Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 2 ноября 1999 г. N 7644/98
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.02.99 по делу N А40-9497/98-79-130 Арбитражного суда города Москвы.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации в защиту государственных интересов обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству государственного имущества Российской Федерации, акционерному обществу открытого типа "Боровский завод радиотехнологического оснащения" (далее - завод) о признании недействительными сделки приватизации Боровского завода радиотехнологического оснащения в части включения стоимости очистных сооружений в уставный капитал созданного на его базе акционерного общества, а также пунктов 2, 3 распоряжения Госкомимущества России от 21.06.94 N 1608-р, плана приватизации завода, пункта 4.1 устава названного акционерного общества в части включения в его уставный капитал упомянутых сооружений и о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде изъятия у акционерного общества этих сооружений и передаче их в ведение Мингосимущества России.
Исковые требования мотивированы тем, что спорные очистные сооружения относятся к объектам коммунально-бытового назначения и не подлежат приватизации в составе основных средств завода.
Мингосимущество России в возражениях против иска указало на проведение приватизации завода в соответствии с законодательством.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.07.98 в удовлетворении иска отказано. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 12.10.98 решение отменил, дело передал на новое рассмотрение для исследования вопросов о месте расположения очистных сооружений, для каких нужд и кем они используются.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что спорные очистные сооружения были построены за счет государственных капитальных вложений, выделенных для строительства объектов завода. Последнему на праве бессрочного пользования был отведен земельный участок под очистные сооружения, предназначенные для использования предприятием оборонного комплекса.
Решением от 03.12.98 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 26.02.99 решение от 03.12.98 отменил. Сделка приватизации завода, пункты 2, 3 распоряжения Госкомимущества России от 21.06.94 N 1608-р, план приватизации завода и учредительные документы АООТ "Боровский завод радиотехнологического оснащения" в части включения в его уставный капитал очистных сооружений признаны недействительными.
Кроме того, суд кассационной инстанции обязал учредителя акционерного общества в трехмесячный срок со дня принятия постановления решить вопросы об изменении порядка формирования уставного капитала, внесении изменений в учредительные документы и произвести регистрацию указанных изменений в установленном законом порядке.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается постановление суда кассационной инстанции от 26.02.99 отменить, решение суда первой инстанции от 03.12.98 оставить в силе.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Принимая постановление от 26.02.99, суд кассационной инстанции исходил из того, что спорные очистные сооружения относятся к муниципальной собственности и не подлежат включению в план приватизации завода.
Данные выводы не могут быть признаны обоснованными и законными.
Согласно пункту 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к муниципальной собственности отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов, за исключением входящих в состав имущества предприятий.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.93 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" и пунктом 2 Положения о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235, принятым в дополнение к названному Указу, сооружения и сети водопровода и канализации, а также другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры, находящиеся на территории предприятий, не были отнесены к объектам, которые не включаются в состав приватизируемого имущества предприятий, и не подлежали передаче из федеральной собственности в государственную и муниципальную собственность.
Как усматривается из материалов дела, спорные очистные сооружения возводились по плану капитального строительства упомянутого завода для его технологических нужд за счет выделенных ему бюджетных средств на специально отведенном заводу земельном участке, и после ввода в эксплуатацию эти сооружения были зачислены на баланс завода.
Территория, на которой построены указанные очистные сооружения, была закреплена за заводом решением администрации Боровского района Калужской области от 29.01.93.
Госкомимущество России распоряжением от 03.03.93 N 390-р подтвердило право хозяйственного ведения завода на имущество и объекты, построенные за счет бюджетных средств по утвержденному сводному сметному расчету строительства этого завода, в том числе очистные сооружения, используемые в производственной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.94 N 514 заводу, являющемуся предприятием оборонного комплекса, разрешена приватизация путем преобразования в акционерное общество открытого типа.
Следовательно, выводы суда первой инстанции о том, что спорные очистные сооружения, находящиеся на территории упомянутого завода, входили в состав его имущества и правомерно включены в план его приватизации, соответствуют материалам дела и законодательству.
Поскольку приватизированные заводом очистные сооружения используются не только в технологическом процессе его производства, но и обслуживают населенные пункты, вопросы, касающиеся совместного использования этих сооружений, подлежат урегулированию органами местного самоуправления с акционерным обществом путем заключения соответствующего договора.
При таких обстоятельствах постановление суда кассационной инстанции от 26.02.99 подлежит отмене, а решение суда первой инстанции от 03.12.98 - оставлению в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.02.99 по делу N А40-9497/98-79-130 Арбитражного суда города Москвы отменить.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.12.98 по тому же делу оставить в силе.
Председатель Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации |
В.Ф.Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 ноября 1999 г. N 7644/98
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2000 г., N 1, в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", февраль 2000 г., N 2