Решение Верховного Суда РФ от 29 декабря 1999 г. N ГКПИ99-1017
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 февраля 2002 г. N КАС 00-36 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С.Романенкова
при секретаре М.В.Суетовой
с участием прокурора Л.И.Коптевой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Герасимова Владимира Андреевича о признании незаконным пункта 1.1 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 22 мая 1995 года N 1-5-У "О порядке применения Федерального закона "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", установил:
Герасимов В.А. обратился в Верховный Суд России с жалобой о признании незаконным п.1.1 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 22 мая 1995 года N 1-5-У "О порядке применения Федерального закона "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Как указывает заявитель, в связи с принятием Федерального закона "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" изменилась редакция ст.5 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Право на получение двух пенсий согласно данной статье предоставляется: гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы (статья 41 Закона), участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсии по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности.
Оспариваемый п.1.1 Указания к участникам Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие Федерального закона от 7 мая 1995 года N 72-ФЗ, относит лиц, указанных в подпунктах "а-ж" п.1 части второй статьи 2 ФЗ "О ветеранах", проходивших военную службу или выполнявших иные государственные задачи в периоды войн, боевых действий и при обороне городов, предусмотренных в разделах I и II Приложения к ФЗ "О ветеранах". Таким образом, исключаются из числа участников Великой Отечественной войны бывшие военнослужащие участники Великой Отечественной войны, отнесенные законом "О ветеранах" к подпункту "з" п.1 ст.2 Закона. Заявитель Герасимов В.А. о дне слушания дела извещен, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Минтруда России Васильева Т.Ю. возражала против удовлетворения жалобы, т.к. в п.1.1 оспариваемого Указания установлено, что к участникам Великой Отечественной войны относится категория лиц, указанных в подпунктах "а-ж" пункта 1 ч.2 ст.2 Федерального закона от 12 января 1995 года "О ветеранах".
Включение лиц, указанных в подпункте "з" пункта 1 ч.2 ст.2 ФЗ "О ветеранах", в категорию участников Великой Отечественной войны, имеющих право на две пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" приведет к тому, что размер их пенсии будет больше размера пенсии участников Великой Отечественной войны, принимавших участие в боевых действиях.
Представитель Минюста России Соловьева Л.В. возражала против удовлетворения жалобы и пояснила в суде, что Указание Минсоцзащиты РФ от 22 мая 1995 года N 1-5-У прошло государственную регистрацию и не противоречит действующему законодательству. Федеральный закон от 7 мая 1995 года N 72-ФЗ "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на получение двух пенсий предоставил участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а-ж" пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах". Данная норма содержится также в пункте 1 оспариваемого нормативного акта.
Выслушав объяснения представителей Минтруда России Васильевой Т.Ю., Минюста России Соловьевой Л.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Коптевой Л.И., полагавшей, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы. Министерство социальной защиты населения РФ 22 мая 1995 года издало Указание N 1-5-У "О порядке применения Федерального закона "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Согласно пункту 1 Указания к участникам Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие Федерального закона от 7 мая 1995 года, относятся лица, указанные в подпунктах "а-ж" пункта 1 части второй статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", проходившие военную службу или выполнявшие иные государственные задачи в периоды войн, боевых действий и при обороне городов, предусмотренных в разделах I и II Приложения к Федеральному закону "О ветеранах".
Положения данного нормативного акта соответствуют требованиям Федерального закона от 7 мая 1995 года N 72-ФЗ "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", которым право на получение двух пенсий предоставлено участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпунктах "а-ж" пункта 1 части второй статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
В связи с принятием Федерального закона от 7 мая 1995 года N 72-ФЗ изменена также редакция ст. 5 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Право на получение двух пенсий предоставляется, в частности, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий). Однако данная статья не может трактоваться в отрыве от других норм Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", Федерального закона "О ветеранах", в которых участникам Великой Отечественной войны предусмотрены различные меры социальной защиты в зависимости от того, относится ли лицо к участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпунктах "а-ж" п.1 части второй статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" или к участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте "з" п.1 части второй ст.2 ФЗ "О ветеранах".
Учитывая, что оспариваемая норма соответствует требованиям закона, Указание издано Министерством в пределах его полномочий, права гражданина нарушены не были, жалоба Герасимова В.А. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191, 192, 197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу Герасимова Владимира Андреевича о признании незаконным п.1.1 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 22 мая 1995 N 1-5-У "О порядке применения Федерального закона "Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, получающих пенсии по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 29 декабря 1999 г. N ГКПИ99-1017
Текст решения опубликован в журнале "Пенсия", 2000 г., N 3