Определение СК Верховного Суда РФ
от 26 сентября 2000 г. по делу N 48-Г00-17
См. также Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 г. N 2-П о проверке конституционности положений Закона Челябинской области "О налоге с продаж"
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Горохова Б.А.,
Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании 26 сентября 2000 г. по кассационной жалобе Кянганена В.А. на решение Челябинского областного суда от 4 августа 2000 г. дело по заявлению Кянганена Вячеслава Аулисовича о признании недействующим и не подлежащим применению абзаца 4 п.1 ст.3 Закона Челябинской области "О налоге с продаж".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения Кянганена В.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Кянганен В.А. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" абзаца 4 пункта 1 ст.3 Закона Челябинской области "О налоге с продаж", ссылаясь на то, что п.3 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" устанавливает перечень товаров, стоимость которых подлежит налогообложению налогом с продаж, и перечень товаров, стоимость которых не является объектом налогообложения данным налогом. При этом в перечне товаров не первой необходимости, стоимость которых является объектом налогообложения, указано, что объектом налогообложения могут являться и другие товары и услуги не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. Истец указывает на то, что формулировка п.3 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязывает законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации устанавливать конкретные перечни товаров и услуг не первой необходимости, стоимость которых подлежит обложению налогом с продаж. В нарушение требований указанного Федерального закона Законодательное Собрание Челябинской области не установило такого перечня и тем самым нарушило права истца, как потребителя товаров и услуг, поскольку сумма налога включается в цену товара и ведет к его удорожанию, в связи с чем нарушаются его права как покупателя.
Решением Челябинского областного суда от 4 августа 2000 года заявление Кянганена В.А. было оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявителя поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с п."и" ст.72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам налогообложения не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с пунктом 3 ст.20 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2118-1ФЗ "Об основах налоговой системы в РФ" (в ред. Законов РФ от 16.07.92 N 3317-1, от 22.12.92 N 4178-1, от 21.05.93 N 5006-1; Федеральных законов от 01.07.94 N 9-ФЗ, от 21.07.97 N 121-ФЗ, от 31.07.98 N 138-ФЗ, от 31.07.98 N 147-ФЗ, от 31.07.98 N 149-ФЗ, от 31.07.98 N 150-ФЗ, от 22.10.98 N 160-ФЗ, от 18.11.98 N 173-ФЗ, от 29.12.98 N 192-ФЗ, от 10.02.99 N 32-ФЗ) плательщиками налога с продаж признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения; иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации; а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно: стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт-дисков; услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес-классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов "люкс" и "СВ", а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость:
хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания;
детской одежды и обуви;
лекарств, протезно-ортопедических изделий;
жилищно-коммунальных услуг, а также услуг по сдаче в наем населению государственных или муниципальных жилых помещений, а также по предоставлению жилья в общежитиях;
услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, клубные учреждения, включая сельские, библиотеки, цирки, лектории, планетарии, парки культуры и отдыха, ботанические сады, зоопарки) при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительских мероприятий, в том числе стоимость входных билетов и абонементов;
зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу, и ценных бумаг;
услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми;
услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также услуг по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом;
услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, предоставляемых коллегией адвокатов;
ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями;
услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов;
товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно-производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями;
путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов;
других товаров первой необходимости по перечню, устанавливаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения.
Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Устанавливая налог с продаж законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.
Таким образом, Федеральный закон установил:
- специальный перечень товаров (работ, услуг) как первой, так и не первой необходимости, являющихся объектами налогообложения по налогу с продаж;
- перечень товаров (работ, услуг), которые не могут являться объектами налогообложения по налогу с продаж - товары и услуги первой необходимости;
- условие, при котором объектами налогообложения по налогу с продаж признаются товары и услуги по решению законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации.
В противоречие Федеральному закону абзацем 4 пункта 1 ст.3 Закона Челябинской области установлено, что налогом с продаж облагается стоимость других товаров (работ, услуг), за исключением товаров (работ, услуг), перечисленных в пункте 2 настоящей статьи.
Таким образом, обжалуемым областным законом в качестве объекта налогообложения указаны все товары, работы и услуги (кроме специально перечисленных товаров первой необходимости), независимо от того, первой или не первой необходимости товарами они являются.
При рассмотрении дела суд неправильно истолковал нормы федерального законодательства и ошибочно указал на то, что данная формулировка объекта налогообложения по налогу с продаж соответствует п.3 ст.20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В ст.5 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и в ст.38 части первой Налогового кодекса Российской Федерации определены принципы определения объекта налогообложения, в соответствии с которыми объектом налогообложения являются стоимость (реализованных) определенных товаров, стоимость (реализованных) отдельных видов работ, услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики. Под товаром, работой, услугой понимаются виды объектов гражданских прав, предусмотренных главой 6 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый из которых имеет свое наименование, материальное или иное выражение и свою совокупность отличительных признаков.
Эта характеристика объекта налогообложения приведена и в п.3 ст.20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации": объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно, стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов и т.п., а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Содержание этих норм федерального законодательства не может истолковываться иначе, как обязывающее субъект Российской Федерации при установлении налога с продаж определять налогооблагаемую базу путем принятия решения об установлении конкретного перечня товаров не первой необходимости, от стоимости которых рассчитывается налог. Правильность такого толкования основана на том, что платежеспособность населения в настоящее время в основном невелика и позволяет, как правило, приобретать лишь товары, необходимые для удовлетворения насущных потребностей. Таким образом, платежеспособный спрос на реализуемую продукцию в подавляющем большинстве случаев распространяется именно на необходимые людям товары (работы, услуги). По этой причине федеральным законодательством субъектам Российской Федерации предоставлена возможность установить расширенный перечень товаров не первой необходимости и признать объектом налогообложения стоимость иных, не указанных в Федеральном законе, но также строго определенных товаров (работ, услуг) не первой необходимости, а не устанавливать иной принцип налогообложения, по которому налогом облагаются все товары, а из налогооблагаемой базы исключается лишь стоимость некоторых товаров первой необходимости.
При таких условиях решение суда, как противоречащее федеральному налоговому законодательству, установившему принцип отнесения к налогооблагаемой базе по налогу с продаж лишь тех товаров (работ, услуг), которые должны включаться в специальные перечни товаров (работ, услуг) не первой необходимости, подлежит отмене в соответствии с п.4 ст.306 и п.3 ст. 307 ГПК РСФСР.
При рассмотрении дела судом неправильно применены нормы материального права, в связи с чем в соответствии с п.4 ст.305 ГПК РСФСР имеется возможность вынести по делу новое решение об удовлетворении жалобы Кянганена В.А. без передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Вступившим в законную силу решением Челябинского областного суда от 26 января 2000 г. были признаны недействительными положения абз.4 п.1 ст.3 Закона Челябинской области "О налоге с продаж" в части установления в качестве объекта налогообложения стоимости других работ, не указанных в абз.2 и 3 п.1 ст.3 этого Закона. В связи с этим жалоба Кянганена В.А. подлежит удовлетворению в отношении включения в объект налогообложения стоимости товаров и услуг, не указанных в абз.2 и 3 п.1 ст.3 данного областного закона, то есть в отношении абз.4 п.1 ст.3 в части, действовавшей после вступления в силу решения суда от 26 января 2000 г.
На основании п.4 ст.305, ст.ст.306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Челябинского областного суда от 4 августа 2000 г. отменить.
Вынести новое решение об удовлетворении жалобы Кянганена Вячеслава Аулисовича.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления настоящего решения в законную силу абзац 4 пункта 1 статьи 3 Закона Челябинской области от 5 сентября 1998 г. "О налоге с продаж".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК Верховного Суда РФ от 26 сентября 2000 г. по делу N 48-Г00-17
Текст определения опубликован в библиотечке Российской газеты, 2002 г., выпуск N 22