С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. См. справку
Поступающая с мест информация по вопросу организации налоговыми органами работы по рассмотрению заявлений и документов, представленных в установленном порядке организациями-экспортерами, для возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных для производства и реализации экспортируемой продукции, свидетельствует о существенных недостатках в организации работы по контролю за подтверждением факта экспорта и обоснованностью возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг), а также о нарушении установленных действующим законодательством о налогах и сборах сроков зачета (возмещения) этих сумм организациям-экспортерам.
Так, отдельными налоговыми органами принимаются решения о возмещении НДС в тех случаях, когда на момент подачи заявления экспортера имеется недополучение средств на его расчетный (валютный) счет; в отдельных случаях дополнительные мероприятия (встречные проверки, запросы в таможенные органы и банки и т.д.) по подтверждению факта реального экспорта проводятся несвоевременно, в том числе после полного и (или) частичного возмещения НДС. Отмечается низкое качество проводимых налоговыми инспекторами камеральных проверок (камеральными проверками подтверждаются заявленные суммы НДС к возмещению, в то время как выявляемые последующими проверками факты свидетельствуют об отсутствии оснований для возмещения входного НДС из бюджета); не во всех случаях налоговые органы сообщают экспортерам о причинах задержки возмещения входного НДС, что порождает обоснованные жалобы налогоплательщиков на их действия и т.д.
При организации работы по проверке расчетов (налоговых деклараций) по НДС по экспортным операциям и рассмотрению письменных заявлений налогоплательщиков-экспортеров с приложением документов, представляемых в установленном порядке для возмещения из федерального бюджета НДС при экспорте товаров (работ, услуг), необходимо руководствоваться следующим.
Камеральная проверка расчетов (налоговых деклараций) по НДС по экспортным операциям, а также вынесение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения по ее результатам осуществляются в 3-месячный срок, установленный статьей 88 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
В указанный срок проводятся встречные проверки поставщиков экспортных товаров, уполномоченных банков, других лиц, имеющих с экспортером хозяйственные и финансовые связи; направляются запросы в таможенные органы, органы налоговой полиции и другие контролирующие правоохранительные органы; от должностных лиц организации-экспортера и свидетелей запрашиваются пояснения (показания) по обстоятельствам, имеющим значение для осуществления налогового контроля; в необходимых случаях организуются экспертизы, а также иные контрольные мероприятия.
Камеральные проверки расчетов (налоговых деклараций) по НДС по экспортным операциям, представленных организациями, осуществляющими реализацию продукции собственного производства на экспорт на постоянной основе, предыдущими проверками которых не выявлялись нарушения установленного порядка возмещения НДС, а также принятие решений по их результатам должны производиться в 10-дневный срок с момента представления в налоговый орган указанных расчетов (налоговых деклараций).
По результатам камеральной налоговой проверки должен быть составлен акт, в котором излагаются результаты проверки обоснованности заявленных сумм НДС, подлежащих возмещению (зачету) из бюджета, а также выводы о правомерности (неправомерности) возмещения (зачета) указанных сумм. Данный акт подписывается должностным лицом налогового органа, проводившим камеральную налоговую проверку.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, и по результатам рассмотрения материалов проверки выносит решение:
1) о возмещении (зачете) из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг);
2) об отказе (частичном отказе) в возмещении из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг).
Если сумма НДС, предъявленная к возмещению (зачету), составляет свыше 5 млн. рублей, данные по результатам проверок в соответствии с Приказом МНС России от 08.06.2000 N БГ-3-29/220 незамедлительно направляются в управления МНС России по субъекту Российской Федерации, которые обеспечивают незамедлительное представление указанных материалов в Комиссию МНС России по рассмотрению вопросов возмещения из федерального бюджета сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг).
Вместе с этим, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам обязывает Управления МНС России по субъектам Российской Федерации принять конкретные меры по повышению эффективности работы нижестоящих налоговых органов по контролю за подтверждением факта экспорта и обоснованностью возмещения входного НДС организациям-экспортерам, имея в виду необходимость обеспечения:
1) незамедлительной организации при поступлении заявлений от налогоплательщиков на возмещение входного НДС мероприятий по проверке всех фактических обстоятельств, подтверждающих наличие у налогоплательщика права на получение такого возмещения (направление запросов в таможенные органы, организация встречных проверок и т.д.);
2) обязательной организации встречных проверок поставщиков экспортируемых товаров по указанным поставкам, банков, через которые осуществляются расчеты по экспортным поставкам, а также других лиц, которые участвуют в цепочке производства и обращения экспортируемых товаров, в целях выявления реального происхождения экспортируемых товаров, а также недопущения двойного возмещения НДС из бюджета;
3) незамедлительного информирования налогоплательщиков по их запросам о результатах рассмотрения заявлений о возмещении НДС;
4) усиления контроля по устранению допущенных нарушений, устанавливаемых при проведении проверок в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов;
5) обязательного проведения встречных проверок организаций, являющихся контрагентами организаций-экспортеров, на основании запросов налоговых органов, осуществляющих контроль за правомерностью возмещения входного НДС данным экспортерам.
Информация о проведении контрольных мероприятий по вопросу подтверждения факта экспорта и обоснованности возмещения из федерального бюджета налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) представляется по организациям-экспортерам, по которым составляется Отчет по крупнейшим предприятиям - юридическим лицам согласно форме N 7-НП, утвержденной приказом МНС России от 23.11.99 N АП-3-09/370, начиная с июня 2000 г., в Управление организации контрольной работы ежемесячно не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, по форме, приведенной в приложении к настоящему письму.
Приложение: указанное выше на 2-х страницах.
Государственный советник |
А.В.Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо МНС РФ от 15 июня 2000 г. N АС-6-16/451 "Об усилении контроля за рассмотрением заявлений и документов, представленных организациями-экспортерами, для возмещения из федерального бюджета сумм входного НДС"
Текст письма официально опубликован не был