Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Решение Верховного Суда РФ от 2 апреля 1999 г. N ГКПИ99-189 О рассмотрении заявления о признании незаконным абзаца 2 пункта 9 указания Минсоцзащиты, ПФР и Миннаца РФ от 6, 8 и 14 июля 1994 г. "О применении Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при назначении и перерасчете пенсий"

Решение Верховного Суда РФ от 2 апреля 1999 г. N ГКПИ99-189

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда

Российской Федерации Редченко Ю.Д.

при секретаре Бирюковой Е.Ю.

с участием прокурора Федотовой А.В.

 

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивашкина Юрия Александровича о признании незаконным абзаца 2 пункта 9 совместного Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике от 6, 8 и 14 июля 1994 г. соответственно "О применении закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при назначении и перерасчете пенсий", установил:

Ивашкин Ю.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что содержащееся в п.9 оспариваемого "Указания" положение о том, что при назначении и выплате пенсий суммирование работы в северных регионах и работы, дающей право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, не производится, не соответствует требованиям п.3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", ст.14 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. и ст.29 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях..." от 19 февраля 1993 г.

Полагает, что при определении права на пенсию с учетом районного коэффициента оспариваемое "Указание" в части запрещения суммирования работ на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях с работами в районах Севера, в которых выплачивается районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, хотя они и не внесены в Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, нарушают права граждан на реализацию предусмотренных законом гарантий и компенсаций.

В судебном заседании Ивашкин Ю.А. заявленное требование поддержал.

Представители Министерства труда и социального развития Российской Федерации Саркисьян Т.Г. и Белоглазова В.Г., Пенсионного фонда Российской Федерации Баранова А.М. и Министерства региональной политики Российской Федерации Ильянович В.П. с требованием заявителя не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, пояснив при этом о том, что на территории России существуют территории, не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в которых к заработной плате начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки (некоторые районы Республики Бурятия, Читинской обл. и другие).

Считают, что совместное указание о предоставлении гарантий и компенсаций в области пенсий, предусмотренных разделом 6 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, только гражданам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также указанным гражданам, имеющим право на сохранение предусмотренных законом льгот и гарантий при выезде из названных районов и местностей, требованиям действующего законодательства не противоречат.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утверждается Верховным Советом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономной областью, автономными округами.

Как установлено судом, названными выше федеральными ведомствами в целях правильного применения положений раздела VI Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. при назначении пенсий было принято совестное указание, согласно абзацу 2 п.9 которого в необходимые для назначения пенсии с учетом районного коэффициента 15-20 календарных лет засчитывается исключительно работа на Крайнем Севере и в приравненных к ним местностях. Суммирование работы в северных регионах и работы, дающей право на пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не производится.

По утверждению представителей заинтересованных лиц указание в данной части требованиям действующего законодательства не противоречит и прав заявителя не нарушает, поскольку ни Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, ни постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4521-2, суммирование работы, необходимой для назначения пенсии по старости с учетом районного коэффициента (15-20 календарных лет работы на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях) с работой в северных регионах и работой, дающей право на пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусмотрено.

Такое суммирование производится при наличии предусмотренных в законе обстоятельств лишь для снижения пенсионного возраста (работа с особыми условиями труда), но не для исчисления размера пенсии с учетом районного коэффициента.

Данные утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты. Не представлено фактически каких-либо доказательств в опровержение этих утверждений и заявителем Ивашкиным Ю.А.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, каких-либо оснований для признания оспариваемого пункта Указания незаконным не имеется.

Довод Ивашкина Ю.А. о необходимости суммирования стажа работы в районах Севера и стажа работы, предусмотренного ст.12 Закона Российской Федерации "О государственных Пенсиях в Российской Федерации " (работа с особыми условиями труда) для назначения пенсии по старости с учетом районного коэффициента не может быть принят во внимание, поскольку он не основан на законе и не вытекает из содержания указанных им в заявлении правовых норм.

Перечень районов Севера, на которые указывает в заявлении Ивашкин Ю.А. в установленном порядке не определен, а поэтому его ссылка при этом на п.3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. в той части, что государственные гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при назначении пенсии по старости распространяются и на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, также не может быть признана обоснованной, так как введенное этим постановлением понятие "районы Севера" ни самим Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, ни другими правовыми актами не раскрывается и ни одним из названных актов не предусмотрена задача по разработке и утверждению какого-либо перечня районов Севера, без которого, по мнению суда, разрешение поставленного заявителем вопроса не представляется возможны.

В настоящее время на территории Российской Федерации действует лишь один Перечень районов Крайнего севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (в редакции от 3 января 1983 г. N 12), которым в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 22 июня 1991 г. N 347 и руководствуются органы, осуществляющие пенсионное обеспечение.

При разрешении данного дела суд принимает во внимание и то обстоятельство, что заявитель, в случае несогласия с размером назначенной ему пенсии, не лишен возможности обратиться за защитой своего нарушенного права в соответствующий районный суд с соблюдением правил о подсудности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Ивашкина Ю.А. о признании незаконным абзаца 2 пункта 9 совместного "Указания" Министерства социальной защиты населения Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике от 6, 8 и 14 июля 1994 г. соответственно "О применении Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при назначении и перерасчете пенсий" оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 2 апреля 1999 г. N ГКПИ99-189


Текст решения официально опубликован не был