Согласно Федеральному закону от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ с 1 января 2001 года налоговый контроль в отношении плательщиков взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами РФ
См. также письмо ПФР от 27 марта 2000 г. N М3-16-27/2425
Пенсионный фонд Российской Федерации в связи со вступлением в силу с 10 января 2000 г. Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)" разъясняет порядок применения финансовых санкций, предусмотренных пунктом 7 новой редакции Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации нормы вышеупомянутых законов, устанавливающие ответственность за совершение налогового правонарушения в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном правонарушении - соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы.
В соответствии со статьей 87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1997 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения, Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" конституционные принципы налогообложения также распространяются на обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды.
Таким образом, положения абзаца второго пункта 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ), устанавливающие нормы о взыскании всех сокрытых или заниженных при начислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации сумм выплат в пользу работников и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере, не могут применяться.
При взыскании штрафов с плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за неуплату или неполную уплату страховых взносов следует руководствоваться письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.99 N КА-16-27/10932 "О сроках уплаты страховых взносов с вознаграждений по договорам гражданско-правового характера и взыскании штрафных санкций".
Статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Под неуплаченными суммами страховых взносов понимаются страховые взносы, не уплаченные (уплаченные не полностью) в результате занижения определяемой в соответствии с действующим законодательством базы для начисления страховых взносов или неправильного исчисления страховых взносов с учетом излишне начисленных и (или) излишне уплаченных.
Первый заместитель
председателя правления
Пенсионного фонда РФ |
А.В.Куртин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняется, в частности, что под неуплаченными суммами страховых взносов понимаются страховые взносы, не уплаченные (уплаченные не полностью) в результате занижения определяемой в соответствии с действующим законодательством базы для начисления страховых взносов или неправильного исчисления страховых взносов с учетом излишне начисленных и (или) излишне уплаченных.
Письмо ПФР от 27 января 2000 г. N КА-09-27/657 "О порядке применения финансовых санкций"
Текст письма опубликован в приложении к газете "Финансовая Россия", 2000 г., N 6, в газете "Экономика и жизнь", февраль 2000 г., N 7, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", от 17 февраля 2000 г., N 4, в ежемесячном приложении к журналу "Бухгалтерский вестник" - "Законодательство для бухгалтера", апрель, 2000 г.