Письмо МНС РФ от 23 октября 2000 г. N БГ-6-24/817
Направляю для руководства в работе "Концепцию обеспечения безопасности деятельности налоговых органов федеральными органами налоговой полиции".
Приложение на 5 листах.
Г.И.Букаев
Концепция
обеспечения безопасности деятельности налоговых органов
федеральными органами налоговой полиции
(утв. Федеральной службой налоговой полиции РФ и МНС РФ
12, 13 октября 2000 г. NN ВА-3033, БГ-6-24/802)
Настоящая Концепция содержит систему взглядов на обеспечение безопасности деятельности налоговых органов федеральными органами налоговой полиции и определяет единые подходы по реализации федеральными органами налоговой полиции Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Федерального Закона "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" в части обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, государственной защиты должностях лиц налоговых органов и их близких.
По мере совершенствования служебной деятельности по обеспечению безопасности деятельности налоговых органов возможны изменения и уточнения отдельных понятий и положений Концепции.
Оглавление
1. Общие положения
1.1. Задачи, решаемые федеральными органами налоговой полиции в
процессе обеспечения безопасности деятельности налоговых
органов
1.2. Правовая основа деятельности федеральных органов налоговой
полиции по обеспечению безопасности деятельности налоговых
органов
1.3. Принципы обеспечения безопасности деятельности налоговых
органов
1.4. Основные понятия обеспечения безопасности деятельности
налоговых органов
1.4.1. Безопасность налоговых органов
1.4.2. Угрозы безопасности налоговым органам
1.4.3. Обеспечение безопасности деятельности налоговых
органов
1.4.4. Режим безопасности налоговых органов
1.4.5. Условия для безопасного функционирования налоговых
органов
1.4.6. Основной показатель состояния безопасности
1.5. Гарантии прав работников налоговых органов
2. Система обеспечения безопасности деятельности налоговых органов
3. Основные направления деятельности федеральных органов налоговой
полиции по обеспечению безопасности деятельности налоговых
органов
3.1. Кадровая работа
3.2. Мероприятия по физической защите работников (их близких) и
охране объектов налоговых органов
3.3. Оперативно-розыскные мероприятия
3.4. Защита служебной информации
3.5. Нормотворческая деятельность
3.6. Эксплуатация зданий, сооружений и помещений
4. Контроль и надзор за обеспечением безопасности деятельности
налоговых органов
1. Общие положения
1.1. Задачи, решаемые федеральными органами налоговой полиции в процессе обеспечения безопасности деятельности налоговых органов:
- обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защита их должностных лиц от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
- государственная защита должностных лиц налоговых органов и их близких;
- охрана зданий налоговых органов;
- ограждение налоговых органов от проникновения преступных элементов;
- пресечение явного и скрытого противодействия юридических и физических лиц деятельности налоговых органов;
- выявление каналов утечки из налоговых органов информации, составляющей налоговую тайну;
- выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах;
- оказание содействия налоговым органам в создании условий, устраняющих угрозы безопасности их деятельности.
1.2. Правовая основа деятельности федеральных органов налоговой полиции по обеспечению безопасности деятельности налоговых органов
Правовую основу деятельности федеральных органов налоговой полиции по обеспечению безопасности деятельности налоговых органов составляют: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации: от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности", от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", федеральные законы: от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", Положение о Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 25 сентября 1999 г. N 1272, Положение о Главном управлении безопасности и борьбы с коррупцией ФСНП России, Положение об Управлении физической защиты ФСНП России, типовые положения о подразделениях безопасности и борьбы с коррупцией и физической защиты территориального органа налоговой полиции, Инструкция о порядке осуществления государственной защиты работников налоговых органов, сотрудников федеральных органов налоговой полиции, а также их близких (утвержденная совместным приказом МНС и ФСНП России от 10 февраля 2000 г. N АП-14-24/125 дсп/69дсп), иные совместные нормативные правовые акты Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации с другими правоохранительными органами, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Указом Президента РФ от 25 ноября 2003 г. N 1389 Указ Президента РФ от 25 сентября 1999 г. N 1272 признан утратившим силу с 1 июля 2003 г.
1.3. Принципы обеспечения безопасности деятельности налоговых органов
Деятельность федеральных органов налоговой полиции по обеспечению безопасности деятельности налоговых органов основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, сочетания гласных и негласных методов работы, взаимодействия с иными правоохранительными органами, взаимной ответственности защищаемого лица и органа налоговой полиции.
1.4. Основные понятия обеспечения безопасности деятельности налоговых органов
1.4.1. Безопасность налоговых органов
Безопасность работников налоговых органов (их близких) - состояние защищенности жизненно важных интересов указанных лиц от угроз криминального характера, обеспечивающее беспрепятственную реализацию служебных полномочий должностными лицами этих органов.
1.4.2. Угрозы безопасности налоговым органам
Угрозы безопасности налоговым органам - это совокупность условий и факторов:
а) затрудняющих деятельность налоговых органов;
б) представляющих опасность для жизни и здоровья работников (их близких) в связи с исполнением ими должностных обязанностей;
в) способствующих коррупции в налоговых органах;
г) ведущих к разглашению информации, составляющей налоговую тайну.
По своему характеру угрозы безопасности деятельности налоговых органов МНС России подразделяются на внешние и внутренние.
К внешним угрозам относятся:
- противоправные устремления преступных сообществ и отдельных лиц, препятствующие служебной деятельности налоговых органов;
- противоправные посягательства в отношении работников налоговых органов (их близких) в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
- компрометация деятельности налоговых органов, в том числе через средства массовой информации;
- попытки преступных сообществ и отдельных лиц проникновения на службу в налоговые органы;
- противоправные устремления криминальных элементов на получение конфиденциальной информации налоговых органов.
К внутренним угрозам относятся:
- сокрытие отдельными руководителями информации о противоправной деятельности подчиненных работников;
- противоправная деятельность отдельных работников налоговых органов с использованием должностного положения;
- нарушение режима обращения со служебными документами и материалами, создающее предпосылки к утечке служебной информации;
- недостатки в организации охраны объектов и территории налоговых органов;
- нарушение работниками налоговых органов пропускного и внутриобъектового режимов.
Противодействие реальным и потенциальным угрозам, исходящим от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности федеральных органов налоговой полиции по обеспечению безопасности деятельности налоговых органов.
1.4.3. Обеспечение безопасности деятельности налоговых органов
Обеспечение безопасности представляет собой целенаправленную деятельность органов налоговой полиции по осуществлению комплекса оперативно-розыскных, административных и иных мер, направленных на создание условий для нормального функционирования налоговых органов и государственной защиты работников (их близких). Налоговые органы, осуществляя ряд предупредительных, административных и других мер, совместно с органами налоговой полиции непосредственно участвуют в обеспечении безопасности.
1.4.4. Режим безопасности налоговых органов
Режим безопасности налоговых органов - это совокупность норм, условий, приемов и методов оперативно-служебной деятельности, осуществляемых органами налоговой полиции с целью обеспечения безопасности деятельности налоговых органов и личной безопасности их работников.
Он зависит от:
- уровня организации защиты работников налоговых органов от противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;
- соблюдения работниками налоговых органов действующего законодательства;
- организации предупредительно-профилактической работы с работниками налоговых органов;
- обеспечения надежности охраны объектов налоговых органов, строгого соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов;
- создания условий, препятствующих утечке служебной информации;
- других мер, направленных на противодействие внешним и внутренним угрозам безопасности налоговых органов.
1.4.5. Условия для безопасного функционирования налоговых органов
Условия для безопасного функционирования налоговых органов создаются органами налоговой полиции путем выполнения следующих мероприятий:
- ограждения работников (их близких), служебной информации, технических и иных средств, зданий и помещений, процесса служебной деятельности и конкретных мероприятий от противоправных посягательств организованных преступных групп и отдельных лиц;
- выявления, предупреждения и пресечения фактов коррупции в налоговых органах;
- проведения оперативно-розыскных мероприятий и административных мер по предупреждению и пресечению проникновения в налоговые органы лиц из криминальных структур;
- предупреждения и пресечения попыток компрометации налоговых органов и их работников;
- выявления каналов утечки из налоговых органов информации, составляющей налоговую тайну;
- предоставления Управлению внутренней безопасности МНС России и его структурным подразделениям в территориальных органах МНС России легализованных сведений о лицах и организациях, заинтересованных в получении конфиденциальной информации налоговых органов незаконным путем, их возможной или фактической технической оснащенности;
- получения от налоговых органов в соответствии с действующим законодательством сведений о лицах и организациях, необходимых для своевременного выявления, предупреждения и пресечения преступных посягательств в отношении объектов МНС России, работников налоговых органов (их близких) при исполнении служебных обязанностей, а также в целях эффективной борьбы с коррупцией в налоговых органах.
1.4.6. Основной показатель состояния безопасности
Основным показателем состояния безопасности налоговых органов является надежность их защиты, создание необходимых условий для безопасной деятельности налоговых органов и их работников.
Надежность системы обеспечения безопасности определяется безусловным исполнением налоговыми органами и органами налоговой полиции требований действующих в данной области нормативных правовых актов, эффективностью предупредительно-профилактической работы и способностью своевременно противостоять реальным угрозам.
1.5. Гарантии прав работников налоговых органов
Соблюдение прав работников налоговых органов в процессе решения служебных задач подразделениями органов налоговой полиции гарантируется:
- проведением работы по обеспечению безопасности на основе действующего законодательства;
- неукоснительным соблюдением требований нормативных правовых актов Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, регламентирующих функции, права и обязанности сотрудников подразделений органов налоговой полиции и работников налоговых органов в сфере безопасности.
При обеспечении безопасности деятельности налоговых органов силами и средствами налоговой полиции не допускается незаконное ограничение прав и свобод работников.
Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности налоговых органов, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2. Система обеспечения безопасности деятельности налоговых органов
Безопасность налоговых органов обеспечивают:
а) подразделения безопасности и борьбы с коррупцией федеральных органов налоговой полиции в центре и на местах путем осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также оказания методической помощи по вопросам обеспечения безопасности;
б) подразделения физической защиты федеральных органов налоговой полиции в центре и на местах в процессе выполнения функций физической защиты работников налоговых органов и охраны служебных помещений, а также оказания методической помощи по вопросам организации внутриобъектового и пропускного режимов;
в) Управление внутренней безопасности МНС России и его структурные подразделения на местах путем осуществления предупредительных профилактических мероприятий, применения программно-технических мер по обеспечению сохранности информационных ресурсов налоговых органов от незаконного распространения, искажения или уничтожения и иных действий, влекущих возможность нанесения ущерба интересам МНС России.
3. Основные направления деятельности федеральных органов налоговой
полиции по обеспечению безопасности деятельности налоговых органов
3.1. Кадровая работа
Органы налоговой полиции оказывают помощь кадровым службам налоговым органам в проверке кандидатов на замещение должностей в налоговых органах в порядке и пределах, установленных совместными нормативными актами Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
3.2. Мероприятия по физической защите работников (их близких) и охране объектов налоговых органов
Мероприятия по физической защите работников (их близких) и охране объектов налоговых органов осуществляются органами налоговой полиции путем:
- обеспечения личной безопасности работников налоговых органов, связанной с исполнением ими служебных обязанностей, а также их близких, защиты имущества при наличии угрозы противоправных посягательств;
- координации деятельности подразделений ФСНП России, территориальных органов налоговой полиции, а также обеспечения взаимодействия с другими правоохранительными органами по вопросам безопасности охраняемой категории лиц и объектов;
- обеспечения охраны объектов налоговых органов, поддержания на них внутриобъектового и пропускного режимов.
3.3. Оперативно-розыскные мероприятия
Оперативно-розыскные мероприятия федеральных органов налоговой полиции по обеспечению безопасности деятельности налоговых органов осуществляются подразделениями безопасности и борьбы с коррупцией в объеме, порядке и пределах, определяемых законодательством Российской Федерации и соответствующими нормативными правовыми актами Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
3.4. Защита служебной информации
Главное управление безопасности и борьбы с коррупцией ФСНП России и его структурные подразделения совместно с Управлением внутренней безопасности МНС России и его структурными подразделениями в пределах своей компетенции принимают совместные и согласованные меры по обеспечению сохранности информационных ресурсов налоговых органов России от незаконного распространения, искажения или уничтожения, а также по созданию благоприятных условий по получению налоговыми органами достоверной и полной информации, необходимой для принятия решений по налогообложению.
3.5. Нормотворческая деятельность
ФСНП России на основе накопленного опыта и исходя из изменений в оперативной обстановке вносит предложения по вопросам обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, в частности, принимает участие в совершенствовании действующей нормативной правовой базы, регламентирующей оперативно-служебную деятельность подразделений безопасности и борьбы с коррупцией и физической защиты органов налоговой полиции.
3.6. Эксплуатация зданий, сооружений и помещений
Органы налоговой полиции оказывают налоговым органам методическую помощь в категорировании зданий, помещений и сооружений для оценки их защищенности и установления необходимого режима безопасности, а также участвуют в работе по совершенствованию системы мер по физической и технической охране зданий, помещений и сооружений, пропускного и внутриобъектового режимов.
4. Контроль и надзор за обеспечением безопасности
деятельности налоговых органов
Контроль за деятельностью подразделений органов налоговой полиции, непосредственно обеспечивающих безопасность деятельности налоговых органов, осуществляет директор Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, а также начальники Главного управления безопасности и борьбы с коррупцией и Управления физической защиты ФСНП России.
Надзор за законностью деятельности федеральных органов налоговой полиции по обеспечению безопасности органов МНС России осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Министр Российской
Федерации по налогам и сборам |
Г.И.Букаев |
11 октября 2000 г.
И.о. директора
Федеральной службы налоговой
полиции Российской Федерации |
В.И.Авдийский |
2 сентября 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо МНС РФ от 23 октября 2000 г. N БГ-6-24/817
Текст письма официально опубликован не был