Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1227
"Об утверждении Положения о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами"
Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2002 г. N 302 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с федеральными законами "О безопасности дорожного движения" и "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. N 822 "Об утверждении Положения о лицензировании розничной торговли грузовыми автомобилями и специальными транспортными средствами, автобусами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст.3465);
постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. N 851 "О дополнении Положения о лицензировании розничной торговли грузовыми автомобилями и специальными транспортными средствами, автобусами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 31, ст.3749);
пункт 9 изменений и дополнений, вносимых в решения Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 866 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 32, ст.3910).
Председатель Правительства |
В.Путин |
Москва
5 ноября 1999 г.
N 1227
Положение
о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1227)
Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", вступающему в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования, прекращается лицензирование торговли транспортными средствами и номерными агрегатами
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, осуществляемой организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями.
2. Под торговлей транспортными средствами и номерными агрегатами понимается их поставка (оптовая торговля), розничная купля-продажа (розничная торговля), а также продажа транспортных средств и номерных агрегатов, принятых на комиссию (комиссионная торговля), соответствующие кодам 501, 503, 504 и 515 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (далее именуется - торговля транспортными средствами).
3. Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или установленного на нем оборудования (автомобили, автобусы, мотоциклы и иные автомототранспортные средства, самоходные машины для сельскохозяйственных, дорожных, мелиоративных, строительных и иных работ, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).
Под номерным агрегатом понимается двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автомототранспортного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины.
4. Лицензирование торговли транспортными средствами осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяемые в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации (далее именуются - лицензирующие органы).
5. Обязательными условиями торговли транспортными средствами являются:
а) соблюдение лицензиатом законодательства Российской Федерации (в том числе требований к продаже транспортных средств и номерных агрегатов), выполнение обязательных требований государственных стандартов, а также экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил (далее именуются - стандарты);
б) наличие у лицензиата необходимой территории, помещений и оборудования, соответствующих требованиям стандартов, а также системы охраны территории и помещений;
в) проведение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю, предпродажной подготовки транспортных средств и номерных агрегатов в соответствии с установленными изготовителем объемами работ, а также подтверждение соответствия оказываемых услуг по предпродажной подготовке требованиям стандартов.
6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке;
фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя);
вида торговли транспортными средствами (оптовая, розничная, комиссионная или их сочетание), которую соискатель лицензии намерен осуществлять, и срока, в течение которого она будет осуществляться;
б) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица; копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;
в) справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
г) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления;
д) заключения соответствующих органов государственного надзора и контроля о соответствии территории, помещений и оборудования, используемых при торговле транспортными средствами, требованиям стандартов.
7. Все документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов.
Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. За рассмотрение лицензирующим органом заявления взимается плата в 3-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом.
За рассмотрение заявлений соискателей лицензий, которыми являются организации Вооруженных Сил Российской Федерации, взимается плата, равная 0,3 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Суммы платы за рассмотрение заявлений зачисляются в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
9. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении в течение 3 дней после его принятия.
Уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа направляется (вручается) соискателю лицензии.
В случае отказа в выдаче лицензии плата за рассмотрение лицензирующим органом заявления возврату не подлежит.
Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, производится в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.
10. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в 10-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом.
Для соискателей лицензий, являющихся организациями Вооруженных Сил Российской Федерации, лицензионный сбор устанавливается равным одному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом.
Суммы лицензионного сбора зачисляются в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
11. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
12. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.
13. Соискатель лицензии при обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Независимая экспертиза проводится за счет соискателя лицензии.
14. Заявление о несогласии с отказом в выдаче лицензии и о проведении независимой экспертизы соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган, который формирует комиссию из независимых экспертов. В состав комиссии не могут входить работники лицензирующего органа.
Список членов комиссии направляется заявителю, который в случае несогласия с ее составом вправе представить в лицензирующий орган мотивированное возражение против привлечения каких-либо экспертов к участию в экспертизе.
Соискатель лицензии имеет право присутствовать на заседании комиссии.
15. Комиссия в течение 30 дней со дня получения заявления рассматривает представленные документы, осуществляет проверку возможности соблюдения соискателем лицензии установленных лицензионных требований и условий и готовит экспертное заключение об обоснованности решения лицензирующего органа.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о решении комиссии в течение 3 дней со дня его принятия.
При принятии комиссией решения о соответствии представленных документов и соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган обязан в течение 3 дней рассмотреть вопрос о выдаче лицензии. В случае повторного отказа в выдаче лицензии соискатель вправе обратиться в суд. При этом расходы по проведению независимой экспертизы относятся на счет лицензирующего органа.
16. В лицензии указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) для юридического лица - наименование и место нахождения (с указанием места нахождения территориально обособленных объектов);
для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность;
в) лицензируемый вид деятельности (виды торговли, перечень выполняемых работ и оказываемых услуг с указанием соответствующих кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг);
г) срок, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;
д) лицензионные требования и условия осуществления данного вида деятельности;
е) идентификационный номер налогоплательщика;
ж) регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;
з) дата выдачи лицензии.
17. Лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия - заместителем руководителя) и заверяется печатью.
18. Бланки лицензии являются документами строгой отчетности и имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги. Приобретение, учет и хранение указанных бланков осуществляет лицензирующий орган.
19. Лицензия выдается на срок не менее 3 лет. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом в порядке, установленном для ее получения.
20. При осуществлении торговли транспортными средствами на нескольких территориально обособленных объектах лицензиату одновременно с лицензией выдаются заверенные ее копии с указанием места нахождения каждого объекта.
21. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае утраты лицензии лицензиат - юридическое лицо или его правопреемник либо индивидуальный предприниматель обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.
Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.
До переоформления лицензии лицензиат осуществляет свою деятельность на основании ранее выданной лицензии и расписки лицензирующего органа о приеме документов на ее переоформление.
При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.
За переоформление лицензии взимается плата, равная 0,1 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Средства от взимания указанной платы зачисляются в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
22. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случае:
а) выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти (в пределах их компетенции) нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;
б) невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.
23. Помимо случаев приостановления действия лицензии, указанных в пункте 22 настоящего Положения, в период до 1 января 2005 г. лицензирующий орган субъекта Российской Федерации приостанавливает действие на своей территории лицензии, выданной лицензирующим органом другого субъекта Российской Федерации, также в случае, если:
а) лицензия не зарегистрирована на данной территории;
б) лицензиат не выполняет требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления соответствующего вида деятельности на данной территории.
Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении по указанным в настоящем пункте основаниям либо возобновлении действия лицензии письменно информирует об этом лицензирующий орган субъекта Российской Федерации, выдавший лицензию, государственные надзорные и контрольные органы и лицензиата.
24. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной:
а) в случае неуплаты в течение 3 месяцев лицензионного сбора;
б) с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации (за исключением преобразования) либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
25. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.
26. Основанием для аннулирования лицензии является:
а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
в) незаконность решения о выдаче лицензии.
27. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления о ее аннулировании доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с соответствующим обоснованием не позднее чем через 3 дня со дня принятия решения.
Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
28. Срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, устанавливается лицензирующим органом и не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
На период приостановления действия лицензии лицензиат обязан сдать в лицензирующий орган лицензию и ее копии (при осуществлении деятельности на территориально обособленных объектах).
После устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, он направляет в лицензирующий орган заявление о возобновлении действия лицензии.
Лицензирующий орган в течение 20 дней со дня получения заявления осуществляет проверку устранения лицензиатом указанных нарушений и по результатам проверки принимает решение о возобновлении либо невозможности возобновления действия лицензии.
О принятом решении лицензирующий орган в 3-дневный срок обязан уведомить государственные надзорные и контрольные органы и лицензиата.
При возобновлении действия приостановленной лицензии плата не взимается.
29. Торговля транспортными средствами, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться только на территории этого субъекта Российской Федерации. На территории другого субъекта Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующего органа соответствующего субъекта Российской Федерации.
За осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территории другого субъекта Российской Федерации без уведомления лицензирующего органа этого субъекта лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положение настоящего пункта о распространении действия лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территории другого субъекта Российской Федерации вступает в силу с 1 января 2005 г. Впредь до вступления его в силу применяется порядок регистрации лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территории другого субъекта Российской Федерации.
Регистрация проводится в течение 30 дней по предъявлении лицензии с проверкой при необходимости указанных в ней данных, а также выполнения лицензиатом установленных лицензионных требований и условий. О проведенной регистрации в лицензии делается соответствующая отметка. Плата за регистрацию не взимается.
В регистрации может быть отказано по основаниям, предусмотренным в пункте 11 настоящего Положения.
30. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.
31. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право:
а) проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения;
д) выносить предупреждение лицензиату;
е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
32. Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить в лицензирующий орган, выдавший лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.
33. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы, для проведения государственными надзорными и контрольными органами, а также лицензирующим органом проверок. Государственные надзорные и контрольные органы, а также лицензирующий орган не вправе требовать от лицензиата обеспечения условий проверок, связанных с материальными затратами лицензиата.
34. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) сведения о лицензиатах:
для юридического лица - наименование и место нахождения (с указанием места нахождения территориально обособленных объектов);
для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность;
код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; идентификационный номер налогоплательщика;
б) сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензию;
в) виды торговли транспортными средствами (с указанием кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг);
г) регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;
д) дата выдачи лицензии;
е) срок действия лицензии;
ж) сведения о переоформлении лицензии;
з) сведения о регистрации лицензии в реестре, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
и) основание и дата аннулирования лицензии.
35. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц, которые на основании поданного в лицензирующий орган заявления вправе получить информацию из реестра лицензий в виде выписок о конкретных лицензиатах.
36. Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать 3 дней со дня подачи соответствующего заявления и документа, подтверждающего внесение платы за предоставление информации.
37. За предоставление информации из реестра лицензий взимается плата, равная 0,1 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, которая зачисляется в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра предоставляется бесплатно.
38. Руководители и должностные лица лицензирующих органов несут за нарушение или ненадлежащее исполнение настоящего Положения ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
39. Решения и действия лицензирующих органов могут быть обжалованы в установленном порядке в суд.
Новое Положение более упорядоченное, но в целом сохраняется прежний порядок лицензирования торговли транспортными средствами и номерными агрегатами. Увеличивается плата за рассмотрение (с 0,3 до 3 минимальных размеров оплаты труда) и за выдачу лицензии (с 3 до 10).
Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1999 г. N 1227 "Об утверждении Положения о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 16 ноября 1999 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 ноября 1999 г., N 46, ст. 5571
Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2002 г. N 302 настоящее постановление признано утратившим силу