Решение Экономического Суда СНГ от 15 января 1998 г. N 01-1/3-97
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда Каженова А.Б.,
судей Экономического Суда Апостола Д.Д., Вылкова И.К., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Cарсенбаева А.О., Cимоняна Г.В., Толибова Х.,
при секретаре Медведевой Т.Е.,
c участием: Генерального советника Экономического Суда Содружества Независимых Государств Соловяненко Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного Секретариата Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд с запросом о толковании порядка применения Решения Совета глав правительств Содружества Независимых Государств "О новой редакции пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров" от 18 октября 1996 года.
Исполнительный Секретариат, в частности, просит ответить на вопрос, должны ли государства-участники Содружества Независимых Государств применять в таможенном деле Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств "О новой редакции пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров" от 18 октября 1996 года как международный договор или для применения данного Решения необходимо издание национальных нормативных актов, а также определить соотношение названного акта с Основами таможенных законодательств государств-участников Содружества Независимых Государств, принятыми Решением Совета глав государств от 10 февраля 1995 года, согласно которым:
государства-участники Содружества вправе вводить другие нормы, не противоречащие Основам (преамбула);
порядок определения страны происхождения товара устанавливается национальным законодательством на основании положений Основ (статья 122);
особенности определения страны происхождения товара устанавливаются национальным законодательством (статья 130).
Заслушав судью - докладчика Махмудову Л.Ш., Генерального советника Экономического Суда Соловяненко Н.И., а также заключение специалиста Светланова А.Г. и исследовав имеющиеся в деле документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.
Толкование Решения Совета глав правительств "О новой редакции пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров" от 18 октября 1996 года c целью выяснения его правовой природы и непосредственной применимости должно быть осуществлено исходя из объекта, целей и содержания как названного решения, так и связанных с ним иных межгосударственных и межправительственных актов.
Указанные Правила определения страны происхождения товаров были утверждены Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 года в целях развития внешнеэкономической деятельности и в соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности от 15 мая 1992 года. Как явствует из преамбулы Правил, они действуют в отношении товаров, происходящих из государств-участников, подписавших Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности от 15 мая 1992 года.
Решение Совета глав правительств "О Правилах определения страны происхождения товаров" от 24 сентября 1993 года подписано: Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной.
Решение не подписано Грузией.
15 апреля 1994 года в г.Москве было заключено Соглашение между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о создании зоны свободной торговли. Пункт 4 статьи 3 Соглашения предусматривает, что страна происхождения товара определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года подписали: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
Одновременно с подписанием Соглашения о создании зоны свободной торговли 15 апреля 1994 года принимается Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств "Об изменении пунктов 9 и 10 Правил определения страны происхождения товаров", в котором было определено, что указанные Правила с учетом внесенных изменений применяются только для участников Соглашения о создании зоны свободной торговли.
Данное Решение подписали все главы правительств государств-участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.
Согласно статье 23 Соглашения о создании зоны свободной торговли оно временно применяется со дня подписания и вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Договаривающимися Сторонами всех необходимых внутригосударственных процедур. По истечении одного года с даты подписания настоящего Соглашения Договаривающиеся Стороны, для которых Соглашение вступило в силу, могут принять решение относительно участия в Соглашении Договаривающихся Сторон, для которых Соглашение применяется временно.
По сведениям депозитария, Соглашение о создании зоны свободной торговли вступило в силу для Республики Молдова - 30 декабря 1994 года, Республики Казахстан - 30 декабря 1994 года, Республики Узбекистан - 30 декабря 1994 года, Кыргызской Республики - 28 декабря 1995 года (вместе с его неотъемлемой частью - Правилами определения страны происхождения товаров в редакции Решения Совета глав правительств от 15 апреля 1994 года), Азербайджанской Республики - 18 декабря 1996 года, Республики Таджикистан - 7 мая 1997 года.
Государства, для которых Соглашение вступило в силу, не приняли решения относительно участия в Соглашении государств-участников, для которых Соглашение применяется временно. Следовательно, Соглашение применяется временно для Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Российской Федерации, Туркменистана, Украины.
Исходя из того, что Правила определения страны происхождения товаров (вместе с внесенными в него изменениями) являются неотъемлемой частью Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, Экономический Суд считает, что текст Правил определения страны происхождения товаров, как и текст самого Соглашения, представляет собой международный договор, что соответствует подпункту а) пункта 1 статьи 2 Венской конвенции о праве международных договоров (1969 года), которая, в частности, устанавливает: "договор" означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования".
Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года в статье 22 допускает возможность внесения изменений и дополнений по взаимному согласию Договаривающихся Сторон в Соглашение и, следовательно, в его неотъемлемую часть - Правила определения страны происхождения товаров.
18 октября 1996 года в целях совершенствования реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года принимается Решение Совета глав правительств "О новой редакции пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров", которым признано утратившим силу Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств "Об изменении пунктов 9 и 10 Правил определения страны происхождения товаров" от 15 апреля 1994 года в части изменения пункта 9.
Данное Решение подписали Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина.
Решение не подписано Грузией.
Внесение изменений и дополнений в Правила определения страны происхождения товаров означает внесение изменений и дополнений в международный договор - Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.
Следовательно, Решение Совета глав правительств от 18 октября 1996 года, касающееся неотъемлемой части Соглашения - Правил определения страны происхождения товаров, является актом о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.
Однако, поскольку Соглашение не предусматривает порядок внесения изменений и дополнений в текст этих документов, Экономический Суд считает, что согласие Договаривающихся Сторон на внесение изменений и дополнений в Правила определения страны происхождения товаров, равно как и внесение изменений в текст Соглашения, должно быть выражено государствами тем же способом, который предусмотрен для дачи согласия на обязательность для них Соглашения. Этот вывод базируется на положениях статьи 39 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, которая гласит: "Договор может быть изменен по соглашению между участниками. Нормы, изложенные в части 11, применяются в отношении такого соглашения, если только договор не предусматривает иное", т.е. если участники не договорились об ином, то к пересмотру договоров применяются те же правила, что и к их заключению.
С учетом изложенного следует констатировать, что статья 9 Правил определения страны происхождения товаров в новой редакции вступила в силу в отношении двух государств, выполнивших внутригосударственные процедуры после принятия Решения об этом от 18 октября 1996 года, - Азербайджанской Республики и Республики Таджикистан. В остальных государствах-участниках Соглашения о создании зоны свободной торговли указанная норма в редакции решения от 18 октября 1996 года применяется временно.
Что же касается Грузии, не подписавшей Решение Совета глав правительств от 18 октября 1996 года, то в ее отношении действуют Правила определения страны происхождения товаров с изменениями, внесенными в пункты 9 и 10, в редакции Решения Совета глав правительств от 15 апреля 1994 года. Указанный вывод основывается также на положениях части 4 статьи 40 Венской конвенции, предусматривающей важнейший принцип международного публичного права - суверенного равенства государств-участников договора: соглашение о внесении поправок не связывает государство, уже являющееся участником договора, но не ставшее участником о внесении поправок в договор.
Следует, однако, учитывать, что, хотя пункт 2 Решения Совета глав правительств "Об изменении пунктов 9 и 10 Правил определения страны происхождения товаров" от 15 апреля 1994 года устанавливает, что указанные Правила с учетом внесенных изменений применяются только для участников Соглашения о создании зоны свободной торговли, определение сферы практического их применения должно быть произведено в контексте с положениями Соглашения о создании зоны свободной торговли и, в частности, со статьей 3 этого Соглашения, устанавливающей поэтапное создание такой зоны. Пункты 2-3 статьи 3 Соглашения устанавливают, что в соответствии с пунктом 1 этой статьи Договаривающиеся Стороны в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Соглашения разрабатывают и согласуют общий Перечень изъятий из режима свободной торговли, а также методы применения и поэтапной отмены таких изъятий на переходный период до создания зоны свободной торговли. До согласования общего Перечня изъятий в отношениях между Договаривающимися Сторонами будут применяться действующие двусторонние соглашения о свободной торговле и протоколы об изъятиях из этого режима, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Наконец, пункт 4 статьи 3 Соглашения предусматривает, что страна происхождения товара определяется в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения (Приложение 1).
Систематическое толкование положений статьи 3 Правил дает основание Экономическому Суду сделать вывод, что применение Правил обусловливается не только участием государства в Соглашении, как это указано в пункте 2 Решения от 15 апреля 1994 года, но и созданием зоны свободной торговли.
По данным депозитария, общий Перечень изъятий из режима свободной торговли, предусмотренный пунктом 2 статьи 3 Соглашения от 15 апреля 1982 года, не согласован.
Следовательно, в соответствии с пунктом 3 той же статьи в настоящее время применяются лишь действующие двусторонние или иные соглашения о свободной торговле. Поэтому и Правила определения страны происхождения товаров с изменениями, внесенными Решением Совета глав правительств от 18 октября 1996 года, могут применяться на таможенной территории государств, где установлен режим свободной торговли на основе соответствующих соглашений.
Что касается вопроса о непосредственной применимости Решения Совета глав правительств от 18 октября 1996 года, то Экономический Суд считает, что по своему содержанию норма пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров может применяться непосредственно и без издания соответствующих норм национального права, поскольку она достаточно конкретна, в ней определены критерии, в соответствии с которыми товар должен считаться происходящим из таможенной территории государства-участника Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года. Общий порядок внутригосударственного применения определяется национальным законодательством.
Как неотъемлемая часть межгосударственного Соглашения от 15 апреля 1992 года Решение Совета глав правительств "О новой редакции пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров" от 18 октября 1996 года применяется в порядке, установленном для международных договоров. В соответствии со статьями 26, 27 Венской конвенции о праве международных договоров каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться, и участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.
Экономический Суд считает, что принятие Советом глав правительств Решения "О новой редакции пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров" от 18 октября 1996 года не противоречит ни преамбуле Основ таможенных законодательств государств-участников Содружества Независимых Государств, ни статьям 122, 130 Основ.
Принципиальным положением Основ таможенных законодательств, закрепленным как в преамбуле, так и статьях 122, 130 Основ, является право государств-участников на введение "других норм, не противоречащих настоящим Основам". Таким образом, Основы определяют допустимость принятия на национальном уровне дополнительного регулирования (по вопросам, регулирование которых отсутствует на уровне Содружества), но которое по своему характеру не должно противоречить Основам таможенных законодательств государств-участников Содружества Независимых Государств.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 143, 148 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд решил:
Дать следующее толкование по запросу Исполнительного Секретариата Содружества Независимых Государств.
1. Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств "О новой редакции пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров" от 18 октября 1996 года как поправка к Соглашению о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года является международным договором.
2. Правила определения страны происхождения товаров с изменениями, внесенными Решением Совета глав правительств от 18 октября 1996 года, могут применяться до создания зоны свободной торговли, охватывающей таможенную территорию всех государств-участников Соглашения от 15 апреля 1994 года в государствах-участниках данного Соглашения, на территориях которых зона свободной торговли создана на основе двусторонних и иных соглашений.
3. Положение пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров в редакции Решения Совета глав правительств от 18 октября 1996 года может применяться непосредственно. Общий порядок внутригосударственного применения определяется национальным законодательством.
4. Принятие Советом глав правительств Решения "О новой редакции пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров" от 18 октября 1996 года не противоречит положениям преамбулы и статей 122, 130 Основ таможенных законодательств Содружества Независимых Государств, поскольку эти положения регулируют иные по содержанию вопросы.
5. Копию решения направить в Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств, государствам-участникам Содружества Независимых Государств, Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества Независимых Государств, Межгосударственному экономическому Комитету Экономического союза, Совету руководителей таможенных служб государств-участников Содружества, таможенным органам государств-участников Содружества Независимых Государств, Исполнительному Комитету Союза Беларуси и России, Интеграционному Комитету Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, а также судебно-арбитражным органам государств-участников Содружества.
6. Настоящее решение является окончательным.
7. Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.
Председатель |
А.Б. Каженов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Экономического Суда СНГ от 15 января 1998 г. N 01-1/3-97
Текст решения получен по официальной рассылке из Экономического Суда СНГ