См. комментарий к настоящему письму
С 1 января 2001 года взамен страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды введен единый социальный налог. См. справку
Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ, на основании которого издано настоящее письмо, утратил силу с 1 января 2001 г.
В связи со вступлением в силу с 10 января 2000 г. Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)" Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает следующее.
Вышеназванным Федеральным законом внесены изменения в нормы, регулирующие правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
1. Уточнена редакция нормы о регистрации в качестве плательщиков страховых взносов индивидуальных предпринимателей, не только осуществляющих прием на работу по трудовому договору (контракту), но также заключающих договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также авторские договоры (абзац 1 пункта 2 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).
Следует отметить, что речь идет об уплате страховых взносов по данным договорам только в том случае, если договор заключен с физическим лицом (гражданином).
2. Пунктом 2 новой редакции Порядка изменены нормы о регистрации плательщиков страховых взносов в органах Пенсионного фонда Российской Федерации.
В 30-дневный срок со дня государственной регистрации плательщики страховых взносов обязаны зарегистрироваться в соответствующих органах ПФР, а до завершения формирования этих органов - у уполномоченных Пенсионного фонда Российской Федерации в районах и города (далее - соответствующий орган):
работодатели из числа юридических лиц, в том числе международные организации, осуществляющие свою деятельность и зарегистрированные в качестве юридического лица на территории Российской Федерации, в отношении граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, - по месту их нахождения.
Следует отметить, что международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено, что международная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации без государственной регистрации. В этом случае в силу закрепленного статьей 15 Конституции Российской Федерации приоритета норм международного права над нормами российского законодательства регистрацию международной организации в качестве плательщика страховых взносов на территории Российской Федерации следует осуществлять по месту ее нахождения на территории Российской Федерации и относительно даты начала ее деятельности на территории Российской Федерации в соответствии с международным договором;
коллегии адвокатов - по месту их нахождения;
родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования.
В отношении родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" особенности организации и деятельности общин малочисленных народов и иных объединений малочисленных народов регулируются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Поскольку в настоящее время соответствующий федеральный закон отсутствует, то субъектами Российской Федерации в соответствии с вышеназванными федеральными законами могут издаваться законы, регулирующие вопросы организации и деятельности указанных общин. Таким образом, регистрацию родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера следует осуществлять по месту нахождения указанных общин также с учетом законов субъектов Российской Федерации по данному вопросу, которые не должны нарушать федеральные законы в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации;
Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации см. Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ
индивидуальные предприниматели - по месту их жительства, а в случае осуществления деятельности в другом месте - по месту осуществления этой деятельности;
крестьянские (фермерские) хозяйства - по месту их нахождения.
В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Таким образом, государственной регистрации должно подлежать само фермерское хозяйство, а не его глава.
На основании изложенного, а также с учетом того, что федеральный закон, устанавливающий специальный порядок государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств, до настоящего времени не принят, впредь до принятия данного федерального закона регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств должна осуществляться с учетом норм, установленных по данному вопросу законами субъектов Российской Федерации, не противоречащих федеральному законодательству;
работодатели из числа иностранных юридических лиц, а также их обособленных подразделений, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, в отношении граждан, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", регистрируются в органах Пенсионного фонда Российской Федерации в 30-дневный срок со дня заключения трудового договора (контракта), договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг авторского договора с физическими лицами, имеющими право на пенсионное обеспечение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, - по месту жительства указанных лиц.
Рекомендации по регистрации в отделениях Пенсионного фонда Российской Федерации иностранных юридических лиц в качестве плательщиков страховых взносов по месту жительства лиц, с которыми заключаются вышеуказанные договоры, будут доведены до региональных отделений дополнительно.
Частные детективы регистрируются в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их жительства, а в случае осуществления деятельности в другом месте - по месту осуществления этой деятельности в 30-дневный срок со дня получения лицензии на право осуществления частной сыскной деятельности в соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Занимающиеся частной практикой нотариусы регистрируются в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их жительства, а в случае осуществления деятельности в другом месте - по месту осуществления этой деятельности в 30-дневный срок со дня назначения их на должность в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1.
Граждане, осуществляющие прием на работу по трудовому договору (контракту), заключающие договоры гражданско-правового характера с физическими лицами, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, авторские договоры и выплачивающие вознаграждения по указанным договорам, за исключением договоров, заключенных с индивидуальными предпринимателями, регистрируются в органах Пенсионного фонда Российской Федерации в 30-дневный срок со дня заключения соответствующих договоров по месту жительства этих лиц.
Регистрация указанной категории плательщиков страховых взносов в органах ПФР осуществляется по месту жительства нанимателя, а не по месту жительства нанимаемого лица. В случае заключения нескольких договоров, в соответствии с которыми гражданин должен быть зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов, он регистрируется в органах Пенсионного фонда Российской Федерации один раз. При этом гражданин должен быть зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение всего периода действия договора (договоров). После окончания срока действия договора (договоров) гражданин должен быть снят с учета в органах Пенсионного фонда Российской Федерации.
3. Порядок не содержит норм относительно регистрации в качестве плательщиков страховых взносов обособленных подразделений юридических лиц, однако необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) к плательщикам страховых взносов относятся и обособленные подразделения юридических лиц.
Абзац 2 пункта 2 Порядка обязывает всех плательщиков страховых взносов зарегистрироваться в течение 30 дней. Обособленные подразделения получают права работодателя с момента предоставления им права осуществлять наем и увольнение работников. В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации факт предоставления обособленным подразделениям (филиалам и представительствам) прав найма работников подтверждается положением о данном структурном подразделении, утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, либо доверенностью.
4. Законодательно закреплена норма о том, что банки и иные кредитные организации открывают расчетные и иные счета плательщикам страховых взносов при предъявлении ими документа, подтверждающего регистрацию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации (абзац 9 пункта 2 Порядка).
Указанное требование распространяется на порядок открытия всех счетов в кредитных организациях, за исключением депозитных. Требование об обязательном представлении документов, подтверждающих регистрацию в качестве плательщика страховых взносов, при открытии депозитного счета предъявляется только к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
5. Абзацами 11 - 15 пункта 2 Порядка введены требования, обязывающие плательщиков - юридических лиц сообщать в органы Пенсионного фонда Российской Федерации о своей ликвидации или реорганизации, об изменении своих учредительных документов, о создании или ликвидации дочернего хозяйственного общества, представительства или филиала, обо всех открытых (закрытых) банковских счетах, и установлены сроки исполнения этих требований, а абзацами 3 и 5 пункта 7 - штрафные санкции за их нарушение.
Региональным отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо довести до сведения плательщиков вновь установленные требования и осуществлять контроль за их исполнением.
Обращаем внимание на то, что в соответствии со статьями 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица может быть осуществлена в следующих формах:
слияние с другим юридическим лицом;
присоединение к данному юридическому лицу другого юридического лица, разделение юридического лица;
выделение из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц;
преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы).
Представляемые сведения должны содержать всю необходимую информацию о проводимой реорганизации либо ликвидации, в частности вид реорганизации, сведения о юридических лицах, участвующих в реорганизации, условия правопреемства и др.
Сведения, представляемые плательщиками страховых взносов в соответствии с пунктом 2 Порядка, следует считать представленными надлежащим образом в случае их представления в письменном виде за подписью руководителя организации либо иного уполномоченного лица, заверенной печатью организации, в сроки, определенные Порядком. При этом срок представления сведений определяется по дате поступления сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации либо в случае направления сведений по почте - по дате отправления документов по почтовому штемпелю.
6. Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ изменены порядок и сроки уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 4 Порядка установлено, что все работодатели (кроме указанных в пп.4.3, 4.4 Порядка) уплачивают страховые взносы в ПФР одновременно с получением (перечислением) в банках и иных кредитных организациях средств для осуществления выплат в пользу работников, в том числе авансовых и единовременных, по всем основаниям. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы работников, включая работающих пенсионеров.
Это означает, что страховые взносы в размере установленного тарифа уплачивают при каждом получении (перечислении) в банках и иных кредитных организациях средств на выплаты работникам пропорционально этим суммам. При этом независимо от того, произведен ли расчет с работниками по выплатам, начисленным в их пользу за предыдущий месяц, в полном объеме, начисленные страховые взносы должны быть уплачены полностью не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены.
При истребовании средств на выплаты в пользу работников в учреждениях банка или других кредитных организациях в полном объеме в текущем месяце сроком уплаты страховых взносов за текущий месяц считается день фактического получения выплат.
В соответствии с пунктом 4.1 новой редакции Порядка за адвокатов страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации уплачивают коллегии адвокатов не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления выплат адвокатам.
Работодатели, не имеющие счетов в банках и иных кредитных организациях, а также работодатели, производящие выплаты в пользу работников по всем основаниям наличными средствами (из сумм выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, оборотных денежных средств в кассе или иных наличных средств) или в иной форме, уплачивают страховые взносы в дни фактической выдачи заработной платы (авансы), но не позднее 15-го числа месяца следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы (пункт 4.2 Порядка).
Действие данной нормы распространяется на тех работодателей, которые, осуществляя наем работников, не имеют счетов в кредитных организациях и осуществляют выплаты в пользу работников наличными средствами либо в иной форме. Данная категория плательщиков страховых взносов уплачивает страховые взносы в дни осуществления выплат работникам (в том числе авансовых). При этом окончательный расчет по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации должен быть произведен не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены страховые взносы, вне зависимости от того, произведен ли расчет по заработной плате с работниками.
Установлены порядок и сроки уплаты страховых взносов для работодателей, которым в силу условий труда установили в соответствии с законодательством Российской Федерации оплату за труд по конечным результатам работы (пункт 4.3 Порядка).
Указанная категория плательщиков уплачивает страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с авансовых выплат на оплату труда работников по всем основаниям независимо от источников финансирования в день фактического осуществления расчетов с работниками по указанным выплатам. При этом ежемесячно должно быть уплачено не менее суммы страховых взносов, исчисленных исходя из минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, за каждого работника.
При окончательном расчете по оплате труда уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации плательщиками производится в срок фактического получения в банках и иных кредитных организациях средств на оплату труда, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который произведен окончательный расчет по оплате труда.
В случае если авансовые платежи работникам не уплачивались, то работодатель должен перечислить в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы, исчисленные исходя из минимального размера оплаты труда, за каждого работника в срок до 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором не производились выплаты.
Для организаций, указанных в пункте 4.4 Порядка (работодатели - организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, имеющим сезонный характер), установлены сроки уплаты страховых взносов в период с 1 января по 30 сентября пропорционально выплаченным авансам, но не менее сумм страховых взносов, исчисленных исходя из минимального размера оплаты труда, в день фактического получения средств в банках, а при расчетах наличными - в день фактических расчетов, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который должны быть произведены выплаты в пользу работников.
Окончательные расчеты по страховым взносам, начисленным в пользу работников по всем основаниям в текущем году, производятся в период с 1 октября по 31 декабря в срок фактического получения средств в банках, а при расчетах наличными - в день фактических расчетов с работниками, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведены расчеты.
При отнесении плательщиков к организациям, занятым производством сельскохозяйственной продукции, имеющим сезонный характер, следует руководствоваться письмом ПФР от 27 апреля 1999 г. N ЕВ-16-27/3940.
Если плательщики, поименованные в пп.4.3, 4.4 (работодатели, которые в силу условий труда установили в соответствии с законодательством Российской Федерации оплату за труд по конечным результатам работы, а также работодатели - организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции, имеющим сезонный характер), представляют "нулевую" (без начисления страховых взносов на авансовые платежи) расчетную ведомость, то отделения ПФР производят доначисление страховых взносов исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством и действующего в периоды, за которые производится доначисление, и численности работников, указанной в расчетной ведомости. По результатам составляется акт камеральной проверки с начислением сумм пеней на доначисленные страховые взносы.
Пунктом 4.5 новой редакции Порядка установлены нормы, регулирующие уплату страховых взносов плательщиками, заключающими с гражданами договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, авторские договоры и выплачивающими вознаграждения по указанным договорам.
Данная норма распространяется на всех, без исключения, плательщиков страховых взносов, за исключением случаев, когда получателем вознаграждения по вышеуказанному договору является индивидуальный предприниматель.
При определении сроков уплаты страховых взносов данной категорией плательщиков страховых взносов следует руководствоваться письмом Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.99 N КА-16-27/10932.
Порядок уплаты страховых взносов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями (в том числе являющимися субъектами малого предпринимательства, а также уплачивающими единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности), частными детективами и нотариусами, занимающимися частной практикой, с принятием Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ не изменился.
7. В соответствии с пунктом 6 новой редакции Порядка по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов, в том числе при сдаче расчетных ведомостей.
Пени начисляются на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
С учетом изложенного при расчете пеней принимается во внимание ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая с момента образования недоимки до момента ее погашения. В случае изменения ставки рефинансирования в пределах указанного периода сумма пеней рассчитывается также периодами с применением различных ставок рефинансирования.
Банкам и другим кредитным организациям за несвоевременное перечисление или зачисление по вине банков всех платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации установлены пени за каждый день просрочки в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента.
Вышеуказанные размеры пеней для плательщиков страховых взносов и банков следует применять с 17 августа 1999 года.
Письмо ПФР от 27 апреля 1999 г. N ЕВ-16-27/3940 в 2000 году в части сроков уплаты страховых взносов, размеров пеней и штрафных санкций не применяется. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов в ПФР в соответствии со сроками, установленными Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ, за период до 1 апреля 2000 г. не начисляются в части уплаты страховых взносов с авансовых и единовременных выплат.
Пунктом 7 новой редакции Порядка уточнены порядок применения и виды штрафных санкций за нарушение законодательства об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".
Абзац второй пункта 7 Порядка не применяется по основаниям, изложенным в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.01.2000 N КА-09-27/657.
При взыскании штрафных санкций за сокрытие (занижение) фонда оплаты труда следует применять статью 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с многочисленными вопросами о штрафах (письмо ПФР от 27 января 2000 г. N КА-09-27/657) Пенсионный фонд Российской Федерации сообщает, что штрафные санкции в размере 20% от неуплаченных сумм страховых взносов применяются, только если при проведении документальной проверки выявлены факты занижения выплат, начисленных в пользу работников, на которые страховые взносы не начислены, или факты неправильного исчисления страховых взносов (например, 1% удержан с работников, 28% не начислено, или неправильно применен тариф страховых взносов: вместо 28% начислено 20,6% и др.).
При этом следует иметь в виду, что неуплаченными суммами страховых взносов считаются те суммы, которые в результате доначисления страховых взносов подлежат уплате по итогам проверки. Излишне перечисленные суммы взносов, в том числе и ошибочно начисленные на выплаты, не включаемые по действующему законодательству в базу для начисления страховых взносов, учитываются в итоговой сумме взносов, подлежащей уплате по акту документальной проверки. Если итоговая сумма равна нулю или исчислена со знаком "минус", то штраф не взимается, так как в этих случаях сумма, подлежащая уплате плательщиком, отсутствует.
В отличие от штрафных санкций, которые были предусмотрены ранее действовавшим Порядком уплаты страховых взносов, настоящим Порядком введен штраф за несвоевременную регистрацию в качестве плательщика (для юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, индивидуальных предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов) в органах ПФР в размере 10% причитающихся к уплате страховых взносов в ПФР со дня государственной регистрации, получения лицензий, назначения на должность.
Таким образом, при обращении плательщика в органы ПФР с заявлением о регистрации в качестве плательщика по истечении 30-дневного срока со дня государственной регистрации (получения лицензии, назначения на должность), на него налагается штраф (прежде взыскивался штраф за отказ от регистрации в качестве плательщика).
В связи с изложенным, письмо ПФР от 25 августа 1997 г. N ЕВ-16-11/6275-ИН "О некоторых вопросах, связанных с регистрацией индивидуальных предпринимателей в ПФР" следует применять в части, не противоречащей Федеральному закону от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ.
Наряду со штрафом в размере 10% причитающихся за отчетный квартал к уплате страховых взносов в ПФР за непредставление в установленные сроки расчетной ведомости установлены штрафы за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, указанных в абзацах 12 - 15 пункта 2 Порядка и представляемых в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Штраф налагается за каждое нарушение, предусмотренные абзацами 3, 5 пункта 7 Порядка. В случае совершения нескольких нарушений (одновременно), выявленных при проверке, штраф налагается за каждое нарушение.
В отношении финансовой санкции, применяемой к плательщикам, осуществляющим уплату страховых взносов в ПФР с декларируемых доходов, за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений о суммах доходов, необходимых для исчисления авансовых платежей в ПФР, и других сведений, представляемых в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", следует иметь в виду, что декларация о фактически полученных доходах и произведенных затратах представляется физическими лицами налоговому органу по месту жительства не позднее 30 апреля года, следующего за текущим (пункт 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц"). При этом декларированию подлежат как фактически полученные доходы, так и предполагаемый доход, указываемый в подпункте 5.1 пункта 5 декларации о доходах за 1999 г. (приложение 6 к Инструкции Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. N 35). При этом физические лица вправе в месячный срок после подачи в налоговый орган декларации о доходах уточнить данные, заявленные ими в этой декларации. В соответствии с пунктом 48 вышеназванной Инструкции перерасчет по фактически полученному совокупному доходу за истекший год должен быть закончен налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.
Таким образом, для упомянутых категорий плательщиков установленной датой представления в орган ПФР сведений о фактическом доходе за прошлый год и о предполагаемом - на текущий год следует считать 1 июля года, следующего за отчетным.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" физические лица, впервые привлекаемые к уплате подоходного налога с доходов от предпринимательской или иной деятельности, подают декларацию в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления источников указанных доходов. В декларации указываются размер дохода, полученного ими за первый месяц деятельности, и размер ожидаемого дохода до конца текущего года. Таким образом, упомянутые физические лица должны представлять в орган ПФР информацию о предполагаемом доходе в эти же сроки. Что касается понятий "неполные и (или) недостоверные сведения о суммах дохода", то в соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 29 июня 1995 г. N 35 в случае значительного увеличения или уменьшения в течение года дохода плательщика налоговый орган по его заявлению производит перерасчет авансовой суммы налога по ненаступившим срокам уплаты. Если плательщик в данном случае не представит в орган ПФР уточненные сведения о предполагаемом доходе, представленные им первичные сведения о предполагаемом доходе следует считать неполными и (или) недостоверными.
Финансовая санкция, установленная абзацем 5 пункта 5 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ, может быть применена за каждое из перечисленных нарушений.
Абзац 13 пункта 3 Федерального закона от 2 января 2000 г., касающийся уплаты страховых взносов крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, следует применять в части, не противоречащей Федеральному закону от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ.
Следует иметь в виду, что Инструкция о порядке уплаты страховых взносов, работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденная постановлением Правления ПФР от 11 ноября 1994 г. N 258, может применяться в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, регулирующему вопросы уплаты страховых взносов в ПФР.
В связи с поступающими из региональных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации запросами о применении норм Федерального закона от 02.01.2000 N 38-ФЗ наряду с нормами Налогового кодекса Российской Федерации сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Таким образом, Федеральный закон от 02.01.2000 N 38-ФЗ, создающий новую редакцию Порядка, является специальным нормативным правовым актом, регулирующим порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и подлежит применению наряду с Налоговым кодексом Российской Федерации, при этом нормы Налогового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникающим между Пенсионным фондом Российской Федерации и плательщиками, в той мере, в какой они не входят в противоречие с Порядком.
Правильность данной позиции подтверждается также мнением заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Войкова О.В. по вопросу применения Налогового кодекса Российской Федерации (Российская юстиция, 1999, N 11).
Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 25.02.99 N ВБ-09-27/1870 считать утратившим силу.
Председатель Правления
Пенсионного фонда
Российской Федерации |
М.Зурабов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ПФР от 27 марта 2000 г. N М3-16-27/2425 "О применении Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ"
Текст письма опубликован в еженедельном приложении к газете "Финансовая Россия" от 25 апреля 2000 г., N 16, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", от 6 мая 2000 г., N 9, в газете "Налоги", июнь 2000 г., N 22, в Бюллетене Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2000 г., N 6