Решение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2000 г. N ГКПИ00-176
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 августа 2000 г. N КАС 00-347 настоящее решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
Председательствующего - Зайцева В.Ю.,
при секретаре - Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора - Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Михайлова Ю.М. и государственного унитарного предприятия "Дезинфекция на Кавказских Минеральных Водах" о признании недействительным второго предложения абзаца 2 подпункта "у" пункта 12 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" и пункта 16 Разъяснений Государственной налоговой службы Российской Федерации от 23.09.1993 г. N ВЗ-4-05/150н "По вопросам, связанным с применением налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость", установил:
23.09.1993 г. Государственной налоговой службой Российской Федерации были приняты. Разъяснения N ВЗ-4-05/150н "По вопросам, связанным с применением налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость" (далее - Разъяснения).
Пунктом 16 Разъяснений предусмотрено, что платные услуги, оказываемые санитарно-эпидемиологическими учреждениями для населения (по месту жительства, работы, отдыха), а также по договорам, заявкам предприятий по защите от переносчиков инфекционных заболеваний (дезинфекция, дезинсекция, дератизация и т.п.) облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Согласно второго предложения абзаца 2 подпункта "у" пункта 12 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.10.1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция) ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги от налога на добавленную стоимость не освобождаются.
Михайлов Ю.М. и государственное унитарное предприятие "Дезинфекция на Кавказских Минеральных Водах" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными вышеприведенных положений Разъяснений и Инструкции, ссылаясь на их несоответствие подпункту "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Заявители ссылались на то, что услуги по защите здоровья и охране окружающей среды, оказываемые населению организациями, входящими в систему Госсанэпидслужбы Российской Федерации, а именно, дезинфекция, дератизация и дезинсекция являются платными медицинскими услугами, которые должны освобождаться от налога на добавленную стоимость. Между тем оспариваемые правовые акты неправомерно возлагают на юридических и физических лиц обязанность по уплате налога на добавленную стоимость при оказании им вышеназванных услуг организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Представители Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Муравьева И.Е. и Кулагин А.Б., Министерства финансов Российской Федерации Рассказова О.Т. и Шилина В.В., Министерства юстиции Российской Федерации Богданова В.В. с доводами жалобы не согласились, ссылаясь на то, что оспариваемые заявителями положения правового акта соответствуют действующему федеральному законодательству.
Представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации Лыткин Б.Г. пояснил суду, что в систему организаций Госсанэпидслужбы России, подчиненных Минздраву России, входят государственные дезинфекционные предприятия, на которые возложено проведение дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных работ (услуг). Эти работы (услуги) включены в Перечень платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями Госсанэпидслужбы России.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей жалобу удовлетворить частично. Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба заявителей подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога) от налога на добавленную стоимость освобождаются платные медицинские услуги для населения.
Суд полагает, что к числу таких медицинских услуг относятся и услуги по дезинфекции, дератизации и дезинсекции, оказываемые населению организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Данный вывод суда основан на положениях действующего законодательства.
Так, согласно п.7 ст.46 Федерального закона "Об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" структура государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления ее деятельности, порядок назначения руководителей органов и учреждений указанной службы устанавливаются положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 г., N 680, государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации входит в систему Министерства здравоохранения Российской Федерации и объединяет органы и организации, действующие в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии со ст.47 Федерального закона "Об санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" финансирование государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляется в числе других и за счет средств, поступающих за выполнение работ и оказание услуг учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Данная правовая норма конкретизирована в подпункте 4 пункта 16 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, в котором указано, что источниками финансирования организаций службы могут быть внебюджетные средства, в том числе: средства от выполнения организациями службы платных медицинских работ (оказания услуг) по договорам с хозяйствующими субъектами и населением. Перечень платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями службы в соответствии с их компетенцией, утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Реализуя поручение Правительства Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации 31.12.99 г. издало приказ N 476 "О Перечне платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации". Данный приказ 08.02.2000 г. был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально опубликован в установленном порядке.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер вышеупомянутого приказа следует читать как 474
В пункт 6 Перечня платных медицинских работ (услуг) включены дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы (услуги) по заявкам граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Следовательно, оказываемые населению платные услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации являются медицинскими услугами, которые должны освобождаться от налога на добавленную стоимость.
Данный вывод подтверждается и "Общероссийским классификатором услуг населению", утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации N 163 от 28.06.1993 г., в редакции от 05.03.1999 г., в котором услуги по проведению дезинфекции, дератизации и дезинфекции включены в подгруппу "Медицинские услуги".
Между тем оспариваемые заявителями положения нормативных актов вводят не предусмотренные законом ограничения на использование льготы по налогу на добавленную стоимость при оказании организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации платных услуг населению по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Вследствие этого на граждан, заказавших такие услуги, неправомерно возлагается обязанность по уплате в бюджет сумм налога, который по закону они платить не обязаны.
При таких обстоятельствах эти положения нормативных актов в части не соответствующей подпункту "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" должны быть признаны недействительными.
При этом суд учитывает, что к числу "санитарно-эпидемиологических услуг", указанных во втором предложении абзаца 2 подпункта "у" пункта 12 Инструкции, Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации относят, в том числе, и оказываемые населению организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации платные услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В то же время суд не может согласиться с жалобой заявителей о том, что от налога на добавленную стоимость должны освобождаться и ветеринарные услуги, поскольку такого положения в Законе Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не содержится.
С доводами Министерства по налогам и сборам Российской Федерации о том, дезинфекция, дезинсекция и дератизация не могут быть освобождены от налога на добавленную стоимость, поскольку они являются работами, а не услугами, суд согласиться не может.
Согласно пункта 4 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Результаты деятельности по дезинфекции, дезинсекции и дератизации материального выражения не имеют.
Руководствуясь ст.191-197, 231, 232, 239-7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:
жалобу Михайлова Ю.М. и государственного унитарного предприятия "Дезинфекция на Кавказских Минеральных Водах" удовлетворить частично.
Признать недействительным (незаконным) второе предложение абзаца 2 подпункта "у" пункта 12 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10.10.1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в части слов: "и санитарно-эпидемиологические"
Признать недействительным (незаконным) пункт 16 Разъяснений Государственной налоговой службы Российской Федерации от 23.09.1993 г. N ВЗ-4-05/150н "По вопросам, связанным с применением налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость" - в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На основании пункта 16 Разъяснений Госналогслужбы РФ от 23.09.1993 г. N ВЗ-4-05/150н "По отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства по НДС" платные услуги, оказываемые санитарно - эпидемиологическими учреждениями для населения по защите от переносчиков инфекционных заболеваний (дезинфекция, дезинсекция, дератизация и т.п.), облагаются налогом в общем порядке.
В соответствии с абз.2 подп."у" п.12 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты НДС" ветеринарные и санитарно - эпидемиологические услуги от налога не освобождаются.
Посчитав, что данные положения противоречат закону, гражданин и предприятие оспорили их в Верховном Суде РФ.
Как указано в настоящем решении, в силу подп."у" п.1 ст.5 Закона РФ от 06.12.1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" от налога освобождаются платные медицинские услуги для населения.
Дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы (услуги) по заявкам граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц включены в Перечень платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, утвержденный приказом Минздрава РФ от 31.12.1999 г. N 474.
Кроме того, в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. N 163, услуги по проведению дезинфекции, дератизации и дезинсекции относятся к подгруппе "Медицинские услуги".
Таким образом, установив в своих ведомственных актах положение об обложении НДС названных услуг, Госналогслужба РФ превысила свои полномочия.
В то же время Верховный Суд согласился с тем, что ветеринарные услуги Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" от налогообложения не освобождает.
Основываясь на изложенном, Верховный Суд признал недействительными оспариваемые положения, касающиеся услуг по проведению дезинфекции, дератизации и дезинсекции.
Решение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2000 г. N ГКПИ00-176 "Верховный Суд РФ признал недействительными (незаконными) абз.2 подп."у" п.12 инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" и п.16 разъяснений Государственной налоговой службы Российской Федерации от 23 сентября 1993 г. N ВЗ-4-05/150н "По отдельным вопросам, связанным с применением налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость"
Текст решения в извлечениях опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 2000 г., N 12
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 15 августа 2000 г. N КАС 00-347 настоящее решение оставлено без изменения