Государственная налоговая инспекция по г. Москве в связи с многочисленными запросами по вопросам мелкорозничной торговли, правильного заполнения акта проверки предприятий, неисправности контрольно-кассовых машин (ККМ) разъясняет следующее.
Согласно перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1996 г. N 745, отдельным категориям предприятий в силу специфики деятельности либо особенностей местонахождения разрешено производить денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (ККМ) в части осуществления мелкорозничной торговли с ручных тележек, из цистерн (при продаже пива, кваса, молока, керосина), с лотков, из корзин, в развал овощами и бахчевыми культурами.
В соответствии с письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 28 апреля 1996 г. N 1-574/38-9 под мелкорозничной торговлей понимается продажа продовольственных и непродовольственных товаров несложного ассортимента через стационарную и передвижную (развозную и разносную) мелкорозничную торговую сеть. Реализация потребительских товаров населению через объекты мелкорозничной торговли (палатки, ларьки, киоски) или с помощью средств развозной торговли (автомагазины, автолавки, автокафе, автоприцепы типа "Тонар") осуществляется с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Правилами уличной торговли на территории г. Москвы, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 18 мая 1993 г. N 471, установлена продажа товаров населению на улице с помощью средств разносной (лотки, корзины) и развозной (ручные тележки) торговли без применения контрольно-кассовых машин на специально отведенных территориях и выделенных местах с разрешением установленного образца местными органами власти.
В связи с отсутствием в настоящее время разъяснения по определению понятия "лоток" Госналогинспекцией по г.Москве направляется запрос. После получения ответа будет сообщено дополнительно.
Госналогинспекция по г.Москве рекомендует при проведении проверок правильности применения контрольно-кассовых машин на предприятиях руководствоваться Методическими рекомендациями по организации контроля за применением ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением, направленными письмом ГНИ по г.Москве от 22 августа 1994 г. N 114-07/10857.
В актах проверок следует указывать конкретно и более детально характер нарушений, позволяющий точно квалифицировать допущенные нарушения. Для подтверждения факта выявленных нарушений указываются обстоятельства, при которых они были обнаружены, и представляются соответствующие доказательства (например, чеки).
Представляется примерная запись описания нарушения в акте проверки.
По результатам проверки выявлено следующее нарушение Закона РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением".
Ведение денежных расчетов с населением без применения ККМ согласно статье 7, абзаца 2.
Продана кофта шерстяная в количестве 1 шт. по цене 70 000 руб. или отпущена одна бутылка водки "Русская" по цене 15 000 руб. из киоска с надписью "Мороженое".
На вопрос правомерности применения штрафных санкций к предприятию, если при осуществлении денежных расчетов с населением на отпечатанных контрольно-кассовой машиной чеках, выдаваемых покупателям, отсутствует название фирмы и номер ККМ, Госналогинспекция по г.Москве сообщает.
Согласно техническим требованиям к ККМ все контрольно-кассовые машины должны печатать кассовый чек, на котором указываются наименование предприятия, номер кассового аппарата, дата приема наличных денег, полученная сумма. Но в связи с техническими особенностями устройства некоторых портативных ККМ ("Ивко-01", "Микро-101", "ЭКР-2101", "АМС-100", "АСОМ КА-01", CRF-1000Э"), работающих автономно без подключения к сети переменного тока, на фирменном клише этих моделей может программироваться только номер кассового аппарата.
Отсутствие на кассовом чеке клише с наименованием предприятия и номера ККМ или только с наименованием предприятия не доказывает, что ККМ неисправна. В акте проверки проверяющие должны отразить этот момент и рекомендовать проверяемому предприятию обратиться в Центр технического обслуживания ККМ с тем, чтобы механик из ЦТО в ближайшее время установил клише с наименованием предприятия и номером расчетного узла либо ввел его в программу машины.
Штрафные санкции, предусмотренные Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", в вышеуказанных случаях не применяются.
При определении неисправности ККМ проверяющим следует руководствоваться п.28 Методических рекомендаций по вопросам применения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением (письмо ГНИ по г.Москве от 17 мая 1994 г. N 11-13/5579).
При этом следует исходить из того, что неисправности могут быть как вследствие отклонения характеристик применяемой ККМ от технических требований, так и по причине нарушения правил эксплуатации исправной контрольно-кассовой машины (неясное печатание реквизитов на чеке, дата, указанная на чеке, не соответствует дате продажи и т.п.). Для правильной квалификации нарушения, если таковое имеет место, необходимо прежде всего выяснить причины, его вызвавшие.
Заместитель начальника инспекции, |
А.А. Глинкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогинспекции по г. Москве от 5 августа 1996 г. N 11-13/16758 "О применении ККМ при расчетах с населением"
Текст письма опубликован в журнале "Налоговые известия Московского региона" 1997 г., N 1