Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 16 мая 2000 г. N КАС 00-184
"Пункт 7 Порядка проведения обследований организаций, осуществляющих
деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки и эксплуатации
автозаправочных станций, региональными госнефтеинспекциями и
территориальными управлениями Госэнергонадзора Министерства топлива
и энергетики Российской Федерации и выдачи заключений по результатам
указанных обследований, утвержденного приказом Минтопэнерго России
от 21 июля 1999 г. N 241, в приведенной в нормативном акте редакции
признан Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации
недействующим (незаконным)"
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.
членов коллегии: Лаврентьевой М.Н.
Петроченкова А.Я.
с участием прокурора: Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 мая 2000 г. гражданское дело по заявлению ОАО "Лукойл" о признании незаконным п.7 "Порядка проведения обследований организаций, осуществляющих деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки и эксплуатации автозаправочных станций, региональными госнефтеинспекциями и территориальными управлениями Госэнергонадзора Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и выдачи заключений по результатам указанных обследований", утвержденного приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 21 июля 1999 г. N 241 по кассационной жалобе ОАО "Лукойл" на решение Верховного Суда РФ от 29 марта 2000 г., которым заявителю отказано в удовлетворении заявленного требования.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителей заявителя Галочкина В.В., Заводского В.Н. и Перчика А.С., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителей Министерства топлива и энергетики РФ Еропкиной Т.В. и Грабовец И.Н., представителей Министерства юстиции РФ Хомчик Т.Н. и Смирновой Е.В., возражавших против удовлетворения жалобы, выслушав заключение прокурора Федотовой А.В., полагавшей решение суда подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении жалобы, Кассационная коллегия установила:
Приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 21 июля 1999 г. N 241 утвержден "Порядок проведения обследований организаций, осуществляющих деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки и эксплуатации автозаправочных станций, региональными госнефтеинспекциями и территориальными управлениями Госэнергонадзора Министерства топлива и энергетики РФ и выдачи заключений по результатам указанных обследований" (далее - Порядок).
ОАО "Лукойл" обратилось в Верховный Суд РФ с жалобой на п.7 Порядка, предусматривающего, что обследование и выдача заключений государственными надзорными и контрольными органами производится на основании договоров с организациями, заключаемых в установленном порядке, с учетом требований, установленных законодательством; расценки по конкретным видам проверок в зависимости от объема работы и оформления соответствующих документов устанавливаются методиками, утвержденными в установленном порядке.
В обоснование заявленного требования заявитель сослался на несоответствие данного положения нормативного акта федеральному закону и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Верховный Суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель заявителя ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении нового решения об удовлетворении жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения о признании оспоренного положения нормативного акта незаконным по следующим основаниям.
В соответствии со ст.6 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" на государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается об обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.
Учитывая, что в соответствии со ст.50 ГПК РСФСР каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, а также то, что открытое акционерное общество "Лукойл" по существу представляет собой организацию граждан, каждый из которых обладает соответствующими правами и свободами, Кассационная коллегия полагает, что приведенное положение Федерального закона применимо и к настоящему делу.
Однако ни в суде первой инстанции ни на заседании Кассационной коллегии Министерство топлива и энергетики РФ, издавшее оспоренный акт, не представило доказательств, которые бы свидетельствовали о соответствии п.7 Порядка закону.
В частности, содержащееся в первом предложении п.7 Порядка положение прямо предписывает возможность производства обследования (являющегося согласно п.4 Порядка средством осуществления контроля за рациональным и безопасным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями нефти и нефтепродуктов и пр.) и выдачи заключений государственными надзорными и контрольными органами на основании договоров с организациями. Этим же пунктом Порядка предусмотрено, что расценки по конкретным видам проверок в зависимости от объема работы и оформления соответствующих документов устанавливаются методиками, утвержденными в установленном порядке.
Никаких исключений для каких-либо видов исследований и проверок, проводимых указанными государственными контрольными и надзорными органами в п.7 не содержится.
Между тем, как следует из содержания других положений оспоренного нормативного акта, а также из постановлений Правительства РФ от 6 сентября 1995 г. N 897, от 3 апреля 1996 г. N 394 и от 12 августа 1998 г. N 938 государственные надзорные и контрольные органы вправе проводить обследования в том числе и по просьбе (по заказам) соискателей лицензий, по заказам лицензиатов с выдачей соответствующих заключений заказчиком. Несомненно, что оплата проведения таких обследований и дачи заключений может быть возложена на организации, предпринимателей (как соискателей лицензий, так и лицензиатов), которые нуждаются в определенных услугах государственных органов энергетического надзора и заказывают такие услуги.
В отношении таких обследований и проверок вполне применимо предписание п.7 Порядка о заключении соответствующих договоров и установлению расценок в зависимости от объема работы и оформления документов.
Вместе с тем, другими (не оспоренными) положениями нормативного акта - Порядка и приведенными выше постановлениями Правительства РФ государственные надзорные и контрольные органы наделены полномочиями и обязаны осуществлять контроль с проведением соответствующих обследований в целях выявления нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства, а также в целях осуществления энергетического надзора в области добычи, переработки, транспортировки, учета, хранения, реализации и потребления нефти и нефтепродуктов (например: п.4 Порядка, п.15 Положения о лицензировании деятельности по хранению нефти и продуктов ее переработки (в редакции постановления Правительства РФ от 12.08.98 г. N 938).
При этом данные, контрольные проверки с соответствующим обследованием указанных органов, естественно, проводят по своей инициативе во исполнение возложенных на них государством обязанностей и без какого-либо заказа на их проведения со стороны подконтрольных организаций и предпринимателей (лицензиатов).
Согласно п.4.3 Порядка проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, а также осуществление энергетического надзора могут проводиться не реже одного раза в год. При необходимости по решению государственных надзорных и контрольных органов могут проводиться дополнительные проверки.
Таким образом, в изложенной Министерством топлива и энергетики РФ в п.7 Порядка редакции предписания могут быть применены и при производстве проверок и обследований, не заказываемых подконтрольными организациями и предпринимателями (лицензиатами), а также и при осуществлении государственного энергетического надзора.
Между тем, представители Министерства топлива и энергетики РФ не привели какие-либо нормы закона, которым соответствуют содержащиеся в п.7 Порядка положения при применении этих положений в отношении производимых государственными надзорными и контрольными органами проверок и обследований (при отсутствии обращений лицензиатов за их проведением), а также и при осуществлении энергетического надзора, в связи с чем возложение на лицензиатов обязанности по заключению договоров на проведение государственными надзорными и контрольными органами любых обследований (проверок) с выдачей заключений, а также по оплате любых таких обследований (проверок) с выдачей заключений не может быть признано обоснованным.
Поскольку возложение приведенной обязанности на заявителя оспоренным положением не основана на законе, применение п.7 Порядка несомненно приводит либо может приводить к нарушению прав и законных интересов как самого ОАО "Лукойл" так и граждан - членов этого общества, размер прибыли, дивидендов которых могут быть уменьшены в результате необоснованных затрат по оплате всех проводимых указанными органами мероприятий по контролю и надзору.
Как следует из судебного решения, отказывая в удовлетворении жалобы, Верховный Суд РФ согласился с утверждением представителей Министерства топлива и энергетики РФ, заявивших, что и п.7 Порядка не противоречит требованиям Гражданского кодекса РФ, поскольку якобы не содержит положений, обязывающих организации к заключению договоров на проведение обследований.
Однако Кассационная коллегия считает, что приведенный выше текст оспоренного п.7 Порядка однозначно предписывает необходимость заключения договоров для обследований (проверок) и выдачи заключений (без какого-либо изъятия).
В противоречие приведенному судом выводу (об отсутствии в п.7 Порядка положений, обязывающих организации к заключению договоров по проведению обследований, проверок) суд, вместе с тем, в решении сослался на то, что проведение ежегодных (оспоренный нормативный акт не исключает и проведение более частых обследований, проверок) обследований органами Госэнергонадзора является одной из форм указанного контроля и не может зависеть от желания и интереса лицензиата.
В решении суд сослался на то, что приведенные выше утверждения представителей Министерства топлива и энергетики РФ ни материалами дела ни заявителем не опровергнуты.
С таким выводом Кассационная коллегия не может согласиться, поскольку в нарушение требований процессуального закона своим решением суд необоснованно фактически возложил бремя доказывания соответствия оспоренного акта закону на заявителя.
Не может согласиться Кассационная коллегия и с выводом суда первой инстанции о том, что п.7 Порядка якобы не содержит предписания о возложении на подконтрольные Госэнергонадзору организации обязанности по оплате проводимых проверок, поскольку этот вывод не соответствует содержанию второго предложения обжалованного пункта Порядка, которое в совокупности с первым предложением этого пункта бесспорно предусматривает такую обязанность для подконтрольных организаций, предпринимателя, без указания каких-либо изъятий.
Вместе с тем, отвергая довод заявителя о неправомерности возложения на организации, предпринимателей обязанности по оплате проводимых обследований, проверок, суд сослался на п.3 постановления Правительства РФ от 12 августа 1998 г. N 938 "О государственном энергетическом надзоре в РФ", который (по мнению суда) не исключает взимание платы за оказываемые услуги по проведению обследований.
С таким выводом Кассационная коллегия также не может согласиться, поскольку приведенный пункт нормативного акта Правительства РФ не содержит указания на обязанность подконтрольных органам Госэнергонадзора организаций, предпринимателей по оплате обследований и проверок, которые проводятся не по желанию (не по заявкам) этих субъектов.
Указание в п.3 приведенного постановления Правительства РФ на то, что финансирование управлений Госэнергонадзора в субъектах РФ производится как за счет бюджетных средств, так и средств, получаемых их других источников, вовсе не означает, что в числе таких источников могут быть и не предусмотренные законом суммы, предлагаемые для оплаты проведения государственными надзорными и контрольными органами любых обследований и проверок (в том числе и не заказываемых организациями, предпринимателями).
По изложенным мотивам вынесенное по делу судебное решение не может быть признано законным и подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся материалов, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, Кассационная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении жалобы заявителя.
Руководствуясь п.4 ст.305, п.3 ст.306 и ст.307 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:
решение Верховного Суда РФ от 29 марта 2000 г. отменить. Вынести новое решение, которым признать пункт 7 "Порядка проведения обследований организаций, осуществляющих деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки и эксплуатации автозаправочных станций...", утвержденного приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 21 июля 1999 г. N 241, в приведенной в нормативном акте редакции незаконным (недействующим).
Председательствующий: (подпись) А.И.Федин
Члены коллегии: (подпись) М.Н.Лаврентьева
(подпись) А.Я.Петроченков
Копия верна:
Зав.секретариатом Кас.коллегии |
Ю.В.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 мая 2000 г. N КАС 00-184 "Пункт 7 Порядка проведения обследований организаций, осуществляющих деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки и эксплуатации автозаправочных станций, региональными госнефтеинспекциями и территориальными управлениями Госэнергонадзора Министерства топлива и энергетики Российской Федерации и выдачи заключений по результатам указанных обследований, утвержденного приказом Минтопэнерго России от 1 июля 1999 г. N 241, в приведенной в нормативном акте редакции признан Кассационной коллегией Верховного Суда Российской Федерации недействующим (незаконным)" (извлечение)
Текст определения в извлечениях опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, февраль 2001 г., N 2