Приказ Минфина РФ от 24 ноября 1999 г. N 80н
"Об утверждении Правил проведения комплексных проверок работы органов федерального казначейства по субъектам Российской Федерации"
Приказом Минфина РФ от 31 декабря 2004 г. N 131 настоящий приказ признан утратившим силу
По заключению Министерства юстиции РФ от 22 декабря 1999 г. N 10658-ЭР настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации
В целях дальнейшего совершенствования контроля за работой органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по исполнению федерального бюджета приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения комплексных проверок работы органов федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра финансов Российской Федерации - начальника Главного управления федерального казначейства Нестеренко Т.Г. и заместителя Министра финансов Российской Федерации Петрова А.Ю.
Министр |
М.М.Касьянов |
Правила
проведения комплексных проверок работы органов федерального казначейства по субъектам Российской Федерации
(утв. приказом Минфина РФ от 24 ноября 1999 г. N 80н)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила проведения комплексных проверок работы органов федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - Правила) разработаны на основании Положения о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N 864 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 35, ст.3320), и устанавливают единые принципы организации и проведения проверки территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (далее - органы федерального казначейства).
Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703 названное постановление признано утратившим силу с 1 января 2005 г.
2. Цель проверки: контроль за правильностью выполнения органами федерального казначейства задач и функций по исполнению федерального бюджета.
3. Проверка проводится в соответствии с Планом основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации на соответствующий год, планом проверок Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, решениями Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации (внеплановые проверки), планом проверок управлений федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.
4. Субъектами проверки являются управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и отделения федерального казначейства.
5. Проверка проводится с периодичностью не реже одного раза в два года.
6. В целях разграничения полномочий и ответственности, а также недопущения случаев дублирования в работе структурных подразделений Министерства финансов Российской Федерации при проведении внутриведомственного контроля:
а) в управлениях федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации:
проверка состояния работы по учету и распределению доходов, исполнению федерального бюджета по расходам, бухгалтерскому учету и составлению бухгалтерской отчетности, контрольной работе, защите информации, составляющей государственную и служебную тайну, проводится Главным управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации с привлечением специалистов управлений федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации;
проверка исполнения смет расходов на содержание органов федерального казначейства проводится Департаментом государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации;
проверка организации работы по вопросам кадровой политики проводится Управлением кадров и учебных заведений Министерства финансов Российской Федерации;
проверка состояния работы по информационно-техническому обеспечению деятельности органов федерального казначейства проводится Информационно-техническим департаментом Министерства финансов Российской Федерации;
проверка состояния работы по представлению интересов казны Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в судах, по изучению и обобщению судебной практики проводится Правовым департаментом Министерства финансов Российской Федерации;
б) в отделениях федерального казначейства управлений федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации:
проверка состояния работы по учету и распределению доходов, исполнению федерального бюджета по расходам, бухгалтерскому учету и составлению бухгалтерской отчетности, контрольной работе, защите информации, кадровой политики, информационно-техническому обеспечению, изучению и обобщению судебной практики и правового регулирования в процессе казначейского исполнения федерального бюджета проводится соответствующим управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъекту Российской Федерации;
проверка исполнения смет расходов на содержание отделений федерального казначейства проводится соответствующими управлением федерального казначейства по согласованию с контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации.
7. Субъект проверки, проверяемый период, цель и срок проверки, руководитель и состав группы, форма проверки (камеральная, документальная), метод проверки (сплошной, выборочный), вид проверки (комплексная, тематическая) устанавливается приказом Министерства финансов Российской Федерации или управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
8. В соответствии с целью проверки и на основании настоящих Правил руководитель группы разрабатывает и утверждает у руководителя соответствующего органа федерального казначейства программу проверки.
9. Перед тем как приступить к работе по проверке, руководитель группы предъявляет полномочия на проведение проверки руководителю проверяемого органа федерального казначейства, а также знакомит его с целями и задачами предстоящей проверки.
10. Объектами проверки являются:
- первичные и иные бухгалтерские, учетно-отчетные и расчетно-денежные документы, сведения об операциях, счетах;
- документы, связанные с информационно-техническим обеспечением органов федерального казначейства;
- справки, разъяснения, а также письменные объяснения в случае выяснения фактов невыполнения или ненадлежащего выполнения требований действующего законодательства Российской Федерации или нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации.
Кроме того, в ходе проверки необходимо:
- дать оценку состояния исполнительской дисциплины, своевременности исполнения приказов, решений коллегии Министерства финансов Российской Федерации, заданий вышестоящего органа федерального казначейства;
- ознакомиться с актами проверки (справками) иных контролирующих органов (контрольно-ревизионных управлений Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, Департамента государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и др.), а также материалами по устранению выявленных нарушений, обращениями и перепиской с органами государственной власти и местного самоуправления, а также распорядителей (получателей) средств федерального бюджета о работе органа федерального казначейства.
11. По результатам проверки руководителем группы готовится сводная справка, составленная на основании справок специалистов из состава группы, согласованных с руководителями соответствующих отделов проверяемого органа федерального казначейства. В случае установления нарушений в деятельности органа федерального казначейства составляется акт проверки. В акте отражаются нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверки.
Акт проверки (сводная справка) составляется в 3-х экземплярах, подписывается руководителем группы и руководителем проверяемого органа федерального казначейства. Один экземпляр акта (сводной справки) остается в проверенном органе федерального казначейства, второй экземпляр руководителем группы представляется для рассмотрения руководителю органа федерального казначейства, утвердившего программу проверки, третий экземпляр остается у руководителя группы.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте (сводной справке), а также с выводами и предложениями проверяющих, руководителем или другим лицом, уполномоченным на подписание акта, делается соответствующая оговорка перед подписью и не позднее 5 дней со дня подписания акта представляется в соответствующий орган федерального казначейства письменное объяснение мотивов возражений, к которому прилагаются документы (копии), подтверждающие обоснованность возражений.
12. В акте следует отразить общие результаты деятельности проверяемого органа федерального казначейства, дать характеристику состояния работы по учету и распределению доходов, учету и отчетности по финансированию и кассовым расходам, эффективности контрольной работы, информационному обеспечению и защите информации, составляющей государственную и служебную тайну, организации работы с кадрами, исполнению сметы расходов, осуществлению контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации, изложить выявленные нарушения и недостатки в работе проверенного органа федерального казначейства.
13. По окончании проверки руководитель группы проводит в проверяемом органе федерального казначейства совещание, на котором докладывает о результатах проверки, при выявлении недостатков и нарушений в организации работы, заслушивает ответственных сотрудников о причинах допущенных нарушений и мерах по их устранению.
14. В тех случаях, когда выявлено серьезное нарушение или злоупотребление, или по выявленным фактам необходимо принять меры с привлечением к административной ответственности лиц, виновных в злоупотреблениях, руководителем проверки вносится соответствующее представление органу федерального казначейства, утвердившему программу проверки, и в копии в Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
15. По итогам рассмотрения результатов проверки, включая представленные возражения, объяснения, другие документы и материалы, орган федерального казначейства, утвердивший программу проверки, направляет заключение в проверенный орган федерального казначейства с оценкой его работы, необходимыми рекомендациями и предложениями. Указанное заключение подписывается руководителем органа федерального казначейства, утвердившего программу проверки. В случае установления нарушений, требующих принятие мер административного воздействия или направленных на возмещение причиненного ущерба решение руководителя органа федерального казначейства, утвердившего программу проверки, оформляется приказом.
II. Проверка исполнения доходов федерального бюджета и распределения в порядке межбюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации
16. Цель проверки: контроль за состоянием работы органа федерального казначейства в части: обеспечения исполнения доходной части федерального бюджета, правильности и полноты распределения доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и достоверности отчетных данных по исполнению федерального бюджета по доходам.
17. При проверке состояния оперативно-аналитического учета налогов и платежей в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и действующей бюджетной классификацией Российской Федерации контролируется:
- отражение в учете поступающих доходов в соответствии с кодами действующей классификации доходов бюджетов Российской Федерации и формами оперативно-аналитического учета, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации;
- оперативность мер, принимаемых в случае отражении налогов и сборов, имеющих самостоятельные подразделения классификации доходов бюджетов Российской Федерации, но отнесенных в учете в разряд "Невыясненные поступления" или прочие (общие) коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
- своевременность и точность исполнения указаний и писем вышестоящего органа федерального казначейства о внесении изменений в порядок учета поступающих доходов.
18. При проверке правильности распределения регулирующих доходов в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления контролируется:
- соблюдение законодательно установленных нормативов распределения доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- правильность распределения между бюджетами разных уровней сумм по видам доходов с учетом информации о льготах, отсрочках (рассрочках), налоговых кредитах, налоговых инвестиционных кредитах, предоставленных налогоплательщику в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- своевременность перечисления федеральных регулирующих налогов по бюджетам разных уровней со счета 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства";
- правильность и своевременность составления и представления в вышестоящий орган федерального казначейства оперативной отчетности по форме 604, сверенной с учреждениями Центрального банка Российской Федерации или кредитными организациями;
- соблюдение порядка возврата на расчетный счет налогоплательщика или зачета в счет других платежей, излишне поступивших в бюджеты разных уровней сумм налогов и сборов;
- правильность и своевременность составления ведомости расчета суммы доходов федерального бюджета, подлежащей перечислению на финансирование расходов федерального бюджета (форма по КФД 0512010), а также соответствие сумм доходов, подлежащих перечислению органам федерального казначейства на лицевой счет 01 балансового счета 40105, суммам неисполненных безденежных реестров на дату составления данной ведомости;
- своевременность проведения сверок данных отчетности по видам налогов и наличие справок, подписанных уполномоченным должностным лицом органа федерального казначейства и территориального органа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, с указанием причин и размеров отклонений.
19. При проверке составления прогноза кассовых поступлений доходов федерального бюджета необходимо обращать внимание на:
- ведение учета динамики поступления доходов федерального бюджета в целом и в разрезе налогов;
- степень выполнения прогноза (оценка), своевременность его корректировки;
- проведение анализа динамики поступления доходов федерального бюджета на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
III. Проверка исполнения федерального бюджета по расходам
20. Цель проверки: контроль за состоянием работы органов федерального казначейства по исполнению расходной части федерального бюджета, своевременностью проведения операций по лицевым счетам распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также по счетам расчетов обособленных подразделений бюджетных учреждений.
21. При проверке соблюдения порядка открытия и ведение лицевых счетов распорядителей, получателей средств федерального бюджета, а также их обособленных подразделений контролируется:
- соблюдение правил формирования документов, необходимых для открытия казначейских счетов (юридических дел по счету);
- соблюдение порядка оформления и ведения Книг регистрации казначейских счетов;
- своевременность уведомления территориальных органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и отделений государственных внебюджетных фондов Российской Федерации об открытии лицевых счетов получателей средств федерального бюджета и счетов расчетов обособленных подразделений;
- соблюдение правил формирования документов, необходимых для переоформления или закрытия казначейских счетов.
22. При проверке организации работы по предварительному и текущему контролю следует проверить:
- соблюдение законности, обоснованности и своевременности производимых расходных операций по лицевому счету получателя средств федерального бюджета;
- осуществление органами федерального казначейства контроля за соблюдением получателями средств федерального бюджета норм (процентов, установленных законодательными актами Российской Федерации) обязательных отчислений в государственные внебюджетные фонды;
- осуществление расходных операций по лицевым счетам исключительно в пределах объемов остатков финансирования денежных средств и в рамках целевых назначений по статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, указанным в расходных расписаниях вышестоящего органа федерального казначейства;
- своевременность выдачи распорядителям и получателям средств федерального бюджета, их обособленным подразделениям выписок из соответствующего казначейского счета и копии лицевых счетов;
- соблюдение порядка оформления и ведения Журналов учета бланков денежных чековых книжек, Журналов регистрации выданных чеков, картотеки "Расчетные документы, неоплаченные в срок".
23. При проверке движения средств федерального бюджета на лицевых счетах контролируется:
- наличие реестра получателей средств федерального бюджета в разрезе ведомственной структуры расходов федерального бюджета;
- своевременность доведения информации до распорядителей и получателей средств федерального бюджета о поступивших объемах лимитов бюджетных обязательств и финансирования из федерального бюджета, в соответствии с расходными расписаниями;
- ведение учета принятых получателем средств федерального бюджета денежных обязательств в структуре показателей бюджетной классификации Российской Федерации;
- своевременность отражения на казначейских счетах распорядителей и получателей средств федерального бюджета операций по движению сумм лимитов бюджетных обязательств, принятым на учет денежных обязательствам, объемам финансирования и кассовым расходам;
- своевременность отражения в учете операций по списанию денежных средств с лицевых счетов получателей средств федерального бюджета в пределах целевых назначений на основании расчетно-денежных документов;
- своевременность оформления заявки на получение наличных денежных средств;
- соблюдение порядка финансирования распорядителей и получателей средств федерального бюджета, находящихся на территории другого субъекта Российской Федерации;
- соблюдение порядка завершения операций по исполнению федерального бюджета.
IV. Проверка состояния бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности
24. Цель проверки: контроль за полнотой и документальной обоснованностью ведения бухгалтерского учета, достоверностью представляемой отчетности в вышестоящий орган федерального казначейства.
25. При проверке документальной обоснованности ведения учетных операций по доходам (балансовые счета 40101, 40102 и 40103) контролируется:
- наличие документов, подтвержденных выписками банка: сводный реестр поступающих доходов за день (код формы по КФД 0512009); ведомость расчета суммы доходов федерального бюджета, подлежащих перечислению на финансирование расходов федерального бюджета (код формы по КФД 0512010), заключение территориальных органов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам;
- соответствие бухгалтерских операций сводного мемориального ордера (код формы по КФД 0512012) бухгалтерским регистрам аналитического учета (код формы по КФД 0512009, 0512010, 0512011, 0512014, 0512015) и Главной книге;
- соответствие данных Главной книги регистрам бухгалтерского учета.
26. При проверке документальной обоснованности ведения учетных операций по расходам (балансовые счета 40105, 40112) контролируется:
- наличие документов, подтверждающих финансирование (код формы по КФД 0512023) и произведенные расходы (платежные поручения; мемориальные ордера; сводный реестр чеков, подлежащих оплате);
- соответствие бухгалтерских операций сводного мемориального ордера (код формы по КФД 0512012) бухгалтерским регистрам аналитического учета (код формы по КФД 0512005, 0512010, 0512019, 0512022, 0512026) и Главной книге, правильность отражения операций по погашению встречной задолженности с субъектами Российской Федерации.
27. При проверке внутриказначейских расчетов контролируется соответствие бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств, реестров), полученных нижестоящими органами федерального казначейства с данными учета вышестоящего органа федерального казначейства (код формы по КФД 0512023).
28. При проверке учета средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, контролируется соответствие данных аналитического учета выданных ссуд, кредитов (код формы по КФД 0512019) записям Главной книги.
29. При проверке отчетности контролируется:
- соответствие отчетности по исполнению федерального бюджета (формы 600, 603, 703, 612) контрольным соотношениям по кодам строк отчетности, рекомендованным Главным управлением федерального казначейства, а также данным бухгалтерского учета и Главной книге;
- достоверность и своевременность представления отчетности в вышестоящий орган федерального казначейства;
- правильность консолидации отчетности нижестоящих органов федерального казначейства с данными учета вышестоящего органа федерального казначейства;
- правильность свода отчетности по форме N 605.
V. Проверка организации и состояния контрольной работы
30. Цель проверки: проверить в органе федерального казначейства организацию и состояние работы по осуществлению контроля за целевым использованием средств федерального бюджета получателями бюджетных средств, за своевременным и полным возвратом целевых заемных средств и уплатой процентов за пользование средствами федерального бюджета, полученными на возвратной и платной основе, за своевременным и правильным исполнением банками платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета и на счета распорядителей (получателей) средств федерального бюджета, эффективность проведенных контрольных мероприятий.
31. При проверке состояния и организации контрольной работы контролируется:
- наличие утвержденных годовых и квартальных планов контрольно-экономической работы, их соответствие Плану основных вопросов экономической и контрольной работы Министерства финансов Российской Федерации на соответствующий год, а также своевременность исполнения указанных документов;
- наличие утвержденных программ проверок или планов проверок, журнала регистрации поручений на право проведения проверок;
- эффективность взаимодействия органов федерального казначейства с контрольно-ревизионными управлениями Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и другими контролирующими органами, уполномоченными проводить проверки при осуществлении контроля за целевым использованием средств федерального бюджета получателями бюджетных средств.
32. При проверке оформления результатов контрольных мероприятий необходимо:
- проверить правильность оформления органом федерального казначейства актов проверок. При этом следует иметь ввиду, что в акте проверки должно быть отражено полное наименование проверяемой организации с указанием ведомственной принадлежности и наименованием вышестоящей организации; реквизиты организации с указанием идентификационного номера налогоплательщика; период и сроки проведения проверки; функциональная и экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации, по которым осуществлялось финансирование из федерального бюджета; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных организациях, включая депозитные; полное раскрытие основной цели (задачи), стоящей при проведении проверки целевого использования средств федерального бюджета; отражение в акте результатов проверки, позволяющие делать вывод об использовании средств по назначению; наличие даты и подписей акта лицами, проводившими проверку и получателями средств федерального бюджета; наличие протокола разногласий и заключений по существу разногласий, если таковые имеются, которые являются неотъемлемой частью акта.
Факты, излагаемые в акте, должны быть точными и тщательно выверенными, изложены полно и ясно, подтверждены ссылками на действующие нормативные правовые акты, а в необходимых случаях - соответствующими документами, копии которых прилагаются к акту;
- наличие фактов отзыва органом федерального казначейства ранее направленных предписаний на уплату финансовых санкций, представлений на взыскание финансовых санкций, уведомлений на уменьшение финансирования, причины отзывов и наличие оснований;
- проанализировать обоснованность применения органом федерального казначейства к предприятию, учреждению финансовых санкций, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
- установить правильность начисления органом федерального казначейства штрафных санкций (период, облагаемый штрафом; правильность применения учетной ставки Центрального банка Российской Федерации и средней ставки при краткосрочном кредитовании, действующей в проверяемом банке);
- проверить своевременность и правильность оформления уведомлений об уменьшении финансирования на сумму нецелевого использования.
33. Для оценки эффективности выполненных контрольных мероприятий необходимо проверить:
- наличие и ведение книги по учету результатов проверок и принятых решений по реализации материалов проверок, реальность установленных для проверенных учреждений сроков для устранения нарушений;
- своевременность рассмотрения материалов проверок органов государственного финансового контроля, уполномоченных проводить проверки (органы федерального казначейства и контрольно-ревизионные управления Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации, Счетная палата Российская Федерация, Главное контрольное управление Президента Российской Федерации) и оформления уведомлений об изменении финансирования;
- осуществление контроля со стороны органа федерального казначейства за своевременностью и полнотой уплаты бюджетных средств, использованных нарушителями не по целевому назначению и их поступлением на балансовый счет 40102 "Доходы федерального бюджета";
- меры, принимаемые к нарушителям для своевременного взыскания в доход федерального бюджета средств использованных не по целевому назначению. Проведение дополнительных проверок по выполнению рекомендаций по устранению выявленных предыдущей проверкой нарушений;
- реализацию органом федерального казначейства права на предъявление исков в судебные органы по взысканию с юридических лиц, допустивших нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, задолженности и финансовых санкций (количество и сумма оформленных и удовлетворенных исков), а также исполнение принятых судебных решений;
- организацию работы по передаче материалов в правоохранительные органы.
34. В ходе проверки состояния работы с жалобами получателей средств федерального бюджета, а также по их исковым заявлениям в судах общей юрисдикции и арбитражных судах необходимо:
- проанализировать материалы дел по искам получателей средств федерального бюджета, рассмотренным судами общей юрисдикции Российской Федерации и арбитражными судами Российской Федерации. Особенно обратить внимание на решения судов, принятые в пользу получателей средств федерального бюджета. Определить суммы взыскания из федерального бюджета по указанным делам;
- выявить причины, по которым орган федерального казначейства в случае удовлетворения судом общей юрисдикции и арбитражным судом исковых требований получателей средств федерального бюджета не обжаловал такие решения в вышестоящих судебных инстанциях;
- выяснить, рассматривались ли анализируемые споры предварительно органом федерального казначейства. В случае обращения с жалобой получателя средств федерального бюджета или банка в орган федерального казначейства проверить правомерность и обоснованность решения, принятого по жалобе, а также оценить правомерность действий должностных лиц, рассматривавших эту жалобу;
- проверить наличие в органе федерального казначейства приказов об организации работы с жалобами получателей средств федерального бюджета и банков;
- оценить эффективность мер, принятых по результатам рассмотрения жалоб и исков получателей средств федерального бюджета и банков.
35. При проверке состояния работы по предоставлению органом федерального казначейства интересов казны Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в судах общей юрисдикции и арбитражных судах анализируется организация постановки этой работы (участие ответственных лиц в судебных процессах, учет и хранение материалов судебных дел, своевременность представления в Правовой департамент предусмотренной текущей и отчетной информации о принятых судами решениях).
36. Проверить качество, своевременность и достоверность представляемой в вышестоящий орган федерального казначейства информации по результатам контрольной работы.
VI. Проверка исполнения смет расходов на содержание органов федерального казначейства
37. Цель проверки: контроль за соблюдением органом федерального казначейства обоснованного, эффективного и целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на обеспечение деятельности органов федерального казначейства.
38. При проверке соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, действующих нормативных актов и инструкций по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности контролируется:
- наличие нормативных документов по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности;
- соответствие собственных методических документов, писем, разъяснений и т.д. действующим нормативным правовым актам Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации;
- выполнение планов проверок исполнения смет расходов на содержание нижестоящих органов федерального казначейства, соблюдение установленной периодичности проведения проверок и своевременность реализации материалов проверок, рассмотрение материалов проверок на заседаниях коллегии органов федерального казначейства;
- наличие утвержденных в установленном порядке смет расходов на содержание органов федерального казначейства, обоснованность внесения изменений в эти сметы;
- правильность и своевременность доведения до нижестоящих органов федерального казначейства установленных фондов оплаты труда, смет расходов, а также обоснованность объемов финансирования, выделяемых нижестоящему органу федерального казначейства;
- наличие других источников финансирования, кроме ассигнований, выделенных из федерального бюджета, законность их образования и законность и целесообразность их расходования, наличие утвержденных смет доходов и расходов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности.
39. При проверке расчетных операций контролируется:
- сохранность и достоверность выписок по лицевому счету органа федерального казначейства, соответствие начального и конечного сальдо в мемориальных ордерах N 2, 3 выпискам движения денежных средств по лицевым счетам, обоснованность записей, подкрепленная соответствующими документами;
- тождественность сумм оборотов и остатков денежных средств по мемориальным ордерам N 2, 3 записям в книге Главной книге и прочим регистрам бухгалтерского учета.
40. При проверке правильности отражения в бухгалтерском учете операций с денежной наличностью, полученной в кассу органа федерального казначейства контролируется:
- полнота и своевременность оприходования наличных денег в кассу, правильность списания денежных средств по кассе и оформление приходных и расходных кассовых ордеров;
- использование денежной наличности по целевому назначению;
- своевременность и полнота сдачи в банк неиспользованных денежных средств, соблюдение лимита остатка наличных денег в кассе;
- тождественность сумм оборотов и остатков денежных средств по мемориальному ордеру N 1 записям в кассовой книге, мемориальным ордерам N 2, 3, Главной книге и регистрам бухгалтерского учета;
- сохранность денежных средств и бланков строгой отчетности;
- целесообразность и целевое использование средств на командировочные расходы. Соблюдаются ли нормы командировочных расходов.
41. При проверке средств, находящихся в расчетах, контролируется:
- наличие дебиторской и кредиторской задолженности, обоснованность записей в накопительных ведомостях по расчетам с подотчетными лицами (дебиторами и кредиторами) и эффективность мер, применяемых ко взысканию дебиторской и погашению кредиторской задолженности;
- соблюдение порядка выдачи авансов под отчет, при этом обратив внимание не допускались ли случаи выдачи авансов рабочим и служащим в счет заработной платы и лицам, не работающим в органах федерального казначейства, выдачи повторных авансов без представления отчета об израсходованных ранее полученных подотчетных сумм, своевременность представления подотчетными лицами авансовых отчетов, наличие документов, подтверждающих произведенные расходы, соблюдение сроков возврата остатка неиспользованного аванса;
- полнота и своевременность начисления и перечисления взносов от фактически начисленной суммы оплаты труда во внебюджетные фонды, правильность составления и своевременность представления отчетности;
- своевременность и полнота начисления и перечисления платежей в бюджет, правильность отражения этих операций в бухгалтерском учете;
- целесообразность заключения договоров на работы и услуги, предоставляемые органу федерального казначейства;
- проверить соотношение количество государственных должностей и должностей, не отнесенных к государственным должностям.
42. При проверке расчетов с рабочими и служащими по заработной плате проверить:
- правильность установления должностных окладов работникам органов федерального казначейства и надбавок к заработной плате в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- правильность расходования средств на премирование и оказание материальной помощи работникам органов федерального казначейства;
- наличие фактов незаконных доплат к заработной плате штатным работникам за выполнение работ, входящих в круг их обязанностей, за совместительство, замещение отсутствующих работников и др.;
- своевременность перечисления и правильность отражения в учете сумм, удержанных из заработной платы по исполнительным документам.
43. При проверке учета основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и других материальных ценностей контролируется:
- полнота учета материальных ценностей, находящихся на ответственном хранении у лиц, назначенных приказом руководителя органа федерального казначейства, наличие письменных договоров с ними о полной материальной ответственности;
- соблюдение порядка выдачи и учета доверенностей на получение материальных ценностей;
- правильность ведения учета материальных ценностей в бухгалтерии и оформления документов по приемке и выдаче этих ценностей, своевременность отражения этих операций в бухгалтерском учете; при наличии склада (кладовой) проверить, осуществляется ли сверка записей складского учета с данными бухгалтерии;
- правильность составления и оформления мемориальных ордеров по выбытию и перемещению основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, по расходу материалов, а также списания топлива, горючего и смазочных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, командировочных расходов;
- своевременность проведения инвентаризации, качество оформления результатов инвентаризации;
- наличие фактов сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.
44. При проверке учета средств федерального бюджета, кассовых и фактических расходов контролируется:
- правильность ведения учета средств, кассовых и фактических расходов по соответствующим подразделениям бюджетной классификации Российской Федерации и своевременность записей в учетных регистрах;
- правильность определения сумм экономии за год против установленных норм финансирования по смете расходов при условии выполнения основных показателей деятельности.
45. При проверке периодической и годовой бухгалтерской отчетности об исполнении смет расходов на содержание органов федерального казначейства контролируется:
- наличие утвержденных вышестоящим органом федерального казначейства сроков представления бухгалтерской отчетности;
- наличие утвержденной учетной политики органа федерального казначейства;
- правильность составления и своевременность представления вышестоящему органу федерального казначейства периодической и годовой отчетности в установленном объеме и по соответствующим формам;
- своевременность и достоверность сводной отчетности, представляемой Главному управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, соответствие ее отчетам нижестоящих органов федерального казначейства;
- согласованность взаимосвязанных показателей отдельных форм между собой и с балансом исполнения смет расходов, правильность арифметических подсчетов, соответствие остатков средств на начало года в балансах исполнения смет расходов и других формах отчетности остаткам на конец года по бухгалтерским отчетам за предыдущий год;
- правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечение сохранности первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов не менее 5 лет (статья 17 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 48, ст.5369).
VII. Проверка организации работы с кадрами
46. Для оценки состояния работы с кадрами следует проверить:
- состояние работы по подбору и расстановке кадров. Проанализировать имеющиеся недостатки и изучить положительный опыт при проведении этой работы;
- состояние работы с резервом кадров на выдвижение. Проанализировать его состав (по категориям, образованию, стажу работы, возрасту и т.д.) и фактическое положение дел по продвижению по службе работников, зачисленных в резерв;
- соблюдение штатной дисциплины;
- состояние работы по своевременному и качественному комплектованию кадрами. Текучесть кадров и ее причины. Состояние трудовой и служебной дисциплины;
- выполнение Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст.2990). Особое внимание обратить на: правильность исчисления стажа государственной службы для установления ежемесячных надбавок к должностным окладам государственных служащих; организацию работы по проведению аттестации (квалификационного экзамена) государственных служащих, а также выполнение закона в отношении государственных служащих, достигших предельного возраста для нахождения на государственной службе. Меры, принимаемые по результатам аттестации (квалификационного экзамена) в отношении работников, не соответствующих квалификационным требованиям по уровню образования (охарактеризовать работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров);
- наличие программ стажировок работников, впервые принятых на государственную службу, а также соблюдение фактического положения дел порядка их реализации;
- состояние работы по обеспечению информационно-аналитического анализа кадровой ситуации. Меры, принимаемые по ее улучшению;
- фактическое положение дел, связанное с необходимостью повышения должностного статуса руководителей кадровых служб и укомплектования их высококвалифицированными специалистами.
47. При проверке состояния работы по рассмотрению писем, заявлений и жалоб трудящихся по кадровым вопросам контролируется:
- обеспечение своевременной и полной регистрации поступающих писем, заявлений и жалоб граждан;
- организация работы с письмами, заявлениями и жалобами. Особо обратить внимание на содержание ответов, сроки рассмотрения, изучение причин, порождающих жалобы, принимаемые меры по их устранению. Наличие фактов повторного рассмотрения жалоб и заявлений, и чем они вызваны.
48. При проверке вопросов учета кадров и ведения делопроизводства по кадрам контролируется наличие, правильность ведения и хранения личных дел работников, трудовых книжек и других документов.
VIII. Информационно-техническое обеспечение деятельности управления федерального казначейства
49. Цель проверки: контроль за состоянием работы по информационно-техническому обеспечению деятельности органа федерального казначейства.
50. Для оценки технического оснащения органа федерального казначейства следует проверить:
- количество и типы персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ) и другой оргтехники, находящейся в эксплуатации, в том числе полученной за счет средств федерального бюджета и других источников финансирования;
- ведение учета средств вычислительной и другой оргтехники;
- обеспеченность ПЭВМ (среднее количество, приходящееся на один орган федерального казначейства, на одного специалиста);
- условия эксплуатации техники, соблюдение норм техники безопасности и эргономики;
- расчеты и обоснования дополнительной потребности в вычислительной технике (без учета количества серверов).
51. При проверке используемого программного обеспечения (далее - ПО) необходимо проконтролировать:
- наличие лицензий на общесистемное программное обеспечение и соответствие количества лицензий установленным версиям;
- наличие и использование информационного обеспечения - баз данных нормативно-справочной информации;
- применение в работе централизованного прикладного программного обеспечения, при этом следует указать количество рабочих мест на котором используется каждый вид ПО.
В случае эксплуатации программных средств собственных разработок, проанализировать обоснованность их использования.
52. При проверке используемых локальных вычислительных сетей (далее - ЛВС) необходимо проанализировать их тип, тип и версию операционной сетевой системы, применяемые сетевые устройства, программы и базы данных в сетевом режиме, администрирование ЛВС, санкционирование и разграничение доступа, назначение и хранение паролей, создание и хранение архивных копий.
53. При проверке организации работы по телекоммуникационному обмену информацией с вышестоящими и нижестоящими органами федерального казначейства, а также с учреждениями Центрального банка Российской Федерации (кредитными организациями), контрольно-ревизионными управлениями Министерства финансов Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, финансовыми органами и территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам контролируется:
- используемые программно-технические комплексы, их состав и характеристики;
- наличие и соблюдение нормативных и правовых документов (регламентов, инструкций, договоров, соглашений) по порядку передачи информации;
- соблюдение порядка оформления и ведения журналов регистрации передаваемой информации.
IX. Проверка обеспечения безопасности информации
54. Цель проверки: контроль за состоянием работы по защите информации в органах федерального казначейства.
55. При оценке состояния работы по защите информации контролируется:
- наличие аттестатов соответствия объектов информации требованиям безопасности информации;
- наличие нормативных документов, регламентирующих режим допуска сотрудников к информации ограниченного распространения, секретного делопроизводства, внутриобъектового режима, сохранности секретных документов, а также соблюдение требованиям указанных документов;
- организация системы защиты информации, в том числе при использовании средств электронно-вычислительной техники, передаче по каналам связи и в процессе взаимодействия с другими организациями;
- эффективность организационных, технических и программных мер защиты информации;
- организация охраны органов федерального казначейства, взаимодействие ее со службой обеспечения безопасности информации;
- наличие замечаний, выявленных в процессе проверки органа федерального казначейства Государственной технической комиссией при Президенте Российской Федерации или Федеральной службой безопасности Российской Федерации, мероприятия проводимые по их устранению.
56. При проверке организации работы по антивирусной защите компьютеров контролируется наличие антивирусных программ и соблюдения порядка их использования. Проводится выборочная проверка компьютеров на вирусы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минфина РФ от 24 ноября 1999 г. N 80н "Об утверждении Правил проведения комплексных проверок работы органов федерального казначейства по субъектам Российской Федерации"
Текст приказа официально опубликован не был
По заключению Минюста РФ от 22 декабря 1999 г. N 10658-ЭР настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации
Приказом Минфина РФ от 31 декабря 2004 г. N 131 настоящий приказ признан утратившим силу