Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008
"О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации"
Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 настоящее постановление признано утратившим силу
Согласно постановлению Правительства РФ от 26 января 2005 г. N 40 порядок разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации осуществляет Министерство регионального развития РФ
См. также Инструкцию о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (СНиП 11-04-2003), утвержденную постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. N 150
В целях упорядочения процедуры и сокращения сроков проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что градостроительная, предпроектная и проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности объектов строительства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации.
3. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти обеспечить проведение государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации (далее именуется - государственная экспертиза) в соответствии с Положением о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации.
Решением Верховного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N ГКПИ01-664, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 июля 2001 г. N КАС01-242, пункт 4 настоящего постановления признан не противоречащим действующему законодательству
4. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 6-месячный срок разработать и утвердить по согласованию с федеральными органами исполнительной власти нормативы определения стоимости проведения государственной экспертизы.
О государственной экспертизе градостроительной, предпроектной и проектной документации см. письмо Госстроя РФ от 5 марта 2001 г. N АШ-1052/24
См. Порядок определения стоимости работ по проведению экспертизы градостроительной документации на территории РФ, утвержденный постановлением Госстроя РФ от 18 июня 1998 г. N 18-49
5. В постановлении Совета Министров РСФСР от 30 мая 1991 г. N 290 "Вопросы государственной вневедомственной экспертизы в РСФСР" слова: "Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госкомархстрое РСФСР" и "Главгосэкспертиза РСФСР" в соответствующем падеже заменить соответственно словами: "Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу" и "Главгосэкспертиза России" в соответствующем падеже.
6. Признать утратившим силу постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 585 "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 26, ст.2427; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 27, ст.2587).
Решением Верховного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N ГКПИ01-664, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 июля 2001 г. N КАС01-242, пункт 7 настоящего постановления признан не противоречащим действующему законодательству
7. Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 3-месячный срок представить в установленном порядке предложения о внесении в нормативные правовые акты изменений и дополнений в связи с настоящим постановлением.
Федеральным органам исполнительной власти в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты по вопросам государственной экспертизы в соответствие с настоящим постановлением.
См. Порядок проведения государственной экспертизы, утверждения предпроектной и проектной документации и оформления документации для осуществления строительства объектов рыбохозяйственного комплекса, утвержденный приказом Федерального агентства по рыболовству от 29 августа 2005 г. N 292
См. Положение о порядке проведения государственной экспертизы и утверждения предпроектной и проектной документации на строительство объектов Минсельхоза РФ, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, в аппарате Минсельхоза РФ, утвержденное приказом Минсельхоза РФ от 23 января 2004 г. N 56
См. Положение о проведении государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, утвержденное распоряжением Минтранса РФ от 31 марта 2003 г. N ИС-216-р
См. Положение о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения предпроектной, проектной документации по объектам капитального строительства, реконструкции и капитального ремонта в системе МНС РФ, утвержденное приказом МНС РФ от 6 июня 2002 г. N БГ-3-17/285
См. Положение о государственной экспертизе предпроектной и проектной документации Минсвязи РФ, утвержденное приказом Минсвязи РФ от 22 июля 2003 г. N 96
Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты по вопросам государственной экспертизы в соответствие с настоящим постановлением.
Председатель Правительства |
М.Касьянов |
Москва
27 декабря 2000 г.
N 1008
Положение
о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации* и утверждения ее, а также взаимоотношения заказчика (инвестора) и государственных экспертных органов в процессе проведения экспертизы.
2. Градостроительная и проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности предприятий, зданий и сооружений (далее именуются - объекты), за исключением документации на объекты, строительные работы на которых не затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности и для строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации (далее именуется - строительство) которых не требуется разрешения.
Предпроектная документация на объекты, строительство которых осуществляется частично или полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, а также на потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования и формы собственности подлежит государственной экспертизе до утверждения этой документации.
По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, в том числе средства иностранных инвесторов, кроме потенциально опасных и технически особо сложных объектов, решение о проведении государственной экспертизы предпроектной документации принимает заказчик (инвестор).
3. Целями государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации являются:
а) предотвращение создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке норм и правил;
б) оценка эффективности капитальных вложений, направляемых на строительство объектов, осуществляемое за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
4. При проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации обеспечивается проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов, выданным органами государственного надзора и контроля и заинтересованными организациями.
Градостроительная, предпроектная и проектная документация, разработанная в соответствии с указанными исходными данными, техническими условиями и требованиями, дополнительному согласованию с органами и организациями, их выдавшими, не подлежит, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Решением Верховного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N ГКПИ01-664, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 июля 2001 г. N КАС01-242, пункт 5 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству
5. На федеральном уровне государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации проводится:
а) Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации;
б) Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу с участием следующих федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение специализированной экспертизы (далее именуются - органы специализированной экспертизы):
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (государственная экспертиза в области предупреждения чрезвычайных ситуаций);
О Требованиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения см. приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105
Министерство природных ресурсов Российской Федерации (государственная экспертиза в области охраны окружающей природной среды, использования и охраны водных объектов и недр);
Министерство труда и социального развития Российской Федерации (государственная экспертиза условий труда);
Федеральный горный и промышленный надзор России (экспертиза промышленной безопасности и рационального использования недр);
другие федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственной экспертизы;
в) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение ведомственной экспертизы (далее именуются - органы ведомственной экспертизы), в соответствии с положениями о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению предпроектной и проектной документации между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Решением Верховного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N ГКПИ01-664, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 июля 2001 г. N КАС01-242, пункт 6 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству
6. На уровне субъектов Российской Федерации государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации проводится организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов указанных в пункте 5 настоящего Положения органов специализированной экспертизы.
7. Перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации, определяется нормативно-техническими требованиями на ее разработку.
II. Разграничение полномочий по проведению государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации
8. Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации проводит государственную экспертизу градостроительной, предпроектной и проектной документации, подлежащей рассмотрению и утверждению Правительством Российской Федерации.
9. Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу проводит государственную экспертизу следующей градостроительной документации:
а) градостроительная документация на объекты градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, в том числе:
градостроительная документация о градостроительном планировании развития особо охраняемых природных территорий федерального значения и свободных экономических зон;
генеральные планы городов - административных центров субъектов Российской Федерации; городов, отнесенных к историческим поселениям федерального значения; городов-курортов федерального значения; городов - научных центров; поселений с особым режимом жизнедеятельности (военные городки и другие закрытые административно-территориальные образования, города (поселки) при атомных электростанциях, атомных тепловых электростанциях, поселения в государственных природных заповедниках, национальных и природных парках); поселений, расположенных в регионах с особо неблагоприятными экологическими условиями вследствие радиоактивного загрязнения, повышенной сейсмичностью, на территориях, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в районах залегания полезных ископаемых;
б) градостроительная документация, разрабатываемая за счет средств федерального бюджета и совместного финансирования с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) градостроительные разделы федеральных целевых программ, программ социально-экономического развития территории Российской Федерации;
г) схемы и проекты развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения и благоустройства территорий федерального значения;
д) консолидированные схемы градостроительного планирования.
10. Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу проводит государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на:
а) объекты, строительство которых осуществляется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, а также за счет других средств, поступающих в качестве государственной поддержки;
б) объекты, находящиеся в государственной собственности;
в) объекты:
строящиеся за границей при техническом содействии Российской Федерации;
находящиеся в совместном пользовании Российской Федерации и других государств и строящиеся с привлечением иностранных инвестиций;
сооружаемые при реализации соглашений о разделе продукции;
включенные в федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов;
г) экспериментальные и базовые проекты, предназначенные для массового применения;
д) потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования и формы собственности, в том числе:
ядерно опасные и радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);
объекты по уничтожению химического оружия и ракетного топлива, уничтожению и захоронению химических и других опасных отходов;
гидротехнические сооружения 1 и 2-го классов;
опасные производственные объекты, предусмотренные приложением N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
линии электропередачи и подстанции напряжением 330 киловольт и выше;
морские порты, космодромы, аэропорты с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 метров и более, мосты и тоннели длиной более 500 метров, метрополитены;
радиолокационные станции, радио- и телецентры, магистральные линии связи;
общегородские объекты коммунального хозяйства в городах с расчетной численностью населения свыше 500 тыс. жителей;
крупные объекты пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, оказывающие влияние на продовольственную безопасность страны и населения или имеющие важное социальное значение;
объекты оборонной промышленности, включая объекты по производству конверсионной продукции и продукции двойного назначения.
Решением Верховного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N ГКПИ01-664, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 июля 2001 г. N КАС01-242, пункт 11 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству
11. Организации государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации проводят государственную экспертизу:
а) градостроительной документации, градостроительных разделов целевых программ субъектов Российской Федерации и местных целевых программ, программ социально-экономического развития территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства территорий в части соблюдения градостроительных требований, за исключением градостроительной документации, рассматриваемой Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу;
б) предпроектной и проектной документации на объекты, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также на объекты, строящиеся на их территориях, независимо от источников финансирования и формы собственности, в пределах компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов, осуществляющих контроль за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов, за исключением проектной документации, рассматриваемой Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
12. Органы ведомственной экспертизы в пределах своей компетенции проводят в соответствии с установленным ими порядком государственную экспертизу предпроектной и проектной документации с участием организаций государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации и территориальных органов специализированной экспертизы.
О разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению предпроектной и проектной документации между ЦБР и Госстроем РФ см. Положение, утвержденное Госстроем РФ и ЦБР от 19 декабря 2001 г. NN НМ-6883/24, 171-П
Решением Верховного Суда РФ от 22 мая 2001 г. N ГКПИ01-664, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 июля 2001 г. N КАС01-242, раздел III настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству
III. Организация проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации
13. Для проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации необходимые документы в 4 экземплярах представляются:
а) в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации - по объектам, относящимся к его компетенции;
б) в Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу - по объектам, указанным в пунктах 9 и 10 настоящего Положения;
в) в органы ведомственной экспертизы - по объектам в соответствии с положениями о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению предпроектной и проектной документации между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу;
г) в организации государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации по месту размещения объектов - по объектам, указанным в пункте 11 настоящего Положения.
14. Орган (организация) государственной экспертизы в срок не более 30 дней:
а) регистрирует представленные документы и проверяет их комплектность;
б) определяет совместно с органами специализированной экспертизы необходимость их участия в проведении государственной экспертизы, сроки подготовки заключений органов специализированной экспертизы и стоимость проведения экспертизы;
в) разрабатывает проекты договоров с органами специализированной экспертизы о выполнении работ в пределах общей стоимости проведения государственной экспертизы;
г) готовит и предварительно согласовывает с заказчиком (инвестором) проект договора о проведении государственной экспертизы;
д) направляет заказчику (инвестору):
проект договора о проведении государственной экспертизы (при условии соответствия представленных документов установленным требованиям);
уведомление о сроках представления недостающих документов (в случае несоответствия представленных документов установленным требованиям).
15. При неполучении от заказчика (инвестора) в течение 30 дней подписанного им договора о проведении государственной экспертизы и предусмотренной в нем платы за проведение государственной экспертизы или непредставлении заказчиком (инвестором) в указанный срок запрашиваемых документов государственная экспертиза не проводится, а все документы в 7-дневный срок возвращаются заказчику (инвестору).
16. Стоимость проведения государственной экспертизы определяется на основании утвержденных в установленном порядке нормативов. Продолжительность проведения государственной экспертизы устанавливается договором, но не должна превышать 3 месяцев.
17. В процессе проведения государственной экспертизы по договоренности с заказчиком (инвестором) могут быть уточнены стоимость и сроки ее проведения. Достигнутая договоренность оформляется дополнительным договором. При этом общий срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 6 месяцев.
IV. Сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации
18. Сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации (далее именуется - сводное заключение) содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности. В сводном заключении также устанавливаются основные технико-экономические показатели строительства объектов.
19. Сводное заключение подготавливается:
а) на федеральном уровне - Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу;
б) на региональном уровне - организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации.
20. Сводное заключение подготавливается с учетом заключений (или с участием специалистов) органов специализированной экспертизы или их территориальных органов, органов ведомственной экспертизы, заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, других органов и организаций, а также результатов общественного обсуждения.
21. Сводное заключение утверждается в порядке, установленном органом, осуществляющим государственную экспертизу, и направляется заказчику (инвестору).
22. К сводному заключению прилагаются являющиеся его неотъемлемой частью заключения органов специализированной экспертизы.
Положительное сводное заключение составляется при наличии положительных заключений органов специализированной экспертизы и включает выводы о соответствии градостроительной, предпроектной и проектной документации предъявляемым требованиям и рекомендации по ее утверждению (согласованию) с указанием основных технико-экономических показателей.
Без положительного сводного заключения утверждение градостроительной, предпроектной и проектной документации, финансирование и строительство объектов независимо от источников финансирования и формы собственности не допускаются.
Отрицательное сводное заключение содержит выводы:
о необходимости доработки градостроительной, предпроектной и проектной документации с указанием конкретных недостатков;
о недопустимости использования указанной документации для строительства объектов из-за ее несоответствия предъявляемым требованиям.
23. В случае составления отрицательного сводного заключения в связи с необходимостью доработки градостроительной, предпроектной и проектной документации заказчик (инвестор) вправе представить документы на повторную государственную экспертизу при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в сводном заключении.
V. Утверждение градостроительной, предпроектной и проектной документации
24. Градостроительная документация утверждается в соответствии со статьями 21-23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
25. Предпроектная документация утверждается заказчиком (инвестором).
26. Проектная документация утверждается:
а) по объектам, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, - Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу или в порядке, устанавливаемом этим Комитетом совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
б) по объектам, строительство которых осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, - в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) по объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, в том числе средства иностранных инвесторов, - заказчиком (инвестором).
Примечание. Разделы III-IV настоящего Положения в части проведения государственной экспертизы градостроительной документации являются примерными.
------------------------------
* Под градостроительной документацией понимается документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке, предусмотренная в главах V - IX Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Под предпроектной документацией понимается обоснование инвестиций, привлекаемых для строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений.
Под проектной документацией понимается инвестиционный проект, проект (рабочий проект) строительства, реконструкции, расширения, капитального ремонта и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений, а также консервации и ликвидации опасных производственных объектов.
Государственной экспертизе подлежит градостроительная и проектная документация до ее утверждения независимо от источников финансирования и формы собственности предприятий, зданий и сооружений, за исключением документации на объекты, строительные работы на которых не затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности и для строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации которых не требуется разрешения.
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации"
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 23 января 2001 г., N 14, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 2001 г., N 1 (Часть II), ст. 135, в журнале "Экономика и учет в строительстве", апрель 2001 г., N 4, в Вестнике управления ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве, выпуск 4, Москва 2000 г.
Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 настоящее постановление признано утратившим силу