Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МВД РФ, МЧС РФ,
Минобороны РФ, МНС РФ, Минюста РФ,
ГТК РФ, СВР РФ, ФСВТ РФ, ФСЖВ РФ,
ФМС РФ, ФСБ РФ, ФСНП РФ, ФСО РФ,
ФПС РФ и ФАПСИ
от 17 ноября 1999 г.
NN 643, 531, 549,
АП-3-24/364, 331, 786,
82, 112, 363, 96,
423, 413, 357, 620, 189
Положение
о порядке формирования и ведения информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" и определяет общий порядок формирования и ведения*(1) информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, единые подходы к технологии получения дактилоскопической информации*(2), разработке нормативной правовой базы.
2. Информационный массив, создаваемый в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, предназначен для:
розыска пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
установления по неопознанным трупам личности человека;
установления личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;
подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и выявления административных правонарушений.
3. Информационный массив, создаваемый в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, включает в себя дактилоскопические массивы, которые самостоятельно формируются и ведутся федеральными органами исполнительной власти.
4. Получение дактилоскопической информации, формирование и ведение дактилоскопических массивов федеральных органов исполнительной власти осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Нормативные правовые акты согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в части, их касающейся, и не должны противоречить законодательству Российской Федерации в области обеспечения безопасности, правоохранительной деятельности, защиты государственной тайны, информации, информатизации и защиты информации, а также настоящему Положению. Информационная технология функционирования дактилоскопических массивов федеральных органов исполнительной власти должна быть совместима с информационной технологией, принятой в органах внутренних дел.
5. Степень секретности информации, содержащейся в дактилоскопических массивах, определяется руководителем органа государственной власти, наделенным полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Обращение с такой информацией осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны.
II. Структура информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации
6. Информационный массив, создаваемый в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, состоит из следующих дактилоскопических массивов:
6.1. Массив дактилоскопической информации о личном составе Минобороны России, ФПС России*(3), ФСЖВ России, МВД России, ГТК России, Минюста России, МЧС России, профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований, Федеральной службы воздушного транспорта России, предприятий гражданской и экспериментальной авиации, а также лиц, уволенных со службы (работы) из органов федеральной службы безопасности, СВР России, ФСО России, ФСНП России, МНС России, федеральных органов правительственной связи и информации, органов внешней разведки Минобороны России, органов внешней разведки ФПС России (далее - межведомственный дактилоскопический массив личного состава), формирование и ведение которого осуществляет МВД России*(4).
6.2. Массив дактилоскопической информации о личном составе органов федеральной службы безопасности (далее - дактилоскопический массив личного состава органов федеральной службы безопасности), формирование и ведение которого осуществляет ФСБ России.
6.3. Массивы дактилоскопической информации о личном составе органов внешней разведки:
дактилоскопический массив личного состава СВР России, формирование и ведение которого осуществляет СВР России;
дактилоскопический массив личного состава органов внешней разведки Минобороны России, формирование и ведение которого осуществляет Минобороны России;
дактилоскопический массив личного состава органов внешней разведки ФПС России, формирование и ведение которого осуществляет ФПС России.
6.4. Массив дактилоскопической информации о личном составе органов государственной охраны (далее - дактилоскопический массив личного состава ФСО России), формирование и ведение которого осуществляет ФСО России.
6.5. Массив дактилоскопической информации о личном составе федеральных органов налоговой полиции (далее - дактилоскопический массив личного состава ФСНП России), формирование и ведение которого осуществляет ФСНП России.
6.6. Массив дактилоскопической информации о гражданах, находящихся на государственных должностях в МНС России и его территориальных органах (далее - дактилоскопический массив МНС России), формирование и ведение которого осуществляет МНС России.
О проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы см. приказ Федеральной налоговой службы от 7 октября 2005 г. N САЭ-3-15/496@
6.7. Массив дактилоскопической информации о личном составе федеральных органов правительственной связи и информации (далее - дактилоскопический массив личного состава федеральных органов правительственной связи и информации), формирование и ведение которого осуществляет ФАПСИ.
6.8. Массив дактилоскопической информации об иностранных гражданах и лицах без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавших ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации (далее - дактилоскопический миграционный массив), формирование и ведение которого осуществляет МВД России.
6.9. Оперативно-справочный дактилоскопический массив, формирование и ведение которого осуществляет МВД России.
6.10. Массив дактилоскопической информации лиц, прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию (далее - дактилоскопический массив добровольной государственной дактилоскопической регистрации), формирование и ведение которого осуществляет МВД России.
III. Объекты учета информационного массива, создаваемого
в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации
7. Объектами учета межведомственного дактилоскопического массива личного состава являются:
7.1. Граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу (за исключением призываемых на военную службу в органы федеральной службы безопасности, СВР России, ФСО России, федеральные органы правительственной связи и информации, органы внешней разведки Минобороны России, органы внешней разведки ФПС России).
7.2. Граждане Российской Федерации, проходящие военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (за исключением проходящих военную службу в органах федеральной службы безопасности, СВР России, ФСО России, федеральных органах правительственной связи и информации, органах внешней разведки Минобороны России, органах внешней разведки ФПС России).
7.3. Граждане Российской Федерации, проходящие службу на должностях, определенных Правительством Российской Федерации, в:
органах внутренних дел;
органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
органах и подразделениях службы судебных приставов органов юстиции;
таможенных органах.
7.4. Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации.
7.5. Члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации.
7.6. Лица, уволенные со службы (работы) из органов федеральной службы безопасности, СВР России, ФСО России, ФСНП России, МНС России, федеральных органов правительственной связи и информации, органов внешней разведки Минобороны России, органов внешней разведки ФПС России*(5).
8. Объектами учета дактилоскопического массива личного состава органов федеральной службы безопасности являются граждане Российской Федерации, проходящие военную службу (службу) в этих органах на должностях, определенных Правительством Российской Федерации, а также призываемые на военную службу в ФСБ России.
9. Объектами учета дактилоскопических массивов личного состава органов внешней разведки являются граждане Российской Федерации, проходящие военную службу (службу) в СВР России, органах внешней разведки Минобороны России, органах внешней разведки ФПС России на должностях, определенных Правительством Российской Федерации, а также призываемые на военную службу в СВР России, органы внешней разведки Минобороны России, органы внешней разведки ФПС России.
10. Объектами учета дактилоскопического массива личного состава ФСО России являются граждане Российской Федерации, проходящие военную службу (службу) в органах ФСО России на должностях, определенных Правительством Российской Федерации, а также призываемые на военную службу в ФСО России.
11. Объектами учета дактилоскопического массива личного состава ФСНП России являются граждане Российской Федерации, проходящие службу в органах ФСНП России на должностях, определенных Правительством Российской Федерации.
12. Объектами учета дактилоскопического массива МНС России являются граждане Российской Федерации, проходящие государственную службу в органах МНС России на государственных должностях, определенных Правительством Российской Федерации.
13. Объектами учета дактилоскопического массива личного состава федеральных органов правительственной связи и информации являются граждане Российской Федерации, проходящие военную службу (службу) в федеральных органах правительственной связи и информации на должностях, определенных Правительством Российской Федерации, а также призываемые на военную службу в федеральные органы правительственной связи и информации.
14. Объектами учета дактилоскопического миграционного массива являются иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации.
15. Объектами учета оперативно-справочного дактилоскопического массива являются:
граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;
граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;
иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации;
неопознанные трупы.
16. Объектами учета дактилоскопического массива добровольной государственной дактилоскопической регистрации являются граждане Российской Федерации, прошедшие добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию в органах внутренних дел по месту жительства.
IV. Формы материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию
17. В информационном массиве, создаваемом в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, используются следующие основные формы материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию (далее - материальные носители):
дактилоскопическая карта, предназначенная для обязательной государственной дактилоскопической регистрации лиц, указанных в пунктах 7 - 14 настоящего Положения, и добровольной государственной дактилоскопической регистрации лиц, указанных в пункте 16 настоящего Положения (приложение 1);
дактилоскопическая карта, предназначенная для обязательной государственной дактилоскопической регистрации лиц, указанных в пункте 15 настоящего Положения (приложение 2).
18. Заполнение материальных носителей осуществляется в соответствии с Основными правилами дактилоскопирования и заполнения дактилоскопических карт (приложение 3).
19. Материальные носители заполняются печатным способом. Как исключение, допускается заполнение от руки, при этом установочные данные записываются печатными буквами шариковой ручкой.
V. Получение дактилоскопической информации и направление материальных носителей для постановки на учет
20. Получение дактилоскопической информации (дактилоскопирование) осуществляется в соответствии с Основными правилами дактилоскопирования и заполнения дактилоскопических карт (приложение 3).
21. Дактилоскопическую информацию о лицах, указанных в подпунктах 7.1, 7.2 настоящего Положения, получают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. Материальные носители направляются в межведомственный дактилоскопический массив личного состава.
22. Дактилоскопическую информацию о лицах, указанных в подпунктах 7.3 - 7.5 настоящего Положения, получают органы внутренних дел.
Организация получения дактилоскопической информации определяется руководителями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по согласованию с руководителями соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти. Материальные носители направляются в межведомственный дактилоскопический массив личного состава.
23. Дактилоскопическую информацию о лицах, указанных в пунктах 8 - 13 настоящего Положения, получают федеральные органы исполнительной власти, самостоятельно формирующие и ведущие дактилоскопические массивы личного состава. Материальные носители направляются в соответствующие дактилоскопические массивы.
24. Дактилоскопическую информацию о лицах, указанных в пункте 14 настоящего Положения, получают территориальные органы ФМС России. Материальные носители после регистрации в ФМС России направляются в дактилоскопический миграционный массив.
25. Дактилоскопическую информацию о лицах, указанных в пункте 15 настоящего Положения, получают органы предварительного следствия, органы дознания, органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, или по их поручению органы внутренних дел, а также органы и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в соответствии с полномочиями, определяемыми федеральным законодательством. Материальные носители направляются в оперативно-справочный дактилоскопический массив.
26. Дактилоскопическую информацию о лицах, указанных в пункте 16 настоящего Положения, получают органы внутренних дел. Материальные носители направляются в дактилоскопический массив добровольной государственной дактилоскопической регистрации.
27. Направление материальных носителей в органы внутренних дел осуществляется в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1543 "Об утверждении Положения о направлении материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию, в органы внутренних дел" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст.193).
28. Направление материальных носителей в дактилоскопические массивы федеральных органов исполнительной власти, указанные в подпунктах 6.2 - 6.7 настоящего Положения, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
VI. Способы формирования и ведения дактилоскопических массивов
29. Формирование и ведение дактилоскопических массивов осуществляется двумя способами: ручным (картотечным) и автоматизированным.
30. При ручном (картотечном) способе формирования и ведения дактилоскопического массива создается пофамильная картотека, предназначенная для организации доступа в дактилоскопический массив по установочным данным (возможно автоматизированное ведение этой картотеки).
31. Автоматизированный способ формирования и ведения дактилоскопического массива предусматривает использование автоматизированной дактилоскопической информационной системы*(6), которая по своему составу и программному обеспечению должна быть совместима с действующей системой оперативно-справочных учетов органов внутренних дел. При этом обязательно формирование архивного ручного дактилоскопического массива.
32. При формировании автоматизированных дактилоскопических массивов допустимо использование электронных дактилоскопических сканеров.
VII. Обращение к информационному массиву, создаваемому в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации
33. Дактилоскопическая информация из информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, предоставляется судам, органам прокуратуры, органам предварительного следствия, органам дознания, органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, органам уголовно-исполнительной системы, органам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, органам Федеральной миграционной службы России (далее - орган - инициатор запроса) с учетом их полномочий и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации при обращении с информацией, отнесенной к категории ограниченного доступа.
34. Обращение к информационному массиву, создаваемому в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, осуществляется в виде запроса. Запрос содержит мотивированное письмо произвольной формы с приложением материальных носителей:
дактилоскопических карт (приложения 1, 2);
дактилоскопических карт (приложение 2) с отпечатками пальцев рук неопознанных трупов;
информационных карт со следами пальцев рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений, в случае, если технология ведения дактилоскопического массива позволяет производить поиск по одиночному отпечатку пальца руки (при автоматизированном ведении дактилоскопического массива).
35. В мотивированном письме обязательно указываются сведения, позволяющие предположить возможность нахождения интересующей информации в дактилоскопическом массиве.
36. Мотивированные письма в обязательном порядке должны быть подписаны должностными лицами органа - инициатора запроса, которым это право предоставлено нормативными правовыми актами, и заверены оттиском печати органа.
37. Мотивированные письма без подписи должностного лица органа - инициатора запроса и оттиска печати, материальные носители дактилоскопической информации, заполненные небрежно, с нарушениями Основных правил дактилоскопирования и заполнения дактилоскопических карт (приложение 3) и не отвечающие требованиям нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, возвращаются инициатору запроса без исполнения.
38. Орган - инициатор запроса в пределах своих полномочий направляет запрос в один или несколько федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих формирование и ведение дактилоскопических массивов (далее - исполнители). Последовательность направления запросов определяется инициатором запроса исходя из имеющихся сведений о предположительном местонахождении дактилоскопической информации о запрашиваемом лице.
39. При необходимости проведения срочной проверки инициатором запроса осуществляется "веерное" (одновременно во все дактилоскопические массивы) направление запроса. При этом допускается использование копий дактилоскопических карт, пригодных для проведения дактилоскопических исследований. В случае "веерного" направления запроса мотивированное письмо подписывается руководителем (заместителем руководителя) государственного органа - инициатора запроса.
40. Доступ к дактилоскопическим массивам может быть ограничен требованиями нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны.
41. Контроль за использованием дактилоскопической информации возлагается на руководителей государственных органов, которым была выдана дактилоскопическая информация.
VIII. Исполнение запросов
42. При получении запроса исполнитель проводит проверку по дактилоскопическому массиву. Результаты проверки, направляемые инициатору запроса, оформляются в произвольной форме с приложением поступившего на проверку материального носителя.
43. Запросы государственных органов в пределах их полномочий на проверку по информационному массиву, создаваемому в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, исполняются в срок не более 5 дней с момента получения, срочные - не позднее следующего рабочего дня.
44. Исполнение запроса осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
IX. Контроль за формированием и ведением информационного массива, создаваемого в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации
45. В целях обеспечения качества, достоверности, полноты дактилоскопической информации, своевременности направления материальных носителей, определяемых настоящим Положением, осуществляется контроль за их заполнением. Такой контроль ведется: подразделениями органов и учреждений, на которые возложено получение дактилоскопической информации, перед направлением материальных носителей в дактилоскопические массивы; подразделениями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими формирование и ведение дактилоскопических массивов - при получении материальных носителей.
46. Материальные носители, подготовленные с нарушениями Основных правил дактилоскопирования и заполнения дактилоскопических карт (приложение 3) и ошибками, которые невозможно скорректировать без уточнения, подлежат немедленному возврату отправителю.
47. Формы контроля за качеством, достоверностью, полнотой и своевременностью предоставления дактилоскопической информации определяются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих формирование и ведение дактилоскопических массивов.
48. Контроль за качеством формирования и ведения дактилоскопических массивов, составляющих информационный массив, получаемый в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, возлагается на руководителей подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
X. Сроки хранения материальных носителей
49. В межведомственном дактилоскопическом массиве личного состава материальные носители хранятся до достижения лицом возраста 80 лет или установления факта смерти.
50. В дактилоскопических массивах федеральных органов исполнительной власти, указанных в подпунктах 6.2 - 6.7 настоящего Положения, материальные носители хранятся до увольнения лица со службы (работы). После этого они в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1543 "Об утверждении Положения о направлении материальных носителей, содержащих дактилоскопическую информацию, в органы внутренних дел", направляются в межведомственный дактилоскопический массив личного состава, где хранятся до достижения лицами возраста 80 лет или установления факта смерти*(7).
51. В дактилоскопическом миграционном массиве материальные носители хранятся до достижения лицами возраста 80 лет или установления факта смерти.
52. В оперативно-справочном дактилоскопическом массиве материальные носители хранятся до достижения лицом возраста 80 лет или установления факта смерти, на неопознанные трупы - до установления личности человека, но не более 10 лет.
53. В дактилоскопическом массиве добровольной государственной дактилоскопической регистрации материальные носители хранятся до получения сообщения о смерти лица, ранее прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, или до получения письменного заявления лица, прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, либо соответственно родителей (усыновителей) или опекунов, попечителей об уничтожении дактилоскопической информации.
54. По истечении сроков хранения материальные носители уничтожаются в порядке, определяемом нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.