Письмо МНС РФ от 7 августа 2000 г. N ВП-1-05/1783
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам во исполнение поручения правительства Российской Федерации от 12.07.2000 г. N КА-П13-20301 (см. "Вестник АРБ", 2000, N 17, с.23) рассмотрело Ваше письмо от 27.06.2000 г. N А-01/5-395 (см. "Вестник АРБ", 2000, N 16, с.5) о нарушении Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Пенсионным фондом Российской Федерации постановления правительства Российской Федерации от 08.02.99 г. N 140 и с учетом мнения Пенсионного фонда Российской Федерации и Института законодательства и сравнительного правоведения сообщает следующее.
Постановление правительства Российской Федерации от 08.02.99 г. N 140 "О порядке неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды" было принято во исполнение Федерального закона от 26.03.98 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год".
Указанным постановлением регулируются вопросы неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды в случаях, когда указанная задержка вызвана взысканием Банком России с этих кредитных организаций централизованных кредитов, выданных ими в 1992 - 1994 гг. предприятиям и организациям отдельных отраслей экономики без уплаты средств организациями-заемщиками. При этом названным постановлением не предусматривается освобождение кредитных организаций от уплаты пеней.
В свою очередь, Министерству Российской Федерации по налогам и сборам, как и Пенсионному фонду Российской Федерации, не предоставлено право самостоятельного толкования норм и положений вышеуказанных Закона и постановления правительства Российской Федерации.
При осуществлении своих контрольных функций по указанному вопросу налоговые органы руководствуются постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.96 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности пп.2 и 3 части первой ст.11 Закона Российской Федерации от 24.06.93 г. "О федеральных органах налоговой полиции", четко определяющего различие между пеней и штрафом.
По определению Конституционного суда Российской Федерации пеня не является карательной санкцией, а рассматривается как компенсация государству за самостоятельное заимствование организацией (в рассматриваемом случае кредитной организацией) бюджетных средств.
При этом не обоснованна ссылка на ст.140 Федерального закона от 31.12.99 г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", положения которой не носят определяющего характера понятия "штрафные санкции".
Таким образом, действия налоговых органов и органов Пенсионного фонда Российской Федерации в части принятия решений о взыскании с коммерческих банков пеней за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по исполнению поручений налогоплательщиков на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) являются правомерными и не подпадают под действие постановления правительства Российской Федерации от 08.02.99 г. N 140.
Заместитель министра, |
В.А.Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо МНС РФ от 7 августа 2000 г. N ВП-1-05/1783
Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", N 45, ноябрь 2000 г.