Постановление Госстандарта РФ от 30 декабря 1999 г. N 71
"О Системе сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов"
Во исполнение законодательных актов Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (далее - Госстандарт России) с участием федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов проводится работа по сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов.
В Системе сертификации ГОСТ Р создана и функционирует сеть органов по сертификации и испытательных центров (лабораторий), в основном удовлетворяющая потребности в сертификационных услугах, проведена работа по формированию нормативной базы, апробированы на практике процедуры сертификации, учитывающие специфику изготовления и эксплуатации сельскохозяйственной техники и тракторов в Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным Законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" важнейшие виды сельскохозяйственных машин, оборудования и тракторов включены в "Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация" (постановление Госстандарта России от 23.02.98 г. N 5). В частности, в "Номенклатуру..." включены: сельскохозяйственные тракторы, включая мотоблоки и мотокультиваторы, комбайны зерноуборочные, кукурузоуборочные, свеклоуборочные, погрузчики сельскохозяйственные, тракторные прицепы, машины для внесения удобрений, дробилки кормов и другие машины для растениеводства и машины и оборудование для животноводства, птицеводства и кормопроизводства.
В целях дальнейшего развития работ по сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов, повышения их конкурентоспособности и безопасности, создания единой организационно-методической базы сертификации Госстандарт России постановляет:
1. Утвердить Правила проведения работ по сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов (далее - Правила).
2. Направить указанные Правила на государственную регистрацию в Минюст России.
3. Установить срок введения Правил с 1 сентября 2000 г.
4. Возложить на Управление машиностроения (В.В.Шильдин) функции центрального органа по сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов.
5. Журналу "Стандарты и качество" (Н.Г.Томсон) и ВНИИНМАШ (Ж.Н.Буденная) подготовить и опубликовать Правила в виде отдельного издания тиражом 200 экземпляров.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Управление машиностроения Госстандарта России (В.В.Шильдин).
Председатель Госстандарта России |
Г.П. Воронин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2000 г.
Регистрационный N 2136
Правила
проведения работ по сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов
(утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1999 г. N 71)
Настоящие Правила вводятся в действие с 1 сентября 2000 г.
О Системах сертификации отдельных видов продукции и услуг см. справку
1. Область применения
1.1. Настоящие "Правила по проведению работ в системе сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов" (далее - Правила) разработаны на основе и в соответствии со следующими законодательными и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в развитие Системы сертификации ГОСТ Р:
- Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" от 10 июня 1993 г. N 5151-1 (с изменениями и дополнениями) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 г. N 26, ст.966, Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., N 1, ст.4; 1998 г., N 10, ст.1143, N 31, ст.3832);
- Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных нарушениях" от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г. N 3, ст.140);
- Федеральным Законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 г., N 29, ст.3702);
- "Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации", утвержденными постановлением Госстандарта России от 16 февраля 1994 г. N 3 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 1994 г., регистрационный N 521 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1994 г., N 6);
См. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Госстандарта РФ от 10 мая 2000 г. N 26
- "Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации", утвержденным постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15 и зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 г., регистрационный N 826 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации, 1995 г., N 7) с изменением N 1, утвержденным постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 15 и зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1139 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1996 г., сентябрь, N 5);
- "Положением о Системе сертификации ГОСТ Р", утвержденным постановлением Госстандарта России от 17 марта 1998 г. N 11 и зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 29 апреля 1998 г., регистрационный N 1520 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998 г., июнь, N 11).
- "Правилами выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия", утвержденными постановлением Госстандарта России от 12 мая 1994 г. N 12 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 5 апреля 1995 г., регистрационный N 825 (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации N 7, июль 1995 г.).
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату постановления следует читать как 26 мая 1994 г.
"Правилами применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции", утвержденными постановлением Госстандарта России от 25 июля 1996 г. N 14 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 1 августа 1996 г., регистрационный N 1138 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 4, август 1996 г.) с Изменениями и дополнениями к ним, утвержденными постановлением Госстандарта России от 20 октября 1999 г. N 54 и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 10 ноября 1999 г., регистрационный N 1968 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 47, ноябрь 1999 г.).
Правила распространяются на систему сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов (далее - Система) и устанавливают цели, принципы, структуру Системы и конкретизируют порядок и процедуры проведения сертификации сельскохозяйственных, лесопромышленных и промышленных тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования (далее - продукция).
Настоящие Правила могут быть использованы при сертификации лесных машин, строительно-дорожной и коммунальной техники на базе тракторов.
Правила применяются при организации и проведении обязательной сертификации продукции, предусмотренной Федеральными Законами "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и "Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса" от 24 мая 1999 г. N 100-ФЗ и "Об энергосбережении" от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ.
Требования настоящего документа являются обязательными и должны выполняться всеми участниками Системы.
В Системе по тем же правилам и процедурам может проводиться добровольная сертификация.
2. Термины и определения
В настоящих правилах применяются термины с соответствующими определениями, приведенными в "Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации".
3. Цели и условия сертификации
3.1. Система создана для организации и проведения работ по сертификации продукции и обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности результатов сертификации.
3.2. Сертификация в Системе направлена на достижение целей, определенных статьей 1 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".
3.3. Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Системе определяется "Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация"*, утвержденной постановлением Госстандарта России от 23 февраля 1998 г. N 5.
Требования обязательной сертификации не распространяются на опытные и выставочные образцы продукции, не подлежащие реализации, а также продукцию, бывшую в эксплуатации.
Для продукции, не подлежащей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации обязательной сертификации, по инициативе заявителя (изготовителя, продавца, исполнителя) может быть проведена добровольная сертификация (статья 17 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг").
3.4. Нормативную базу подтверждения соответствия при обязательной сертификации в Системе составляют государственные, межгосударственные стандарты, санитарные правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливают обязательные требования к качеству продукции.
Обязательную сертификацию продукции проводят на соответствие требованиям, обеспечивающим безопасность жизни, здоровья людей и защиту окружающей среды, экологическую безопасность, охрану труда на производственных объектах, а также на соответствие требованиям к энергоэффективности продукции.
Рекомендуемый перечень технических требований, предъявляемых к продукции при проведении ее обязательной сертификации, приведен в приложении 1.
3.5. Нормативную базу для подтверждения соответствия при добровольной сертификации составляют стандарты различных категорий, технические условия и иная техническая документация на продукцию, предложенная заявителем.
3.6. При сертификации в Системе проверяются характеристики (показатели) продукции и используются методы испытаний, позволяющие:
- провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность ее к классификационной группировке, происхождение, принадлежность к данной партии и др.;
- полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям, на соответствие которым проводится ее сертификация.
3.7. В Системе предусматривается сертификация отечественной и ввозимой из-за рубежа продукции по единым правилам и процедурам на всей территории Российской Федерации.
3.8. Система является открытой для участия в ней заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, различных организаций и физических лиц, признающих ее правила.
3.9. Объективность и достоверность сертификации в Системе обеспечивается аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий с выдачей им лицензий на проведение работ по обязательной сертификации, а также участием в работе по сертификации аттестованных экспертов по сертификации, зарегистрированных в Регистре Системы сертификации персонала, образованном Госстандартом России.
3.10. Система использует формы сертификатов и знаки соответствия, принятые в Системе сертификации ГОСТ Р на основании статьи 9 закона "О сертификации продукции и услуг".
3.11. Оплата работ по обязательной сертификации продукции проводится заявителем в порядке, установленном п.2 статьи 16 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".
4. Структура Системы и функции ее участников
4.1. Организационную структуру Системы образуют:
- Национальный орган по сертификации - Госстандарт России специально уполномоченный Федеральный орган исполнительной власти;
- Центральный орган Системы (ЦОС) - Управление машиностроения Госстандарта России;
- Совет Системы;
- органы по сертификации продукции (ОС);
- испытательные лаборатории (центры) - ИЛ (ИЦ);
- заявители (изготовители, продавцы, исполнители) на проведение сертификации продукции.
Организационная структура Системы приведена в приложении 2.
4.2.Госстандарт России как федеральный орган исполнительной власти на основании полномочий, предоставленных ему статьей 9 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", выполняет следующие основные функции в вопросах, связанных с деятельностью Системы.
4.2.1. Формирует Систему, устанавливает правила процедуры и управления для проведения сертификации продукции в Системе.
4.2.2. Определяет и утверждает ЦОС.
4.2.3. Осуществляет выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации).
4.2.4. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях готовит и утверждает дополнения и изменения к "Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация", в части, касающейся продукции, сертифицируемой в Системе.
4.2.5. Аккредитует ОС и ИЛ (ИЦ) и выдает им разрешения (лицензии) на право проведения определенных видов работ по сертификации продукции в Системе сертификации ГОСТ Р, а также осуществляет государственный контроль и надзор за аккредитованными ОС и ИЛ (ИЦ).
4.2.6. Регулирует с учетом предложений ЦОС и Совета по сертификации состав, количество и дислокацию ОС и ИЛ (ИЦ).
4.2.7. Ведет государственный реестр участников и объектов сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р, проводит государственную регистрацию Системы.
4.2.8. Осуществляет государственный контроль и надзор и устанавливает порядок инспекционного контроля за деятельностью, за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией.
4.2.9. Рассматривает апелляции заявителей по вопросам сертификации.
4.3. Центральный орган Системы выполняет в Системе следующие функции.
4.3.1. Организует, координирует работу и устанавливает правила процедуры и управления в возглавляемой им Системе.
4.3.2. Рассматривает апелляции заявителей по поводу действий ОС и ИЛ (ИЦ), участвующих в Системе.
4.3.3. Разрабатывает предложения по уточнению номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, в части продукции, сертифицируемой в Системе.
4.3.4. Участвует в работах по совершенствованию фонда нормативных документов (далее - НД), применяемых при сертификация продукции в Системе, взаимодействуя с соответствующими техническими комитетами по стандартизации.
4.3.5. Ведет учет аккредитованных ОС и ИЛ (ИЦ), входящих в Систему, выданных (аннулированных) сертификатов и лицензий на использование знака соответствия, обеспечивает информацией о них, а также о правилах Системы.
4.3.7. Представляет в Госстандарт России рекомендации по созданию научно-методического центра Системы.
4.4. Организации, входящие в Систему в качестве ОС и ИЛ (ИЦ), должны иметь статус юридического лица, быть аккредитованы Госстандартом России в Системе сертификации ГОСТ Р и иметь лицензии Госстандарта России в соответствии с "Правилами выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации и применения знака соответствия".
ОС должны соответствовать требованиям, установленным ГОСТ Р 51000.5-96 "Общие требования к органам по сертификации продукции", а ИЛ (ИЦ) - ГОСТ Р 51000.3-96 "Общие требования к испытательным лабораториям".
Постановлением Госстандарта России от 15 июня 2000 г. N 157-ст ГОСТ Р 51000.5-96 отменен с 7 июля 2000 г.
Постановлением Госстандарта России от 5 июня 2000 г. N 151-ст ГОСТ Р 51000.3-96 отменен с 7 июля 2000 г.
Функции, выполняемые ОС и ИЛ (ИЦ) определены пунктами 3.5 и 3.6 "Правил по проведению сертификации в Российской Федерации" и устанавливаются для каждого ОС и ИЛ (ИЦ) в положении об ОС и положении об ИЛ (ИЦ), утверждаемых Госстандартом России.
Непосредственную работу в ОС осуществляют специалисты с обязательным участием экспертов по сертификации продукции, зарегистрированных в Регистре Системы сертификации персонала.
4.5. ОС и ИЛ (ИЦ), аккредитованные Госстандартом России для проведения обязательной сертификации, вправе проводить работы по добровольной сертификации в соответствии со статьей 18 закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" в пределах их областей аккредитации.
4.6. Для подготовки предложений по формированию единой политики в области сертификации в рамках Системы и содействию ее применению ЦОС формирует Совет Системы из представителей Госстандарта России, его институтов, аккредитованных ОС и ИЛ (ИЦ), а также представителей федеральных органов исполнительной власти, организаций и предприятий, заинтересованных в деятельности Системы.
Совет подготавливает рекомендации по созданию и аккредитации ОС и ИЛ (ИЦ) в рамках Системы и их рациональному составу с учетом регионального расположения или целесообразности их аккредитации.
В полном объеме функции и права Совета регламентируются положением о Совете, утверждаемом ЦОС.
4.7. Обязанности Заявителя, в качестве которого могут выступать любые юридические и физические лица (изготовители, продавцы, исполнители) установлены в статье 13 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", а его конкретные функции установлены п.3.8 "Правил по проведению сертификации в Российской Федерации".
5. Порядок проведения сертификации
5.1. Обязательная сертификация продукции в Системе осуществляется по схемам, установленным "Порядком проведения сертификации в Российской Федерации" и Изменением N 1 к нему:
- для серийно выпускаемой продукции - 3а, 5, 6 и 9а;
- для партии (единичного изделия) продукции - 7, 8, 9.
В обоснованных случаях по согласованию с ЦОС Системы допускается применение других схем сертификации.
5.2. Схемы для обязательной сертификации продукции выбирает ОС, учитывая предложение заявителя, объем сертифицируемой продукции (серийное производство, партия), наличие у заявителя сертифицированного производства или системы качества, а также наличия объективной информации о сертифицируемой продукции.
5.3. Заявку на сертификацию с комплектом необходимых документов (по пп.5.4 и 5.5 настоящих правил) направляют по своему выбору в любой ОС, в область аккредитации которого входит продукция Системы.
Не допускается направлять заявку одновременно в два органа по сертификации.
5.4. При сертификации серийно выпускаемой продукции к заявке должны быть приложены:
- техническая документация, включая эксплуатационную, а также, по требованию ОС, чертежи общих видов, кинематические и электрические схемы;
- копия сертификата производства или системы качества (для схем 5 и 6);
- декларация о соответствии с прилагаемыми документами (для схем 6 и 9а).
5.5. При сертификации партии продукции (единичного изделия) к заявке должны быть приложены:
- копия договора (контракта) и накладной, подтверждающих факт выпуска или приобретения сертифицируемой партии продукции, в которых могут быть указаны номера изделий, входящих в партию;
- техническая документация, включая эксплуатационную, а также, при необходимости, чертежи общих видов, кинематические и электрические схемы.
5.6. По решению ОС при оценке соответствия продукции установленным требованиям могут быть использованы протоколы приемочных, периодических и инспекционных испытаний, зарубежные сертификаты на продукцию и протоколы испытаний, проведенных в зарубежных ИЛ (ИЦ), сертификаты (декларации о соответствии) изготовителей комплектующих изделий и материалов.
5.7. Решение по заявке в письменной форме должно быть направлено заявителю не позднее 15 дней после ее получения и содержать основные условия сертификации продукции: схему сертификации, нормативные документы, на соответствие требованиям которых, будет проведена сертификация, периодичность инспекционного контроля, перечень аккредитованных ИЛ (ИЦ) для проведения сертификационных испытания данной продукции и перечень аккредитованных организаций для проведения сертификации производства или системы качества (если это предусмотрено схемой), а также перечень документов, которые должны быть заявителем переданы в ОС.
5.8. Отбор образцов производят в соответствии с "Порядком проведения сертификации продукции в Российской Федерации".
Отобранные образцы следует хранить в соответствии с требованиями, предъявляемыми в НД на данную продукцию.
5.9. Испытания для целей сертификации (далее - испытания) проводят ИЛ (ИЦ), аккредитованные на проведение тех испытаний, которые предусмотрены в нормативных документах, используемых при сертификации продукции.
Допускается проводить испытания продукции, в том числе ввозимой из-за рубежа, непосредственно у изготовителя и (или) на месте ее эксплуатации, что определяет ОС.
5.10. Испытаниям подвергают должным образом идентифицированную продукцию.
При идентификации продукции в соответствии с п.1.3 "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации" проверяют в том числе ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации по показателям назначения и другим основным характеристикам, влияющим на сертифицируемые показатели (характеристики), происхождение, принадлежность к данной партии.
Результаты идентификации отражают в протоколе испытаний.
5.11. Испытания образцов продукции проводят по стандартизованным методам или в соответствии с разработанной ИЛ (ИЦ) рабочей методикой.
5.12. В случае, если испытания проводят представители ИЛ (ИЦ) у изготовителя, то допускается использование поверенных средств измерения и аттестованного испытательного оборудования изготовителя.
5.13. Протокол каждого испытания должен включать необходимый объем информации, достаточный для оценки характеристик образцов продукции и позволяющий, при необходимости, провести повторные испытания.
5.14. Протокол испытаний должен соответствовать требованиям п.5.4.3 ГОСТ Р 51000.3-96.
Кроме того в протоколе должны быть отражены следующие сведения:
- основные технические характеристики сертифицируемой продукции (например, мощность, ширина захвата, рабочая скорость и т.п.);
- количество и заводские номера испытываемых образцов;
- результаты идентификации образцов продукции;
- общие результаты всех проведенных проверок (испытаний), в которых для каждой проверки указаны раздел (пункт) в НД (с требованиями по данной проверке), оценка соответствия испытанных образцов этим требованиям, раздел в методической документации с указанными методами и процедурами проведения испытаний, а также перечень примененных средств измерений и испытательного оборудования с указанием даты последней поверки и аттестации;
- общее заключение по результатам испытаний всех образцов изделий с итоговой оценкой соответствия образцов требованиям НД, подписанное исполнителями испытаний.
Протокол должен быть утвержден руководителем ИЛ (ИЦ).
Результаты испытаний, полученные по субподрядному договору с ИЛ (ИЦ), аккредитованной на этот вид испытаний, должны входить в общий протокол всех проводимых проверок (испытаний) с указанием наименования, адреса и данных аттестата аккредитации этой ИЛ (ИЦ), при этом объем работ по субподрядам должен составлять не более 25% от общего объема работ по испытаниям (в стоимостном выражении), выполняемых ИЛ (ИЦ) в пределах его области аккредитации.
5.15. Подлинники экземпляров протокола испытаний ИЛ (ИЦ) направляет в ОС и заявителю.
5.16. Анализ состояния производства сертифицируемой продукции проводят по рабочей или типовой программе, разработанной ОС с ц
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждаются Правила проведения работ по сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов, которые вводятся с 1 сентября 2000 г. Правила распространяются на систему сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов, устанавливают цели, принципы, структуру Системы и конкретизируют порядок и процедуры проведения сертификации сельскохозяйственных, лесопромышленных и промышленных тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования. Правила могут быть использованы при сертификации лесных машин, строительно-дорожной и коммунальной техники на базе тракторов. Требования Правил являются обязательными и должны выполняться всеми участниками Системы, по тем же правилам и процедурам может проводиться и добровольная сертификация.
Постановление Госстандарта РФ от 30 декабря 1999 г. N 71 "О Системе сертификации сельскохозяйственной техники и тракторов"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2000 г.
Регистрационный N 2136
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Правила, утвержденные настоящим постановлением, вводятся в действие с 1 сентября 2000 г.
Текст постановления опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 13 марта 2000 г., N 11, в "Вестнике Госстандарта России", 2001 г., N 2
Постановлением Правительства России от 30 января 2020 г. N 65 настоящий документ отменен с 1 января 2021 г.