Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу ГКФТ РФ
от 4 декабря 1998 г. N 402
Методические рекомендации
по планированию, учету и калькулированию
себестоимости туристского продукта и формированию
финансовых результатов у организаций,
занимающихся туристской деятельностью
С 1 января 2002 года исчисление и уплата налога на прибыль организаций осуществляется в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ
О расходах, учитываемых при налогообложении прибыли, см. НК РФ
О применении отраслевых рекомендаций по вопросам планирования и учета затрат на производство продукции (работ, услуг) после вступления в силу главы 25 НК РФ см. письмо Минфина РФ от 15 октября 2001 г. N 16-00-14/464
Общие положения
1. Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью, разработаны в соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552, и изменениями и дополнениями к указанному Положению, утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 661, а также на основании Федерального Закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
2. Настоящие рекомендации призваны обеспечить единство состава и классификации затрат, методов их учета, а также определить методы исчисления себестоимости туристского продукта, услуг по туристскому обслуживанию и порядок формирования финансовых результатов от продажи туристского продукта для всех организаций, занимающихся туристской деятельностью.
3. Под туристской деятельностью понимается деятельность туристской организации по формированию (производству), продвижению и продаже туристского продукта, оказание услуг по туристскому обслуживанию, а также иная деятельность в сфере туризма.
4. Туристский продукт - право на тур, как комплекс услуг по перевозке, размещению, питанию, экскурсионных услуг, а также услуг гидов-переводчиков и других услуг, предоставляемых в зависимости от целей путешествия, являющееся объектом купли-продажи и подлежащее продаже либо туристу, либо другой туристской организации.
5. Туристский продукт может формироваться туристской организацией либо из услуг, права на которые приобретаются у сторонних организаций, либо из услуг, оказываемых собственными силами, либо как из услуг, права на которые приобретаются у сторонних организаций, так и из услуг, оказываемых собственными силами.
6. Продвижение и продажа туристского продукта туристу может осуществляться туристской организацией самостоятельно (через собственные точки реализации - собственные турагентства, как выделенные, так и не выделенные на отдельный баланс), а также на основе договоров со сторонними организациями.
7. Туристская путевка является письменным акцептом оферты туристской организации на производство и продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета у туристской организации.
8. Себестоимость туристского продукта представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства и продажи туристского продукта материальных и иных ресурсов, а также других затрат на его производство и продажу.
9. Под планированием себестоимости туристского продукта понимается система технико-экономических расчетов, отражающих величину затрат, включаемых в состав себестоимости туристского продукта.
10. Планирование себестоимости туристского продукта осуществляется организацией самостоятельно на основании предполагаемой конъюнктуры рынка туристских продуктов, договоров, заключенных с поставщиками отдельных услуг, из которых формируются туры, а также с учетом других расходов, поддающихся планированию.
11. Целью планирования себестоимости туристского продукта является определение уровня прибыли и, как следствие, возможностей производственного и социального развития организации.
12. Учет затрат на производство, продвижение и продажу туристского продукта ведется с целью их своевременного, полного и достоверного отражения в бухгалтерском учете, выявления отклонений от применяемых норм и плановой себестоимости, а также контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
13. Данные учета затрат на производство, продвижение и продажу туристского продукта используются при определении фактических финансовых результатов деятельности туристской организации, в процессе анализа этих результатов для выявления имеющихся внутрипроизводственных и внутрихозяйственных резервов.
Состав и классификация затрат, включаемых
в себестоимость продукции (работ, услуг) организаций
в сфере туризма
14. Объектом калькулирования себестоимости для туристских организаций является отдельный туристский продукт. В себестоимость туристского продукта включаются затраты, непосредственно связанные с его производством, продвижением и продажей.
15. Затраты туристской организации по отношению к производственному процессу подразделяются на производственные, т.е. связанные с производством туристского продукта, и коммерческие, к которым относятся затраты, связанные с продвижением и продажей туристского продукта.
16. Производственные затраты в зависимости от способа включения их в себестоимость туристского продукта подразделяются на прямые и косвенные (накладные).
17. Под прямыми понимаются затраты, связанные с производством туристского продукта, которые можно прямо и непосредственно включать в себестоимость соответствующего объекта калькулирования.
18. Под косвенными (накладными) понимаются затраты, связанные с организацией и управлением производством туристского продукта, относящиеся к деятельности туристской организации в целом, которые включаются в себестоимость соответствующего объекта калькулирования с помощью специальных методов.
Производственные затраты
19. Затраты на производство туристского продукта при планировании и учете группируются туристской организацией по элементам и статьям затрат.
20. Затраты, образующие себестоимость туристского продукта, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:
материальные затраты;
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация;
прочие затраты.
21. Туристским организациям в качестве типовой рекомендуется группировка производственных затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта, по следующим статьям затрат:
"Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта";
"Затраты, связанные с деятельностью производственного персонала";
"Затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта";
"Накладные расходы".
Под производственным персоналом понимаются работники, непосредственно занятые производством туристского продукта, как состоящие в штате организации, так и выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера.
Туристская организация может исходя из принятых объектов учета самостоятельно расширять номенклатуру статей затрат на производство туристского продукта.
22. В статью "Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве туристского продукта" включаются затраты на приобретение в целях производства туристского продукта прав на следующие услуги:
а) по размещению и проживанию у организаций гостиничной сферы и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;
б) по транспортному обслуживанию (перевозке) у организаций-перевозчиков и иных организаций, оказывающих такие услуги, в частности, у организаторов чартерных программ, а также у обладателей прав на такие услуги;
в) по питанию у организаций общественного питания и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;
г) по экскурсионному обслуживанию у экскурсионных бюро и иных организаций, оказывающих такие услуги, в частности, у организаторов круизов, сафари, горовосхождений и т.п., а также у обладателей прав на такие услуги;
д) по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний у медицинских учреждений и организаций, санаториев, профилакториев и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;
е) по визовому обслуживанию (а также иные затраты, связанные с оформлением турпоездки);
ж) на услуги культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера у организаций культуры, спорта и иных организаций, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги;
з) на услуги по страхованию туристов в период турпоездки, в том числе страхованию туристов от несчастных случаев и медицинскому страхованию в период турпоездки;
и) на услуги гидов-переводчиков, сопровождающих;
к) на иные услуги, используемые при производстве туристского продукта.
23. В статью "Затраты, связанные с деятельностью производственного персонала" включаются:
а) затраты на оплату труда производственного персонала, включая работников, выполняющих работы на основании договоров гражданско-правового характера;
б) отчисления на социальные нужды;
в) затраты, связанные со служебными разъездами производственного персонала в пределах пункта нахождения туристской организации или ее структурного подразделения, включая затраты по использованию в служебных целях личного автотранспорта.
24. По статье "Затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта" отражаются затраты подразделений туристской организации, участвующих в производстве туристского продукта посредством выполнения отдельных видов работ, услуг.
К указанным подразделениям туристской организации относятся гостиницы, дома отдыха, мотели, кемпинги, спортивные сооружения, специальный туристский транспорт и т.п.
Определение себестоимости работ, услуг, выполняемых такими подразделениями туристской организации, производится согласно соответствующим отраслевым рекомендациям и инструкциям.
25. По статье "Накладные расходы" отражаются:
а) затраты, связанные с организацией производства туристского продукта:
затраты на оплату труда работников аппарата управления и хозяйственных работников, включая работников, выполняющих работы на основании договоров гражданско-правового характера;
отчисления на социальные нужды от оплаты труда работников аппарата управления и хозяйственных работников;
затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая затраты по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов;
затраты на содержание и эксплуатацию зданий и помещений административного и хозяйственного назначения, хозяйственных сооружений, механизмов, инвентаря, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, в том числе затраты на коммунальные услуги, ремонт и техническое обслуживание;
затраты на пожарную охрану зданий и помещений;
затраты на сторожевую охрану зданий, инвентаря и другого имущества туристской организации;
затраты, связанные с арендой зданий, помещений и другого имущества, используемого туристской организацией в административно-управленческих и хозяйственных целях;
затраты на транспортное обслуживание деятельности работников туристской организации, в т.ч. затраты на содержание и эксплуатацию служебного автотранспорта, включая затраты на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта, содержание гаражей, затраты связанные с арендой автотранспорта, гаражей и мест стоянки автомобилей, затраты по использованию в служебных целях личного автотранспорта, прочие эксплуатационные затраты, а также затраты на найм в служебных целях автотранспорта у сторонних организаций (в том числе такси при наличии подтверждающих затраты документов);
- затраты на содержание и эксплуатацию вычислительной техники и оргтехники, средств сигнализации, а также других технических средств управления, в том числе затраты на ремонт и техническое обслуживание;
- прочие затраты, включая оплату услуг сторонних организаций по управлению туристской организацией в тех случаях, когда штатным расписанием организации или должностными инструкциями не предусмотрены те или иные функции управления производством;
б) амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств по нормам, утвержденным в установленном порядке;
в) амортизация нематериальных активов (нематериальных объектов, используемых в течение длительного периода (более 1 года) в хозяйственной деятельности и участвующих в процессе получения дохода: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензий, "ноу-хау", программные продукты, монопольные права и привилегий и т.п.);
г) амортизация малоценных и быстроизнашивающихся предметов, специальных инструментов и приспособлений;
д) затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства;
е) затраты, связанные с освоением новых туров, включая стажировку по иностранному языку работников в странах, в которых у организации, занимающейся туристской деятельностью, организуются туры на основании налаженного делового сотрудничества и контактов, а также в странах, граждане которых принимаются туристской организацией в качестве туристов;
ж) оплата услуг связи, в т.ч. телефонной, местной, телетайпной, диспетчерской, факсимильной, пейджинговой, мобильной, телеграфной, почтовой и др., а также затраты на содержание и эксплуатацию средств связи, в том числе затраты на ремонт и техническое обслуживание;
з) затраты на приобретение специальных бланков и документов (сток-билетов, бланков турпутевок, ваучеров, бланков учета и отчетности), прейскурантов, памяток и т.п., канцелярских принадлежностей, периодических изданий и соответствующей литературы, необходимых для целей производства и управления, а также на оплату типографских и переплетных работ;
и) оплата услуг банков по обслуживанию счетов туристской организации, электронных расчетов посредством пластиковых карт (кредитных и дебетовых), по операциям, связанным с обращением денежных документов, по торгово-комиссионным и аналогичным операциям, а также платежи по процентам за кредиты банков (кроме просроченных и отсроченных ссуд и кредитов на осуществление капитальных вложений и инвестиций);
к) затраты, связанные с оплатой процентов по кредитам поставщиков за приобретение товарно-материальных ценностей, проведение работ и оказание услуг;
л) затраты на оплату информационных, аудиторских, а также консультативных услуг, в том числе по юридическим вопросам, связанным с осуществлением деятельности туристской организации, вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, управления коммерческой деятельностью;
м) затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров:
плата за обучение и повышение квалификации на основе договоров с профессиональными образовательными учреждениями РФ (имеющими соответствующую лицензию), а также зарубежными учебными заведениями и образовательными учреждениями;
законодательно установленные выплаты работникам по основному месту работы во время их обучения с отрывом от работы, включая оплату отпусков с сохранением заработной платы и проезда к месту учебы и обратно лицам, обучающимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, в заочной аспирантуре;
н) затраты на организованный набор работников, в том числе затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций по подбору кадров;
о) затраты по содержанию и эксплуатации помещений, бесплатно предоставляемых предприятиям общественного питания (как состоящих, так и не состоящих на балансе туристской организации), обслуживающим работников туристской организации (включая амортизационные отчисления, проведение всех видов ремонта помещения, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи);
п) затраты на охрану труда и технику безопасности, включая затраты, связанные с приобретением аптечек и медикаментов, средств наглядной агитации, по предупреждению несчастных случаев и заболеваний, расходы на улучшение условий труда, обеспечение санитарно-гигиенических и бытовых условий;
р) платежи по обязательному страхованию в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ или страны нахождения подразделения туристской организации, а также добровольному страхованию имущества туристской организации, а также гражданской и профессиональной ответственности туристской организации. Суммарный размер отчислений на добровольное страхование, включаемый в себестоимость туристского продукта, не может превышать 1-го процента объема реализуемой продукции (работ, услуг);
с) отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт основных фондов в случае, когда создание указанного фонда или резерва определено в соответствии с установленным порядком;
т) представительские расходы, связанные с производственной деятельностью туристской организации по приему (в том числе вне места нахождения туристской организации) и обслуживанию представителей других организаций, включая иностранных, прибывших на переговоры с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) туристской организации и ревизионной комиссии туристской организации.
К представительским относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением (в том числе такси), посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате туристской организации;
у) отчисления в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;
ф) налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, которые в соответствии с установленным законодательством порядком подлежат отнесению на себестоимость;
х) прочие затраты, связанные с производством туристского продукта, в частности, затраты, связанные с технологическими потерями, возникающими из-за невостребованности туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами для целей производства туристского продукта, в частности, услуг по фрахтованию всей или части вместимости транспортного средства (чартер) у перевозчика или иного организатора чартерных программ, по приобретению блока мест в транспортном средстве (блок-чартер), выполняющем чартерный или регулярный рейс, по размещению и проживанию у организаций гостиничной сферы; таможенным или иным законодательно установленным оформлением туристских продуктов, материальных и иных ресурсов, приобретаемых у иностранных туристских фирм или иных организаций, а также в случае формирования тура за пределами РФ, сопровождающегося вывозом с территории РФ входящих в его состав услуг, материальных и иных ресурсов.
Права на услуги сторонних организаций, приобретенные для формирования туристского продукта, но не использованные для этих целей по причине их невостребованности туристами, могут продаваться туристскими организациями как отдельные права на услуги по туристскому обслуживанию, обособленно от туристских продуктов.
При этом стоимость приобретения прав на указанные услуги не включается в себестоимость туристских продуктов, а учитывается отдельно для выявления финансового результата от их продажи.
Коммерческие расходы
26. К коммерческим затратам, связанным с продвижением и продажей туристского продукта, относятся:
а) затраты, связанные с деятельностью точек реализации (турагентств) в качестве подразделений туристской организации, как выделенных на отдельный баланс, так и необособленных. В состав данных затрат входят:
затраты на оплату труда работников точек реализации (турагентств), включая работников, выполняющих работы на основании договоров гражданско-правового характера;
отчисления на социальные нужды;
затраты, связанные со служебными разъездами работников точек реализации (турагентств) в пределах пункта нахождения туристской организации или ее структурного подразделения, включая затраты по использованию в служебных целях личного автотранспорта;
затраты на содержание и эксплуатацию зданий и помещений, занимаемых точками реализации, в том числе затраты на коммунальные услуги, ремонт и техническое обслуживание;
затраты, связанные с арендой зданий и помещений, занимаемых точками реализации (турагентствами), а также других основных средств, предназначенных для функционирования точек реализации;
затраты на содержание и эксплуатацию оборудования и служебного автотранспорта, обслуживающего персонал точек реализации;
затраты на приобретение специальных бланков и документов (сток-билетов, бланков турпутевок, ваучеров, бланков учета и отчетности), канцелярских принадлежностей, специальной литературы, необходимых для функционирования точек реализации;
оплата услуг банков по обслуживанию счетов точек реализации, если туристская организация открывает такие счета;
амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, используемым для функционирования точек реализации;
представительские расходы, связанные с деятельностью точек реализации;
доля затрат по управлению туристской организацией в целом, относящаяся к деятельности точек реализации.
В случае выделения точки реализации (турагентства) на отдельный баланс затраты, связанные с ее деятельностью, для целей калькулирования себестоимости туристского продукта не структурируются по составу, а представляют собой отдельную статью. При этом необходимо обеспечить получение информации о структуре данных затрат в поэлементном разрезе;
б) затраты на комиссионные, агентские и иные вознаграждения сторонним организациям (турагентствам), оказывающим туристской организации коммерческие услуги;
в) затраты на оплату труда работников туристской организации, непосредственно занимающихся продвижением туристского продукта, а также отчисления на социальные нужды;
г) затраты на рекламу (целенаправленное информационное воздействие на потребителя для продвижения туристских продуктов на рынке сбыта), к которым относятся:
затраты на разработку и издание рекламных изделий (иллюстрированных каталогов, прейскурантов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем, открыток и т.п.);
затраты на разработку и изготовление эскизов и этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, приобретение и изготовление рекламных сувениров;
затраты на рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, объявления и передачи на радио и телевидении);
затраты на световую и иную наружную рекламу;
затраты на приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т.п.;
затраты на изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.;
затраты на хранение, экспедирование и таможенное оформление рекламных материалов;
затраты на проведение иных рекламных мероприятий;
д) затраты на организацию или участие в выставках, направленных на продвижение туристского продукта.
27. В фактической себестоимости туристского продукта отражаются также:
а) затраты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, при осуществлении выплат по возмещению указанного вреда в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) выплата работникам, высвобождаемым из туристской организации в связи с ее реорганизацией, сокращением численности работников и штатов.
Планирование себестоимости продукции (работ, услуг)
у туристских организаций
28. Планирование себестоимости туристского продукта осуществляется туристскими организациями самостоятельно при разработке годовых (текущих) планов производственно-хозяйственной деятельности на основании конъюнктуры рынка туристских продуктов, а также на основании заключенных договоров с поставщиками прав на услуги, из которых формируются туры, и является составной частью бизнес-плана, определяющего направления их финансово-хозяйственной деятельности.
29. Планирование себестоимости туристского продукта осуществляется с применением технико-экономических расчетов, определяющих величину затрат на производство туристского продукта, а также его продвижение и продажу.
30. Технико-экономические расчеты проводятся, как правило, исходя из конкретных условий работы туристской организации, организационных условий, предусматриваемых проектами туров, планов мероприятий по продвижению туристских продуктов, результатов анализа уровня затрат в предыдущем году, возможностей интенсификации и повышения экономической эффективности производства туристских продуктов.
31. Порядок и методы планирования производственной себестоимости туристского продукта туристские организации устанавливают самостоятельно исходя из условий своей деятельности.
32. При этом определяется плановая производственная себестоимость отдельных видов туристского продукта. Плановая производственная себестоимость по отдельным объектам может быть определена технико-экономическим расчетом по статьям затрат, результаты которого могут отражаться в плановой калькуляции.
33. Плановая производственная себестоимость по туристской организации в целом определяется путем суммирования плановой себестоимости отдельных туристских продуктов.
34. Полная себестоимость туристских продуктов в целом по туристской организации определяется путем составления сметы затрат на производство, продвижение и продажу туристских продуктов с учетом коммерческих затрат, планируемый размер которых устанавливается на основании сметы коммерческих расходов.
35. Смета затрат на производство, продвижение и продажу туристских продуктов составляется расчетом по элементам затрат, а также по статьям затрат.
Учет затрат на производство, продвижение
и продажу туристского продукта
36. Учет затрат на производство, продвижение и продажу туристского продукта должен обеспечивать оперативное, достоверное и полное получение информации о материальных, трудовых, денежных и иных затратах на производимый туристский продукт.
Учет затрат осуществляется на основе первичной учетной документации, оформленной в порядке, установленном соответствующими нормативными актами. Первичная документация должна обеспечивать возможность учета затрат на производство туристского продукта по объектам их учета, в необходимых случаях в разрезе статей и элементов затрат, а также в соответствии с требованиями внутрипроизводственных расчетов.
Учет оплаты труда организуется в зависимости от системы организации труда, уровня автоматизации учетных работ и других условий.
Затраты на оплату труда, подлежащие отнесению на отдельные объекты учета затрат, определяются на основании оформленных в установленном порядке первичных документов: нарядов, табелей, ведомостей учета отработанного времени и других документов по установленным формам.
37. Учет затрат на производство туристского продукта организуется, как правило, туристской организацией по заказному методу, при котором объектом учета затрат является отдельный заказ на производство конкретного туристского продукта или группы типовых туристских продуктов, либо совокупность заказов на производство туристских продуктов, которые возможно объединить по определенному качественному признаку (географическое направление, сезонность, поставщик комплекса прав на услуги сторонних организаций - туроператор по приему и т.п.).
38. Учет затрат на производство туристского продукта осуществляется на счете 20 "Основное производство".
При этом могут быть открыты субсчета по направлениям туристской деятельности, осуществляемой туристской организацией (организация выездного туризма, организация приема туристов и т.п.), или видам туризма (водный, горный, пеший и т.п.).
Аналитический учет затрат на производство туристского продукта ведется в разрезе отдельных заказов на производство туристского продукта или совокупностей таких заказов, являющихся объектами учета затрат.
39. В учете приобретенные для целей производства туристского продукта права на услуги сторонних организаций отражаются по ценам приобретения, включая наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, оплаченные (подлежащие оплате) посредническим организациям, таможенные пошлины.
40. Затраты подразделений туристской организации, выполняющих отдельные работы, услуги, которые используются при производстве туристского продукта, учитываются на счете 23 "Вспомогательные производства".
Стоимость работ и услуг, выполняемых этими подразделениями для других подразделений туристской организации, определяется из фактически сложившейся суммы затрат, которая по мере выполнения указанных работ (услуг) относится на соответствующие счета учета производственных затрат.
41. Накладные расходы учитываются по туристской организации в целом на счете 26 "Общехозяйственные расходы".
При наличии у туристской организации точек реализации (турагентств) часть накладных расходов, учтенных по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы", и связанных с функционированием точек реализации, ежемесячно списываются в дебет счета 43 "Коммерческие расходы".
Остальные накладные расходы ежемесячно распределяются между объектами учета затрат на основе одного из специальных методов (расчетов), который выбирается туристской организацией исходя из цели выявления наиболее точной себестоимости объекта учета затрат:
пропорционально прямым затратам, отнесенным на объект учета;
пропорционально сумме оплаты труда работников, прямо включаемой в затраты по объекту учета;
пропорционально плановой себестоимости объектов учета.
В том случае, когда на балансе туристской организации имеется подразделения, участвующие в производстве туристского продукта путем выполнения отдельных работ, услуг (гостиницы, дома отдыха, специальный туристский транспорт и т.п.), затраты которых учитываются на счете 23 "Вспомогательное производство", часть накладных расходов, учтенных на счете 26 "Общехозяйственные расходы", определяемая на основании вышеуказанных методов (расчетов), ежемесячно включается в себестоимость работ, услуг, выполняемых такими подразделениями.
Выбранный метод распределения накладных расходов отражается в учетной политике и должен применяться туристской организацией в течение отчетного года.
В зависимости от принятой туристской организацией учетной политики затраты, учитываемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы", могут ежемесячно в полном объеме списываться непосредственно в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
42. Затраты, производимые туристской организацией в данном отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, учитываются предварительно на счете 31 "Расходы будущих периодов".
В соответствии со спецификой деятельности, осуществляемой туристскими организациями, на данном счете могут учитываться затраты на приобретение прав на услуги сторонних организаций, которые предполагается использовать для производства туристского продукта как в текущем отчетном периоде, так и в следующих отчетных периодах, если указанные права приобретаются комплексно на длительный срок их использования. Данные затраты учитываются в разрезе их видов (на приобретение прав на услуги по перевозке, по размещению, питанию и т.д.).
Затраты на приобретение прав сторонних организаций, учтенные на счете 31 "Расходы будущих периодов", списываются в дебет счета 20 "Основное производство" по заключении договора на производство туристского продукта, который должен формироваться из указанных прав.
Также на счете 31 "Расходы будущих периодов" могут учитываться:
затраты по неравномерно производимому ремонту основных фондов, если туристской организацией не создается ремонтный фонд или резерв для ремонта основных фондов или затраты по ремонту превысили сумму образованного к этому времени фонда или резерва;
плата за аренду отдельных объектов основных производственных фондов или их отдельных частей;
затраты, связанные с организованным набором работников;
затраты на подписку на периодические издания;
затраты на оплату услуг телефонной и иной связи.
В целях равномерного включения предстоящих расходов в себестоимость отчетного периода туристская организация может создавать за счет отчислений, включаемых равномерно в себестоимость туристской продукции и услуг, резервы на:
предстоящую оплату отпусков работников;
выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год;
ремонт основных средств, в том числе арендуемых, если по условиям договора он производится за счет средств арендатора.
Порядок образования и использование резервов определяется нормативными актами и учетной политикой, принятой туристской организацией в установленном порядке.
43. К незавершенному производству туристского продукта относится сумма затрат на производство туристского продукта, не проданного в данном отчетном периоде. Остатки по счетам 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательное производство" на конец отчетного периода показывают стоимость незавершенного производства.
Незавершенное производство туристского продукта оценивается по всем статьям калькуляции либо по прямым производственным затратам.
В том случае, если учетной политикой организации предусмотрен порядок, в соответствии с которым затраты, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", ежемесячно в полном объеме списываются непосредственно в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", незавершенное производство туристского продукта оценивается только по прямым затратам на его производство.
44. В случае невозможности использования в течение срока действия всех прав, приобретенных нераздельными комплексами, в производстве туристского продукта данные права могут продаваться туристской организацией обособленно от туристских продуктов.
В этом случае стоимость приобретения продаваемых обособленно от туристского продукта прав на отдельные услуги, учтенная по дебету 31 "Расходы будущих периодов", отражается по дебету счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" в корреспонденции с кредитом счета 31 "Расходы будущих периодов" для обеспечения раздельного учета расходов и доходов по таким операциям.
Стоимость прав на услуги сторонних организаций с длительным сроком действия, не использованные при производстве туристского продукта и не проданные обособленно от туристского продукта, по истечении срока их действия отражается на счете 26 "Общехозяйственные расходы" и подлежит включению в себестоимость туристского продукта как технологические потери.
45. Коммерческие расходы (расходы, связанные с продвижением и продажей туристского продукта) учитываются туристскими организациями на счете 43 "Коммерческие расходы".
Коммерческие расходы, учтенные на счете 43 "Коммерческие расходы", ежемесячно относятся на себестоимость проданных туристских продуктов путем их списания в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
46. Туристская организация самостоятельно определяет объекты и методы учета затрат для целей формирования себестоимости туристского продукта в своей учетной политике.
47. Затраты учитываются по соответствующим статьям затрат в том периоде, к которому они относятся, независимо от времени оплаты этих затрат.
48. При формировании туристской организацией себестоимости туристского продукта следует иметь в виду, что методы распределения отдельных видов затрат по объектам учета применяются туристской организацией без изменения в течение отчетного года и составляют элементы учетной политики туристской организации.
49. В том случае, если наряду с продвижением и продажей туристского продукта собственного производства туристская организация осуществляет продвижение и продажу туристского продукта других туристских организаций и оказание прочих коммерческих услуг, в т.ч. агентские услуги по продаже авиабилетов, туристская организация выступает как организация, занятая в торговой, сбытовой или иной посреднической деятельности.
При этом туристская организация должна обеспечить раздельный учет затрат по осуществляемым ей видам деятельности (туроператорской, посреднической). Учет затрат по торговой, сбытовой и иной посреднической деятельности ведется с применением правил, установленных для организаций, занятых указанной деятельностью, в частности, "Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания" N 1-550/32-2, утвержденными Комитетом РФ по торговле 20 апреля 1995 г.
Формирование финансовых результатов у организаций,
занимающихся туристской деятельностью
50. Конечный финансовый результат деятельности туристской организации, выявленный за отчетный период, слагается из дохода (убытка) от продажи туристского продукта и прав на отдельные услуги по туристскому обслуживанию, дохода (убытка) от продажи имущества туристской организации (основных средств, запасов, ценных бумаг и т.п.), а также финансового результата, выявленного на основании других хозяйственных операций туристской организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, установленным нормативными документами, регулирующими порядок бухгалтерского учета в Российской Федерации.
51. Прибыль (убыток) от продажи туристского продукта и прав на услуги по туристскому обслуживанию определяется как разница между выручкой от продажи туристского продукта и услуг, исчисленная по ценам продажи и себестоимостью реализации туристского продукта и прав на услуги по туристскому обслуживанию.
Моментом определения выручки от продажи туристского продукта служит дата окончания тура.
52. В бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом, причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
<< Назад |
Приложение. >> Классификация затрат по элементам |
|
Содержание Приказ Госкомитета РФ по физической культуре и туризму от 4 декабря 1998 г. N 402 "Об утверждении Методических рекомендаций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.