Министерство финансов Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в целях обеспечения полноты поступлений доходов от уплаты налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации разъясняют следующее.
Доходы бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
Налоговым законодательством Российской Федерации установлена исключительно денежная форма исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации формирование доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется за счет денежных средств, зачисленных в доходы бюджетов.
Установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, устанавливающим принципы бюджетной системы Российской Федерации, в Российской Федерации действует принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, означающий единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Учитывая изложенное, исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в неденежной форме не допускается и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, допускающие неденежные формы расчетов по уплате налогов и сборов, как противоречащие бюджетному и налоговому законодательству Российской Федерации.
В случае нарушения отдельными субъектами Российской Федерации установленного бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации порядка формирования доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, в том числе и зачисления федеральных регулирующих налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации, минуя счета органов федерального казначейства, Министерством финансов Российской Федерации будут применяться меры принуждения, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также, в соответствии со статьями 50 и 53 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", приостанавливаться выделение средств из Федерального фонда финансовой поддержки, финансирование из федерального бюджета федеральных программ и мероприятий, осуществляемых на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, и иные меры воздействия, предусмотренные указанным Законом.
Должностные лица налоговых органов несут ответственность за принятие к учету различных неденежных форм исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В случае нарушения установленного порядка учета налоговых доходов бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации указанные должностные лица могут быть привлечены к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Министр финансов |
А.Кудрин |
Министр Российской Федерации |
Г.Букаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В связи с тем, что как налоговым, так и бюджетным законодательством предусмотрена исключительно денежная форма исполнения налоговых обязанностей перед бюджетом, исполнение таких обязанностей в неденежной форме не допускается. В связи с этим органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, допускающие неденежные формы расчетов по уплате налогов и сборов. Указаны меры ответственности за нарушение установленного порядка.
Письмо Минфина РФ и МНС РФ от 25 августа, 8 сентября 2000 г. NN 83н, БГ-6-09/723 "О неденежных формах исполнения обязанности по уплате налогов и сборов"
Текст письма опубликован в газете "Налоги", сентябрь 2000 г., N 36, в еженедельном приложении к газете "Финансовая Россия" от 4 октября 2000 г., N 37, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", от 5 октября 2000 г., N 19, в газете "Экономика и жизнь", октябрь 2000 г., N 41, в ежемесячном приложении к журналу "Бухгалтерский бюллетень" - "Нормативные акты", 2000 г., N 11