Решение Экономического Суда СНГ от 21 января 1997 г. N С-1/12-96/С-1/18-96
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - заместителя Председателя Экономического Суда Апостола Д.Д.,
судей Экономического Суда Бекенова Р.А., Вылкова И.К., Дашука Л.А., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Симоняна Г.В.,
при секретаре Мадудиной Т.И.,
с участием Генеральных советников Экономического Суда Прониной М.Г. и Лазаренкова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросам Межгосударственного банка и Исполнительного Секретариата Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Межгосударственный банк и Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств обратились в Экономический Суд с заявлениями о толковании статьи 6 Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года, а Межгосударственный банк - и о толковании статьи 16 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года.
Толкование, как указывают заявители, необходимо для определения правового статуса инвесторов государств-участников Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года на территории других государств-участников этого Соглашения, и в частности, имеют ли инвесторы государств-участников на территории друг друга статус иностранных инвесторов.
Анализ действующего в государствах-участниках Соглашения от 24 декабря 1993 года законодательства об инвестициях, а также Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года позволил Экономическому Суду сделать следующие выводы.
Инвесторы, осуществляющие инвестиции на территории какого-либо государства, в зависимости от их национальной (государственной) принадлежности подразделяются на две группы: национальные инвесторы и иностранные инвесторы.
Национальные инвесторы:
юридические лица государства по месту инвестирования, созданные в соответствии с законодательством этого государства;
физические лица - граждане государства по месту инвестирования, постоянно проживающие на его территории граждане других государств (иностранные граждане), а также лица без гражданства;
само государство и расположенные в пределах его территории государственные и административно-территориальные образования в лице уполномоченных ими юридических и физических лиц в соответствии с законодательством этого государства.
Эту группу инвесторов условно можно назвать "собственные инвесторы государства по месту инвестирования" или "инвесторы этого государства".
Иностранные инвесторы:
иностранные юридические лица;
иностранные граждане, лица без гражданства, а также граждане государства по месту инвестирования, имеющие постоянное место жительства за границей;
международные организации;
иностранные государства.
С учетом изложенного следует констатировать, что инвесторы одного государства-участника Содружества Независимых Государств, осуществляющие инвестиции на территории другого государства-участника, должны рассматриваться как иностранные инвесторы.
Национальное законодательство государств-участников Содружества Независимых Государств содержит специальные законодательные акты и нормы, регулирующие национальные инвестиции, с одной стороны, и иностранные инвестиции, - с другой.
Законодательные акты государств-участников Содружества, регулирующие иностранные инвестиции на их территориях, предоставляют в отношении указанных инвестиций, а также деятельности иностранных инвесторов по осуществлению этих инвестиций не менее благоприятный правовой режим, чем для инвестиционной деятельности юридических лиц и граждан своей страны (страны-реципиента), за исключениями, предусмотренными Законом (статья 6 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года "Об иностранных инвестициях в РСФСР", статья 6 Закона Республики Армения от 31 июля 1991 года "Об иностранных инвестициях", статья 7 Декрета Украины от 20 мая 1993 года "О режиме иностранного инвестирования" и др.).
При установлении для иностранных инвестиций национального режима инвестирования законодательные акты государств-участников Содружества предусматривают вместе с тем как отдельные изъятия (например, по участию в приватизации государственной собственности, запрещения или ограничения заниматься отдельными видами деятельности либо в отдельных зонах и др.), так и некоторые льготы и преимущества (например, по налогообложению, по экспорту продукции собственного производства и др.).
Правовой режим иностранных инвестиций может быть также определен и международными (двусторонними или многосторонними) договорами. При этом законодательные акты всех государств-участников Содружества, регулирующие иностранные инвестиции, предусматривают, что если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, применяются правила международного договора (статья 38 Закона Республики Беларусь от 14 ноября 1991 года "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь", статья 5 Закона Кыргызской Республики от 28 июня 1991 года "Об иностранных инвестициях в Республике Кыргызстан" и др.).
Такие международные соглашения, в частности, региональные, были заключены государствами-участниками Содружества Независимых Государств.
Статьей 16 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года предусмотрено: "Стороны признают, что их юридические и физические лица, осуществляющие инвестиции, рассматриваются на территории друг друга как иностранные инвесторы. Их деятельность на территории каждой из Сторон осуществляется в соответствии с ее законодательством об иностранных инвестициях и международными соглашениями, в которых участвуют договаривающиеся Стороны".
Участниками указанного Соглашения являются Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан.
Соглашение от 9 октября 1992 года в соответствии со статьей 19 вступало в силу со дня его подписания, а для государств-участников Содружества, законодательство которых требует ратификации таких соглашений, - со дня сдачи ратификационных грамот государству-депозитарию.
24 декабря 1993 года государствами-участниками Содружества Независимых Государств заключено Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, статья 6 которого установила: "Отношения, связанные с инвестициями Сторон, регулируются соответствующими положениями законодательства государства по месту инвестирования, установленными для инвесторов этого государства, настоящим Соглашением и другими соглашениями между его участниками, а также международными соглашениями, в которых участвуют Стороны. При этом, в ходе дальнейшего совершенствования законодательства, Стороны будут исходить из того, что правовой режим инвестиций Сторон, а также деятельность инвесторов по их осуществлению не могут быть менее благоприятными, чем режим для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц государства по месту инвестирования".
Соглашение подписали Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
Экономический Суд считает, что под понятием "инвесторы этого государства", употребленным в статье 6 Соглашения, понимаются инвесторы первой из указанных выше групп, то есть собственные (национальные) инвесторы. Этот вывод базируется на положениях статьи 2 Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года, в которой, в частности, предусмотрено: "Инвесторами каждой Стороны в других государствах, участвующих в настоящем Соглашении (далее инвесторы Сторон), являются:
юридические лица, созданные согласно законодательству одной из Сторон и правомочные осуществлять инвестиции;
физические лица - граждане Сторон и постоянно проживающие на их территории граждане других государств, а также лица без гражданства;
государства-участники настоящего Соглашения и расположенные в пределах их территории государственные и административно-территориальные образования в лице уполномоченных ими юридических и физических лиц в соответствии с законодательством Сторон".
Следовательно, в статье 6 названного Соглашения речь идет о распространении на инвестиции, осуществленные инвесторами государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года на территории друг друга, правового режима инвестиций, установленного законодательством государства по месту инвестирования для собственных, а не иностранных инвесторов. Указанный вывод Суда подтверждается положением, содержащимся в той же статье 6, о сохранении правового режима для инвестиций Сторон, не менее благоприятного, чем правовой режим для инвестиционной деятельности юридических и физических лиц государства по месту инвестирования и в ходе дальнейшего совершенствования законодательства Сторон.
Соглашение от 24 декабря 1993 года каких-либо изъятий из этого принципа не установило.
Изложенное дает основание сделать вывод, что Соглашение от 24 декабря 1993 года изменило правовой режим, в котором действуют инвесторы государств-участников Соглашения от 9 октября 1992 года на территории друг друга. Деятельность инвесторов государств-участников Соглашения от 9 октября 1992 года, затем подписавших Соглашение от 24 декабря 1993 года, а также Украины, Азербайджанской Республики и Республики Беларусь (подписавшей, но не подтвердившей действие для нее норм Соглашения от 9 октября 1992 года), на территории Сторон подчиняется правовому режиму, установленному для собственных (национальных) инвесторов, то есть инвесторов государства по месту инвестирования (страны-реципиента), и нормам Соглашения от 24 декабря 1993 года, а также других международных соглашений, в которых участвуют государства-участники данного Соглашения.
Соглашение от 24 декабря 1993 года, установив для инвестиций из государств-участников Содружества на территории друг друга более благоприятный правовой режим (действующий для национальных, а не иностранных инвестиций), вместе с тем предоставляет им преимущества, гарантии и льготы (статьи 7, 8, 9, 10, 14, 15 и др.).
Кроме того, часть вторая статьи 18 указанного Соглашения предусматривает, что для предприятий с инвестициями Сторон в приоритетных отраслях хозяйства и в отдельных регионах может устанавливаться льготный порядок налогообложения.
В связи с тем, что Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года по-иному регулирует вопрос об инвестициях, государствами-участниками Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года принято Решение об отмене статьи 16 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности, которое стало действовать с 24 декабря 1993 года - с момента подписания Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, поскольку в соответствии со статьей 27 этого Соглашения оно временно применяется его участниками с момента подписания.
Решение от 24 декабря 1993 года об отмене статьи 16 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности, по мнению Экономического Суда, есть по своей сути договор о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности от 9 октября 1992 года.
Экономический Суд вместе с тем считает, что, исходя из целей инвестиционной политики государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года, правовой режим инвестиций государств-участников этого Соглашения на территории друг друга не может быть менее благоприятным, чем режим инвестиций, осуществляемых инвесторами других государств, не являющихся участниками Соглашения.
Как показывает практика некоторых государств-участников Соглашения, в частности, Кыргызской Республики, инвестиции, осуществляемые инвесторами государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года на ее территории, подчинены правовому режиму для иностранных инвестиций, поскольку в соответствии со статьей 7 Закона Кыргызской Республики от 28 июня 1991 года "Об иностранных инвестициях в Республике Кыргызстан" (в редакции от 7 мая 1993 г., 28 июля и 26 сентября 1995 г.) этот режим является привилегированным и не может быть менее благоприятным, чем правовой режим для инвестиций, осуществляемых юридическими лицами и гражданами Кыргызской Республики.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, пунктом 13.4 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд решил:
По запросам Межгосударственного банка и Исполнительного Секретариата Содружества Независимых Государств дать следующее толкование.
1. Решение государств-участников Соглашения от 9 октября 1992 года об отмене статьи 16 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности в соответствии с частью первой статьи 59 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года вступило в силу со дня его подписания, так как его участники установили, что данный вопрос регулируется положениями Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года.
2. Статья 6 Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 года предусматривает для инвестиций, осуществляемых инвесторами государств-участников данного Соглашения на территории друг друга, правовой режим, который установлен положениями законодательства государства по месту инвестирования для инвесторов этого государства, то есть национальных инвесторов государства по месту инвестирования, и нормами Соглашения от 24 декабря 1993 года.
При этом правовой режим инвестиций, осуществляемых инвесторами государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года, не может быть менее благоприятным, чем правовой режим инвестиций, осуществляемых национальными инвесторами государства по месту инвестирования.
Правовой режим указанных инвестиций устанавливается также другими международными соглашениями, в которых участвуют государства-участники Соглашения от 24 декабря 1993 года.
Копию решения направить в Межгосударственный банк, Исполнительный Секретариат Содружества и государствам-участникам Содружества Независимых Государств, а также для сведения в Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза и Межпарламентскую Ассамблею государств-участников Содружества Независимых Государств.
Решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня получения его копии в Пленум Экономического Суда Содружества Независимых Государств.
Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
Зам. Председателя |
Д.Д. Апостол |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Экономического Суда СНГ от 21 января 1997 г. N С-1/12-96/С-1/18-96
Текст решения получен по официальной рассылке из Экономического Суда СНГ