С 1 января 2001 года взамен страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды введен единый социальный налог. См. справку
Фонд социального страхования Российской Федерации сообщает, что 2 января 2000 года принят Федеральный закон N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" ("Российская газета" от 6 января 2000 года N 4). Указанный Закон вступил в силу со дня его официального опубликования (6 января 2000 года).
Доходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год сформированы с учетом страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые плательщики должны уплачивать в Фонд в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". При этом статьей 7 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" установлено, что в 2000 году обеспечение Фондом страховых выплат пострадавшим и других расходов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний может производиться за счет общих доходов по бюджету Фонду.
Кроме того, Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" содержит ряд норм, действие которых во времени не ограничивается 2000 годом (статьи 8, 9 и 10). Эти нормы являются нормами прямого действия, и исполнительные органы Фонда, а также страхователи и банки обязаны руководствоваться ими со дня вступления в силу указанного Закона. При этом необходимо обратить внимание на следующее.
1. В статье 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" (далее - Закон о бюджете Фонда) предусмотрена обязанность работодателей - организаций и граждан, осуществляющих прием на работу по трудовому договору (контракту), регистрироваться в качестве страхователей в исполнительных органах Фонда. При этом установлено, что заявление о регистрации в качестве страхователя подается организацией в исполнительный орган Фонда в течение 10 дней после ее государственной регистрации, а гражданином (физическим лицом) в течение 10 дней после заключения трудового договора (контракта) с первым из нанимаемых работников.
Таким образом, сроки регистрации работодателей в качестве страхователей в исполнительных органах Фонда сокращены с 30 до 10 дней со дня государственной регистрации или заключения трудового договора соответственно и приведены в соответствие со сроками, предусмотренными Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (часть первая статьи 6) и частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 83).
Кроме того, статьей 8 установлено, что банки и иные кредитные организации открывают расчетные и иные счета при предъявлении организациями документа, подтверждающего регистрацию в качестве страхователей.
В случае невыполнения работодателями, а также банками или иными кредитными организациями обязанностей, предусмотренных в статье 8 Закона о бюджете Фонда, к ним следует применять финансовые санкции в соответствии со статьей 10 Закона о бюджете Фонда и частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
2. В соответствии со статьей 9 Закона о бюджете Фонда исполнительные органы Фонда вправе направлять в банк инкассовые поручения (распоряжения) на перечисление сумм недоимок и пеней с рублевых расчетных (текущих) или валютных счетов плательщика страховых взносов - юридического лица, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Не производится также взыскание с депозитных счетов плательщика страховых взносов, если не истек срок действия депозитного договора.
Данный порядок аналогичен порядку взыскания налога, сбора, а также пени, предусмотренному статьей 46 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
3. Статьей 10 Закона о бюджете Фонда устанавливается, что начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в Фонд, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Во втором предложении данной статьи по аналогии со статьей 117 части первой Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается взыскание штрафа за ведение деятельности организацией без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда. При этом, в отличие от Налогового кодекса Российской Федерации, в Законе о бюджете Фонда предусмотрен штраф в размере 10% не от доходов, полученных в результате такой деятельности, сведениями о которых исполнительные органы Фонда исходя из своей компетенции не располагают, а от выплат, начисленных в пользу работников.
Учитывая дату вступления в силу Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", суммы пеней и штрафов, начисленные по состоянию на 6 января 2000 года, но не уплаченные страхователем или не перечисленные банком либо не взысканные исполнительным органом Фонда со страхователя или банка, уплачиваются (взыскиваются) в размерах, начисленных по состоянию на указанную дату.
При этом, если в период с 18 августа 1999 года (дата вступления в силу Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации") и до 6 января 2000 года пени и штрафы были начислены не по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, а в соответствии с нормами ранее действовавших специальных актов законодательства, по требованию страхователя эти пени и штрафы также могут быть пересчитаны исходя из размеров, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
4. Статьей 11 Закона о бюджете Фонда на 2000 год сохранен действующий порядок начисления пени на недоимку по перечислениям обязательных платежей в Фонд, образующуюся вследствие задержек финансирования из бюджетов всех уровней бюджетных организаций или задержек оплаты работ по государственному заказу, в том числе оборонному (работ, услуг), финансируемому из федерального бюджета, со дня фактического поступления денежных средств на счета таких организаций.
5. В статье 12 Закона о бюджете Фонда в целях реструктуризации задолженности по обязательным перечислениям в Фонд устанавливается, что Фонд вправе предоставлять в 2000 году плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм указанной задолженности с учетом финансового состояния плательщиков на основе соглашений, заключаемых Фондом и плательщиками страховых взносов на срок не более одного года, при условии своевременной уплаты текущих платежей в Фонд.
Предоставление указанных отсрочек (рассрочек) в 2000 году будет осуществляться в соответствии с Порядком предоставления исполнительными органами Фонда отсрочек (рассрочек) по уплате задолженности по платежам в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Фонда от 28.03.97 N 31, с учетом изменений, закрепленных в статье 12 Закона о бюджете Фонда, а именно: с учетом того, что в 2000 году отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности могут предоставляться на срок до 1 года (вместо шести месяцев) на основе соответствующих Соглашений с плательщиками, заключаемых после принятия решения исполнительного органа Фонда об отсрочке (рассрочке).
Порядок перенесения сроков уплаты текущих платежей, предусмотренный главой 9 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 12 Закона о бюджете Фонда не затрагивается.
6. Во исполнение статей 10, 11 и 12 Закона о бюджете Фонда приняты Постановления Фонда от 10 января 2000 года N 1 "О порядке начисления пени на недоимку по платежам в Фонд и применении мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка уплаты страховых взносов" и от 10 января 2000 года N 2 "О порядке предоставления в 2000 году отсрочек (рассрочек) погашения сумм задолженности по обязательным перечислениям в Фонд социального страхования Российской Федерации".
Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденная Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации, Минтруда России, Минфина России и Госналогслужбы России от 02.10.96 N 162/2/87/07-1-07, а также другие нормативные правовые акты, регулирующие деятельность Фонда (в том числе Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"), применяются в части, не противоречащей Закону о бюджете Фонда.
Постановлением Фонда социального страхования РФ, Минтруда РФ, Минфина РФ и МНС РФ от 28 февраля, 12, 14 марта 2001 г. NN 20, 21, 12-05-33, 183 Инструкция о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования признана утратившей силу с 9 февраля 2001 г.
Разъяснения и нормативные правовые акты по применению остальных положений указанного Закона будут доведены до исполнительных органов Фонда дополнительно.
Исполнительным органам Фонда следует принять меры по выполнению страхователями, банками и иными кредитными организациями Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год", а также принятых в соответствии с ним постановлений Фонда.
Ю.А.Косарев
Приложение
Размеры пени, начисляемой на недоимку по платежам в Фонд социального страхования Российской Федерации |
|||
Период действия |
Ставка рефи- нансирования Банка России |
Размер ставки пени к страхователям (1/300 ставки ре- финансирования Банка России) |
Размер ставки пени к банкам (1/150 ставки рефинанси- рования Банка Рос- сии, но не более 0,2) |
02.12.96 - 09.02.97 | 48 | 0,160 | 0,200 |
10.02.97 - 27.04.97 | 42 | 0,140 | 0,200 |
28.04.97 - 15.06.97 | 36 | 0,120 | 0,200 |
16.06.97 - 05.10.97 | 24 | 0,080 | 0,160 |
06.10.97 - 10.11.97 | 21 | 0,070 | 0,140 |
11.11.97 - 01.02.98 | 28 | 0,093 | 0,187 |
02.02.98 - 16.02.98 | 42 | 0,140 | 0,200 |
17.02.98 - 01.03.98 | 39 | 0,130 | 0,200 |
02.03.98 - 15.03.98 | 36 | 0,120 | 0,200 |
16.03.98 - 18.05.98 | 30 | 0,100 | 0,200 |
19.05.98 - 26.05.98 | 50 | 0,167 | 0,200 |
27.05.98 - 04.06.98 | 150 | 0,500 | 0,200 |
05.06.98 - 28.06.98 | 60 | 0,200 | 0,200 |
29.06.98 - 23.07.98 | 80 | 0,267 | 0,200 |
24.07.98 - 09.06.99 | 60 | 0,200 | 0,200 |
10.06.99 - | 55 | 0,183 | 0,200 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Фонда социального страхования РФ от 11 января 2000 г. N 02-18/05-52 "О Федеральном законе "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год"
Текст документа размещен на сервере Федерального Компьютерного Центра фондовых и товарных информационных технологий Мингосимущества России (ФТ-центр), правопреемника ГВЦ Госснаба СССР в Internet (www.db.ftcenter.ru)