Разъяснение Минфина РФ от 14 июля 1999 г. N 19-04/02-285
В связи с поступающими запросами от федеральных органов исполнительной власти, финансовых органов субъектов Российской Федерации и управлений федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации по вопросам формирования и использования бюджетных средств Государственного фонда борьбы с преступностью Правовой департамент сообщает следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" в доходы федерального бюджета на 1999 год включаются средства целевых бюджетных фондов, в том числе средства Государственного фонда борьбы с преступностью.
Статья 73 вышеназванного Федерального закона, а также Положение о Государственном фонде борьбы с преступностью, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1272, определяют источники формирования указанного Фонда. Одним из источников формирования являются денежные средства в размере 15 процентов средств, взысканных в качестве штрафов, налагаемых в административном порядке, а также по вступившим в законную силу приговорам судов (судей), за исключением средств, в отношении которых установлен особый порядок распределения.
В связи с вышеизложенным денежные средства в размере 15 процентов от средств, взысканных в качестве штрафов по вступившим в законную силу приговорам судов (судей), а также 15 процентов от суммы штрафов, налагаемых за административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законодательством и в отношении которых не установлен особый порядок распределения соответствующим Федеральным законом, должны быть направлены непосредственно плательщиками в федеральный бюджет. Так, например, в соответствии со статьей 23 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" должностные лица и граждане, виновные в нарушении ветеринарного законодательства Российской Федерации, несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с настоящим Законом и другими актами законодательства Российской Федерации. Однако в отношении сумм штрафов, взысканных в административном порядке, в этом Законе не определен порядок распределения этих средств. Следовательно, денежные средства в размере 15 процентов от средств, взысканных в качестве штрафов по вступившим в законную силу приговорам судов (судей), а также 15 процентов от суммы штрафов, налагаемых за административные правонарушения, должны быть направлены в федеральный бюджет.
Что касается штрафов, в отношении которых установлен особый порядок распределения соответствующим Федеральным законом, то такие средства подлежат перечислению непосредственно получателям, установленным этим Федеральным законом. В частности:
- статья 31 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" предусматривает, что сумма штрафа, уплаченная рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем, зачисляется в соответствующие бюджеты в следующем соотношении: 40 процентов - в федеральный бюджет, 60 процентов - в бюджет субъекта Российской Федерации;
- в соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" средства, полученные от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, направляются: 50 процентов - в федеральный бюджет, 50 процентов - в соответствующие фонды пожарной безопасности;
- статья 21 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" предусматривает, что за счет штрафов за экологические правонарушения формируются экологические фонды, средства которых запрещается расходовать на цели, не связанные с природоохранной деятельностью. Статьей 84 вышеназванного Закона определено, что суммы взыскиваемых штрафов, налагаемых в административном порядке, перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов;
- Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. N 4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" определен порядок зачисления сумм штрафов в соответствующие бюджеты, а также на счет соответствующего органа Государственного архитектурно-строительного надзора;
- в Законе Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" ответственность за нарушение требований вышеназванного Закона не определена как административная. Однако Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 12 мая 1998 г. N 14-П и определение от 1 апреля 1999 г. N 29-О) определил, что предусмотренная названным Законом ответственность является публично-правовой, а именно административной. Таким образом, штрафы, налагаемые на организации, а также на физических лиц за нарушение Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", являются административными штрафами, но в соответствии со статьей 73 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" не подлежат перечислению в размере 15 процентов от сумм штрафов в Государственный фонд борьбы с преступностью, так как для этих средств установлен особый порядок распределения и получатели таких средств определены Законом Российской Федерации от 18 июня 1993 г. N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Статья 7 вышеназванного Закона предусматривает, что 20 процентов от общей суммы штрафов, взысканных в соответствии с этой статьей, зачисляются в республиканский бюджет Российской Федерации для финансирования деятельности налоговых органов, а 80 процентов - в местный бюджет.
Что касается вопроса использования средств Государственного фонда борьбы с преступностью, то в соответствии со статьей 73 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" средства Государственного фонда борьбы с преступностью в 1999 году направляются на приобретение вооружения, специальной техники и средств связи в пределах утвержденного государственного оборонного заказа на эти цели и распределяются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1272 "Об утверждении Положения о Государственном фонде борьбы с преступностью" и пунктами 1 и 3 самого Положения Фонд создан для финансирования мероприятий, направленных на реализацию федеральной и региональных программ по борьбе с преступностью. Таким образом, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по представлении соответствующих заявок, могут стать получателями средств указанного Фонда для реализации этих региональных программ.
Руководитель Департамента |
Ю.С. Ивакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснение Минфина РФ от 14 июля 1999 г. N 19-04/02-285
Текст разъяснения размещен на сервере Федерального Компьютерного Центра фондовых и товарных информационных технологий Мингосимущества России (ФТ-центр), правопреемника ГВЦ Госснаба СССР в Internet (www.db.ftcenter.ru)