Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 25 мая 1999 г. N КАС99-82 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в лице
Судьи Верховного Суда РФ - Федина А.И.
при секретаре - Ильине А.Ю.
с участием прокурора - Масаловой Л.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе акционерного общества "Саратовэнерго" на Приказ Министерства строительства РФ от 11 августа 1995 г. N 17-94, установил:
Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. N 17-94 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации. 22 августа 1995 г. этот нормативный акт был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ.
Генеральный директор ОАО "Саратовэнерго" Самсонов С.В. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой поставил вопрос о признании недействительными (незаконными) первого и второго абзацев пункта 5.7 данных Правил, сославшись на то, что содержащееся в этих абзацах положение нарушает право заявителя как теплоснабжающей организации, возлагая на нее обязанность по оплате организации водопроводно-канализационного хозяйства услуг по приему сточных вод, хотя такими услугами ОАО "Саратовэнерго" не пользуется.
Представитель Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике (Госстрой РФ) в своем отзыве на жалобу заявленное требование не признал.
Заслушав объяснения представителей ОАО "Саратовэнерго" Михайлова В.А. и Анисимова С.П., поддержавших жалобу, объяснения представителей Госстроя РФ Светополянского А.В. и Савиной Н.В., возражавших против удовлетворения жалобы, исследовав письменные доказательства, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей жалобу необоснованной, Верховный Суд РФ находит жалобу заявителя подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Приведенные выше Правила регламентируют различные вопросы пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в России, в том числе и вопросы учета количества отпускаемой организацией ВКХ (водопроводно-канализационного хозяйства) абонентам и принимаемых организацией ВКХ сточных вод в систему канализации.
Согласно общему положению, содержащемуся в п.4.1 Правил, количество питьевой воды, израсходованной абонентом, и принятых сточных вод в систему канализации определяется по показаниям приборов учета.
В пункте же 5.7 содержится специальная норма, регламентирующая вопрос учета количества отпускаемой организацией ВКХ питьевой воды теплоснабжающим организациям для централизованного горячего водоснабжения, а также учета количества сточных вод, образующихся у абонентов теплоснабжающей организации.
Абзацем первым пункта 5.7 Правил, в частности, предусмотрено, что расчеты с теплоснабжающими организациями за питьевую воду, отпущенную им для централизованного горячего водоснабжения, производятся за весь объем фактически отпущенной питьевой воды, определяемый по показаниям приборов учета, и соответствующий объем сточных вод, равный объему отпущенной питьевой воды, по тарифам в соответствии с договором, заключенным между организацией ВКХ и теплоснабжающими организациями.
Абзацем вторым этого же пункта Правил предусмотрено, что объем сточных вод, оплачиваемый теплоснабжающей организацией, уменьшается на количество сточных вод, прием которых в системы канализации предусмотрен договорами, заключенными непосредственно между абонентами теплоснабжающей организации и организацией ВКХ.
Согласно ст.6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
В настоящем судебном заседании представители Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике не представили доказательств, которые бы свидетельствовали о соответствии требованиям закона оспоренных заявителем положений пункта 5.7 Правил в части возложения на теплоснабжающие организации обязанности производить расчеты за соответствующий объем сточных вод, принимаемых организацией ВКХ в систему канализации от организаций - абонентов теплоснабжающей организации.
В судебном заседании установлено, что ОАО "Саратовэнерго" как теплоснабжающая организация пользуется услугами организации ВКХ лишь по получению питьевой воды от водопроводных сетей для реализации тепловой энергии своим абонентам, которые и подключены к канализационным сетям организации ВКХ и, следовательно, пользуются услугами канализации, т.е. сбрасывают сточные воды (после получения тепловой энергии) в систему канализации, эксплуатацию которой и осуществляет организация ВКХ.
Сама же теплоснабжающая организация не осуществляет (и не может осуществлять) непосредственный сброс сточных вод, образующихся после обеспечения теплоснабжением абонентов этой организации, поскольку в канализационную систему ВКХ сброс этих сточных вод производит не теплоснабжающая организация (в данном случае - ОАО "Саратовэнерго"), а ее абоненты, получающие теплоэнергию.
Указанные обстоятельства представители Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике не оспаривали, пояснив при этом, что возложение на теплоснабжающие организации обязанности и по оплате услуг по сбросу ее абонентами сточных вод обусловлено целесообразностью, поскольку организациям ВКХ затруднительно заключать соответствующие договоры по осуществлению таких услуг непосредственно со всеми абонентами, пользующимися системой канализации ВКХ (положение, содержащееся во 2 абзаце пункта 5.7 Правил, предусматривает возможность уменьшать объем теплоснабжающей организацией на количество сточных вод, прием которых в системы канализации предусмотрен договорами, заключенными непосредственно между абонентами теплоснабжающей организации и организацией ВКХ, однако данная часть пункта также полностью не исключает возложение на теплоснабжающую организацию обязанности по оплате этой организацией услуг по сбросу сточных вод частью абонентов, прием сточных вод которых в систему канализации не предусмотрен соответствующими договорами). В соответствии со ст.ст.779 и 781 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или совершить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Услуги по приему в систему канализации сточных вод от своих абонентов теплоснабжающая организация, как не пользующаяся этими услугами, вправе не заказывать, а следовательно, не может быть обязана нести расходы по оплате таких услуг, которыми сама не пользуется.
Довод представителя заинтересованного в деле лица о том, что организация ВКХ при заключении договора с теплоснабжающей организацией вправе не предусматривать обязанность последней по оплате сброса ее абонентами сточных вод в систему канализаций, не может служить основанием для отказа в жалобе, поскольку заявителем оспорены конкретные положения нормативного правового акта, не устанавливающие такой возможности в полном объеме.
Необоснованной является и ссылка представителей заинтересованного в деле лица на публичный характер заключаемого между организацией ВКХ и теплоснабжающей организацией договора, поскольку и такого рода договоры должны содержать условия, не противоречащие действующему законодательству и не должны возлагать на потребителей обязанность по оплате тех услуг, которыми последние не пользуются.
Что касается вопроса об оплате теплоснабжающей организацией услуг по сбросу "собственных" сточных вод, то этот вопрос урегулирован другими положениями Правил, в частности изложенными в пунктах 4.1 и 5.1. Эти положения Правил заявителем не оспариваются.
Заявитель, по мнению суда, представил необходимые доказательства, которые свидетельствуют о нарушении обжалованными положениями Правил его права на оплату лишь тех услуг, которыми он, заявитель, пользуется.
В частности, из дополнительно представленных документов с бесспорностью следует, что в состав тарифов по оплате абонентами в пользу теплоснабжающей организации оказываемых последней услуг не включаются расходы по оплате за сброс сточных вод этими абонентами.
Поскольку обжалованными абзацами 1 и 2 пункта 5.7 Правил на заявителя незаконно возложена обязанность по оплате объема сточных вод, принимаемых системой канализации (принадлежащей организации ВКХ) от других потребителей, содержащиеся в этих частях Правил положения должны быть признаны незаконными.
Руководствуясь ст.ст.191 - 197, 231, 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд РФ решил:
жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Саратовэнерго" удовлетворить.
Признать недействительными (незаконными) абзацы 1 и 2 пункта 5.7 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства строительства РФ от 11 августа 1995 г. N 17-94.
Решение Верховного Суда Российской Федерации может быть обжаловано и опротестовано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 утверждены новые Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации
Судья Верховного Суда |
А.И.Федин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N ГКПИ98-673 "По делу о признании недействительными первого и второго абзацев пункта 5.7 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации"
Текст решения опубликован в "Библиотечке Российской газеты", выпуск N 47, 1999 г.