Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 11 апреля 2000 г. N 5092/99
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 22.06.98, постановление апелляционной инстанции от 04.08.98 Арбитражного суда Брянской области по делу N 1354/17 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.10.98 по тому же делу.
Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Золотые ворота" обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Советскому району города Брянска о признании недействительным ее решения от 16.04.97 по акту документальной проверки от 09.04.97 N 000306.
Решением суда от 22.06.98 решение налоговой инспекции признано недействительным в части занижения налогов на прибыль, добавленную стоимость, содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, штрафов в размере 100 и 10 процентов и пеней. В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.08.98 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 01.10.98 решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставил без изменения.
В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты частично отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Госналогинспекцией по Брянской области по поручению Госналогинспекции по Советскому району города Брянска проведена комплексная документальная проверка соблюдения налогового законодательства обществом "Золотые ворота" за 9 месяцев 1996 года.
По результатам проверки составлен акт от 09.04.97 N 000306 о занижении обществом налогов на прибыль, добавленную стоимость и содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в связи с реализацией товаров в розницу по ценам ниже фактической себестоимости и неправильным применением размера ставки налога на добавленную стоимость при реализации товаров, приобретенных у предпринимателей без образования юридического лица (общество применяло ставку 16,67 процента к торговой наценке, а следовало - 20 процентов на весь полученный доход).
По акту проверки принято решение от 16.04.97 о применении к налогоплательщику ответственности в виде доначисления налогов, штрафов и пеней, в том числе о начислении налога на добавленную стоимость по ставке 20 процентов на весь полученный доход.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении иска о признании недействительным решения налоговой инстанции в части занижения налога на добавленную стоимость при реализации товаров, закупленных у индивидуальных предпринимателей, исходили из следующего. Торговая надбавка применяется к ценам, включающим в себя налог на добавленную стоимость. В соответствии с пунктами 15 и 19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 для определения налога, подлежащего уплате в бюджет, используются расчетные и средние ставки в случае реализации товаров по ценам, включающим в себя налога на добавленную стоимость. Определенная истцом, занимающимся розничной торговлей, цена реализации товаров, закупленных у предпринимателей без образования юридического лица, не являющихся плательщиками налога, не содержала в себе налога на добавленную стоимость, поэтому общество обязано было исчислять налог на добавленную стоимость по ставке 20 процентов от суммы реализованного товара.
Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" реализация товаров (работ, услуг) населению производится по ценам и тарифам, включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость по установленной ставке.
Согласно пункту 3 статьи 4 названного Закона у предприятий розничной торговли и общественного питания облагаемый оборот при реализации товаров определяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму налога на добавленную стоимость.
Особенности исчисления налога на добавленную стоимость организациями розничной торговли определены в пункте 41 раздела XIII инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 (в редакции, действовавшей в период проверки), согласно которому исчисление налога производится по расчетным ставкам 16,67 и 9,09 процента к указанному обороту.
Торговая надбавка (скидка) применяется к ценам, включающим в себя налог на добавленную стоимость.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этими организациями, определяется в виде разницы между суммами налога, исчисленными с реализованного торгового наложения по соответствующим расчетным ставкам, и суммами налога, уплаченными поставщикам материальных ресурсов, стоимость которых относится на издержки обращения.
При реализации товаров, закупленных у предпринимателей без образования юридического лица - неплательщика налога на добавленную стоимость, исключений не предусмотрено.
В розничной торговле сумма налога, уплаченная поставщикам, не выделяется отдельно, а учитывается в цене товара. Налог в данном случае уплачивается с суммы торговой наценки. Базой для расчета налога является торговая наценка, независимо от того, с налогом или без него приобретался товар. Наличие или отсутствие суммы налога в цене полученного организацией розничной торговли товаров не влияет на величину налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость постольку, поскольку объектом налогообложения также является торговая наценка.
Таким образом, судом не учтены в полной мере особенности исчисления налога на добавленную стоимость организациями розничной торговли, предусмотренные разделом XIII названной инструкции.
При таких обстоятельствах судебные акты об отказе в удовлетворении иска о признании недействительным решения налоговой инспекции в части расчета налога на добавленную стоимость от реализации товаров, приобретенных у предпринимателей без образования юридического лица, применения штрафа и пеней подлежат отмене, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение от 22.06.98, постановление апелляционной инстанции от 04.08.98 Арбитражного суда Брянской области по делу N 1354/17 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.10.98 по тому же делу об отказе в удовлетворении иска о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по Советскому району города Брянска от 16.04.97 в части расчета налога на добавленную стоимость от реализации товаров, приобретенных у предпринимателей без образования юридического лица, применения штрафа и пеней отменить. Дело в этой части направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Брянской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председатель Высшего
Арбитражного Суда
Российской Федерации |
В.Ф.Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 5092/99
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2000 г., N 8