Решение Верховного Суда РФ от 9 августа 1996 г. N ГКПИ96-215
См. также Определение Верховного Суда РФ от 28 марта 2000 г. N ГКПИ99-1073 о прекращении производства по делу о признании незаконным пункта 5.4 Общих правил перемещения через таможенную границу РФ транспортных средств физическими лицами, утвержденных приказом ГТК РФ от 15 августа 1994 г. N 416
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе: председательствующего - члена Верховного Суда РФ Редченко Ю.Д. Народный заседателей
При секретаре Животовой Н.А.
с участием прокурора Федотовой А.В.
и адвокатов
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Сопельцева Валерия Анатольевича о признании незаконным пункта 5.4 "Общих правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами" утвержденных приказом Государственного таможенного Комитета РФ от 15 августа 1994 г. N 416, установил:
Сопельцев В.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанной жалобой, сославшись на то, что п.5.4 названных выше Общих правил противоречит требованиям ст.15 Закона РФ "О таможенном тарифе", нарушает права и свободы граждан и принят таможенным Комитетом РФ с превышением своих полномочий.
В судебном заседании Сопельцев В.А. жалобу поддержал.
Представитель Государственного таможенного комитета РФ Наумов А.А. с жалобой не согласился и просил об оставлении его без удовлетворения, пояснив при этом, что Государственному таможенному комитету законом предоставлено право принимать акты нормативного характера. Принятые комитетом Общие правила и, в частности, п.5.4 соответствуют требованиям закона РФ "О таможенном тарифе" и Таможенного Кодекса РФ.
Выслушав объяснения Сопельцева В.А., представителя Государственного таможенного комитета РФ Наумова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, и исследовав материалы дела, Верховный Суд РФ находит жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.11 Таможенного кодекса РФ в случае, предусмотренном настоящим Кодексом, иным законодательством Российской Федерации, государственный таможенный комитет РФ издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения, в том числе всеми должностными лицами и гражданами.
Как установлено судом, Государственным таможенным комитетом РФ по поручению Правительства Российской Федерации (пункт 8 постановления Правительства РФ "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности" от 23 декабря 1993 г. N 1322) приказом от 15 февраля 1994 г. N 416 были утверждены вышеназванные Общие правила, пунктом 5.4 которых предусмотрено, что таможенный орган вправе принимать решение о правильности заявленной лицом таможенной стоимости транспортных средств.
При отсутствии документов, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной лицом, либо при наличии оснований полагать, что заявленная стоимость не является достоверной, таможенный орган может самостоятельно определить стоимость ввозимых транспортных средств. На основании ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, в отношении подобных транспортных средств.
При использовании указанной ценовой информации таможенный орган может производить ее корректировку в зависимости от качестве ввозимого транспортного средства, его репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену транспортного средства, в порядке, определяемом ГТК России.
Приведенные положения пункта 5.4 Общих правил, по мнению суда, по существу повторяют содержание ст.ст.15 и 16 Закона РФ "О таможенном тарифе" и им не противоречат.
Содержание оспариваемого заявителем пункта названных Правил фактически направлено на осуществление контроля со стороны таможенных органов за правильностью определения таможенной стоимости, обязанность осуществления которого законом (ст.13 Закона РФ "О таможенном тарифе") возложена на эти органы.
Указанные выше Правила приняты Государственным таможенным комитетом РФ с соблюдением установленного законом порядка и в пределах своей компетенции, предусмотренной Таможенным кодексом РФ и Законом РФ "О таможенном тарифе".
При таких данных суд не находит каких-либо оснований для удовлетворения заявленного Сопельцевым В.А. требования.
Довод жалобы о том, что положения п.5.4 Общих правил, предусматривающие право таможенного органа РФ самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара, противоречат требованиям ст.15 Закона РФ "О таможенном тарифе", согласно которой, по его мнению, названная стоимость определяется самим декларантом, не может быть принят во внимание, поскольку он ни на чем не основан, является надуманным и противоречит ст.16 указанного выше Закона РФ, предоставившей этим органам такое право.
Другие доводы, на которые Сопельцев В.А. ссылается в жалобе, также не могут служить основанием к ее удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации, - решил:
жалобу Сопельцева В.А. о признании незаконным пункта 5.4 "Общих правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами", утвержденных приказом Государственного таможенного комитета РФ от 15 августа 1994 г. N 416, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.
Председательствующий Судья |
Ю.Д.Редченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 9 августа 1996 г. N ГКПИ96-215
Текст решения официально опубликован не был