Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ до утверждения уполномоченным федеральным органом федеральных стандартов аудиторской деятельности обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные до дня вступления в силу названного Федерального закона
Согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 до утверждения Правительством Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации
О Правилах (стандартах) аудиторской деятельности см. справку
См. Комментарии к настоящему правилу (стандарту) аудиторской деятельности
1. Общие положения
1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.
1.2. Целью правила (стандарта) является регламентация проверки аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя*(1), прогнозной финансовой информации экономического субъекта.
1.3. Задачами правила (стандарта) являются:
а) установление принципов проверки прогнозной финансовой информации;
б) определение круга процедур по проверке прогнозной финансовой информации;
в) установление требований к форме, содержанию и порядку подготовки отчета аудиторской организации о результатах проверки прогнозной финансовой информации.
1.4. Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.
1.5. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) сопутствующие ему услуги.
2. Принципы проверки прогнозной финансовой информации
2.1. Для целей настоящего правила (стандарта) под прогнозной финансовой информацией понимается информация о будущем финансовом положении, будущих финансовых результатах деятельности, будущем движении денежных средств экономического субъекта либо отдельных сторонах его финансово-хозяйственной деятельности в будущем, подготовленная исходя из допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта.
2.2. Проверка прогнозной финансовой информации экономического субъекта является сопутствующей аудиту услугой. Она может оказываться аудиторской организацией наряду с проведением аудита бухгалтерской отчетности данного экономического субъекта. На эту проверку распространяются все положения правила (стандарта) аудиторской деятельности "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним".
2.3. Проверка прогнозной финансовой информации не может проводиться аудиторской организацией, оказывавшей экономическому субъекту сопутствующие услуги по подготовке данной прогнозной финансовой информации, а именно: услуги по сбору, обработке, обобщению информации, а также в случае если аудиторская организация осуществляла выбор допущений, лежащих в основе данной прогнозной финансовой информации.
2.4. Прогнозная финансовая информация может быть подготовлена в виде одно- или многовариантного прогноза. В основе одновариантного прогноза лежат допущения, что определенные события произойдут и определенные действия будут предприняты руководством экономического субъекта. В основе многовариантного прогноза - допущения о различных возможных будущих событиях и действиях руководства экономического субъекта для получения различных путей развития экономического субъекта.
2.5. Прогнозная финансовая информация может быть подготовлена для:
а) внутренних управленческих нужд, например для оценки величины необходимых финансовых вложений;
б) предоставления третьим лицам, например потенциальным инвесторам, кредиторам.
2.6. В зависимости от целей подготовки прогнозная финансовая информация может быть представлена в виде отдельных показателей или на основе типовых форм бухгалтерской отчетности.
2.7. Ответственность за содержание прогнозной финансовой информации несет руководство экономического субъекта. Ответственность за выражение мнения несет аудиторская организация.
2.8. Проверка прогнозной финансовой информации аудиторской организацией проводится для того, чтобы установить:
а) применимость принятых при ее подготовке допущений, т.е. их надежность, реалистичность и возможность использования для подготовки данной прогнозной финансовой информации;
б) правильность ее подготовки на основе принятых допущений;
в) адекватность ее представления.
2.9. В связи с тем, что в основу прогнозной финансовой информации заложены события и действия, которые могут произойти в будущем, в задачи аудиторской организации не входит выражение мнения о том, будут ли достигнуты прогнозируемые результаты. В том случае, если аудиторская организация считает, что она достаточно компетентна в данном вопросе, такое мнение может быть выражено.
2.10. Исходя из характера и сложности прогнозной финансовой информации, подлежащей проверке, аудиторская организация может использовать работу эксперта в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".
2.11. Аудиторская организация должна отказаться от проведения проверки прогнозной финансовой информации, если существует серьезное сомнение в применимости принятых допущений или возможности использования прогнозной финансовой информации в предполагаемых экономическим субъектом целях.
3. Порядок проверки прогнозной финансовой информации
3.1. Проверка прогнозной финансовой информации включает оценку:
а) допущений, лежащих в основе прогнозной финансовой информации;
б) правильности подготовки прогнозной финансовой информации;
в) формы представления прогнозной финансовой информации.
3.2. При выборе процедур проверки прогнозной финансовой информации и определении их объема аудиторская организация должна опираться на свое профессиональное суждение.
3.3. Характер и объем процедур, проводимых аудиторской организацией, как правило, определяются:
а) вероятностью наличия в прогнозной финансовой информации существенных искажений;
б) знанием аудиторской организацией финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, например полученным при оказании ему каких-либо услуг в предыдущие периоды;
в) степенью использования профессионального суждения при подготовке прогнозной финансовой информации;
г) другими факторами.
3.4. При определении вероятности наличия в прогнозной финансовой информации существенных искажений аудиторской организации следует рассмотреть:
а) особенности процесса подготовки прогнозной финансовой информации;
б) наличие оговорок в аудиторском заключении о бухгалтерской отчетности экономического субъекта за предыдущий период;
в) возможность использования данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта за предыдущий период, аудит которой не проводился;
г) другие обстоятельства.
3.5. При изучении особенностей процесса подготовки прогнозной финансовой информации аудиторская организация должна обратить внимание на:
а) квалификацию лиц, ответственных за подготовку прогнозной финансовой информации;
б) систему внутреннего контроля за подготовкой прогнозной финансовой информации;
в) рабочую документацию, составленную в процессе подготовки прогнозной финансовой информации;
г) методы подготовки прогнозной финансовой информации (математические, компьютерные);
д) методы оценки и отбора допущений;
е) наличие и причины отклонений фактических данных о деятельности экономического субъекта от данных прогнозной финансовой информации, подготовленной в предыдущие периоды;
ж) другие сведения о подготовке прогнозной финансовой информации.
3.6. Аудиторская организация должна убедиться, что принятые допущения отвечают целям подготовки прогнозной финансовой информации и, следовательно, потребностям ее потенциальных пользователей.
3.7. При оценке применимости допущений аудиторская организация должна опираться на фактическую информацию о деятельности экономического субъекта, рассматриваемой с точки зрения экономической ситуации в стране (регионе) в целом и ее отраслевых особенностей.
3.8. Аудиторская организация должна учитывать, что чем больший период охватывает прогнозная финансовая информация, тем меньше применимость допущений, принятых при ее подготовке, и тем больше вероятность возникновения искажений в расчетах.
3.9. При проверке правильности подготовки прогнозной финансовой информации аудиторская организация использует следующие процедуры: выборочные расчеты прогнозируемых показателей, оценка непротиворечивости данных, в основе расчета которых лежат одни и те же допущения, и др.
3.10. Аудиторская организация должна обратить особое внимание на те показатели, искажения которых могут существенно повлиять на прогнозируемые результаты.
3.11. При выявлении существенных искажений в расчетах аудиторская организация должна оценить их влияние на правильность прогнозируемых результатов. Аудиторская организация должна учитывать взаимосвязь отдельных показателей прогнозной финансовой информации.
3.12. В случае, если фактическая информация приведена как часть прогнозной финансовой информации, аудиторская организация, основываясь на профессиональном суждении, должна определить, в какой степени фактическая информация должна быть проверена и какие процедуры в отношении нее должны быть проведены.
3.13. Аудиторская организация должна получить от руководства экономического субъекта письменные разъяснения в отношении целей использования прогнозной финансовой информации и применимости допущений, лежащих в основе прогнозной финансовой информации. Письменные разъяснения руководства экономического субъекта должны подтверждать ответственность руководства экономического субъекта за содержание прогнозной финансовой информации.
3.14. Прогнозная финансовая информация представлена адекватно, если:
а) она изложена ясно и непредвзято;
б) допущения и их реалистичность раскрыты в пояснениях к прогнозной финансовой информации;
в) учетная политика экономического субъекта в части, относящейся к прогнозируемым показателям, раскрыта в пояснениях к прогнозной финансовой информации;
г) изменения учетной политики в части, относящейся к прогнозируемым показателям, по сравнению с последним отчетным периодом и причины этих изменений, а также их влияние на данные прогнозной финансовой информации раскрыты в пояснениях к ней;
д) прогнозная финансовая информация содержит дату ее подготовки, и письменные разъяснения руководства экономического субъекта подтверждают применимость допущений на эту дату.
3.15. В случае, если результат прогноза представлен диапазоном значений, аудиторская организация должна убедиться, что в прогнозной финансовой информации раскрыто обоснование границ диапазона, и прогноз, сделанный исходя из данных границ, не вводит в заблуждение потенциальных пользователей.
4. Отчет о результатах проверки прогнозной
финансовой информации
4.1. Отчет о результатах проверки прогнозной финансовой информации должен содержать мнение аудиторской организации о применимости допущений, правильности подготовки информации на основе принятых допущений и адекватности ее представления.
4.2. В отчете о результатах проверки прогнозной финансовой информации должна содержаться следующая информация:
а) название документа - "Отчет о результатах проверки прогнозной финансовой информации";
б) адрес и телефоны аудиторской организации;
в) дата отчета;
г) адресат отчета;
д) указание на то, что проверка прогнозной финансовой информации проводилась в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности;
е) указание на ответственность руководства экономического субъекта за содержание прогнозной финансовой информации;
ж) указание на отсутствие или наличие фактов, свидетельствующих о неприменимости допущений, принятых при подготовке прогнозной финансовой информации;
з) указание на то, что фактические результаты могут существенно отличаться от прогнозируемых;
и) мнение аудиторской организации в отношении правильности подготовки прогнозной финансовой информации на основе принятых допущений и адекватности ее представления;
к) подпись аудиторской организации, осуществившей проверку прогнозной финансовой информации.
4.3. Аудиторская организация может включить в отчет мнение о возможности использования прогнозной финансовой информации в определенных экономическим субъектом целях, а также рекомендации по ограниченному использованию и распространению прогнозной финансовой информации. Возможно включение в отчет и иной информации, имеющей отношение к работе, проведенной аудиторской организацией.
4.4. Если аудиторская организация установила, что:
а) допущения, принятые при подготовке прогнозной финансовой информации, неприменимы;
б) прогнозная финансовая информация неверно подготовлена на основе принятых допущений;
в) прогнозная финансовая информация представлена неадекватно, то в отчете о результатах проверки прогнозной финансовой информации должны быть изложены обстоятельства, обусловившие мнение аудиторской организации.
4.5. Если по каким-либо причинам аудиторская организация не в состоянии провести необходимые процедуры, аудиторская организация должна отказаться в отчете о результатах проверки прогнозной финансовой информации от выражения своего мнения и изложить в нем обстоятельства, вызвавшие ограничение объема работ.
------------------------------
*(1) В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются "аудиторские организации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Проверка прогнозной финансовой информации" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 августа 1999 г. протокол N 5)
Текст правила (стандарта) опубликован в журнале "Аудиторские ведомости", 1999 г., N 9, в журнале "Экспресс-Закон", октябрь 1999 г., N 40