Решение Верховного Суда РФ от 26 октября 1999 г. N ГКПИ99-846
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 2 декабря 1999 г. N КАС99-330 настоящее решение оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения
См. также Решение Верховного Суда РФ от 19 ноября 1999 г. N ГКПИ99-934
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Ю.Д.Редченко
при секретаре М.А.Емельяновой
с участие прокурора А.В.Федотовой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Паниной Наталии Николаевны о признании незаконными (недействующими) "Разъяснений о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной компании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва", утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 августа 1999 года N 8/52-3, в части запрета на рекламу указанных в пунктах 7 и 8 данных Разъяснений лиц и организаций, а также осуществление ими благотворительной деятельности до подачи этими лицами заявления в избирательную комиссию о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы, установил:
Панина Н.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что содержащиеся в пунктах 7 и 8 Разъяснений положения, в части запрета на рекламу физических и юридических лиц и осуществление ими благотворительной деятельности в период с 10 августа 1999 года до подачи этими лицами в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы, не соответствуют требованиям Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации " и Конституции Российской Федерации.
В жалобе указывает также на то, что с учетом указанных разъяснений для гражданина, не принявшего к дате опубликования Указа Президента Российской Федерации (10 августа 1999 г.) о назначении выборов решения об участии в выборах в качестве кандидата в депутаты, осуществление им разрешенной законом благотворительной деятельности, а также опубликование статей о его деятельности без связи с выборами депутатов Государственной Думы в том числе в форме имиджевой рекламы фактически влекут невозможность его участия в выборах в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы в случае, если он позднее принял решение об этом, что является ограничением его пассивного избирательного права без законных на то оснований.
В судебное заседание заявительница Панина Н.Н. не явилась. Из поступившего от нее сообщения следует, что она не возражает против рассмотрения дела в ее отсутствие и кроме того утверждает, что действие п.8 ст.48 и п.3 ст.60 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ", содержащие указанные выше запреты, распространяется лишь на граждан, ставших кандидатами в депутаты и лишь со временем приобретения ими такого статуса, а не со дня начала избирательной кампании.
Представители Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Смирнов А.А. и Егорова А.А. с жалобой не согласились и пояснили при этом о том, что положения, содержащиеся в п.п.7 и 8 Разъяснений Центризбиркома Российской Федерации, полностью соответствуют требованиям Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и избирательных прав граждан не нарушают.
Выслушав объяснения представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать. Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 ст.41 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (долее Закон о выборах депутатов) не имеют права заниматься благотворительной деятельностью в ходе избирательной кампании кандидаты, избирательные объединения, а также организации, учредителями, собственниками, владельцами или членами руководящих органов которых являются указанные лица, а равно иные физические и юридические лица, действующие по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций.
Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, их уполномоченных представителей.
Аналогичные требования по этому вопросу содержатся и в п.8 ст.48 названного выше Федерального закона в отношении зарегистрированных кандидатов.
Согласно п.3 ст.52 этого же Закона запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы (включая и рекламу коммерческой и иной деятельности кандидатов) благотворительным организациям и религиозным объединениям, а также учреждениям или организациям. Как установлено судом, постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 августа 1999 г. N 8/52-3 были утверждены указанные выше Разъяснения из содержания пунктов 7 и 8 которых следует, что любая реклама коммерческой и иной деятельности кандидатов, на период с 10 августа 1999 года до регистрации кандидата должна быть приостановлена, а с момента указанной регистрации может проводиться исключительно за счет средств соответствующего избирательного фонда.
С этого же времени запрещается физическим и юридическим лицам осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, избирательных объединений и на этот период такая деятельность указанных лиц должна быть приостановлена.
По утверждению представителей Центризбиркома Российской Федерации Смирнова А. А. и Егорова А.А. содержащиеся в приведенных положениях Разъяснений ограничения касаются только граждан, ставших кандидатами в депутаты, и именно со дня приобретения ими такого статуса, т.е. с того времени, как это и указано в законе.
Учитывая, что политические общественные объединения, являющиеся юридическими лицами, приобретают статус избирательного объединения со дня опубликования Указа Президента Российской Федерации о начале избирательной кампании, а граждане соответственно могут приобрести статус кандидата в депутаты также с этого же дня, то в Разъяснениях и было указано о необходимости приостановления данными лицами рекламной и благотворительной деятельности, связанной с выборами депутатов Государственной Думы, со дня начала избирательной кампании, что полностью соответствует требованиям закона.
В случае, если проводимая рекламная и благотворительная деятельность физических и юридических лиц после объявления начала избирательной кампании никак не связана с выборами депутатов Государственной Думы, она продолжает осуществляться в соответствии с действующим на этот счет законодательством Российской Федерации.
Данное утверждение представителей Центризбиркома Российской Федерации материалами дела не опровергнуто.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для отмены оспариваемых положений Разъяснений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не имеется.
Довод заявительницы Паниной Н.Н. о том, что Разъяснения Центризбиркома Российской Федерации в отличие от положений, содержащихся в п.4 ст.41 и п.8 ст.48 Федерального закона о выборах депутатов, ограничивают права граждан на проведение рекламной и благотворительной деятельности со дня объявления избирательной кампании, а не со дня, когда гражданин приобрел статус кандидата, как это предусмотрено законом, не может быть в данном случае принят во внимание, поскольку, установленные Разъяснениями, ограничения с указанного выше времени касаются названной деятельности, если она связана с выборами депутатов и носит агитационных характер. Если такая деятельность не имеет отношения к выборам депутатов, на нее указанные ограничения не распространяются. Заявительницей в подтверждение довода о нарушении предусмотренного законом ее права на осуществление рекламной и благотворительной деятельности, не связанной с выборами депутатов, после объявления начала избирательной кампании каких-либо доказательств не представлено и ее вывод об этом по существу основывается лишь на предположениях без учета фактического содержания оспариваемых пунктов Разъяснений. Не может быть признана обоснованной и ссылка Паниной Н.Н. на то, что данными Разъяснениями, в нарушение требований ст.32 Конституции Российской Федерации, были установлены дополнительные ограничения права граждан быть избранными в органы государственной власти, т.к. она ни на чем не основана и опровергается содержанием оспариваемых пунктов Разъяснений, из которых следует, что они такого рода ограничений не содержат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу Паниной Наталии Николаевны о признании незаконными "Разъяснений о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва", утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 августа 1999 года N 8/52-3, в части запрета на рекламу указанных в пунктах 7 и 8 этих Разъяснений лиц и организаций и осуществление ими благотворительной деятельности до подачи ими в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 26 октября 1999 г. N ГКПИ99-846
Текст решения размещен на сервере Верховного суда РФ в Internet (www.supcourt.ru:8000/cyrillic/dli/)