Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 23 сентября 1999 г. N КАС 99-244
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Федина А.И.
членов коллегии Нечаева В.И.
Пелевина И.П.
с участием прокурора Корягиной Л.Л.
рассмотрела в судебном заседании от 23 сентября 1999 года дело по заявлению ЗАО "Финист-Трэвел" о признании недействительным письма Государственной налоговой службы РФ, Министерства финансов РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму "О налоге на добавленную стоимость" от 25 сентября 1996 года по кассационной жалобе ЗАО "Финист-Трэвел" на решение Верховного Суда РФ от 10 августа 1999 года, которым в удовлетворении заявления ЗАО "Финист-Трэвел" отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей Министерства РФ по налогам и сборам Кулагина А.Б. и Никулиной Л.М., Министерства финансов РФ - Чехариной З.А., возражавших против удовлетворения жалобы, выслушав заключение прокурора Корягиной Л.Д., полагавшей жалобу необоснованной, Кассационная коллегия установила:
Письмом "О налоге на добавленную стоимость", утвержденным 25 сентября 1996 года Государственной налоговой службой РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму разъяснено, что в соответствии с подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) от налога на добавленную стоимость освобождается стоимость лишь тех туристско-экскурсионных путевок, которые утверждены Министерством финансов РФ, как бланки строгой отчетности и зарегистрированы Министерством юстиции РФ в установленном порядке, и туристических ваучеров, выдаваемых иностранным туристам.
Закрытое акционерное общество "Финист-Трэвел" обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой на данный нормативный правовой акт, сославшись на то, что содержащееся в акте положение о применении налоговой льготы лишь в случае оформления туристических путевок на бланках строгой отчетности противоречит требованиям Федерального закона, не содержащего такого ограничения относительно формы путевок.
Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебного решения и удовлетворении заявленного требования, сославшись на ошибочность выводов суда, сделанных при разрешении спора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы. Кассационная коллегия считает вынесенное судом решение законным и обоснованным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правомерно сослался на то, что утверждение оспоренным актом форм туристических путевок, как документов строгой отчетности произведено заинтересованными органами (федеральными министерством и ведомствами) на основании постановления Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 года, которым во исполнение Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Указа Президента РФ от 16 февраля 1993 года N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" утверждено согласованное с Верховным Советом РФ "Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
Данным правительственным постановлением Министерству финансов РФ поручено разработать и утвердить по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций формы документов строгой отчетности (в том числе путевок), которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.
Формы туристических путевок утверждены письмом Министерства финансов РФ от 16 июня 1994 года и зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Лишь после регистрации форм туристических путевок как документов строгой отчетности Министерство юстиции РФ зарегистрировало и оспоренное заявителем письмо (нормативный правовой акт).
При таких обстоятельствах Кассационная коллегия считает правильным вывод суда о том, что туристическая путевка является документом строгой отчетности и лишь в таком качестве согласно приведенному постановлению Совета Министров - Правительства РФ может использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств, а, следовательно, от налога на добавленную стоимость должна освобождаться стоимость не любых туристско-экскурсионных путевок, а лишь тех, которые утверждены Минфином РФ как бланки строгой отчетности.
Довод в кассационной жалобе о том, что в подпункте "у" пункта 1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" не оговорена определенная форма туристических и экскурсионных путевок, которые освобождаются от налога на добавленную стоимость, не свидетельствует о несоответствии оспоренного акта этому закону, поскольку, как правильно отметил суд первой инстанции в своем решении, согласно ст.1 Закона РФ "Об основах туристической деятельности в РФ" туристская путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта. Вопрос же о форме этого (и других аналогичных документов) и разрешен приведенным выше постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 июля 1993 года во исполнение Федерального закона "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Указа Президента РФ от 16 февраля 1993 года.
Само правительственное постановление заявителем в суде не оспаривалось.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что оспоренный акт исключает возможность пользоваться предоставленной законом льготой по налогообложению при реализации путевок юридическим лицам и при безналичных расчетах за путевки, производимых юридическими лицами.
Однако этот довод нельзя признать обоснованным, так как в соответствии со ст.1 Закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристическая путевка - документ, подтверждающий факт передачи туристского продукта, являющегося правом на тур, предназначенным для реализации туристу.
Коме того, согласно пункту 3 ст.6 Закона РФ "О бухгалтерском учете" формы документов первичного учета (к таковым относится и туристская путевка) может быть утверждена приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета в организации только в том случае, если для них не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов.
Следовательно, и по безналичным расчетам при продаже путевок организациям должны использоваться лишь путевки утвержденных Минфином РФ форм с тем, чтобы и на этой стадии реализации действовала предусмотренная п/п "у" п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" налоговая льгота, поскольку и при такой стадии реализации путевок предназначение ее туристу (физическому лицу) сохраняется.
Руководствуясь ст.305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда РФ от 10 августа 1999 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Финист-Трэвел" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Федин А.И. |
Члены коллегии |
Нечаев В.И. |
Пелевин Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии с подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона РФ от 06.12.1991 г. "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются туристские и экскурсионные путевки.
В письме Минфина РФ N 04-03-07, ГНС РФ N ВЗ-4-03/58н, ГКФТ РФ N СШ-01/449 от 25.09.1996 г. "О налоге на добавленную стоимость" указывается, что под действие данной льготы подпадает стоимость путевок, утвержденных Минфином РФ, как бланки строгой отчетности, и зарегистрированных Минюстом РФ в установленном порядке.
Посчитав, что указанное письмо неправомерно ограничивает возможность применения льготы только в отношении поименованных в нем туристических путевок, общество обжаловало его в Верховный Суд. В удовлетворении заявленного требования Суд отказал.
Рассматривая настоящее дело по кассационной жалобе общества, Кассационная коллегия исходила из того, что постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 г. N 745 Минфину РФ поручено разработать и утвердить по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций формы документов строгой отчетности (в том числе путевок), которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.
Следовательно, приняв оспариваемый акт, в котором формы туристических путевок рассматриваются как формы документов строгой отчетности, соответствующие государственные органы не вышли за пределы своих полномочий.
Кроме того, формы туристических путевок утверждены письмом Минфина РФ от 16.06.1994 г. N 16-30-65.
Таким образом, при расчетах с населением туристическая путевка выступает в качестве документа строгой отчетности. В связи с этим является правомерным распространение льготы, предусмотренной подп."у" п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", только в отношении тех туристических путевок, которые утверждены Минфином РФ в качестве бланков строгой отчетности.
На основании изложенного Кассационная коллегия отказала в удовлетворении кассационной жалобы и оставила в силе решение Верховного суда.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 сентября 1999 г. N КАС 99-244
Текст определения официально опубликован не был