекциях активизируется участие работников налоговых органов в проведении семинаров и совещаний с руководителями, главными бухгалтерами предприятий, преподавателями курсов кассиров-операционистов контрольно-кассовых машин. В ряде регионов работники, осуществляющие контроль за применением ККМ, активно работают в созданных при управлениях (госналогинспекциях) Министерства по субъектам Российской Федерации постоянно действующих консультационных пунктах (Республика Мордовия, Липецкая область).
Контроль за применением ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением в управлениях (госналогинспекциях) Министерства по субъектам Российской Федерации осуществляется, как правило, специалистами разных отделов. Многими управлениями (госналогинспекциями) Министерства по субъектам Российской Федерации образованы специализированные отделы (сектора) по контролю за применением ККМ (Ставропольский край, г.Москва, Амурская, Липецкая, Смоленская области и др.), в ряде республик, краев и областей созданы отделы по контролю за наличным денежным обращением. Отделы методической и контрольной работы по проверке соблюдения законодательства о применении ККМ, о наличном денежном обращении и лицензировании образованы в УМНС по Республикам Башкортостан, Татарстан, Нижегородской области и др.
Практика работы показывает, что подобная специализация позволяет более эффективно организовывать работу по контролю за использованием ККМ. Например, Госналогинспекцией по Смоленской области зарегистрировано 12052 ККМ (6439 предприятий), в 1998 г. проведено 8848 проверок, вынесено решений о применении санкций на сумму 1119 тыс. руб., по итогам года взыскано 81,8% (по Российской Федерации за 1998 год взыскано 51,6% от суммы предъявленных штрафов). Работниками ТГНИ N 4 г.Москвы (где имеется отдел по контролю за применением ККМ) зарегистрировано около 4 тысяч ККМ, в 1998 г. проведено 510 проверок по применению предприятиями ККМ (70% предприятий зарегистрировавших ККМ), вынесено решений о наложении штрафных санкций на сумму 3,1 млн. рублей, взыскано 1,9 млн. рублей (72%) (в 1997 году - 4,2 млн. (деноминированных) рублей, по итогам года взыскано 3,2 млн. руб. (76%).
Однако, далеко не повсеместно организации надлежащего контроля за соблюдением законодательства о применении ККМ уделяется должное внимание. В УМНС по Республике Саха (Якутия) этой работой занимались два сотрудника по режиму и безопасности. В налоговых инспекциях ряда районов Волгоградской области эта работа возложена на инспекторов по документальным проверкам, в Вологодской области ею занимаются работники по учету и обслуживанию налогоплательщиков. В некоторых регионах регистрация ККМ возложена на специалистов отделов учета налогоплательщиков и отделов документальных проверок.
Такое положение дел в ряде случаев оказывает негативное влияние на состояние работы по контролю за применением ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением.
I. Регистрация ККМ
Законом РФ от 18.06.93 г. N 5215-1 "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" предусмотрено, что ККМ должны находиться на техническом обслуживании в ЦТО и подлежат регистрации в налоговых органах по месту регистрации предприятия.
На учет в ЦТО кассовые аппараты ставятся при заключении договора на техническое обслуживание и ремонт. Выбор ЦТО предоставлен предприятию-владельцу кассового аппарата и зависит только от того, имеет ли данный ЦТО право выполнять работы по обслуживанию ККМ данной модели, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В целях оказания помощи предприятиям и индивидуальным предпринимателям, заинтересованным в приобретении ККМ, на стендах информации для налогоплательщиков в управлениях (госналогинспекциях) по г.Москве, Липецкой, Брянской областям, Краснодарскому краю имеются перечни моделей ККМ, списки с адресами и телефонами ЦТО, с указанием марок контрольно-кассовых машин, которые они обслуживают, образцы необходимых документов для постановки и снятия с учета и другой справочный материал. Активно используются средства массовой информации. Информация о моделях ККМ, включенных в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации (Госреестр), публикуется в местной печати.
Порядок регистрации ККМ в налоговых инспекциях утвержден Госналогслужбой России (ГНС РФ) приказом от 22.06.95 г. N ВГ-3-14/36 "Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах".
Регистрация ККМ производится в налоговой инспекции по месту нахождения предприятия - владельца кассового аппарата, независимо от адреса места установки ККМ.
Заслуживает внимания опыт работы налоговых органов Брянской области, где при получении документов на регистрацию кассовой машины проверяется соблюдение владельцем порядка учета выручки денежных средств по кассовой книге предприятия за предыдущий период деятельности предприятия, что позволяет ознакомиться с состоянием кассовой дисциплины предприятия.
Проверив представленные документы и убедившись в правильности их оформления, работник налоговой инспекции назначает день регистрации ККМ, но не позднее 5 дней с момента получения правильно оформленного пакета документов. При этом, процедура регистрации ККМ осуществляется в установленном порядке. В ряде регионов налоговые органы регистрацию ККМ осуществляют с выездом инспектора на место установки аппарата. Выезд инспектора на место обусловлен несколькими причинами:
необходимостью сверки заводского номера, марки кассового аппарата с данными, изложенными в заявлении на регистрацию, необходимостью введения пароля налогового инспектора, возможности использования кассового аппарата по адресу места установки.
Выезды на место установки позволяют контролировать одновременно с регистрацией новых ККМ организацию использования старых, ранее зарегистрированных.
Ряд регионов используют другую методику регистрации ККМ. Например, многие территориальные налоговые инспекции г.Москвы ввод в эксплуатацию ККМ, при ее регистрации, осуществляют непосредственно в ГНИ. Для этого в госналогинспекциях оборудованы специальные места. В назначенный день предприятие - владелец ККМ, согласовав присутствие специалиста ЦТО для участия в регистрации аппарата, доставляет его в госналогинспекцию, где специалист ЦТО вместе с налоговым инспектором осуществляет фискализацию ККМ.
В момент регистрации, как правило, присутствует кассир-операционист, обученный навыкам работы на ККМ данной модели и изучивший "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утвержденные Минфином России 30.08.93 N 104.
Налоговый инспектор, кассир-операционист и специалист ЦТО снимают показания суммирующих денежных счетчиков кассового аппарата, пробивая итоговый чек. Специалист ЦТО программирует режим ввода пароля налогового инспектора, инспектор вводит цифровой пароль.
В ходе подготовки к регистрации специалистом ЦТО и владельцем ККМ выполняются следующие операции:
проверяется правильность заполнения всех разделов технического паспорта кассового аппарата - дата выпуска, фирма и страна-производитель, дата упаковки, наличие печатей завода-изготовителя или продавца ККМ;
владелец ККМ заполняет в паспорте талон-заявку на ввод ККМ в эксплуатацию;
специалист ЦТО проверяет исправность ККМ, программирует операцию печати на чеке названия предприятия-владельца ККМ, полного заводского номера ККМ, идентификационного номера предприятия-владельца ККМ, опечатывает своим пломбиром, проверяет соответствие программного продукта (для активных ККМ) и заполняет в паспорте раздел "Ввод в эксплуатацию", заверяет его своей подписью с указанием номера удостоверения и скрепляет оттиском пломбира. Если ККМ имеет показания суммирующих денежных счетчиков, то об этом делается запись в техническом паспорте ККМ и в Журнале кассира-операциониста (ф.КМ-4).* После заполнения раздела "Ввод в эксплуатацию" специалист ЦТО забирает отрывной талон-заявку из паспорта;
специалист ЦТО вносит запись в паспорт ККМ об установлении средств визуального контроля (голограмм-СВК) и проверяет соответствие программного продукта, индивидуальные NN голограмм и их название вносятся в техпаспорт ККМ.
В настоящий момент все кассовые аппараты, включенные в Государственный реестр ККМ, обеспечивают печать чеков с заводским номером ККМ, названием предприятия и его идентификационным номером. Эти операции программируются специалистом ЦТО при вводе ККМ в эксплуатацию. На чеке должно быть название предприятия - юридического лица, указанного в свидетельстве регистрационной палаты или физического лица, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
После того, как вся работа по фискализации завершена, налоговый инспектор пробивает определенную сумму, чтобы убедиться в исправности контрольно-кассовой машины, снимает итоговый отчет за смену или итоги дня и отчет фискальной памяти по паролю налогового инспектора. Убедившись в исправности контрольно-кассовой машины, снятые отчеты он прилагает к заявлению предприятия и осуществляет запись в книгу учета контрольно-кассовых машин данного предприятия. В книгу записываются показания суммирующего счетчика, пароль доступа к фискальной памяти и другие данные в соответствии с разделами, указанными в книге. Кроме того, необходимые данные, полученные в ходе регистрации, налоговый инспектор заносит в компьютерную программу учета и регистрации контрольно-кассовых машин в рамках "Интегрированного комплекса, версия-2" или разработанные инспекциями компьютерные программы по учету ККМ (ГНИ по г.Липецк, ТГНИ N 4 г.Москва и др. разработаны на базе программы "1С бухгалтерия" компьютерные программы по учету ККМ - "АИС "Учет ККМ").
Как уже было отмечено, к регистрации принимаются только те ККМ, которые поставлены на учет в ЦТО. Сведения о заключенном с ЦТО договоре заносятся в книгу регистрации ККМ и регистрационную карточку кассового аппарата. В случае расторжения договора с одним ЦТО и заключения с другим предприятие обращается в налоговую инспекцию с просьбой внести изменения в книгу регистрации и регистрационную карточку. В практике сложилось, что если предприятие не выполняет условия договора с ЦТО (задерживает оплату, не обеспечивает специалистам ЦТО возможности для проведения работ и т.д.), ЦТО расторгает договор и уведомляет об этом налоговую инспекцию. После расторжения договора с ЦТО предприятие не имеет права дальнейшего использования данной ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением до заключения нового договора с ЦТО и предоставления его в налоговый орган.
Предприятие-владелец ККМ ведет "Журнал вызова технических специалистов и регистрации выполненных работ" по форме N 30 (КМ-8), предусмотренный Типовыми правилами эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением. В этом журнале осуществляется учет всех вызовов специалистов ЦТО и указываются все работы, выполненные на ККМ. Форма названного журнала приведена в приложении к "Типовым правилам эксплуатации ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением"
При регистрации ККМ, относящимся по Классификатору к активным системным контрольно-кассовым машинам,- имеющим возможность работать в компьютерно-кассовой системе, управляя при этом работой системы, необходимо проверить соответствие установленной программы перечню пакетов прикладных программ к активным системным ККМ, утвержденному решениями ГМЭК (протокол N 2/50-99 от 05.04.99 и письмо МНС РФ от 17.06.99 N АС-6-16/484).
Запись об установке программного продукта должна быть осуществлена в техническом паспорте ККМ организацией-продавцом ККМ и заверена его печатью. Налоговый орган делает отметку об установленном программном продукте в регистрационной карточке.
Кроме того, регистрация контрольно-кассовой машины осуществляется с учетом сферы ее применения в соответствии с Классификатором ККМ. Отдельные проверки налоговых органов Министерством Российской Федерации по налогам и сборам показывают, что это не всегда учитывается налоговыми инспекциями. Например, при комплексной проверке Госналогинспекции по Липецкой области установлено, что в г.Липецке из 36 проверенных ККМ, работающих на АЗС, - 34 не соответствуют сфере применения по Классификатору ККМ.
II. Организация проверок выполнения Закона РФ
"О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением"
Анализ результатов работы за первое полугодие 1999 года показывает, что налоговые органы продолжали наращивать усилия по контролю за соблюдением законодательства о применении ККМ и повышению его эффективности. Количество проведенных проверок в сравнении с предыдущим полугодием возросло на 38931, а процент взысканных сумм штрафных санкций (от предъявленных) за этот же период возрос с 39 до 58.
Результаты проведенных проверок одновременно свидетельствуют и о том, что фактическое положение дел с соблюдением предприятиями и предпринимателями законодательства о применении ККМ пока остается неудовлетворительным. Нарушение законодательства устанавливаются в среднем при каждой пятой проверке, а в отдельных регионах - при каждой второй-третьей.
Основную долю нарушений и предъявленных за них штрафов составляют ведение денежных расчетов без применения ККМ - (65,3%), невыдача чека покупателю - (13,2%), использование неисправных ККМ - (11%), а также отсутствие прейскурантов и ценников на продаваемые товары и оказываемые услуги - (10,5%).
Крайне неблагополучно обстоит дело с соблюдением законодательства о ККМ на оптово-розничных рынках, ярмарках, в других местах массовой торговли, платных автостоянках, автозаправочных станциях, станциях технического обслуживания автомобилей, при автомобильных пассажирских перевозках и в некоторых других сферах предпринимательской деятельности.
Министерством Российской Федерации по налогам и сборам совместно с органами ФСНП России, МВД России, Минторга России в текущем году осуществляются мероприятия Межведомственного плана контролирующих и правоохранительных органов по пополнению доходной части федерального бюджета на 1999 год. Во исполнение п.13 этого плана только за апрель-июнь было проверено 38 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нарушения законодательства о применении ККМ установлены в 12646 проверках (33,2%), в том числе на рынках - в 9830 проверках (77%). По выявленным при этом нарушениям налоговыми органами предъявлено штрафных санкций на 35,3 млн. руб., из них взыскано на 1 июля с.г. - 15,3 млн. руб.
В целях сокрытия от учета и налогообложения наличных денежных средств, полученных от продажи товаров и оказания услуг населению предприятия и индивидуальные предприниматели изыскивают и используют имеющиеся "пробелы" в действующем законодательстве и подзаконных нормативных актах, регламентирующих применение контрольно-кассовых машин при расчетах с населением.
В деле наведения порядка в этой ситуации налоговым органам необходимо активнее и острее ставить вопросы об оказании помощи и содействия, со стороны местных органов власти, правоохранительных и контролирующих органов. Существенную помощь здесь могли бы оказать органы Госторгинспекции, а также средства массовой информации.
Анализ поступающей информации показывает, что во многих регионах налоговыми органами накоплен определенный опыт по практическому осуществлению контроля за соблюдением законодательства о применении ККМ, правил использования контрольно-кассовых машин, проверки документов, связанных с применением ККМ, проверки правильности выдачи чеков и полноты учета выручки денежных средств на предприятиях, а также в организации проведения самих проверок и рейдов.
В соответствии с указаниями и рекомендациями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам многие госналогинспекции проводят эту работу в тесном взаимодействии с органами налоговой полиции и внутренних дел. При этом совместные проверки во многих случаях проводятся не только в рабочее время, но и в выходные и праздничные дни, а также в вечерние и ночные часы. (УМНС по Удмурдской Республике, г.Москве и др.)
Налоговыми органами применяются разнообразные методы повышения эффективности проведения проверок за соблюдением правил использования ККМ и полноты учета выручки денежных средств на предприятиях. Для отбора объектов проверки отдельными инспекциями используется информация по рекламным объявлениям в средствах массовой информации (Республика Башкортостан, Липецкая, Пермская области, г.Москва). УМНС по Приморскому краю установило телефон "доверия". Большинство телефонных сообщений за 1998 год о тех или иных нарушениях подтвердились, 71 сообщение было проверено, по результатам проверок к нарушителям предъявлены санкции на 101 тыс. руб., взыскано 76 тыс. руб.
В г.Москве в соответствии с планом проверок УМНС по г.Москве осуществляются рейдовые проверки силами оперативных групп с участием специалистов УЭП, УФСНП, МВД, госторгинспекции. Регулярно действуют круглые столы с участием начальников территориальных налоговых инспекций по выработке единой методики работы. Издается учебно-методическая литература.
На крупных рынках г.г.Красноярска, Липецка, Санкт-Петербурга и др. созданы налоговые посты, которые активно проводят работу по контролю положения на объекте. Организация таких постов в сочетании с методами нетрадиционного контроля, включающего в себя рейдовую оперативную работу, оперативные встречные проверки по всей цепочке посредников по реализации товаров, особенно алкогольной продукции, при активном участии в этой работе других контролирующих органов позволяет существенно повысить результативность проводимой работы.
В целях координации совместной работы по осуществлению контроля в городах и районах, в соответствии с "Порядком совместных действий органов Госналогслужбы России, ФСНП России, МВД России при проведении проверок соблюдения Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" субъектами предпринимательства при реализации товара на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и других отведенных для торговли местах", доведенным до госналогинспекций по субъектам Российской Федерации письмом ГНС РФ от 18.11.97 г. N ВК-6-16/803, созданы координационные рабочие группы, в состав которых входят представители налоговых органов, органов исполнительной власти, правоохранительных органов. Координационными рабочими группами ежеквартально разрабатываются планы проверок и утверждаются ежемесячные графики проведения совместных проверок и рейдов. В целом, каждой территориальной налоговой инспекцией ежеквартально в среднем проводится порядка 100-120 проверок, а, например, приказом начальника Госналогинспекций по г.Москве от 30.12.94 N 58 "Об организации работы по контролю за использованием ККМ на территории г.Москвы" установлено задание на проведение не менее 30 проверок в месяц каждой территориальной инспекции. Для проведения проверок по применению ККМ созданы межведомственные бригады, включающие в себя оперативных работников налоговых органов, представителей администрации, правоохранительных органов.
В целях повышения эффективности контроля за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин налоговые органы применяют проведение так называемых "перекрестных" проверок, при которых сотрудниками одного налогового органа проводятся проверки предприятий и граждан-предпринимателей на территориях, контролируемых другим налоговым органом, организуются "челночные" проверки, повторные в течении дня или короткого периода времени. Подобная практика активно используется в Республиках Башкортостан и Татарстан, Смоленской области. Материалы проверок направляются в налоговый орган проверяемого района, а при отсутствии единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. N 55) - в госторгинспекцию, для рассмотрения и принятия решений по ним. Итоги взаимных проверок анализируются, а их результаты используются для сравнения качества деятельности районных инспекций. Госналогинспекция по Ульяновской области в мае 1998 г. провела заседание выездной коллегии в г.Димитровграде, на котором были рассмотрены вопросы о практике "перекрестных" проверок, эффективности проверок, качестве проведения проверок платных автостоянок, проведении проверок полноты учета выручки.
Совершенствуется работа по взысканию штрафных санкций, как с юридических, так и физических лиц в случае их неуплаты в добровольном порядке в установленный срок. В целях быстрейшего погашения сумм штрафов при отсутствии денежных средств на счетах предприятий (предпринимателей) в Республике Коми предприятиями-нарушителями составляются графики их погашения, которые утверждаются налоговыми органами. При невыполнении указанного графика в установленные сроки или нарушении текущих промежуточных платежей налоговый орган выходит с ходатайством в лицензионные службы администраций городов и районов о приостановлении действий патентов или лицензий на право торговли до полного погашения задолженности.
В целях увеличения доли взысканных штрафных санкций во многих госналогинспекциях нарабатывается практика взаимодействия со службой судебных приставов. Например, в г.Омске совместно с судебными приставами изъяты и реализованы контрольно-кассовые машины, принадлежащие ИЧП "Мир" и "Водолей". Сумма от реализации оприходована судебными приставами и направлена на расчетные счета судебных органов. Госналогинспекция по Амурской области рекомендует налоговым инспекциям при подаче исковых заявлений о взыскании с предпринимателей штрафов практиковать подачу заявления в Арбитражный суд об обеспечении иска в виде наложения ареста на имущество предпринимателей. Вопросы взыскания задолженности по штрафным санкциям рассматриваются также на совместных заседаниях, проводимых налоговыми органами с местными администрациями.
Для увеличения поступлений предъявленных штрафных санкций, ряд управлений и госналогинспекций Министерства (по Республике Коми, Амурской, Иркутской обл., г.Москве и др.) вышли с предложениями в местные органы власти о включении в Перечень документов, представляемых предприятиями (гражданами-предпринимателями) в администрацию городов и районов области для получения разрешений на право торговли, лицензий на осуществление торговли лицензированными товарами, представления справки из налоговой инспекции по месту их регистрации об отсутствии задолженности по уплате штрафных санкций за нарушение требований Закона о применении ККМ. Во многих регионах подобная инициатива налоговых органов находит поддержку со стороны местных органов власти. Например, губернатор Иркутской обл., рассмотрев предложение Госналогинспекций по Иркутской области, направил в адрес мэров и глав администраций городов и районов области Положение "О внесении изменений в Перечень документов" с предложением принять соответствующие нормативные акты, обеспечивающие реализацию указанных положений. В г.Москве, с 1994 г действует положение, которым определено, что разрешение и продление права мелкорозничной торговли выдается только после предъявления справки из налогового органа об отсутствии задолженности за нарушение Закона о применении ККМ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.97 N 1607 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешено принимать решения об ограничении на соответствующей территории действия Перечня отдельных категорий предприятий, которым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (с последующими изменениями и дополнениями) разрешено производить денежные расчеты с населением при осуществлении торговли и оказании услуг населению без применения ККМ. На основании этих документов и ходатайств налоговых органов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ряде регионов приняты решения, направленные на расширение сфер обязательного применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением.
Так, например, в Иркутской области ограничено действие названного Перечня в части использования бланков строгой отчетности, приравненных к чекам, и введено обязательное применение ККМ по предприятиям, оказывающим услуги в гостиничном хозяйстве, общественном питании, техническом обслуживании и парковке автомобилей, обмене и оценке объектов недвижимости, а также при торговле с прилавков продовольственными товарами в крытых рыночных помещениях.
Аналогичное решение принято в Хабаровском крае, где обязательное применение ККМ предусматривается для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, на автостоянках, станциях технического обслуживания автомобилей, автомойках, на территориях и в помещениях, отведенных для осуществления торговли (киосках, ларьках, павильонах, помещениях контейнерного типа, автофургонах и других аналогично обустроенных и приспособленных торговых местах), в том числе с открытых прилавков при торговле сельскохозяйственной продукцией и продовольственными товарами. Администрацией края принято также соответствующее постановление о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с пассажирами маршрутных такси городского, пригородного и междугороднего сообщения на территории Хабаровского края.
Администрациями ряда субъектов Российской Федерации совместно с налоговыми органами подготовлены и приняты нормативные акты, направленные на упорядочение торговли на рынках и других территориях, отведенных для торговли и оказания услуг населению. Комитет по потребительскому рынку администрации Санкт-Петербурга, администрации Челябинской области и Республики Карелия для единообразного толкования отдельных понятий приняли и опубликовали "Перечень определений и понятий в торговле".
Ряд документов, направленных на развитие сфер розничной и оптовой торговли, оказания услуг населению, упорядочение применения ККМ и ужесточение контроля за применением ККМ приняты органами законодательной и исполнительной власти в Республике Татарстан и г.Санкт-Петербурге.
Вместе с тем, правовые акты, принятые краевыми законодательными собраниями и администрациями отдельных краев и областей, в ряде случаев, были приняты с нарушениями федерального законодательства.
Например, Госналогинспекция по Пермской области в 1998 г. проанализировала решения 35 органов местного самоуправления, определяющих перечень отдаленных и труднодоступных местностей. Выявлено 23 решения, противоречащих действующему законодательству, по которым в 4 случаях были направлены ходатайства в прокуратуру, в 18 случаях направлены предложения в органы местного самоуправления о приведении нормативных актов в соответствие с действующим законодательством.
Госналогинспекцией по Республике Татарстан сводная информация о подобных фактах дважды направлялась в прокуратуру Республики Татарстан. В Ставропольском крае отменено постановление Губернатора края, которым разрешалось осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ предприятиям, перешедшим на упрощенную систему налогообложения.
В Калининградской области администрациями некоторых районов неоправданно были отнесены отдельные населенные пункты, имеющие нормальное транспортное сообщение, к отдаленным и труднодоступным местностям. В Озерском районе юридические и физические лица были освобождены от применения ККМ во всех сельских населенных пунктах района. В Правдинском районе в число освобожденных от применения ККМ были включены поселки Поречье и Ровное, расположенные на центральной трассе движения междугородних автобусов на расстоянии 1,5 км. от районного центра г.Правдинск.
По всем отмеченным фактам ранее принятые решения пересмотрены и приведены в соответствие с законодательством.
III. Работа с ЦТО
Накопленный опыт показывает необходимость более тесного взаимодействия и совершенствования работы налоговых органов с Центрами технического обслуживания ККМ. Это обуславливается рядом причин. Многообразие моделей ККМ, включенных в Государственный реестр ККМ, требует наличия специально подготовленных специалистов в составе налоговых инспекций. С другой стороны, несовершенство законодательной базы позволяет отдельным недобросовестным работникам ЦТО безнаказанно производить скрытые манипуляции в техническом исполнении ККМ и с данными, хранящимися в фискальной памяти.
Действующие технические требования к электронным контрольно-кассовым машинам и фискальной памяти электронных ККМ не позволили добиться невозможности вмешательства и изменения данных фискальной памяти ряда моделей ККМ, включенных в Госреестр. По мнению работников налоговых органов назрела необходимость пересмотра и ужесточения технических требований к конструированию и исполнению контрольно-кассовых машин и организации более совершенной системы контроля за ними.
В ряде регионов отсутствует необходимая сеть предприятий по ремонту и сервисному обслуживанию ККМ, особенно в сельской местности. Например, в Курганской обл. из 26 районов области ЦТО созданы в 8 районах, в Свердловской обл. из 53 районов - в 22, в Орловской обл. из 27 районов - в 3, в Красноярском крае из 59 районов - в 36. Подобная картина наблюдается и в других регионах. Это также является одной из причин, которая побуждает местные органы власти неоправданно объявлять отдельные районы и населенные пункты труднодоступными местностями и разрешать осуществлять торговлю без применения ККМ.
В целях преодоления подобных недостатков по предложениям налоговых органов органами исполнительной власти на местах совместно проводится работа, направленная как на расширение сети региональных центров, так и на усиление контроля за деятельностью ЦТО. В Краснодарском крае администрацией края создан "Краевой производственно-экспертный центр по ККМ" (КПЦ "Кубань ККМ"), который осуществляет приемку и проведение экспертизы представляемых документов о регистрации центров технического обслуживания, координирует и осуществляет надзор за их деятельностью. В г.Москве подобные функции Правительством Москвы возложены на "Москассзавод".
В отдельных налоговых органах для контроля за деятельностью ЦТО используют компьютерную программу "АИС "Учет ККМ", куда заносятся модели, разрешенные к обслуживанию данному ЦТО. При регистрации предприятием ККМ и внесении в компьютерную базу данных о ККМ и ЦТО, налоговый орган сверяет регистрируемую модель со списком моделей, разрешенных данному ЦТО к обслуживанию. Данные программы используются налоговыми органами Липецкой области, ТГНИ N 4 по г.Москве и рядом других.
В ряде регионов проводятся совещания координационных советов по деятельности ЦТО с участием руководителей ЦТО, работников налоговых органов, представителей центров стандартизации, метрологии и сертификации, областной администрации и др., где рассматриваются вопросы организации и порядка технического обслуживания ККМ. В случае необходимости, ставятся вопросы о лишении ЦТО права (лицензии) на обслуживание ККМ.
Вместе с тем, данная работа требует дальнейшего совершенствования, более пристального внимания как со стороны налоговых органов, так и администраций краев и областей.
IV. Контроль за полнотой оприходования денежных средств
Результаты работы за 1998 г. и первый квартал 1999 г. показывают, что большинство налоговых инспекций стали больше уделять внимания контролю за полнотой и своевременностью оприходования наличной денежной выручки. Вопросы соблюдения хозяйствующими субъектами установленного порядка наличных денежных расчетов контролируются налоговыми органами как в процессе проверок соблюдения налогового законодательства, так и в ходе осуществления контроля за соблюдением Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Отдельными управлениями и госналогинспекциями МНС России (Краснодарский край, Волгоградская, Иркутская, Липецкая, Омская, Читинская обл., г.Москва), на основе Методических рекомендаций по осуществлению контроля учета выручки, полученной с применением ККМ, разработанных Госналогслужбой России и доведенных до госналогинспекций по субъектам Российской Федерации письмом от 10.11.97 г. за N ВК-6-16/778, а также Методических рекомендаций по организации контроля за применением ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением (N НИ-6-14/281 от 03.08.94), разработаны и доведены до подведомственных налоговых инспекций свои Методические рекомендации по организации контроля за применением ККМ, включающие в себя формы бланков поручения на проверку, акта проверки, акта снятия остатков наличных денежных средств, акта контрольной закупки, проводимой работниками УФСНП, протокола изъятия, постановления о производстве изъятия, решения о наложении штрафных санкций, с рекомендациями по заполнению документов.
Количество проведенных налоговыми органами проверок полноты оприходования выручки, полученной с применением ККМ, в первом полугодии 1999 г составило 85524 (в I полугодии 1998 г. - 84692), количество же проверок, в которых выявлены нарушения установленного порядка оприходования выручки составило соответственно 2545 и 2752 от общего числа проверок (3,0 и 3,25%%). Сумма выявленной неоприходованной выручки в первом полугодии 1999 г. составила - 36,5 млн. руб., доначисления и штрафы, предъявленные предприятиям в связи с неоприходованием выручки, - 21,6 млн. руб.
На довольно высоком уровне поставлена эта работа в ряде налоговых инспекций Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Москве. Предварительный отбор предприятий и анализ их хозяйственно-финансовой деятельности позволяют наиболее результативно выявлять факты нарушений полноты оприходования денежной выручки, полученной с применением ККМ на предприятиях и в организациях. Так, специалистами инспекции N 4 УМНС по г.Москве в результате проверок на предприятиях торговли АОЗТ "Олби-Блок" и ЗАО "Дейция Ъ" была выявлена неоприходованная выручка в размере 134,6 тыс. руб. и 1416,5 тыс. руб. соответственно. В целом по УМНС по г.Москве факты неоприходования выручки в 1998 г. выявлены в 229 случаях, или 22,1% от общего количества проверок полноты оприходования выручки, полученной с применением ККМ.
Наибольшие доначисления произведены налоговыми органами УМНС по Республике Карелия в результате проверки ТОО "Увин" - 594 тыс.руб., УМНС по г. Москве в результате проверки ООО "Найл" - 13,2 млн.руб., инспекцией МНС по Ленинскому району г.Перми в ходе документальной проверки в ООО "Влад-Трейд" установлено неоприходование выручки в сумме 1,126 тыс. руб., в результате чего предприятию предъявлено штрафных санкций на сумму 4,338 тыс. руб.
Госналогинспекция по Московской области организовала и в августе 1998 г в течение рабочего дня провела хронометраж поступления денежной выручки от реализации товаров в ряде торговых точек и автозаправочных станций (АЗС). Результаты показали, что из 143 поверенных торговых точек в 108 (75,5%) среднедневная выручка превышает среднедневную выручку за предыдущую неделю:
до 10% - в 12 точках; от 10 до 20% - в 15 точках; от 20 до 50% - в 23 торговых точках; от 50 до 100% - в 14 торговых точках; более 100% - в 44 торговых точках.
По АЗС - из 47 точек в 24 превышение среднесуточной выручки составило: до 10% - на 13 АЗС; 10-20% - на 3 АЗС; 20-50% - на 2 АЗС; 50-100% - на 5 АЗС; более 100% - на 1 АЗС. Подобная картина наблюдается и в других регионах.
В Представлениях Счетной палаты Российской Федерации отмечается недостаточный уровень охвата налогоплательщиков проверками полноты оприходования наличной денежной выручки, полученной предприятиями торговли от реализации товаров с применением ККМ. Например, в 1997 году налоговыми органами Новгородской области было проведено 204 проверки полноты оприходования наличной денежной выручки или 14% от общего числа зарегистрированных налогоплательщиков, при этом выявлено всего 13 нарушений. В 1998 году проведена 341 аналогичная проверка, выявлено 37 нарушений. Сумма выявленной неучтенной выручки в 1997 г. составила соответственно 71 тыс. руб., в 1998 г. - 97 тыс. руб. (N 03-04-15/155 от 05.04.99). Госналогинспекцией по Брянской области в 1998 году проведено 2034 проверок полноты оприходования выручки, установлено 7 нарушений (1,6%).
Низкая результативность проводимых проверок оприходования денежных средств является следствием отсутствия глубокого анализа причин подобной эффективности в проведении проверок. Нередко период охвата проверкой полноты оприходования выручки составляет 1-3 месяца, предстоящим проверкам не предшествует анализ состояния финансовой дисциплины на проверяемом предприятии, не анализируются косвенные признаки кассовых нарушений.
Направляя данное письмо о практике организации работы налоговых органов по контролю за применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам обязывает Управления (Госналогинспекции) Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации:
1. проанализировать работу налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и при необходимости рассмотреть на заседании коллегий;
2. рассмотреть положение с осуществлением контроля за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях и обеспечить внедрение в практику контрольной работы за соблюдением законодательства о применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением ее наиболее эффективных методов, с активным привлечением к проведению проверок специалистов федеральных органов налоговой полиции, МВД России, других контролирующих и правоохранительных органов;
3. организовать на постоянной основе сбор и обобщение информации о положительном опыте контрольной работы, накопленном налоговыми органами региона, ее периодическое доведение до нижестоящих налоговых органов;
4. представить для обобщения Министерству Российской Федерации по налогам и сборам вместе с отчетом за 1999 год по форме N 1-ККМ о проделанной работе по контролю за соблюдением законодательства о применении ККМ имеющиеся методические материалы и другие документы, раскрывающие практику работы по контролю за применением контрольно-кассовых машин и бланков строгой отчетности, за оприходованием денежных средств, по организации совместной деятельности с местными органами власти, судебными и судоисполнительными органами.
Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Государственный советник |
А.В.Смирнов |
---------------------------------------------------------------
* (формы документов, приведенные в приложениях к названным Правилам, пересмотрены и утверждены постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 N 132 и доведены до налоговых органов письмом МНС России от 27 августа 1999 г. N ВГ-6-16/685)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо МНС РФ от 7 сентября 1999 г. N АС-6-16/706 "О практике организации работы налоговых органов по контролю за применением контрольно-кассовых машин"
Текст письма официально опубликован не был