Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ до утверждения уполномоченным федеральным органом федеральных стандартов аудиторской деятельности обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные до дня вступления в силу названного Федерального закона
Согласно постановлению Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 80 до утверждения Правительством Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации
См. комментарий к настоящим Правилам
О Правилах (стандартах) аудиторской деятельности см. справку
1. Общие положения
1.1. Настоящее правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.
См. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
1.2. Целью правила (стандарта) является унификация принципов и подходов аудиторских фирм и аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей*, к разработке внутренних стандартов, а также требований к порядку и организации внутреннего контроля за их применением.
1.3. Задачами правила (стандарта) являются:
а) определение единых принципов подготовки и рекомендаций по структуре построения внутренних стандартов аудиторских организаций;
б) установление минимальных обязательных требований к аудиторским организациям при разработке внутренних стандартов;
в) описание порядка осуществления внутрифирменного контроля за соблюдением сотрудниками аудиторских организаций требований внутренних стандартов.
1.4. Разработка и практическое применение внутренних стандартов являются обязательными для всех аудиторских организаций, если общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности** содержат прямые указания на необходимость раскрытия основных принципов, приемов и методов работы аудиторской организации.
1.5. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, не содержащие прямых указаний на необходимость дальнейшей детализации содержащихся в них положений, используются аудиторской организацией непосредственно.
1.6. Настоящее правило (стандарт) не ставит своей целью регулировать форму, содержание и порядок подготовки внутренних регламентирующих документов аудиторских организаций по вопросам, выходящим за пределы профессиональных аспектов осуществления аудиторской деятельности.
2. Назначение и принципы подготовки
внутренних стандартов аудиторской организации
2.1. Под внутренними стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.
2.2. Аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.
2.3. Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации. Внутренние стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.
2.4. Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рамках данной аудиторской организации и обеспечивают дополнительные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между аудиторской организацией и экономическим субъектом, между аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы, а также между самими аудиторами.
2.5. Применение внутренних стандартов позволяет аудиторским организациям:
а) полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
б) сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов (помощников) аудитора;
в) содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
г) обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
д) детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.
2.6. Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепризнанными этическими нормами.
2.7. Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки.
2.8. Внутренние стандарты определяют общий подход аудиторской организации к проведению аудита независимо от условий, в которых проводится аудит.
2.9. К внутренним стандартам аудиторской организации могут относиться принятые и утвержденные в установленном порядке стандарты, инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, обязательные к применению в аудиторской организации, раскрывающие внутренние подходы к осуществлению аудиторской деятельности.
2.10. Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядительной документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации.
2.11. Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям:
а) целесообразности - иметь практическую пользу;
б) преемственности и непротиворечивости - каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
в) логической стройности - обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
г) полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
д) единства терминологической базы - содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.
2.12. Все внутренние стандарты должны в совокупности представлять описание комплексного подхода аудиторской организации к организации и технологии проведения аудита.
2.13. При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации общественных ассоциаций аудиторов.
2.14. При отсутствии правил (стандартов) аудиторской деятельности в определенной области аудита, детализированных методик и подходов к проведению аудита аудиторские организации при разработке внутренних стандартов могут руководствоваться международными стандартами аудита с учетом специфических особенностей проведения аудита в Российской Федерации.
2.15. Аудиторская организация самостоятельно устанавливает перечень, сроки, порядок разработки и внедрения в практику внутренних стандартов.
2.16. В случае прямых указаний в правилах (стандартах) аудиторской деятельности на то, что некоторые моменты требуют дополнительного утверждения в качестве внутренних стандартов, аудиторская организация обязана обеспечить выполнение данного указания в первоочередном порядке.
3. Форма и содержание внутренних стандартов
аудиторской организации
3.1. Внутренние стандарты аудиторских организаций по своему назначению могут быть объединены в следующие группы:
а) стандарты, содержащие общие положения по аудиту;
б) стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита;
в) стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
г) специализированные стандарты;
д) стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
е) стандарты по образованию и подготовке кадров.
3.2. Внутренние стандарты, содержащие общие положения по аудиту, предназначены для регулирования взаимоотношений, возникающих между аудиторской организацией и проверяемым экономическим субъектом, взаимоотношений между аудиторами, а также между сотрудниками и администрацией аудиторской организации в соответствии с основными принципами проведения аудита и этическими нормами.
3.3. В перечень внутренних стандартов, содержащих общие положения по аудиту, могут быть включены:
а) стандарты, описывающие концепцию и подход к разработке внутренних стандартов, в том числе стандарт, определяющий их структуру;
б) стандарты, регламентирующие этику поведения аудитора, дополняющие и конкретизирующие действующие нормативные документы в области аудиторской деятельности;
в) стандарты внутренней структуры и организации деятельности аудиторской организации;
г) стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутрифирменного контроля качества выполнения аудита, а также ответственность аудиторов.
3.4. Внутренние стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита, формулируют конкретные правила, методику проведения аудита и представляют собой разработки по реализации требований правил (стандартов) аудиторской деятельности.
3.5. В перечень внутренних стандартов аудиторских организаций, устанавливающих порядок проведения аудита, могут быть включены:
а) стандарты, регламентирующие ответственность аудитора;
б) стандарты, регламентирующие порядок планирования аудита;
в) стандарты, регламентирующие порядок изучения и оценки внутреннего контроля;
г) стандарты, регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств;
д) стандарты, регламентирующие порядок использования работы третьих лиц.
3.6. В дополнение к перечисленным внутренним стандартам аудиторских организаций разрабатываются методики, внутренние инструкции и положения, перечень процедур, рабочие таблицы и вопросники, макеты и другие документы вспомогательно-технического характера, раскрывающие подходы аудиторской организации к проведению аудита.
3.7. Внутренние стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов, содержат внутренние требования аудиторской организации к содержанию и формированию выводов и составлению заключений по результатам проведенного аудита.
3.8. В перечень данных стандартов могут входить:
а) стандарты, описывающие концепцию и подход к порядку составления аудиторских заключений;
б) стандарты, регламентирующие подготовку письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
в) стандарты, регламентирующие порядок подготовки иных аудиторских отчетов, в том числе по дополнительной информации, содержащейся в документах, связанных с бухгалтерской отчетностью.
3.9. Специализированные внутренние стандарты включают стандарты в области методологии проведения аудиторских проверок по различным направлениям деятельности экономических субъектов, а также по различным целям проведения аудита.
3.10. В перечень данных стандартов могут быть включены:
а) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений;
б) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования;
в) стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
г) стандарты, отражающие отраслевые особенности проведения аудита других экономических субъектов.
3.11. Внутренние стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг, содержат положения о порядке оказания консалтинговых, юридических и других сопутствующих аудиту услуг.
3.12. В перечень данных стандартов могут быть включены:
а) стандарты, регламентирующие подготовку заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям;
б) стандарты, описывающие изучение прогнозной финансовой информации.
3.13. Внутренние стандарты по образованию и подготовке кадров устанавливают требования к образованию, профессиональному уровню аудиторов и специалистов, регламентируют порядок подготовки и повышения квалификации кадров аудиторской организации.
3.14. Внутренний стандарт аудиторской организации, как правило, имеет следующую структуру:
а) регламентирующие параметры - ссылка на российские или международные стандарты, использованные при разработке данного стандарта;
б) общие положения - необходимость внутреннего стандарта, определение его основных терминов и понятий, сферы применения, описание объекта стандартизации;
в) цель и задачи стандарта - назначение стандарта и конкретные проблемы, решение которых обеспечивается его применением;
г) взаимосвязь с другими стандартами - ссылки на соответствующие положения других стандартов;
д) определение основных принципов и методик - описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом;
е) оформление - перечень документов, которые аудитор должен составить согласно требованиям стандарта;
ж) перечень нормативных актов, которыми аудиторы должны руководствоваться при выполнении требований внутреннего стандарта (при необходимости).
3.15. Реквизиты внутренних стандартов могут состоять из:
а) номера - порядкового или серийного кода данного стандарта;
б) даты ввода в действие;
в) названия - краткого и четкого изложения того, что регламентирует стандарт;
г) даты и указания лица, утвердившего стандарт;
д) преемственности - ссылки на ранее принятые, распространенные или предписанные нормативными документами правила, которые связаны с данным стандартом;
е) сферы применения - перечня объектов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного стандарта.
3.16. В дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться приложения (инструкции, положения, методики, вопросники, компьютерные программы, рабочие таблицы и т.д.), играющие вспомогательную роль и обеспечивающие дополнительные разъяснения отдельных положений внутренних стандартов.
3.17. Приложения к внутренним стандартам могут содержать следующие разделы:
а) порядок применения внутреннего стандарта;
б) описание технологии выполнения каждого этапа аудиторской проверки;
в) перечень вопросников и аудиторских процедур;
г) таблицы, схемы, рабочие документы с цифровыми примерами, иллюстрирующими методики и порядок проведения аудиторских процедур;
д) систематизированный перечень нормативных документов, используемых при аудите.
4. Порядок организации внутрифирменного контроля за выполнением требований внутренних стандартов аудиторской организации
См. Правило (стандарт) N 29. "Рассмотрение работы внутреннего аудита", утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696
4.1. Внутренние стандарты в обязательном порядке утверждаются приказом руководителя аудиторской организации, а в случаях, предусмотренных учредительными документами аудиторской организации, - советом учредителей или другим уполномоченным органом.
4.2. Внутренние стандарты, регламентирующие внутрифирменный контроль качества аудита, должны содержать положения по осуществлению контроля за выполнением требований внутренних стандартов.
4.3. Внутренние стандарты могут предусматривать назначение соответствующих должностных лиц ответственными за соблюдение положений внутренних стандартов.
4.4. Для обеспечения надлежащего контроля за соблюдением внутренних стандартов необходимость их применения должна входить в функциональные обязанности аудитора, предусмотренные трудовыми отношениями между аудитором и аудиторской организацией.
4.5. Аудиторской организацией могут быть установлены обязательные по выполнению и рекомендуемые для использования при проведении аудита положения внутренних стандартов. При этом должны быть учтены обязательные к выполнению требования правил (стандартов) аудиторской деятельности.
4.6. Контроль за выполнением требований внутренних стандартов должен быть организован на всех уровнях управления аудиторскими проверками, начиная с руководителей групп и руководителей проверок и заканчивая руководителями аудиторской организации, уполномоченными подписывать аудиторские заключения.
4.7. Для выполнения контрольных функций в ходе практического осуществления аудита аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудита. Внутрифирменные требования к уровню профессиональной подготовки специалистов, выполняющих контрольные функции в составе службы контроля качества проведения аудита, устанавливаются внутренними стандартами по образованию и подготовке кадров аудиторской организации.
4.8. Аудиторская организация имеет право заключать со своими сотрудниками соглашение, обязывающее сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.
-------------------------
* В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются "аудиторские организации".
** Далее по тексту под правилами (стандартами) аудиторской деятельности понимаются документы, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации и имеющие общероссийское значение, а под внутренними стандартами - внутрифирменные документы аудиторских организаций, являющихся юридическими лицами, либо внутренние документы аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6)
Текст правила (стандарта) опубликован в журнале "Аудиторские ведомости", 1999 г., N 11, в журнале "Экспресс-Закон", декабрь 1999 г., N 48