Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением ФСФО РФ от 8 апреля 2002 г. N 67-р в настоящее Положение внесены изменения
Приложение 1
к распоряжению ФСФО РФ
от 27 августа 1999 г. N 23-р
Положение
об осуществлении сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих
8 апреля 2002 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Положением о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 г. N 1544, и Положением о Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 г. N 537 (Собрание законодательства РФ, 1998, N 23, ст.2546).
2. Настоящее Положение определяет процедуру осуществления сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью физических лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности в качестве арбитражных управляющих (далее - арбитражные управляющие), порядок приостановления и возобновления, а также аннулирования лицензий арбитражных управляющих.
3. Надзор за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется в целях обеспечения соблюдения арбитражными управляющими требований и условий лицензируемого вида деятельности при проведении процедур банкротства, а также повышения качества арбитражного управления.
II. Осуществление надзора
4. Надзор за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется сотрудниками Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, ее межрегиональными территориальными органами и территориальными органами (далее - лицензирующий орган) в порядке, установленном настоящим Положением.
5. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству:
- разрабатывает и утверждает требования, предъявляемые к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих;
- разрабатывает и утверждает методические указания по осуществлению территориальными органами надзорных функций;
- разрабатывает и утверждает методические рекомендации, типовые формы отчетов и информационных документов арбитражных управляющих, применяющихся для целей надзора, в соответствии с подведомственностью, предусмотренной пунктом 13 настоящего Положения;
- проводит проверки деятельности арбитражных управляющих, рассматривает предоставленные материалы проверок;
- составляет по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
- принимает решения, предусмотренные пунктом 16 настоящего Положения.
6. Межрегиональный территориальный орган, территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в порядке, установленном Службой:
- проводит проверки материалов, представленных соискателями лицензий арбитражных управляющих;
- проводит экспертизы, отнесенные к компетенции лицензирующего органа, в том числе с привлечением независимых экспертов;
- контролирует регистрацию лицензиатов в арбитражном суде;
- проводит проверки деятельности арбитражных управляющих на предмет соответствия осуществляемой им деятельности лицензионным требованиям и условиям;
- запрашивает у арбитражного управляющего необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
- обращается в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии, в соответствии с подведомственностью, предусмотренной пунктом 13 настоящего Положения:
- передает материалы проверок в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству для принятия решений;
- составляет по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений, готовит предложения о вынесении предупреждения арбитражному управляющему, приостановлении и возобновлении действия лицензии, отзыве и аннулировании лицензии;
- принимает решения, предусмотренные пунктом 16 настоящего Положения.
7. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции осуществляет и иные полномочия по надзору за соблюдением арбитражными управляющими требований и условий лицензируемого вида деятельности при проведении процедур банкротства.
III. Формы надзора
8. Надзор за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется в режимах:
- текущего контроля;
- выборочных проверок.
9. Текущий контроль за деятельностью арбитражного управляющего предусматривает систематический анализ информации, содержащейся в формах текущей отчетности арбитражного управляющего, регулярно предоставляемой им в лицензирующий орган. Текущий контроль осуществляется в отношении всех дел о банкротстве организаций, находящихся в производстве арбитражных судов.
10. Основаниями для выборочной проверки являются:
- непосредственное обнаружение должностными лицами Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, ее межрегиональных территориальных органов, территориальных органов достаточных данных, указывающих на наличие нарушения арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве);
- поступившие из арбитражных судов и судов общей юрисдикции, правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных организаций обращения и материалы, содержащие сведения, указывающие на допущенные арбитражным управляющим нарушения требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве);
- сообщения и заявления собственника имущества государственного унитарного предприятия-должника, органов управления юридического лица-должника, арбитражного управляющего организации-должника, собрания (комитета) кредиторов организации-должника, жалобы и обращения лиц, участвующих в деле о банкротстве конкретной организации.
11. Жалоба (обращение, представление) на действия арбитражного управляющего, подаваемая в лицензирующий орган, должна быть мотивированной, содержать описание известных заявителю фактов несоблюдения арбитражным управляющим требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности или допущенных им нарушений законодательства Российской Федерации, а также точные и полные данные о заявителе. К жалобе прилагаются заверенные копии всех имеющихся у заявителя документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в жалобе. К жалобе, поданной представителем, прилагается также доверенность, подтверждающая полномочия подписавшего ее лица.
Поданная жалоба на действия арбитражного управляющего рассматривается в соответствии с подведомственностью, предусмотренной пунктом 13 настоящего Положения.
Материалы, сообщения, заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в лицензирующий орган, не могут служить основанием для проведения выборочной проверки.
12. Выборочная проверка назначается руководством Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, ее межрегиональных территориальных органов в соответствии с подведомственностью, предусмотренной пунктом 15 настоящего Положения, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, и сведений, указывающих на наличие нарушения арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).
В решении о проведении выборочной проверки определяется состав рабочей группы или орган, которому поручается проведение проверки, сроки ее проведения, указываются фамилия, имя, отчество лицензиата, категория, регистрационный номер и дата выдачи лицензии арбитражного управляющего, а также наименование и юридический адрес соответствующей организации - должника. Перечень вопросов, являющихся предметом выборочной проверки, определяется лицензирующим органом, принявшим решение о ее проведении.
13. По результатам выборочной проверки должностным лицом (лицами) лицензирующего органа, осуществляющим выборочную проверку, в течение трех суток с момента ее окончания, но не позднее установленного срока проверки, составляется акт в двух экземплярах.
В акте указываются:
- дата и место составления акта;
- дата и номер решения, на основании которого проведена выборочная проверка;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего выборочную проверку;
- фамилия, имя, отчество проверяемого арбитражного управляющего, категория, регистрационный номер и дата выдачи лицензии арбитражного управляющего, наименование и юридический адрес организации-должника, деятельность арбитражного управляющего в отношении которой являлась предметом выборочной проверки, фамилия, имя, отчество, должность представителя арбитражного управляющего, присутствовавшего при проведении выборочной проверки;
- период проведения выборочной проверки;
- сведения о результатах выборочной проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
- подпись должностного лица (лиц), осуществившего выборочную проверку.
К акту прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований и экспертиз, объяснения и возражения арбитражного управляющего, другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по надзору.
Один экземпляр акта вручается арбитражному управляющему или его представителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи по месту жительства арбитражного управляющего, указанному в лицензионном деле, с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся у лицензирующего органа.
Акт выборочной проверки направляется в ФСФО России, межрегиональный территориальный орган в соответствии с подведомственностью, предусмотренной пунктом 15 настоящего Положения.
14. В случае выявления в результате выборочной проверки нарушений арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа издается приказ об открытии производства по делу о нарушении арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), в котором указывается время и место рассмотрения дела.
Копия приказа об открытии производства по делу о нарушении арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), заверенная печатью лицензирующего органа, направляется арбитражному управляющему.
IV. Порядок рассмотрения дел по выявленным нарушениям
15. Дела по фактам нарушения арбитражными управляющими требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), рассматриваются:
- в отношении лиц, осуществляющих арбитражное управление в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей, организаций, за исключением тех из них, которые включены в Перечень крупных, экономически или социально значимых организаций, утверждаемый Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству - межрегиональными территориальными органами Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, если решениями руководителя ФСФО России не установлено иное;
- в отношении лиц, осуществляющих арбитражное управление в отношении организаций, включенных в Перечень крупных, экономически или социально значимых организаций, утверждаемый Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, иных организаций, по поручению Правительства Российской Федерации и (или) решению руководителя ФСФО России, а также дела в порядке обжалования решений межрегиональных территориальных органов Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству - Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству.
Для рассмотрения межрегиональными территориальными органами Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству дел по фактам нарушения арбитражными управляющими требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), приказами руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству образуются комиссии из числа сотрудников межрегиональных территориальных органов в составе не менее пяти человек.
Для рассмотрения Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству дел по фактам нарушения арбитражными управляющими требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), приказом руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству образуется Центральная комиссия из числа сотрудников центрального аппарата ФСФО России в составе не менее семи человек.
Об образовании Высшей экспертной комиссии по арбитражному управлению при ФСФО РФ см. распоряжение ФСФО РФ от 21 декабря 2001 г. N 388-р
16. Дело о нарушении арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, уполномоченным рассматривать дело, акта выборочной проверки и других материалов дела.
В случае поступления ходатайств от арбитражного управляющего либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть перенесен лицензирующим органом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока лицензирующий орган, рассматривающий дело, издает мотивированный приказ.
17. К участию в заседании комиссии приглашается арбитражный управляющий, в отношении которого рассматривается дело, заявитель жалобы, представитель группы (органа), осуществлявшего проверку, представитель арбитражного управляющего, представитель заявителя жалобы. Отсутствие кого-либо из указанных лиц на заседании комиссии не препятствует рассмотрению дела по существу при условии их надлежащего уведомления о дате, времени и месте проведения заседания комиссии.
В качестве представителя арбитражного управляющего, представителя заявителя жалобы к участию в заседании комиссии допускается лицо, имеющее доверенность на участие в заседании комиссии, оформленную в соответствии с законом.
Аудиозапись и видеосъемка заседания комиссии допускается только по решению комиссии.
18. По результатам рассмотрения дела на заседании комиссии могут быть приняты следующие решения:
- о прекращении производства по делу о нарушении арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве);
- решение, обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения в установленные этим решением сроки;
- о вынесении предупреждения лицензиату;
- о приостановлении действия лицензии арбитражного управляющего;
- о возобновлении действия ранее приостановленной лицензии арбитражного управляющего;
- о подаче заявления в арбитражный суд об аннулировании лицензии.
При малозначительности совершенного нарушения комиссия может освободить арбитражного управляющего от ответственности и ограничиться устным замечанием.
19. Решение комиссии принимается в закрытом заседании большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Передача членом комиссии своего права голоса иному лицу не допускается.
Член комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение и приобщить его к протоколу заседания комиссии.
Решение комиссии объявляется немедленно по окончании заседания комиссии.
20. Решение комиссии по каждому рассмотренному делу оформляется секретарем комиссии в виде отдельного протокола заседания комиссии, подписываемого председательствующим (председателем или заместителем председателя комиссии) в заседании комиссии и секретарем комиссии.
В протоколе заседания комиссии по рассмотрению дела о нарушении арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), указываются:
- наименование и состав комиссии, вынесшей решение;
- дата и место рассмотрения дела;
- сведения об арбитражном управляющем, в отношении которого рассмотрено дело;
- сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;
- документы, исследованные при рассмотрении дела;
- обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
- мотивированное решение по делу;
- срок и порядок обжалования решения комиссии.
21. Протокол заседания комиссии является основанием для издания руководителем Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее межрегионального территориального органа распоряжения о применении к арбитражному управляющему мер ответственности, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения. Распоряжение руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее межрегионального территориального органа, принятое по результатам рассмотрения дела о нарушении арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), является основанием для осуществления лицензирующим органом всех последующих действий, вытекающих из принятого решения.
Копии протокола заседания комиссии и распоряжения руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее межрегионального территориального органа, принятого по результатам рассмотрения дела о нарушении арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), заверенные печатью лицензирующего органа, вручаются под расписку арбитражному управляющему, в отношении которого вынесено распоряжение, либо высылаются арбитражному управляющему в течение трех дней со дня издания распоряжения.
Заявителю жалобы направляется уведомление о результатах рассмотрения дела о нарушении арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), в течение трех дней со дня издания распоряжения.
22. Решение комиссии по делу о нарушении арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), может быть обжаловано арбитражным управляющим или заявителем жалобы в вышестоящую комиссию и (или) в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Члены вышестоящей комиссии не ограничены доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
По результатам рассмотрения жалобы на решение комиссии по делу о нарушении арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), выносится одно из следующих решений:
- об оставлении решения комиссии без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении решения комиссии, если при этом не усиливается наказание или иным образом не ухудшается положение арбитражного управляющего, в отношении которого вынесено решение комиссии;
- об отмене решения комиссии и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено решение комиссии;
- об отмене решения комиссии и о возвращении дела на новое рассмотрение в комиссию, правомочную рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения требований, предусмотренных настоящим Положением, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения требований настоящего Положения, влекущих назначение более строгого наказания, если заявителем по делу подана жалоба на мягкость примененного наказания.
Если жалоба на решение комиссии по делу о нарушении арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), поступила в суд и в вышестоящую комиссию, жалоба рассматривается в судебном порядке.
23. Распоряжения руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее межрегионального территориального органа, принятые по результатам рассмотрения дел о нарушении арбитражными управляющими требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), и предусматривающие применение к арбитражному управляющему мер ответственности, установленных настоящим Положением, публикуются в официальном издании Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.
24. Решение о прекращении производства по делу о нарушении арбитражным управляющим требований, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), выносится в случае отсутствия выявленных нарушений в действиях арбитражного управляющего либо вынесения арбитражному управляющему устного замечания".
V. Решение об устранении выявленных нарушений
25. Решение, обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения в установленные этим решением сроки, может быть вынесено в случаях:
- несоблюдения арбитражным управляющим требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, если установленные нарушения могут быть устранены;
- предоставления лицензирующему органу неточных, неполных и (или) недостоверных данных и информации, либо фактов непредставления лицензирующему органу информации и документов в установленные сроки.
26. На основании принятого решения об устранении выявленных нарушений в адрес лицензиата выносится предписание, содержащее точное определение выявленных нарушений, установленные сроки их устранения, а также уведомление о последствиях неисполнения данного решения. Предписание доводится до лицензиата лично под роспись либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
27. Арбитражный управляющий обязан устранить выявленные в его действиях нарушения в срок, установленный соответствующим решением.
Отчет и документальные доказательства устранения выявленных нарушений должны быть представлены арбитражным управляющим в лицензирующий орган, принявший соответствующее решение, не позднее одной недели с момента истечения установленного срока исполнения этого решения.
VI. Вынесение предупреждения лицензиату
28. Арбитражному управляющему может быть вынесено предупреждение в случаях:
- несоблюдения арбитражным управляющим требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, если возможность устранения установленных нарушений утрачена и (или) они могут повлечь за собой ущемление прав и законных интересов должника или его кредиторов, а также государственных интересов;
- недобросовестных, ненадлежащих или заведомо неэффективных действий арбитражного управляющего, если они могут повлечь за собой ущемление прав и законных интересов должника и его кредиторов, а также государственных интересов;
- представления лицензирующему органу неточных, неполных и (или) недостоверных данных и информации, либо непредставления лицензирующему органу информации и документов в установленные сроки.
29. Одновременно с предупреждением в адрес лицензиата может быть вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, оформляемое в порядке, предусмотренном пунктом 23 настоящего Положения. Вынесенное предупреждение доводится до лицензиата лично под роспись либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
30. В случае, если одновременно с предупреждением арбитражному управляющему было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, оно должно быть исполнено в порядке, предусмотренном пунктом 24 настоящего Положения.
VII. Приостановление действия лицензии арбитражного управляющего; возобновление действия ранее приостановленной лицензии
31. Решение о приостановлении действия лицензии арбитражного управляющего может быть принято в случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.
В решении о приостановлении действия лицензии устанавливается срок, в течение которого лицензиат обязан устранить нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шести месяцев.
В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее межрегиональный территориальный орган, принявшие решение о приостановлении действия лицензии, обязаны обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
32. В случае устранения лицензиатом обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия лицензии, принимается решение о возобновлении ее действия.
Вопрос о возобновлении действия лицензии арбитражного управляющего рассматривается на основании заявления, поданного лицом, действие лицензии которого было ранее приостановлено. К заявлению прилагается отчет о мерах, предпринятых заявителем в целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия его лицензии, а также документальные подтверждения изложенных в отчете фактов.
Принятие решения о возобновлении действия лицензии арбитражного управляющего и сообщение об этом в письменной форме лицензиату производится в течение трех дней после получения соответствующего заявления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
33. Право арбитражного управляющего, действие лицензии которого было ранее приостановлено, на осуществление лицензируемого вида деятельности восстанавливается со дня принятия решения о возобновлении действия его лицензии.
VIII. Аннулирование и отзыв лицензии
34. Лицензия арбитражного управляющего теряет юридическую силу в случае прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
35. Решение об аннулировании лицензии арбитражного управляющего принимается Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству самостоятельно в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.
36. Решение о подаче заявления в арбитражный суд об аннулировании лицензии арбитражного управляющего может быть принято в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем третьим пункта 31 настоящего Положения. Одновременно с подачей заявления в суд Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
37. Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее межрегиональным территориальным органом, принявшим указанное решение, до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.
IX. Последствия принятия решений по результатам рассмотрения дел о выявленных нарушениях в действиях арбитражных управляющих
38. Аннулирование лицензии арбитражного управляющего влечет прекращение права на осуществление лицензируемого вида деятельности. В этом случае лицензия подлежит возврату лицензирующему органу. Лицо, у которого находится аннулированная лицензия обязан в десятидневный срок со дня вступления в законную силу соответствующего судебного решения возвратить лицензию в ФСФО России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.