Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Управления МНС по г.Москве
от 14 февраля 2000 г. N 21
Порядок
регистрации и снятия с учета контрольно-кассовых машин в налоговых органах г. Москвы
1. Регистрация ККМ
См. также письма Управления МНС по г. Москве от 25 июля 2001 г. N 30-08/1/34045
В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ) и изданными во исполнение этого Закона нормативно-правовыми актами налоговые органы обязаны регистрировать контрольно-кассовые машины (ККМ), используемые для денежных расчетов с населением.
Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах утвержден Приказом ГНС РФ от 22.06.95 N ВГ-3-14/36 "Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах".
Организации, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг (далее - организации), обязаны зарегистрировать применяемые ими ККМ в налоговом органе по месту своего нахождения.
Согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации местом нахождения организации является место его государственной регистрации, местом жительства физического лица - место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает.
Статья 3 Закона РСФСР от 07.12.91 N 2001-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", устанавливает, что государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией по месту постоянного жительства этого лица. Таким образом, согласно Закону о ККМ индивидуальный предприниматель должен зарегистрировать свои ККМ в налоговом органе по месту жительства.
Если физическое лицо имеет временную прописку (регистрацию) в г.Москве (6 и более месяцев) и желает осуществлять торговую деятельность или оказывать услуги в г.Москве, то оно должно зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица и налоговая инспекция, на территории которой временно прописан предприниматель, может зарегистрировать его кассовые аппараты при наличии соответствующих документов.
При этом в карточке регистрации ККМ делается отметка: "Временно на срок до...".
Если организация состоит на налоговом учете в г.Москве и имеет обособленные подразделения (торговые точки) в г.Москве и в других регионах, то все используемые кассовые аппараты как на территории г.Москвы, так и в регионах, согласно действующему законодательству о ККМ, должны быть зарегистрированы в налоговом органе по адресу, указанному в учредительных документах организации, т. е. по месту учета в г.Москве.
В связи с этим при регистрации ККМ, применяемых в данном регионе, организация может представить договор на ремонт и техническое обслуживание, заключенный с ЦТО этого региона с обязательным представлением документов, подтверждающих его регистрацию в качестве ЦТО и перечнем обслуживаемых им моделей ККМ, заверенных в ИМНС по месту нахождения ЦТО.
В случае аренды контрольно-кассовой машины организация-арендатор должна зарегистрировать ККМ в налоговом органе по адресу, указанному в учредительных документах организации в установленном порядке.
При регистрации ККМ в налоговых органах необходимо учитывать соответствие предъявляемой к регистрации модели ККМ требованиям Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, а также руководствоваться Классификатором ККМ, которым разрешается применение конкретной модели ККМ для той или иной сферы деятельности.
При регистрации ККМ, относящихся к активным системным контрольно-кассовым машинам, имеющим возможность работать в компьютерно-кассовой системе, управляя при этом работой системой, необходимо проверить соответствие установленной программы перечню пакетов прикладных программ к активным системным ККМ, утвержденному решениями ГМЭК (протокол от 05.04.99 N 2/50-99 и письмо МНС РФ от 17.06.99 N AC-6-16/484).
Запись об установке программного продукта должна быть осуществлена в техническом паспорте ККМ организацией - продавцом ККМ и заверена его печатью. Налоговый орган делает отметку об установленном пакете прикладных программ и его разработчике в Карточке регистрации ККМ и книге учета ККМ организаций.
Для регистрации ККМ необходимы следующие документы:
- заявление владельца по установленной форме (приложение N 1). В заявлении должно быть указано: вид объекта торговли и вид деятельности организации;
- доверенность на право регистрации ККМ в налоговом органе, оформленную в установленном порядке (ст. 185 ГК РФ), если регистрацию ККМ будет осуществлять не руководитель организации, а любой другой сотрудник организации и документ, удостоверяющий личность;
- журнал кассира-операциониста (форма КМ-4 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 N 132), который должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен подписями и печатью организации. Налоговый инспектор заверяет журнал подписью, штампом налогового органа и ставит дату фиксализации ККМ;
- технический паспорт на подлежащую регистрации ККМ (проверяется правильность заполнения всех разделов паспорта - дата выпуска, фирма и страна-производитель, дата упаковки, наличие печатей завода-изготовителя или продавца ККМ; запись об установлении средств визуального контроля (голограмм-СВК), индивидуальные NN голограмм-СВК и их название; соответствие программного продукта; заполнение владельцем ККМ талона-заявки на ввод ККМ в эксплуатацию);
- договор на техническое обслуживание и ремонт (на учет в ЦТО кассовые аппараты ставятся при заключении договора на техническое обслуживание и ремонт. Выбор ЦТО предоставлен организации-владельцу кассового аппарата и зависит только от того, зарегистрирован ли данный ЦТО в Департаменте потребительского рынка и услуг Правительства г.Москвы в качестве ЦТО и имеет ли право выполнять работы по обслуживанию ККМ данной модели);
- средства визуального контроля (объемные голограммы "Государственный реестр 199... (200...)" - четыре цифры обозначают год реализации ККМ генеральным поставщиком и "Сервисное обслуживание 200..." - четыре цифры обозначают текущий год, в котором ККМ поставлена на техническое обслуживание в ЦТО. При производстве ежегодных проверок исправности кассовых аппаратов ЦТО в январе-феврале очередного года устанавливает эти голограммы, при этом ККМ должны иметь голограммы генерального поставщика).
При регистрации ККМ проверяется наличие задолженности перед бюджетом и своевременность представления бухгалтерской отчетности.
В налоговой инспекции в приемный день проводится: регистрация, перерегистрация и снятие с учета ККМ, фиксализация ККМ, выдача Карточки регистрации ККМ.
При осуществлении фиксализации ККМ, налоговые органы могут применять следующие варианты:
- в назначенный день для фиксализации кассового аппарата приглашают в налоговую инспекцию по месту нахождения организации - владельца ККМ должностное лицо организации и кассира-операциониста, которые согласовывают присутствие специалиста ЦТО, с которым заключен договор на техническое обслуживание и ремонт ККМ, и доставляют кассовые аппараты, предназначенные для фиксализации и регистрации;
- налоговый(ые) инспектор(а) выезжает сам для фиксализации ККМ на место установки кассовых аппаратов, если организацией предъявлено к регистрации большое количество ККМ, где также присутствие представителя администрации, кассира-операциониста и специалиста ЦТО обязательно.
Налоговый инспектор должен проверить у представителя обслуживающей организации документ, удостоверяющий его личность, как специалиста ЦТО.
В ходе подготовки к регистрации налоговым инспектором, специалистом ЦТО и пользователем ККМ выполняются следующие операции.
Налоговый инспектор просматривает представленные для регистрации ККМ документы, проверяет достоверность изложенных в заявлении на регистрацию данных (модель ККМ номер, год выпуска, адрес места установки), проверяет приобретение ККМ: в паспорте должна быть запись продавца с обязательным указанием даты продажи ККМ и круглая печать продавца.
Специалист ЦТО проверяет исправность и работоспособность ККМ, при возникновении мелких неисправностей устраняет их на месте, программирует операцию печати на кассовом чеке названия организации - владельца ККМ - юридического лица, указанного в свидетельстве регистрационной палаты, или физического лица, осуществляющего свою деятельность, без образования юридического лица; полного заводского номера ККМ, идентификационного номера организации, опечатывает ККМ своим пломбиром, проверяет соответствие программного продукта (для активных системных ККМ) и заполняет в паспорте раздел "Ввод в эксплуатацию", заверяет его своей подписью с указанием номера удостоверения и скрепляет оттиском пломбира.
Если ККМ имеет показания суммирующих денежных счетчиков, то об этом делается запись в техническом паспорте ККМ, в Журнале кассира-операциониста. После заполнения раздела "Ввод в эксплуатацию" специалист ЦТО забирает отрывной талон-заявку из паспорта.
Специалист ЦТО программирует режим ввода пароля налогового инспектора, инспектор вводит цифровой пароль.
Запрещается специалистами ЦТО или иными лицами ввод пароля налогового инспектора.
Порядок введения пароля налогового инспектора в ККМ для каждой конкретной модели регламентируется документом "Руководство налогового инспектора", который является обязательным для ККМ с фискальной памятью. В этом документе указывается количество разрядов пароля налогового инспектора для конкретной модели ККМ.
Если действия по активизации фискальной памяти или перерегистрации, описанные в "Руководстве налогового инспектора" для ККМ конкретной модели, требуют присутствия специалиста ЦТО, то их выезд должен быть согласован потребителем, в остальных случаях налоговый инспектор может провести активизацию фискальной памяти или перерегистрацию самостоятельно.
После того, как вся работа по фискализации завершена, налоговый инспектор пробивает условную сумму (например, 1 руб. 11 коп.), чтобы убедиться в исправности контрольно-кассовой машины, снимает итоговый отчет за смену или итоги дня и отчет фискальной памяти по паролю налогового инспектора.
Убедившись в исправности ККМ, правильности написания всех реквизитов организации на чеке, нормальной работе блока фискальной памяти инспектор к заявлению организации прилагает кассовый чек, на котором должны отражаться следующие реквизиты: название организации - владельца ККМ, ИНН, полный заводской номер ККМ, порядковый номер чека, дата и время (фискализации), стоимость (например, 1-11), признак фискального режима, а также итоговый и фискальный отчеты и осуществляет регистрацию ККМ путем внесения сведений о контрольно-кассовых машинах в Книгу учета контрольно-кассовых машин организаций, ведущуюся налоговым органом по форме, приведенной в Приложении N 2 к настоящему Порядку. Книга обязательно должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписью руководителя (заместителя руководителя) и печатью налогового органа.
Днем регистрации ККМ считается день ввода пароля налогового инспектора. С этого дня контролируется включение памяти контрольно-кассовой машины.
Налоговый инспектор записывает пароль доступа к фискальной памяти зарегистрированной ККМ в журнал паролей, который должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен подписью руководителя) и печатью налогового органа. Примерная форма ведения журнала паролей доступа к фискальной памяти ККМ приведена в приложении N 4 к настоящему Порядку.
Одновременно в налоговой инспекции при регистрации ККМ заверяется Журнал кассира-операциониста на данный кассовый аппарат.
На обложке журнала кассира-операциониста должны быть указаны требуемые реквизиты. Журналу присваивается регистрационный номер ККМ согласно регистрационному номеру в книге учета ККМ. Если за время эксплуатации ККМ организация заводит несколько журналов, то после регистрационного номера через дробь пишется номер журнала (например, N 543/1.../2).
По окончании журнала кассира-операциониста и при регистрации нового журнала владелец ККМ должен представить:
- заявление на регистрацию журнала;
- старый журнал с записью общей суммы выручки на период эксплуатации.
Допускается применение книги кассира-операциониста формы N 24 до ее окончания.
К регистрации принимаются только те ККМ, которые поставлены на учет в Центре технического обслуживания и ремонта (ЦТО) кассовых аппаратов. Сведения о заключенном с ЦТО договоре заносятся в книгу регистрации ККМ и регистрационную карточку кассового аппарата.
Налоговый инспектор разъясняет кассиру-операционисту и представителю администрации порядок оформления кассовых отчетов, порядок проведения проверок, уточняет перечень документов, которые должны быть на объекте торговли, отвечает на вопросы.
Если организация меняет место установки ККМ, то достаточно переоформить карточку регистрации (изменить адрес места установки) с сохранением регистрационного номера. При этом журнал кассира-операциониста ведется старый.
Инспектор при регистрации новых кассовых аппаратов организации должен проверять использование зарегистрированных ранее, финансовую дисциплину по уплате штрафных санкций и др.
В случае снятия ККМ с учета в одной налоговой инспекции и постановки на учет в другой инспекции, начальник отдела оперативного контроля (исполняющий его обязанности) одной инспекции передает пароль доступа к фискальной памяти по телефону начальнику отдела оперативного контроля (исполняющему его обязанности) другой инспекции или по письменному запросу инспекции.
Регистрация налоговыми органами ККМ, передаваемых пользователям из резервного фонда ЦТО для замены неисправных ККМ на время ремонта, должна проводиться в соответствии с настоящим Порядком регистрации ККМ.
В случае необходимости замены действующих контрольно-кассовых машин другими либо установки дополнительных машин, организация обязана до ввода их в эксплуатацию подать в налоговый орган заявление о регистрации новых машин и снятии с учета зарегистрированных ранее.
Налоговый орган, получивший заявление организации о замене контрольно-кассовых машин, производит в 5-дневный срок регистрацию новых и снятие с учета изымаемых из эксплуатации в данной организации контрольно-кассовых машин и выдает организации карточки на вновь зарегистрированные в установленном настоящим Порядком в налоговом органе контрольно-кассовые машины.
Работник налоговой инспекции оформляет карточку регистрации ККМ и подписывает ее у руководителя (заместителя руководителя) инспекции в день фискализации или в следующий приемный день, но не позднее 5 дней с момента получения пакета документов, выдает организации Карточку регистрации контрольно-кассовой машины в налоговом органе по форме согласно Приложению N 3 к настоящему Порядку, а также возвращает паспорта на регистрируемые контрольно-кассовые машины и договор об их техническом обслуживании и ремонте в Центре технического обслуживания, а также журнал кассира-операциониста.
В книге учета ККМ представитель организации расписывается в получении карточки регистрации.
Не допускаются случаи неполучения карточек регистрации ККМ организацией, индивидуальным предпринимателем.
2. Карточка регистрации ККМ
Карточка регистрации ККМ заверяется подписью руководителя (заместителя руководителя), пе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.