Постановление Правительства РФ от 20 июня 2000 г. N 471
"Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях"
3 октября 2002 г., 26 января 2007 г., 24 сентября 2010 г.
Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2017 г. N 911 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 марта 2018 г.
См. справку о Правилах лицензирования отдельных видов деятельности
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.
Председатель Правительства |
М. Касьянов |
Москва
20 июня 2000 г.
N 471
Положение
о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 июня 2000 г. N 471)
3 октября 2002 г., 26 января 2007 г., 24 сентября 2010 г.
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", определяет порядок лицензирования деятельности юридических лиц по использованию радиоактивных материалов (ядерных материалов и радиоактивных веществ) при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытания, транспортирование, эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
2. Лицензирование деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях по перечню согласно приложению осуществляет Министерство Российской Федерации по атомной энергии (далее именуется - лицензирующий орган).
Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Министерство Российской Федерации по атомной энергии упразднено. Полномочия по лицензированию деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, за исключением деятельности организаций Минобороны РФ в этой области, осуществляет Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"
3. Настоящее Положение не распространяется на деятельность по использованию радиоактивных материалов при эксплуатации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения воинскими частями Министерства обороны Российской Федерации.
4. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью при разработке, изготовлении, испытаниях, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
5. Лицензия выдается на 3 года. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения.
6. Осуществление деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях без лицензии не допускается.
Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 731 в пункт 7 настоящего Положения внесены изменения
7. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования и организационно-правовой формы юридического лица, его местонахождения, наименования банка и номера расчетного счета;
лицензируемого вида деятельности и срока, в течение которого она будет осуществляться.
Заявление должно быть согласовано с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится юридическое лицо;
б) копии учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями к ним и копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
в) справка о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
Постановлением Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 50 в подпункт "г" пункта 7 настоящего Положения внесены изменения
г) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
д) документы, подтверждающие возможность соискателя лицензии обеспечить выполнение требований и условий, установленных настоящим Положением (далее именуются - лицензионные требования и условия);
е) документы, обосновывающие обеспечение ядерной и радиационной безопасности при осуществлении лицензируемой деятельности, согласованные с Министерством обороны Российской Федерации;
ж) документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии нормативно-методических документов по обеспечению безопасности при обращении с радиоактивными материалами, документов, устанавливающих порядок подготовки, аттестации и допуска персонала к работе с радиоактивными материалами, а также наличие сил и средств, готовых к действиям в аварийных ситуациях и к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
з) копия лицензии, выдача которой предусмотрена статьей 27 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (для организаций, деятельность которых связана с использованием сведений, составляющих государственную тайну);
и) заключение государственной экологической экспертизы (для проектируемых и реконструируемых объектов);
к) документы о финансовом обеспечении гражданско-правовой ответственности за убытки и вред, которые могут быть причинены радиационным воздействием.
Если копии документов не заверены нотариусом, вместе с копиями предъявляются оригиналы.
Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается.
Все документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой с отметкой о приеме документов направляется или вручается соискателю лицензии.
8. За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 50 в пункт 9 настоящего Положения внесены изменения
9. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении в течение 3 дней с даты его принятия.
Уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты государственной пошлины направляется или вручается соискателю лицензии.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется или вручается соискателю лицензии с указанием причин отказа.
10. Утратил силу.
См. текст пункта 10
11. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
12. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.
13. Соискатель лицензии при обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Независимая экспертиза проводится за счет соискателя лицензии.
Заявление о проведении независимой экспертизы соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган, который формирует комиссию для ее проведения.
В состав комиссии не могут входить работники лицензирующего органа.
Список членов комиссии направляется заявителю. В случае несогласия с какой-либо кандидатурой заявитель может представить в лицензирующий орган мотивированное возражение против участия данного лица в экспертизе.
Соискатель лицензии имеет право присутствовать на заседании комиссии.
14. Комиссия в течение 30 дней со дня регистрации заявления рассматривает представленные заявителем документы, осуществляет проверку соответствия лицензионным требованиям и условиям и готовит экспертное заключение об обоснованности решения лицензирующего органа.
Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о решении комиссии в течение 3 дней после его принятия. При принятии комиссией решения о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган обязан в течение 3 дней рассмотреть вопрос о выдаче лицензии соискателю. В случае повторного отказа в выдаче лицензии соискатель вправе обратиться в суд. При этом расходы на проведение независимой экспертизы относятся за счет лицензирующего органа.
15. В документе, подтверждающем наличие лицензии, указывается:
а) наименование лицензирующего органа;
б) наименование и местонахождение лицензиата;
в) вид деятельности с указанием соответствующих работ, предусмотренных в приложении к настоящему Положению, срок, в течение которого он будет осуществляться;
г) условия осуществления указанного вида деятельности;
д) идентификационный номер налогоплательщика;
е) регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;
ж) дата выдачи документа, подтверждающего наличие лицензии.
Документ подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия - лицом, его замещающим) и заверяется печатью.
16. Бланки документа, подтверждающего наличие лицензии, являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер.
17. При осуществлении лицензируемой деятельности лицензиат обязан соблюдать:
а) законодательство Российской Федерации;
б) нормы и правила по ядерной, радиационной и промышленной безопасности;
в) нормы и правила по физической защите радиоактивных материалов и по сохранению государственной тайны;
г) нормы и правила учета и контроля радиоактивных материалов;
д) экологические, санитарно-эпидемиологические, гигиенические, противопожарные нормы и правила;
е) настоящее Положение.
18. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами и лицензирующим органом в пределах их компетенции.
19. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право:
а) проводить проверки соответствия лицензируемой деятельности лицензионным требованиям и условиям;
б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
в) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием нарушений;
г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, и устанавливать сроки их устранения;
д) выносить предупреждение лицензиату;
е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.
20. Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти при выявлении в пределах своей компетенции нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить о них в лицензирующий орган.
21. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующим органом проверок, в том числе представлять необходимую информацию и документы.
22. В случае преобразования лицензиата - юридического лица, изменения его наименования или местонахождения лицензиат или его правопреемник обязан незамедлительно подать в лицензирующий орган заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные сведения.
23. При переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления с необходимыми документами.
24. В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат обязан незамедлительно подать заявление о его переоформлении.
25. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии или аннулировать ее.
26. Основанием для приостановления действия лицензии является:
а) выявление лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти в пределах их компетенции нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой возникновение аварий, нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне и безопасности государства;
б) невыполнение лицензиатом решения лицензирующего органа, обязывающего устранить выявленные нарушения.
27. Утратил силу.
См. текст пункта 27
28. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда. Основанием для аннулирования лицензии является:
а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;
б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;
в) незаконность решения о выдаче лицензии.
29. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с соответствующим обоснованием в течение 3 дней со дня принятия решения.
30. Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
31. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
После устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в 30-дневный срок со дня получения соответствующего подтверждения обязан принять решение о возобновлении ее действия и в течение 3 дней уведомить о своем решении лицензиата.
32. Приостановление действия лицензии или ее аннулирование не снимает с юридического лица обязанности по обеспечению ядерной и радиационной безопасности объектов использования радиоактивных материалов при использовании атомной энергии в оборонных целях в соответствии с действующими нормами и правилами.
33. Лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий.
34. В реестре лицензий должны быть указаны:
а) сведения о лицензиате;
б) сведения о лицензирующем органе;
в) вид деятельности с указанием соответствующих работ, предусмотренных в приложении к настоящему Положению, на осуществление которого выдана лицензия;
г) дата выдачи и номер лицензии;
д) срок действия лицензии;
е) сведения о регистрации лицензии в реестре, основание и дата приостановления и возобновления действия лицензии;
ж) основание и дата аннулирования лицензии;
з) другие необходимые сведения.
35. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для юридических лиц. Указанные лица вправе за плату получить выписку из реестра лицензий.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно.
Срок предоставления выписок из реестра лицензий не должен превышать 3 дней с даты подачи соответствующего заявления.
36. Утратил силу.
См. текст пункта 36
Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. N 749 настоящее Положение дополнено пунктом 37
37. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Приложение
к Положению о лицензировании
деятельности по использованию
радиоактивных материалов при
проведении работ по использованию
атомной энергии в оборонных целях
Перечень
работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, осуществляемых в рамках подлежащей лицензированию деятельности по использованию радиоактивных материалов
1. Разработка ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов).
2. Изготовление ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов).
3. Испытания ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов).
4. Хранение ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов).
5. Транспортирование ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей (компонентов).
6. Разборка ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и утилизация их составных частей (компонентов).
7. Разработка устройств и технических средств, обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия и их составных частей.
8. Изготовление устройств и технических средств, обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия и их составных частей.
9. Испытания устройств и технических средств, обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия и их составных частей.
10. Ремонт и модернизация устройств и технических средств, обеспечивающих установку и эксплуатацию ядерных боеприпасов в составе носителей ядерных боеприпасов, комплексов ядерного оружия, носителей ядерного оружия и их составных частей.
11. Разработка, изготовление и эксплуатация устройств и технических средств хранения и эксплуатации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей.
12. Проектирование зданий и сооружений, предназначенных для проведения ядерно-опасных и радиационно-опасных работ при разработке, изготовлении, испытаниях, хранении, эксплуатации и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей.
13. Строительство зданий и сооружений, предназначенных для проведения ядерноопасных и радиационноопасных работ при разработке, изготовлении, испытаниях, хранении и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей.
14. Эксплуатация зданий и сооружений, предназначенных для проведения ядерно-опасных и радиационно-опасных работ при разработке, изготовлении, испытаниях, хранении и ликвидации ядерных зарядов, ядерных боеприпасов и их составных частей.
15. Проектирование исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
16. Изготовление исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
17. Испытания исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
18. Ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации исследовательских ядерных установок, предназначенных исключительно для создания ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
19. Проектирование ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.
20. Изготовление ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.
21. Испытания ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.
22. Ввод в эксплуатацию, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных энергетических установок военного назначения и их наземных стендов-прототипов.
23. Транспортирование ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.
24. Ремонт ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.
25. Утилизация ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.
26. Работы с радиоактивными материалами (включая отработавшие радиоактивные материалы), используемыми в оборонных целях, при их хранении и транспортировании, а также при их переработке (на объектах использования этих материалов в указанных целях).
27. Разработка, изготовление, эксплуатация и утилизация устройств и технических средств обращения с радиоактивными материалами, используемыми в оборонных целях, а также эксплуатация изделий с радиоактивными материалами при их использовании в оборонных целях.
28. Переработка радиоактивных отходов, образующихся при использовании радиоактивных материалов в процессе проведения работ по использованию атомной энергии в оборонных целях (на объектах использования этих материалов в указанных целях).
29. Проектирование комплексов (зданий и сооружений), предназначенных для проведения ядерно-опасных и радиационно-опасных работ при разработке, испытаниях, хранении, эксплуатации, ремонте, выводе из эксплуатации и утилизации ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.
30. Строительство комплексов (зданий и сооружений), предназначенных для проведения ядерноопасных и радиационноопасных работ при разработке, испытаниях, хранении, эксплуатации, ремонте, выводе из эксплуатации и утилизации ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.
31. Эксплуатация комплексов (зданий и сооружений), предназначенных для проведения ядерноопасных и радиационноопасных работ при разработке, испытаниях, хранении, эксплуатации, ремонте, выводе из эксплуатации и утилизации ядерных энергетических установок военного назначения, их наземных стендов-прототипов и составных частей.
32. Проведение экспертизы документов, обосновывающих возможность выполнения работ по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.
Положением определяется порядок лицензирования деятельности юридических лиц по использованию радиоактивных материалов (ядерных материалов и радиоактивных веществ) при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытания, транспортирование, эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Положение не распространяется на деятельность по использованию радиоактивных материалов при эксплуатации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения воинскими частями Минобороны РФ.
Лицензирующим органом является Минатом РФ. Приводится перечень работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, осуществляемых в рамках подлежащей лицензированию деятельности по использованию радиоактивных материалов.
Лицензия выдается на 3 года. Перечисляются документы для получения лицензии, а также обязанности лицензиата.
За рассмотрение заявления о выдаче лицензии взимается плата в размере минимальной оплаты труда (МРОТ), за переоформление лицензии 1/10 МРОТ, за предоставление выписки из реестра лицензий - в 10 МРОТ, за выдачу лицензии - взимается лицензионный сбор 1 МРОТ.
Постановление Правительства РФ от 20 июня 2000 г. N 471 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по использованию радиоактивных материалов при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июня 2000 г. N 26 ст. 2775
Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2017 г. N 911 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 марта 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. N 749
Постановление Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 50
Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 731