Решение Верховного Суда РФ от 17 сентября 1999 г. N ГКПИ99-676
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 ноября 1999 г. N КАС 99-302 настоящее Решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Ю.Д.Редченко
при секретаре Е.Ю.Бирюковой
с участием прокурора Л.Ф.Масаловой
рассмотрев в Открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе открытого акционерного общества "Новосибирскхлебпродукт" о признании недействительными пунктов 11.3 и 12.10 Положения о временном хранении (складах временного хранения), утвержденного приказом ГТК РФ от 7 октября 1993 г. N 388 (в редакции приказа ГТК РФ от 18 декабря 1995 г. N 751), установил:
ОАО "Новосибирскхлебпродукт" обратилось в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что, установив указанными пунктами оспариваемого Положения основания для взыскания таможенного сбора за хранение товара на складах временного хранения, Государственный таможенный комитет РФ превысил свои полномочия, так как данный таможенный сбор, по его мнению, подпадает по своей юридической природе под конституционное понятие "федеральные налоги и сборы", установление которых согласно ст.ст.57 и 71 Конституции РФ отнесено к компетенции Федерального Собрания Российской Федерации.
Полагает, что налоги и сборы могут быть установлены только законом, а не нормативным актом органа исполнительной власти, как это имеет место в данном случае. Отнесение же ст.115 Таможенного кодекса РФ к ведению Государственного таможенного комитета РФ определения размера таможенного сбора за хранение товара на таможенных складах, принадлежащих таможенным органам, не соответствует закрепленному действующим законодательством разграничению полномочий между органами законодательной и исполнительной власти.
В судебном заседании представитель заявителя Соколова Т.А. жалобу поддержала.
Представитель Государственного таможенного комитета РФ Баландина Г.В. с жалобой не согласилась и просила об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемое Положение принято ГТК РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями ст.115 ТК РФ.
Выслушав объяснения представителей ОАО "Новосибирскхлебопродукт" и Государственного таможенного комитета РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд РФ находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.115 Таможенного кодекса РФ за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы Российской Федерации, взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом РФ, исходя из средней стоимости оказанных услуг.
Как установлено судом, во исполнение требований вышеприведенной нормы Закона приказом Государственного таможенного комитета РФ от 7 октября 1993 г. N 388 было утверждено Положение "О временном хранении (складах временного хранения), из содержания п.п.11.3 и 12.10 которого следует, что при ликвидации склада владелец склада уплачивает таможенные сборы за хранение товаров и транспортных средств в размерах, установленных для складов временного хранения, учрежденных таможенными органами.
За хранение товаров и транспортных средств на складе временного хранения, владельцем которого является таможенный орган, взимаются таможенные сборы за хранение в следующих размерах:
за хранение товаров - сумма, эквивалентная 0,04 ЭКЮ, за килограмм в сутки;
за хранение транспортных средств - сумма, эквивалентная 3 ЭКЮ, за единицу (морское, речное или воздушное судно, вагон, автомобиль и т.п.) в сутки.
Неполные сутки считаются за полные, вес округляется до полных величин по правилам округления.
Региональные таможенные управления могут устанавливать дифференцированные размеры сборов за хранение, не превышающие предусмотренных настоящим Положением, для конкретных складов, исходя из их местонахождения, сложившейся конъюнктуры цен на складские услуги, заполняемости складских помещений и иных экономических факторов.
По утверждению представителя ГТК РФ Баландиной Г.В. оспариваемые заявителем пункты Положения приняты Государственным таможенным комитетом РФ в пределах, предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями ст.115 Таможенного кодекса РФ.
Данное утверждение материалами дела не опровергнуто. Не представлено по существу в его опровержение, кроме рассуждений общего характера о их неправомерности, и каких-либо доказательств самим заявителем. При таких данных суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для признания недействительными оспариваемых пунктов Положения не имеется.
Довод заявителя о том, что ГТК РФ превысил свои полномочия, установив своим нормативным актом непредусмотренный законом Таможенный сбор, не может быть принят во внимание, поскольку он ни на чем не основан и опровергается содержанием ст.ст.110 и 115 Таможенного кодекса РФ. В частности, ст.110 Таможенного кодекса РФ предусматривает в качестве таможенного платежа таможенные сборы за хранение товаров. Статьей 115 этого же Кодекса также предусмотрены таможенные сборы за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы РФ, т.е. Таможенные сборы за хранение товаров, установлены, как это и предусмотрено ст.57 Конституции РФ, соответствующим законом, а не оспариваемым нормативным актом Государственного таможенного комитета РФ.
Что касается размера таких таможенных сборов, то согласно ст.115 названного Кодекса его определение отнесено к ведению Государственного таможенного комитета РФ, которым это право и было реализовано в принятом им Положении, в том числе его пунктах 11.3 и 12.10, что не противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Исходя из того, что таможенные сборы за хранение установлены законом, а Государственным таможенным комитетом РФ в соответствии с этим же законом определен лишь их размер, у суда не имеется каких-либо оснований полагать о том, что оспариваемые пункты Положения приняты им с превышением своих полномочий и без соблюдения требований закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу открытого акционерного общества "Новосибирскхлебпродукт" о признании недействительными пунктов 11.3 и 12.10 Положения о временном хранении (складах временного хранения), утвержденного приказом Государственного таможенного комитета РФ от 7 октября 1993 г. N 388 (в редакции приказа ГТК РФ от 18 декабря 1995 г. N 751), оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно пункту 11.3 Положения о временном хранении (складах временного хранения), утвержденного приказом ГТК РФ от 07.10.1993 г. N 388, при ликвидации склада владелец склада уплачивает таможенные сборы за хранение товаров и транспортных средств в размерах, установленных для складов временного хранения, учрежденных таможенными органами. При этом п.12.10 названного Положения утверждены размеры таможенных сборов за хранение товара на складах временного хранения.
Посчитав, что в данном случае ГТК РФ установило федеральный сбор, который может быть установлен только законом, общество обжаловало приведенные нормы Положения о временном хранении в Верховный Суд РФ.
Как указал Суд при рассмотрении настоящего дела, согласно ст.115 Таможенного кодекса РФ 1993 г. за хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы РФ, взимаются таможенные сборы в размерах, определяемых Государственным таможенным комитетом РФ исходя из средней стоимости оказанных услуг.
Именно на основе данной нормы ГТК РФ утвердил оспариваемое Положение о временном хранении. Следовательно, принимая данный нормативный правовой акт, ГТК РФ реализовал свои полномочия, предусмотренные законом.
При этом Суд отметил, что сборы за хранение товара на складах временного хранения установлены не ведомственным актом ГТК РФ, а Таможенным кодексом РФ, то есть законом, что говорит о соблюдении ст.57 Конституции РФ, устанавливающей принцип законности установления налогов и сборов.
Оспариваемыми нормами определен лишь размер данных сборов, что само по себе не свидетельствует об их установлении подзаконным актом.
Учитывая вышеизложенное, Верховный Суд оставил без удовлетворения жалобу общества.
Решение Верховного Суда РФ от 17 сентября 1999 г. N ГКПИ99-676
Текст решения размещен на сервере Верховного суда РФ в Internet (www.supcourt.ru:8000/cyrillic/dli/)
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 ноября 1999 г. N КАС 99-302 настоящее Решение оставлено без изменения