Приложение
к приказу ГТК РФ
от 21 декабря 1999 г. N 895
Инструкция
о порядке постановки на баланс конечного пользователя строительных объектов, принятых в эксплуатацию рабочими комиссиями
Дата введения: 2000-01-01
Содержание
Предисловие
1. Разработана Региональным таможенным управлением тылового обеспечения (РТУ ТО) и Государственным унитарным предприятием ЦЕНТРИНВЕСТпроект Госстроя России.
Внесена Главным управлением тылового обеспечения ГТК России (ГУТО).
2. Утверждена и введена в действие приказом ГТК России от 21 декабря 1999 г. N 895.
3. Взамен ОРДС - 18.1-98 "Инструкция о порядке постановки на баланс конечного пользователя строительных объектов, принятых в эксплуатацию рабочими комиссиями, и их государственной регистрации".
4. Одобрена
- Госстроем России (письмо от 08.06.98 г. N 9-10-17/30);
- Госкомстатом России (письмо от 25.12.98 г. N 10-0-14/291);
- Минэкономики России (письмо от 14.07.99 г. N 8-798);
- Минфином России (письмо от 25.10.99 г. N 16-00-16-330).
Введение
Настоящая инструкция "О порядке постановки на баланс конечного пользователя строительных объектов, принятых в эксплуатацию рабочими комиссиями" (Инструкция) предназначена для применения органами и учреждениями ГТК России при возникновении производственной необходимости и экономической целесообразности ввода в действие отдельных зданий и сооружений до окончания строительства объекта в целом.
Необходимость срочного обустройства государственной границы Российской Федерации предопределяет потребность ускоренного, поэтапного, ввода в эксплуатацию отдельных зданий и сооружений, по мере завершения их строительства (до окончания строительства объекта в целом), в целях создания условий оперативной организации таможенного контроля.
Целью Инструкции является установление в системе ГТК России порядка оформления ввода в эксплуатацию законченных строительством отдельных зданий и сооружений и всех, связанных с этим, действий заказчика, подрядчика и конечного пользователя. В Инструкции определены общие положения и порядок приемки и ввода в эксплуатацию объектов таможенной инфраструктуры; порядок зачисления на баланс конечного пользователя введенных в действие основных фондов, включая рекомендации по определению стоимости зачисления на баланс основных фондов с учетом функциональной специфики объектов (зданий, сооружений, помещений) и изменения стоимости в связи с их переоценкой в установленном порядке.
Для наглядности в Инструкции приведен пример определения стоимости основных фондов по отдельным зданиям и сооружениям, введенным в действие и зачисляемым на баланс конечного пользователя, а также форма накопительной ведомости, которую необходимо вести заказчику для осуществления контроля за стоимостью основных средств, списываемых с его баланса по мере ввода в действие отдельных объектов.
1. Общие положения
1.1. Настоящей Инструкцией устанавливается порядок оформления в системе ГТК России ввода в эксплуатацию законченных строительством отдельных зданий и сооружений, а также всех, связанных с этим, действий заказчика, подрядчика и конечного пользователя с учетом специфики таможенной деятельности.
1.2. Инструкция предназначена для применения органами и учреждениями ГТК России, выполняющими функции заказчика (инвестора), подрядчика, конечного пользователя основных фондов по объектам таможенной инфраструктуры, которые вводятся в действие по завершению их строительства.
1.3. Правовой основой разработки Инструкции являются следующие основные законодательные и нормативные акты:
- Федеральный закон РФ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 г. N 39-ФЗ;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть I от 30.11.94 г. N 51-ФЗ, Часть II от 26.01.96 г. N 15-ФЗ);
- Закон РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 06.07.91 г. N 1550-1 (ред.28.08.95 г.);
- Федеральный закон РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", от 21.07.97 г. N 122-ФЗ;
- Федеральный закон РФ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.98 г. N 135-ФЗ.;
- Федеральный закон РФ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 06.05.99 г. N 97-ФЗ;
- Федеральный закон РФ "О лизинге" от 29.10.98 г. N 164-ФЗ";
- СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 21.04.87 г. N 84, введенные в действие с 1 января 1988 г.;
- "Временные положения по приемке законченных строительством объектов", введенные в действие письмом Госстроя России от 09.07.93 г. N БЕ-19-11/13;
- Письмо Госстроя России от 08.06.98 г. N 9-10-17/30 "О порядке приемки в эксплуатацию объектов таможенной инфраструктуры"*(1);
- Постановление Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве";
- Инструкция по заполнению форм государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденная постановлением Госкомстата России от 03.10.96 г. N 123;
- Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 03.09.97 г. N 65н;
- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 20.07.98 г. N 33н;
См. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. N 91н, вступающие в силу с 1 января 2004 г.
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. N 34н.
1.4. Инструкцией регламентируется порядок:
- приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов (отдельно стоящих зданий, сооружений и встроенных помещений гражданской обороны, входящих в состав объекта);
- оформления ввода в эксплуатацию (в действие) законченного строительством объекта и передачи его конечному пользователю*(2);
- приемки законченных строительством объектов пользователем и определения их сметной, фактической и балансовой (инвентарной) стоимости для зачисления на баланс;
- государственной регистрации законченных строительством объектов;
- отражения в формах Государственного статистического наблюдения ввода в действие объектов и основных фондов.
Инструкция обязательна для применения всеми таможенными органами и учреждениями ГТК России.
1.5. К объектам таможенной инфраструктуры относятся автомобильные пункты пропуска на границе, служебно-производственные комплексы и комплексы таможенной обработки грузов, отдельно стоящие основные и вспомогательные ...........
Текст Инструкции приводится в соответствии с источником документа
Далее по тексту, применяются следующие основные понятия.
Стройка - объект или комплекс (совокупность) перечисленных выше объектов таможенной инфраструктуры, на строительство которого (которых) в установленном в ГТК России порядке утверждена единая проектная документация с единым Сводным сметным расчетом.
Объект - каждое отдельно стоящее здание или сооружение, на строительство (реконструкцию, расширение или техническое перевооружение)*(3) которого в составе проектной документации стройки содержатся отдельные проекты и сметы, а также встроенные или пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения, сооружения (помещения) гражданской обороны, входящие в состав объекта.
Объекты производственного назначения.
- объекты, которые после завершения их строительства будут функционировать в сфере материального производства, включая таможенную деятельность (объекты, перечисленные выше).
При этом, административные здания организаций сферы материального производства относятся к объектам производственного назначения.
Объекты непроизводственного назначения.
- объекты жилищно-коммунального хозяйства, сервисного обслуживания субъектов, а также другие объекты социальной сферы.
Основные объекты - объекты основного производственного назначения, предназначенные для выполнения основных производственных функций таможенного учреждения (стоимость строительства которых предусмотрена в гл.2 Сводного сметного расчета), а также объекты непроизводственного назначения - объекты социальной сферы.
Объекты подсобного и обслуживающего назначения - здания ремонтно-технических мастерских, гаражи, крытые стоянки автотранспорта и др. (стоимость строительства которых предусмотрена гл.3 Сводного сметного расчета).
Законченный строительством объект - комплекс зданий и сооружений, отдельное здание, сооружение или помещение или автономная часть комплекса в составе, обеспечивающем возможность самостоятельной эксплуатации соответствующего здания, сооружения или помещения.
Инвентарный объект - объект бухгалтерского учета в составе основных средств (в соответствии с действующими положениями по бухгалтерскому учету).
Периоды (этапы) строительства (1, 2, 3 и т.д.) - условно обозначенные "очереди" строительства, отражающие очередность фактического ввода в эксплуатацию отдельных объектов (зданий, сооружений, помещений).
Приемка объекта, законченного строительством - юридическое действие, подтверждающее техническую возможность и безопасность эксплуатации объекта, его соответствие проектной документации, условиям договора подряда и предъявляемым к нему требованиям действующих нормативных документов, а также подтверждающее возможность вступления заказчика (пользователя объекта) во владение объектом.
Ввод в эксплуатацию (в действие) - юридическое действие, направленное на подтверждение ввода в эксплуатацию объекта в установленном законом порядке, факт ввода в действие которого регистрируется заказчиком (пользователем объекта) в местных органах исполнительной власти в порядке, установленном этими органами; действие, в результате которого разрешается использование законченного строительством объекта по назначению (на основании его приемки в соответствии с настоящей Инструкцией), а также включение этого объекта в территориальную среду и регистрация в качестве объекта, введенного в эксплуатацию.
1.6. Законченные строительством объекты подлежат приемке в эксплуатацию рабочими комиссиями только при обязательном соблюдении следующих условий готовности объекта к эксплуатации в соответствии с проектом и подрядным договором:
- полное завершение строительно-монтажных работ, укомплектование объекта оборудованием, инвентарем и эксплуатационными кадрами;
- обеспечение объекта энергетическими и другими ресурсами, а также инженерными коммуникациями, гарантирующими автономную его эксплуатацию с соблюдением установленных требований законодательства по охране труда, правил техники безопасности, строительных, санитарных, экологических и других норм (включая благоустройство территории) и обеспечивающими выполнение соответствующих функций (оказание услуг) таможенных учреждений в объеме, предусмотренном проектом и договором подряда.
1.7. Приемка в эксплуатацию законченных строительством отдельных объектов (зданий, сооружений, помещений) осуществляется рабочими приемочными комиссиями, создаваемыми учреждениями ГТК России, являющимися заказчиками строительства соответствующих объектов*(4).
1.8. После окончания строительства всех объектов (зданий, сооружений, помещений), входящих в комплекс стройки, рабочей приемочной комиссией при приемке последних объектов (зданий, сооружений), завершающих строительство объекта в целом, в акте по форме N КС-11 "Акт приемки законченного строительством объекта" должен быть отмечен факт полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом, утвержденным в установленном порядке (акт по форме N КС-14 в этом случае рабочей комиссией не составляется).
После полного завершения строительства, факт которого отмечен рабочей приемочной комиссией в акте по форме N КС-11, заказчик создает Государственную приемочную комиссию для приемки в эксплуатацию всей стройки, т.е. объекта в целом.
1.9. Акты по форме N КС-14 приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (рабочей, государственной) утверждаются органами и учреждениями ГТК России, назначившими соответствующую приемочную комиссию.
2. Порядок приемки и ввода в эксплуатацию
объектов таможенной инфраструктуры
2.1. Приемка в эксплуатацию законченных строительством отдельно стоящих объектов (зданий, сооружений, помещений) рабочей приемочной комиссией.
2.1.1. Приемка объекта в эксплуатацию осуществляется рабочими приемочными комиссиями, назначаемыми приказом того таможенного органа, учреждения ГТК России, которое является заказчиком (инвестором) соответствующего объекта*(5).
2.1.2. Рабочие приемочные комиссии (РК) назначаются не позднее чем в пятидневный срок после получения письменного извещения генерального подрядчика о готовности объекта к сдаче в эксплуатацию.
2.1.3. В состав рабочих комиссий включаются следующие представители:
по объектам производственного назначения
- заказчика - председатель комиссии;
- генерального подрядчика и субподрядных организаций;
- эксплуатационной организации;
- генерального проектировщика;
- органов государственного надзора - энергетического, санитарно-эпидемиологического, пожарного, охраны окружающей среды и др.;
- территориальных и региональных органов и инспекций;
- органов местного самоуправления;
- других органов государственного и ведомственного надзора, которым в соответствии с их компетенцией подконтролен принимаемый объект;
- других заинтересованных органов и организаций;
по объектам жилищно-гражданского назначения
- заказчика - председатель комиссии;
- эксплуатационной организации;
- генерального подрядчика;
- архитектора - автора проекта;
- органов архитектурно-строительного контроля (в районах, где такие органы отсутствуют - районных архитекторов);
- органов санитарно-эпидемиологического надзора;
- органов пожарного надзора;
- территориального органа по охране окружающей среды;
- других органов государственного и ведомственного надзора, которым в соответствии с их компетенцией подконтролен принимаемый объект;
- органов местного самоуправления;
- других заинтересованных органов и организаций.
2.1.4. Рабочие комиссии при приемке объекта в эксплуатацию обязаны строго соблюдать требования "Временного положения по приемке законченных строительством объектов", утвержденных письмом Госстроя России от 09.07.93 г. N БЕ-19-11/13 и пп.3.4 и 4.19 СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения".
К этим требованиям, в частности, относится обязанность рабочих комиссий:
а) проверить соответствие выполненных строительно-монтажных работ, мероприятий по охране труда, охране окружающей природной среды, обеспечению взрывобезопасности, пожаробезопасности и антисейсмических мероприятий проектной документации, стандартам, строительным нормам и правилам производства работ с проведением в необходимых случаях контрольных испытаний конструкций;
б) произвести приемку оборудования после необходимых индивидуальных испытаний для передачи его для комплексного опробования и составить акты по формам NN ОС-14, ОС-15, ОС-16*(6) (пояснения о порядке составления перечисленных актов приведены вместе с формами в приложении 1.4 к Инструкции*(7));
в) проверить отдельные конструкции, узлы зданий и сооружений;
г) проверить готовность к эксплуатации объектов производственного назначения к началу выполнения соответствующих функций и оказанию услуг, предусмотренных проектом, а также в объеме, предусмотренном нормами освоения проектных мощностей в начальный период, бесперебойной работе и освоению проектных мощностей в нормативные сроки, в частности, должно быть проверено укомплектование объекта эксплуатационными кадрами, обеспечение технологической документацией на проведение таможенного оформления, энергоресурсами, обеспеченность эксплуатационных кадров необходимыми для обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания и др.
2.1.5. По результатам проверок, указанных в подпунктах "а", "б", "в" и "г" п.2.1.4, рабочая комиссия составляет "Акт приемки законченного строительством объекта" по форме N КС-11, приведенной в приложении 1.5 к Инструкции (пояснения по составлению акта приведены в приложении 1.6).
Назначением указанного акта является предварительное отражение результатов проведенных рабочей комиссией проверок с целью выявления имеющихся дефектов и недоделок и подготовки объекта к приемке в эксплуатацию.
2.1.6. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов после устранения дефектов и недоделок, отмеченных рабочей комиссией при предварительной приемке объекта (акт по форме N КС-11, приложение 1.5 к Инструкции), оформляется "Актом приемки законченного строительством объекта приемочной рабочей комиссией" по форме N КС-14, приведенной в приложении 1.7 к Инструкции (пояснения по составлению акта приведены в приложении 1.8).
Акты о приемке в эксплуатацию объектов по форме N КС-14 подписываются председателем и всеми членами рабочей приемочной комиссии. При наличии у отдельных членов комиссии возражений их необходимо рассмотреть до представления на утверждение акта о приемке с участием органов, представители которых являются членами РК.
2.1.7. Генеральный подрядчик представляет рабочим комиссиям следующую документацию:
а) перечень организаций, участвовавших в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ и фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение соответствующих работ;
б) комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта, разработанных проектными организациями, с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанными лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ; указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией;
в) сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, примененных при производстве строительно-монтажных работ;
г) акты об освидетельствовании скрытых работ и акты о промежуточной приемке отдельных ответственных конструкций (арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций);
д) акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования; акты об испытаниях внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств; акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть наружных стен зданий в соответствии с проектом (рабочим проектом);
е) акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей;
ж) акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;
з) акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность и молниезащиту;
и) акты об испытаниях прочности сцепления в кладке несущих стен каменных зданий, расположенных в сейсмических районах;
к) журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.
2.1.8. Заказчик представляет рабочим комиссиям следующую документацию:
- справку об устранении дефектов и недоделок, отмеченных в акте по форме N КС-11;
- утвержденную проектную документацию и справку об основных технико-экономических показателях объекта, принимаемого в эксплуатацию;
- перечень проектных, научно-исследовательских и изыскательских организаций, участвовавших в проектировании объекта, принимаемого в эксплуатацию;
- документы об отводе земельных участков, а также разрешение органов госархстройнадзора на выполнение строительно-монтажных работ;
- документ на специальное водопользование;
- документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком;
- документы о геологии и гидрогеологии строительной площадки, о результатах испытания грунта и анализах грунтовых вод;
- паспорта на оборудование и механизмы;
- акты о приемке зданий и сооружений, смонтированного оборудования, составленные рабочими комиссиями по объектам, принятым в эксплуатацию ранее;
- справку об обеспечении принимаемого объекта эксплуатационными кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, и др.;
- справку об обеспеченности принимаемого объекта материально-техническими ресурсами, в том числе, электроэнергией, водой, паром, газом, сжатым воздухом и др.;
- справки городских эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечат нормальную эксплуатацию объекта и приняты на обслуживание;
- справку о соответствии вводимых в действие мощностей, (для начального периода освоения проектных мощностей) мощностям, предусмотренным проектом;
- справку о фактической стоимости строительства, подписанную заказчиком и подрядчиком*(8);
- заключения органов государственного надзора о соответствии законченного строительством объекта законодательству, действующим стандартам, нормам и правилам;
- документы о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора, представители которых не вошли в состав рабочей приемочной комиссии, и в случаях, когда выдача таких разрешений предусмотрена положениями об этих органах.
2.1.9. Документацию, перечисленную в пунктах 2.1.7 и 2.1.8 после приемки объекта в эксплуатацию, следует хранить у заказчика.
2.1.10. Полномочия рабочей приемочной комиссии прекращаются с момента утверждения акта о приемке объекта в эксплуатацию в соответствии с п.1.9 настоящей Инструкции.
2.1.11. После завершения строительства всех объектов (зданий, сооружений и помещений), предусмотренных проектом, при приемке последних зданий, сооружений и помещений, входящих в комплекс, рабочая комиссия отмечает в акте по форме N КС-11 полное окончание строительства по утвержденному проекту.
Указанный акт, направленный заказчику, служит для него в соответствии с пунктами 1.8 и 2.2.1 настоящей Инструкции основанием для постановки вопроса (ходатайства) перед соответствующим органом, учреждением ГТК России о создании Государственной приемочной комиссии.
2.2. Приемка в эксплуатацию законченного строительством объекта (стройки) в целом Государственной приемочной комиссией.
2.2.1. Приемка в эксплуатацию законченного строительством объекта (стройки) в целом, включая последние, завершающие строительство объекты (здания, сооружения, помещения), осуществляется Государственными приемочными комиссиями*(9), назначаемыми приказом (распоряжением) того органа, учреждения ГТК России, который утвердил проектную документацию, в соответствии с порядком, установленным в системе ГТК России.
2.2.2. Государственные приемочные комиссии назначаются не позднее, чем в десятидневный срок после получения от заказчика соответствующего ходатайства. К ходатайству прилагаются документы рабочей приемочной комиссии, составленные в соответствии с разделом 2.1 настоящей Инструкции, о готовности к приемке в эксплуатацию последних, завершающих строительство объектов (зданий, сооружений, помещений) законченной стройки, что должно быть особо отмечено в акте по форме N КС-11.
2.2.3. Государственная комиссия формируется в том же составе, который представлен в п.2.1.3 настоящей Инструкции. При этом, следует иметь в виду, что председателями ГК назначаются руководящие работники органов, создающих эти комиссии, в соответствии с п. 2.2.1 настоящей Инструкции.
2.2.4 Заказчик представляет Государственной комиссии:
- все материалы рабочих комиссий, которые в соответствии с полным их перечнем, приведенным в п.п.2.1.7 и 2.1.8 настоящей Инструкции, являлись основанием соответствующих РК для приемки в эксплуатацию отдельных объектов (зданий, сооружений, помещений), введенных в действие и входящих в комплекс объектов данной стройки*(10);
- перечень введенных в действие объектов, на которые утверждены соответствующей инстанцией акты приемки законченных строительством объектов по форме N КС-11 по введенным в действие объектам комплекса (отдельным зданиям, сооружениям, помещениям) по каждому из периодов строительства (форма перечня приведена в приложении 2 к настоящей Инструкции);
- утвержденные в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, акты по форме N КС-11 приемки законченного строительством объекта по введенным в действие объектам комплекса по каждому из периодов строительства;
- решения соответствующих инстанций об утверждении актов рабочих комиссий по форме N КС-14 приемки законченных строительством объектов по введенным в действие объектам комплекса по каждому из периодов строительства, которые приняты на баланс конечного пользователя;
- акты (накладные) приемки-передачи основных средств - форма N ОС-1 (см. приложение 3) по всем введенным в действие объектам, входящим в комплекс объекта (стройки) в целом по каждому периоду строительства, основные средства, по которым приняты на баланс данной стройки, накопительные ведомости стоимости введенных в действие инвентарных объектов зданий, сооружений), входящих в комплекс объекта (стройки) в целом по периодам строительства (см. приложение 5).
2.2.5. Государственные комиссии при приемке объекта в эксплуатацию обязаны:
а) проверить устранение недоделок, выявленных рабочими комиссиями по объекту в целом, и готовность его к приемке в эксплуатацию. Указанная проверка производится по программе, составляемой заказчиком и утверждаемой Государственной комиссией;
б) дать оценку прогрессивности технологических и архитектурно-строительных решений по введенным в действие объектам (на основании рассмотрения и анализа представленных материалов рабочих комиссий и имеющегося опыта их эксплуатации по периодам строительства и объекту в целом);
в) проверить соответствие вводимой в действие мощности и фактической стоимости (для заказчика) объекта в целом мощности и сметной стоимости строительства объекта, предусмотренным утвержденным проектом, а в случае отклонений - проанализировать причины их возникновения.
Результаты анализа с соответствующими предложениями представляются заказчику, назначившему ГК;
г) при выявлении случая непригодности объекта к эксплуатации Государственная комиссия представляет мотивированное заключение об этом заказчику, назначившему эту комиссию, а также генеральному подрядчику.
В этом случае в указанные инстанции и другие организации, осуществляющие проектирование и строительство объекта, ГК представляет материалы для привлечения к ответственности в установленном порядке должностных лиц, допустивших некачественное выполнение проектных и (или) строительно-монтажных работ.
2.2.6. Приемка Государственной комиссией в эксплуатацию объектов строительства таможенной инфраструктуры не допускается без наличия в акте приемки подписей председателя комиссии и всех ее членов, включая представителей органов государственного надзора, органов местного самоуправления и других заинтересованных органов и организаций.
При наличии у отдельных членов комиссии возражений их необходимо рассмотреть до представления на утверждение акта о приемке с участием органов, представители которых являются членами ГК.
2.2.7. Приемка в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией законченного строительством объекта (стройки) в целом оформляется актом по форме N КС-14 приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта (стройки) в целом (форма акта приведена в приложении 1.7 к настоящей Инструкции).
2.2.8. Полномочия Государственной приемочной комиссии прекращаются с момента утверждения акта о приемке объекта в эксплуатацию в соответствии с п. 1.9 настоящей Инструкции.
2.3. Ввод в эксплуатацию объектов, принятых приемочными комиссиями.
2.3.1. Ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов - отдельных зданий и сооружений или объекта (стройки) в целом и передача (зачисление на баланс) соответствующих основных средств от заказчика конечному пользователю осуществляется на основе утвержденных в установленном порядке актов приемки законченных строительством объектов по форме N КС-14, соответственно - акта рабочей приемочной комиссии по отдельным зданиям, сооружениям, акта Государственной приемочной комиссии по объекту в целом.
2.3.2. При утверждении актов рабочей (Государственной) приемочной комиссии по форме N КС-14 руководством того таможенного органа, учреждения, который назначает соответствующие рабочие (Государственные) комиссии, особое внимание следует обратить на:
- наличие и правильное оформление всех документов, составляемых рабочей и Государственной комиссиями при приемке ими в эксплуатацию объектов таможенной инфраструктуры, соответственно, актов по формам NN КС-11 и КС-14. В особенности, это относится к наличию в актах всех подписей членов указанных комиссий, являющихся представителями органов государственного надзора (контроля) и местного самоуправления, а также заинтересованных организаций, в соответствии с действующими законодательными актами и положениями настоящей Инструкции;
- соответствие мощности и фактической стоимости вводимого в действие объекта аналогичным показателям, предусмотренным утвержденной проектной документацией;
- соответствие технологических и архитектурно-строительных решений, использованных при строительстве объекта, тем решениям, которые предусматривались в утвержденном проекте на строительство объекта, и в случае имеющихся отклонений дать оценку их обоснованности;
- наличие и должное оформление всех документов, представляемых в рабочую Государственную комиссии генеральными подрядчиками и заказчиками в соответствии с настоящей Инструкцией (пп.2.1.7, 2.1.8, 2.1.9 и 2.2.4).
2.3.3. Приказы (распоряжения) об утверждении соответствующих актов должны содержать:
- основные характеристики вводимых в действие объектов, зданий, сооружений, помещений (ориентировочное содержание этой информации приведено в приложении 2 к Инструкции);
- запись о том, что датой утверждения акта по форме N КС-14 следует считать дату выхода данного приказа (распоряжения).
2.3.4. Сводный сметный расчет к проекту по введенному в действие объекту (стройке) в целом должен быть закрыт решением инстанции, утвердившей проект, не позднее чем через 6 месяцев после утверждения, акта Государственной приемочной комиссии по форме N КС-14. В приказе об утверждении этого акта должна содержаться соответствующая запись.
2.3.5. Ввод в действие принятого в эксплуатацию объекта регистрируется заказчиком (пользователем объекта) в местных органах исполнительной власти в порядке, установленном этими органами.
2.3.6. Зачисление на баланс конечного пользователя соответствующих, принятых пользователем основных фондов определяется в порядке, изложенном в разделе 3 настоящей Инструкции.
3. Зачисление на баланс конечного пользователя введенных в действие основных фондов
3.1. Порядок зачисления основных фондов на баланс
3.1.1. После выхода приказа (распоряжения) об утверждении акта приемки объекта в эксплуатацию (в соответствии с положениями раздела 2 Инструкции) таможенным органом, учреждением ГТК России, в пользование которого передается указанный в приказе объект (здание, сооружение), издается приказ, в котором отмечается ввод в эксплуатацию объекта и дается распоряжение по таможенному учреждению по следующим вопросам:
- об организации комиссии по зачислению введенного в действие объекта*(11) на баланс пользователя для оформления приемки-передачи основных средств и других затрат от заказчика пользователю;
- о поручении бухгалтерии зачислить на баланс соответствующие средства по утвержденным результатам деятельности этой комиссии.
3.1.2. Созданная в соответствии с приказом по таможенному органу, учреждению комиссия рассматривает состав зданий и сооружений и стоимость основных фондов по введенным в действие объектам (зданиям и сооружениям) и составляет акт по форме N ОС-1, приведенной в приложении 3 к Инструкции (п.3.1).
3.1.3. Акт по форме N ОС-1 (приложение 3 к Инструкции) применяется для оформления зачисления в состав основных фондов (средств), принимаемых на баланс пользователя зданий, сооружений, помещений и оборудования.
Оборудование, не требующее монтажа (транспортные передвижные средства, свободно стоящие станки, строительные механизмы и т.п.), а также оборудование, требующее монтажа, но предназначенное для постоянного запаса, инструмент и инвентарь, включаются в состав основных средств по получении их таможенным учреждением.
3.1.4. При составлении акта по форме N ОС-1 и определении стоимости основных фондов вводимых в действие объектов следует иметь в виду, что их стоимость включает в себя все затраты заказчика, произведенные им в процессе строительства объекта, в соответствии с затратами, предусмотренными Сводным сметным расчетом (на строительно-монтажные работы, оборудование и инвентарь, прочие затраты, включая затраты на содержание дирекции, разработку проектной документации, осуществление авторского надзора и т.п.)*(12).
3.1.5. Акт составляется комиссией отдельно на каждое здание, сооружение, вид оборудования.
Составление общего акта, включающего перечень нескольких объектов основных средств, допускается лишь по отношению к хозяйственному инвентарю, инструменту, оборудованию в случае, если они однотипны, имеют одинаковую стоимость при одновременном (в пределе одного календарного месяца) их принятии.
3.1.6. Акт по форме N ОС-1 утверждается руководителем таможенного учреждения - пользователя объекта.
3.1.7. Учет основных средств, принятых на основании акта по форме N ОС-1, ведется бухгалтерией учреждения на инвентарных карточках учета основных средств, составленных по форме N ОС-6 на каждый инвентарный объект с учетом места их хранения и ответственных лиц (см. приложение 3.3).
Отдельным инвентарным объектом является законченное конструктивное устройство со всеми относящимися к нему приспособлениями и принадлежностями или конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и совместно выполняющих определенную работу.
Инвентарным объектом по субсчету "Здания" является каждое отдельно стоящее здание. В состав здания входят все коммуникации внутри здания, необходимые для его эксплуатации.
Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами.
Надворные постройки, ограждения и другие надворные сооружения (сарай, забор, колодец и др.), обслуживающие здание, составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обслуживают два и более здания, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.
3.2. Определение стоимости вводимых в действие объектов.
3.2.1. Определение стоимости основных фондов по вводимым в действие объектам (зданиям, сооружениям, помещениям) таможенной инфраструктуры осуществляется в разрезе инвентарных объектов в 3-х направлениях и 2-х уровнях цен:
- сметная стоимость строительства объекта - в ценах 1991 г. (базовые цены);
- фактическая стоимость объекта - в текущих ценах;
- первоначальная (балансовая) стоимость основных фондов - в текущих ценах.
3.2.2. Стоимость основных фондов определяется в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией:
сметная стоимость - на основе соответствующих показателей, предусмотренных в Сводном сметном расчете, объектных и локальных сметах;
фактическая стоимость - на основе показателей, приведенных в соответствующей справке заказчика и подрядчика, приложенной к акту по форме N КС-14 (в соответствии с п.2.1.8 Инструкции), в которой отражаются общие затраты заказчика на оплату подрядчику выполненных им строительно-монтажных работ (на основании взаимовыверенных расчетов), затраты заказчика, определяемые на основании данных бухгалтерского учета, по приобретению оборудования (требующего и не требующего монтажа) и инвентаря, а также прочие затраты заказчика, предусмотренные в гр.7 по соответствующим главам Сводного сметного расчета;
первоначальная (балансовая) стоимость строительства определяется на основании данных бухгалтерского учета о фактической стоимости основных фондов, числящихся на балансе заказчика на дату передачи основных фондов пользователю (балансодержателю), с учетом их переоценки.
3.2.3. В целях обоснованного и достоверного определения стоимости основных фондов по вводимым в действие отдельным объектам (зданиям, сооружениям, помещениям) объекты инфраструктуры ГТК России, перечисленные в п.1.5 настоящей Инструкции, условно группируются в следующие категории:
- основные объекты - определение приведено в п.1.5 Инструкции;
- объекты общего назначения - объекты, назначением которых является обслуживание сразу нескольких или всех основных или подсобно-вспомогательных объектов. К этим объектам относятся: благоустройство, инженерные коммуникации и сооружения на них - дизельные электростанции, трансформаторные подстанции, насосные станции, водозаборные сооружения и т.п. (стоимость строительства которых предусмотрена главами 4-7 Сводного сметного расчета);
- общие работы и затраты - работы, связанные с подготовкой территории строительства и затраты в денежном выражении, осуществляемые заказчиком в соответствии с проектом и предусмотренные Сводным сметным расчетом стоимости строительства в составе прочих затрат или расходов (по гр.7), не учтенных в объектных сметах (которые предусмотрены в главах 1, 8*(13) и 9-12 Сводного сметного расчета).
3.2.4. Сметная стоимость основных фондов по вводимым в действие отдельным объектам (зданиям, сооружениям, помещениям) в зависимости от назначения, выполняемых функций и отношения к основным объектам, а также в соответствии с условной классификацией объектов таможенной инфраструктуры, приведенной выше в п.3.2.3, определяется в следующем порядке.
3.2.4.1. По основным объектам производственного и непроизводственного назначения, а также по объектам подсобного и обслуживающего назначения сметная стоимость основных фондов определяется на основе объектных смет по соответствующим объектам (зданиям, сооружениям, помещениям).
3.2.4.2. Для определения сметной стоимости основных фондов по инвентарным объектам общего назначения, вводимым в действие по каждому из периодов строительства, должны быть четко установлены здания, сооружения и границы коммуникаций, сетей*(14), которые "обслуживают" вводимые в эксплуатацию основные объекты и являются необходимыми для обеспечения их нормального функционирования.
Сметная стоимость этих основных фондов определяется в следующем порядке.
1) По зданиям и сооружениям - на основе соответствующих объектных смет.
2) По коммуникациям, сетям - на основе локальных смет с определением сметной стоимости соответствующих коммуникаций, сетей по каждому инвентарному объекту от точки их присоединения к источникам энергии, соответствующим коммуникациям, сетям до точки примыкания этих коммуникаций, сетей к данному объекту (зданию, сооружению, помещению).
При этом следует учесть, что при вводе в действие:
- объектов, вводимых в эксплуатацию в первый период строительства в состав вводимых в действие основных фондов включаются законченные строительством внешние, находящиеся за пределами площадки, здания, сооружения, коммуникации (сети), которые строятся в соответствии с проектом для обеспечения эксплуатации объекта (стройки) в целом, а также внутриплощадочные сети в части, обеспечивающей жизнедеятельность вводимого в действие объекта, до точки примыкания к нему;
- отдельных зданий и сооружений последующих периодов - к доле основных фондов по коммуникациям, сетям, вводимым в действие, относится та их часть, которая отходит от точки их присоединения к объекту, введенному в действие в предшествующем периоде, до точки примыкания к объектам (зданиям, сооружениям, помещениям), вводимым в действие в данном периоде;
- объекта (стройки) в целом - к стоимости объектов последнего периода строительства относится остаток этой стоимости, который определяется как разность между общей стоимостью соответствующей коммуникации (сети), предусмотренной объектной сметой, и суммарной стоимостью, которая учтена в стоимости коммуникаций (сетей), введенных в действие в предшествующие периоды.
3) По общим работам и затратам, учтенным в главах 1, 7-12 Сводного сметного расчета - в порядке, изложенном в приведенной ниже таблице.
Определение сметной стоимости вводимых в действие
общих затрат (по главам Сводного сметного расчета 1,7-12)
Таблица
+---+--------------------+----------+-----------------------------------+
|NN |Наименование |NN глав |Принцип определения доли общих за- |
|п/п|вида затрат |Сводного |трат, относящихся к вводимым в дей-|
| |(по главам Сводного |сметного |ствие основным фондам |
| |сметного расчета) |расчета | |
+---+--------------------+----------+-----------------------------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 |
+---+--------------------+----------+-----------------------------------+
|1. |Благоустройство тер-| Гл.7 |Пропорционально площади, примы- |
| |ритории | |кающей к вводимым в действие основ-|
| | | |ным, подсобным и обслуживающим |
| | | |объектам* |
| | | | |
|2. |Подготовка террито- | Гл.1 | | |
| |рии строительства | | | |
| | | | | |
|3. |Временные здания и | Гл.8 | | |
| |сооружения | | | |
| | | | | |
|4. |Прочие работы и за- | Гл.9 | |Пропорционально сметной стоимости |
| |траты | } |вводимых в действие основных, под- |
| | | | |собных и обслуживающих объектов* |
|5. |Содержание дирекции | Гл.10 | | |
| | | | | |
|6. |Подготовка эксплуа- | Гл.11 | | |
| |тационных кадров | | | |
| | | | | |
|7. |Проектные и изыска- | Гл.12 | | |
| |тельские работы | | |
+---+--------------------+----------+-----------------------------------+
* См. приложение 4 - "Пример определения стоимости основных фондов, вводимых в действие и зачисляемых на баланс таможенного учреждения (пользователя)".
3.2.5. Фактическая и первоначальная (балансовая) стоимость вводимых в действие основных фондов определяется в разрезе инвентарных объектов на основе данных оперативного и бухгалтерского учета в следующем порядке:
- по основным объектам и объектам подсобного и обслуживающего назначения - на основе данных бухгалтерского учета;
- по объектам и затратам общего назначения - путем пересчета сметной стоимости соответствующих объектов, установленной согласно п.3.2.4.2 Инструкции, с помощью коэффициентов, отражающих соотношение соответственно фактической стоимости оплаченных работ и произведенных затрат, которые учтены по данным бухгалтерского учета, со сметной стоимостью этих работ, затрат, и первоначальной - по отношению к фактической стоимости.
Это положение может быть представлено в виде следующих формул:
н
Сфс
Кфс = ------- (1)
н
Ссм
н
Спс
Кпс = ------- (2)
н
Сфс
где
Кфс и Кпс - коэффициенты пересчета стоимости вводимых в действие основных фондов по объектам и затратам общего назначения, соответственно - сметной стоимости в фактическую и фактической - в первоначальную (балансовую) стоимость.
Cфс; Ссм; Спс - соответственно: фактическая, сметная, первоначальная стоимость основных фондов по работам, затратам на строительство объектов, зданий, сооружений, вводимых в действие, которые предусмотрены главами Сводного сметного расчета;
н - главы Сводного сметного расчета от 1 до 12.
Для наглядной иллюстрации вышеизложенного в приложении 4 к Инструкции приведен пример определения перечисленных выше показателей - "Пример определения стоимости основных фондов, введенных в действие и зачисляемых на баланс таможенного учреждения": приложение 4.1 - "Пример определения стоимости основных фондов"; приложение 4.2. - "Разъяснения по определению стоимости основных фондов".
3.2.6. Для контроля за достоверным и полным списанием с баланса заказчика стоимости работ и затрат по объектам общего назначения в пределах их сметной стоимости, предусмотренной Сводным сметным расчетом, ведется накопительная ведомость по форме, приведенной в приложении 5 к настоящей Инструкции.
4. Оформление права оперативного управления органов и учреждений
ГТК России на законченные строительством объекты
и регистрация этих объектов
4.1. Законченные строительством отдельные объекты, принятые в эксплуатацию Рабочими приемочными комиссиями, или объекты в целом, принятые Государственными приемочными комиссиями, являются федеральной собственностью и подлежат оформлению в оперативное управление соответствующих органов и учреждений ГТК России.
4.2. Оформление права оперативного управления осуществляется Мингосимуществом России или комитетами по управлению государственным имуществом в установленном порядке, наделенными Мингосимуществом России полномочиями на закрепление федерального имущества на праве оперативного управления в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4.3. Государственная регистрация права оперативного управления органов и учреждений ГТК России на законченные строительством объекты недвижимого имущества осуществляется после оформления права оперативного управления на них.
4.4. Ввод в действие объекта, который (на основании акта по форме N КС-14 "Приемка законченного строительством объекта") принят в установленном порядке Рабочей комиссией (по отдельным зданиям, сооружениям, помещениям) или Государственной комиссией (по объектам, стройке - в целом), подлежит:
1) государственной регистрации недвижимого имущества в территориальных учреждениях юстиции (в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ и в соответствии с положениями, изложенными в разделе 4 Инструкции;
2) регистрации в органах местного самоуправления в порядке, установленном этими органами.
5. Отражение в формах государственного статистического наблюдения
введенных в действие объектов и основных фондов
5.1. Основанием для отражения в формах Государственного статистического наблюдения введенных в действие объектов и основных фондов служат акты по форме N КС-14, составленные и утвержденные в соответствии с настоящей Инструкцией.
5.2. Стоимость введенных в действие объектов, отражаемая в формах Государственного статистического наблюдения, приводится по стоимости основных фондов, зачисляемой на баланс пользователя, в соответствии с приказом о принятии этого объекта в пользование (в приказе указывается стоимость, установленная в соответствии с положениями гл.3.2 Инструкции).
___________________________
*(1) См. приложение 6 к Инструкции
*(2) В дальнейшем - "Пользователь"
*(3) В дальнейшем - "строительство"
*(4) Порядок создания и функционирования рабочих и Государственных комиссий изложен в разделе 2 настоящей Инструкции (соответственно пункты 2.1; 2.2).
*(5) В дальнейшем - "заказчик"
*(6) Здесь и далее сохранена нумерация актов, присвоенная им постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а.
*(7) Пояснения и разъяснения к соответствующим формам, содержащиеся в приложениях 1 и 3 настоящей Инструкции, приведены по тексту пояснений и разъяснений Госкомстата России к унифицированным формам первичной учетной документации, утвержденным постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. N 71а.
*(8) Порядок определения стоимости вводимых в действие основных фондов приведен в пункте 3.2 настоящей Инструкции.
*(9) В дальнейшем - "Государственная комиссия" или "ГК".
*(10) В дальнейшем: "введенный в действие объект (стройка) в целом по периоду строительства"
*(11) В дальнейшем - "комиссия".
*(12) Разъяснения по учету основных средств и нематериальных активов приведены в приложении 3 (п.3.2).
*(13) Затраты по временным зданиям и сооружениям.
*(14) На исполнительных чертежах проектной документации, находящейся у заказчика, заказчиком должны быть произведены по согласованию с генеральным подрядчиком, пометки о вводимых в действие соответствующих зданиях, сооружениях и границах, вводимых в эксплуатацию коммуникаций (сетей).
<< Назад |
Приложение 1. >> Акты приемки законченного строительством объекта |
|
Содержание Приказ ГТК РФ от 21 декабря 1999 г. N 895 "Об утверждении инструкции ОРДС-18.2-99" (утратил силу) |