Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 7 декабря 1999 г. N 4488/99
(извлечение)
Государственное унитарное предприятие "Издательство "Левша" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к финансовому управлению администрации Тульской области о взыскании в порядке субсидиарной ответственности 78100 рублей задолженности, образовавшейся у государственного учреждения "Тульский областной центр медицинской профилактики и реабилитации" (далее - центр) перед истцом за изготовленную по его заказу печатную продукцию.
Определением от 29.10.98 по ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Тульской области.
Решением от 23.11.98 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет администрации Тульской области в лице ее финансового управления.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.02.99 решение в части взыскания с администрации Тульской области государственной пошлины в доход бюджета отменено, в остальной части - оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 22.04.99 оставил постановление апелляционной инстанции без изменения.
В протесте предлагается все судебные акты по настоящему делу отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с уставом основной должник - Тульский областной центр медицинской профилактики и реабилитации является государственным учреждением, имущество которого, закрепленное за ним на праве оперативного управления, находится в собственности Тульской области.
Требование предприятия о возложении на администрацию Тульской области субсидиарной ответственности основано на положениях статьи 120 ГК РФ.
Согласно данной норме при недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Исследовав учредительные документы центра, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что собственником имущества учреждения является субъект Российской Федерации - Тульская область.
В соответствии со статьями 125, 214 от имени субъекта Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, в том числе и права собственника, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Судом не учтено, что учредителями центра выступили Департамент здравоохранения администрации Тульской области (далее - департамент) и Комитет по управлению имуществом Тульской области. Пунктом 1.6 устава центра установлено, что при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет департамент.
Согласно Положению о департаменте, утвержденному постановлением губернатора Тульской области от 03.07.95 N 337, департамент является юридическим лицом, в функции которого входит финансирование в установленном порядке подведомственных учреждений, утверждение их смет, контроль и ревизия финансово-хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения области.
Судебными инстанциями неполно были исследованы также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Как следует из положений раздела IV устава центра, ему предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доходы.
В соответствии со статьей 298 ГК РФ доходы от такой деятельности и имущество, приобретенное за счет этих доходов, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
Учреждения, осуществляющие приносящую доходы деятельность, отвечают по своим обязательствам как денежными средствами, которыми они располагают, так и имуществом, учитываемым на отдельном балансе.
Между тем наличие у центра таких доходов и имущества судом не исследовалось.
Принимая во внимание то обстоятельство, что департамент является органом администрации Тульской области, состоит на государственном бюджете, его финансирование осуществляется из средств местного бюджета, участие финансового управления администрации Тульской области в деле в качестве ответчика следует признать необходимым.
В связи с изложенным вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении спора суду следует привлечь к участию в деле Департамент здравоохранения администрации Тульской области, надлежит выяснить, в каком объеме осуществлялось финансирование департамента и центра, имелись ли у центра доходы, полученные от осуществления разрешенной ему деятельности, а также имущество, приобретенное на эти доходы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 7 декабря 1999 г. N 4488/99 (извлечение)
Текст постановления опубликован в Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2000 г., N 2