Письмо МНС РФ от 24 декабря 1999 г. N ВГ-6-02/1049
"О постановлении Конституционного Суда Российской Федерации
от 28.10.99 N 14-П"
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации Постановления от 28.10.99 N 14-П по делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в связи с жалобой ОАО "Энергомашбанк" сообщает следующее.
Указанным Постановлением признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 35, 46 и 57, статья 2 Федерального закона от 31.12.95 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в той части, в какой она допускает действие подзаконного акта, на основании которого в противоречие с действующим налоговым законодательством при начислении налога на прибыль банка в налогооблагаемую базу включаются суммы присужденных, но не полученных штрафов, пеней и других санкций, а также позволяет судам при рассмотрении споров ограничиваться установлением только формальных условий применения данной нормы.
В соответствии с пунктом 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.10.99 N 14-П неполученные доходы в виде присужденных и признанных должником штрафов, пеней и других санкций за нарушение условий договора, не признаются объектами налогообложения применительно к налогу на прибыль предприятий и организаций.
В соответствии с частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание статьи 2 Федерального закона от 31.12.95 N 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" неконституционной в той части, в какой она допускает включение в налогооблагаемую базу при начислении налога на прибыль банка-кредитора сумм присужденных, но не полученных им штрафов, пеней и других санкций, является основанием отмены в установленном порядке других норм, которые, исходя из их места в системе действующих правовых актов, имеют тот же неконституционный смысл. Такие нормы не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Это требование во всяком случае распространяется на норму об отнесении к расходам и потерям банков-должников присужденных или признанных ими сумм штрафов, пеней и других санкций (пункт 58 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 N 490) и на аналогичные нормы, касающиеся других должников банка-кредитора.
Таким образом, при определении налоговой базы для начисления налога на прибыль не следует учитывать присужденные в пользу банка-кредитора или признанные его должником, но не полученные суммы штрафов, пеней и других подлежащих взысканию с должника санкций за нарушения им условий договора, а также присужденные или признанные банком-должником, но не уплаченные им кредитору суммы штрафов, пеней и других подлежащих взысканию с него санкций за нарушения им условий договора.
В отсутствие федерального закона, необходимость которого вытекает из статьи 4 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 и статьи 2 Федерального закона от 31.12.95 N 227-ФЗ, именно суд при рассмотрении конкретного дела по спору о включении в налогооблагаемую прибыль банка-кредитора присужденных, но не полученных санкций призван обеспечить сочетание частных и публичных интересов общества и государства.
В связи с этим суды, в силу закона обязанные устанавливать фактические обстоятельства дела, должны по таким делам выявлять возможность изменения срока уплаты налогов (глава 9 Налогового кодекса Российской Федерации), виновное непринятие банком-кредитором всех предусмотренных законом мер по обеспечению реального получения присужденных или признанных должником сумм штрафов, пеней и других санкций, необоснованность отнесения должником банка на свои расходы и потери этих сумм без цели реальной их выплаты кредитору, факты создания банком-налогоплательщиком искусственной ситуации с отсутствием денег на его расчетном счете, а также другие фактические обстоятельства, которые в соответствии с действующим налоговым законодательством должны учитываться при решении вопроса о привлечении к налоговой ответственности банка-кредитора или его должников и о возложении на одну из этих сторон обязанности по уплате налога.
С учетом вышеназванных положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации с 28 октября 1999 года налоговым органам при определении налоговой базы по налогу на прибыль у организаций, кроме банков, для начисления налога на прибыль следует руководствоваться действующими нормами налогового законодательства, в том числе пунктами 14 и 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552, до их отмены в установленном порядке.
Доведите указанное до нижестоящих налоговых органов.
Главный государственный |
В.В.Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо МНС РФ от 24 декабря 1999 г. N ВГ-6-02/1049 "О постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.10.99 N 14-П"
Текст письма опубликован в газете "Финансовая Россия" от 25 января 2000 г., N 3, в газете "Экономика и жизнь", январь 2000 г., N 3, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", от 3 февраля 2000 г., N 3, в ежемесячном приложении к журналу "Бухгалтерский бюллетень", N 2, февраль, 2000 г., в журнале "Экспресс-Закон", февраль 2000 г., N 6
Письмом МНС РФ от 6 июня 2002 г. N ВГ-6-02/800 настоящее письмо признано утратившим силу